Календарно-тематическое планирование по литературе , 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Мартынова Ольга Владимировна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docxplan_8_kl.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                                                   Пояснительная записка.

        Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и авторской программы Г.И.Беленького, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе  и входит в состав УМК.

          По целям, задачам, методике изучения литературы 8 класс преемственно связан с предыдущими.

             Сверхзадача курса- приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

           Основой курса 8 класса остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем  8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

          Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

         Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

       В 8 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпре

тации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы.

      Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;

-усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы , выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

       К числу основных умений , навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

-использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;

-поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделение основной информации от второстепенной;

-умение развернуто обосновывать суждения, давать определения;

-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

-владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

     Оканчивая 8 класс, учащиеся должны:

     

     знать и применять на практике:

-основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;

-некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);

-средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

-родо-жанровые  особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

     Знать основные биографические сведения об авторах изученных произведений.

    Понимать роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев.

    Характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении.

    Сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

    Выявлять авторское отношение к озображаемому.

    Пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты.

    Писать сочинения-рассуждения на доступную тему.

    Писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

                       Календарно-тематическое планирование по литературе  8 класса.

Из  расчета 2 часа в неделю(70 часов)

Тема

Кол-во часов

Форма организации урока

Вид  деятельности учащихся

Содержание урока

Домашнее задание

Дата провед.

Введение

1

1

Литература-искусство слова

1

беседа

коллективная

Знакомство с особенностями литературы как вида искусства; понятие художественного образа

Письменный ответ на вопрос

Фольклор

3

2

Фольклор как отражение народного сознания. Лирические песни как жанр

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Знакомство с тематикой, особенностями лирических песен

Сообщение по обрядовым песням

3

Обрядовые песни русского народа как разновидность лирической песни

1

Литературная композиция

групповая

Знакомство с особенностями обрядовых песен русского народа

Сообщение по историческим песням

4

Обрядовые песни, исторические песни

1

беседа

коллективная

Дать основные представления о тематике и проблематике исторических песен

Выучить наизусть песню по выбору

Житийная литература

4

5

Житие как жанр древнерусской литературы

1

комбинированный

коллективная

Основные признаки жития как жанра древнерусской литературы, особенности героя житийной литературы

конспект

6

Отрывки из произведения Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»

1

Работа с текстом

коллективная

Комментированное чтение, работа со словарем литературоведческих терминов

Стр.54, вопр.1, 2

7

Особенности языка и стиля «Жития протопопа Аввакума,..»

1

Беседа, работа с текстом

коллективная

Особенности языка древнерусской литературы

Стр.55-56, пересказ

8

Традиции и новаторство в «Житие протопопа Аввакума, …»

1

Аналитическая беседа

коллективная

Подведение итогов работы над жанром жития, выявление новаторских черт в «Житие…»

Выразительное чтение

9

Роль поэта и назначение поэзии в стихотворении Державина «Памятник»

1

комбинированный

коллективная

Показать,  как изменилась  роль поэта в 18 веке по сравнению с древнерусской литературой, знакомство  со схемой анализа лирического стихотворения

Выучить наизусть стихотворение «Памятник»

А.С.Пушкина

8+2

10

История  России  в творчестве А.С.Пушк ина

1

Аналитическая беседа

коллективная

Вспомнить произведения Пушкина на историческую тематику, выявить общие принципы их написания

Сообщение об А.С.Пушкине

11

Историческая основа повести «Капитанская дочка»

1

комбинированный

групповая

Выявить принцип историзма как основной в «Капитанской дочке», сопоставление текста из «Капитанской дочки» с отрывками из «Истории Пугачева».

Читать повесть «Капитанская дочка»

12

Образ Гринева, его роль в произведении

1

Поисковый

групповая

Знакомство с элементами анализа литературного героя, определение роли  образа Гринева в повести

Пересказать 4 встречи Гринева с Пугачевым

13

Четыре встречи Пугачева и Гринева

1

поисковый

групповая

Сопоставление двух главных героев повести

Сопоставить героев повести

14

Сопоставительный анализ героев повести

1

поисковый

групповая

Сопоставление различных героев повести

Выписать отношение Пушкина к бунту

15

Отношение автора к Пугачеву

1

комбинированный

коллективная

Выявление отношения автора к  Пугачеву и народному восстанию. Роль эпиграфа

Проанализировать образ  Маши

16

Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость, нравственная красота

1

поисковый

групповая

Отработка навыков анализа литературного героя, раскрыть смысл названия повести

Художественный пересказ описания метели

17

Художественные особенности повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

«комбинированный

коллективная

Выявить художественные особенности повести  «Капитанская дочка»

Подготовиться к сочинению

18-19

Р/РОбучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование

Дописать сочинение

Творчество М.Ю.Лермонтова

5+1+2

20

Трагическое мироощущение М.Ю.Лермонтова

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Дать представление о формировании трагического мироощущения М.Ю,Лермонтова

Подготовить рассказ о биографии М.Ю,Лермонтова

21

Одиночество-лейтмотив поэзии М.Ю.Лермонтова

1

комбинированный

коллективная

Закрепление полученных ранее навыков по анализу лирического стихотворения

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Лермонтова

22

История создания поэмы «Мцыри». Особенности романтического мировосприятия. Роль эпиграфа в раскрытии авторского замысла.

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Дать представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия, объяснить роль эпиграфа

Прочитать поэму «Мцыри», охарактеризовать главного героя

23

Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

поисковый

групповая

Знакомство с анализом романтического героя, закрепление основных навыков анализа литературного героя

Определить основный конфликт поэмы, ее кульминацию

24

Образы-символы в поэме. Особенности композиции и конфликта поэмы

1

поисковый

групповая

Дать представление об образах-символах, закрепить знания о композиции и конфликте художественного  произв.

Выучить наизусть отрывок  из поэмы

25

в/ч.Знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Демон»

1

Работа с текстом

коллективная

Знакомство с текстом поэмы «Демон»

Подготовиться к сочинению

26-27

р/р. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

2

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование

Дописать сочинение

Творчество Н.В.Гоголя

6+1+2

28

Детство и юность Н.В.Гоголя. Становление писателя. История создания комедии «Ревизор»

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Знакомство с основными фактами биографии Н.В.Гоголя, историей создания комедии «Ревизор»

Подготовить рассказ о биографии писателя, прочитать 1 действие комедии

29

Знакомство с афишей комедии «Ревизор»

1

комбинированный

коллективная

Дать первоначальное представление о комедии «Ревизор»

Прочитать комедию, выписать отличительные черты чиновников

30

Чиновники города N

1

поисковый

групповая

Сформировать навыки самостоятельного анализа образов чиновников, научить внимательному  отношению к деталям гоголевского текста

Дать письменную характеристику Хлестекова

31

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина»

1

комбинированный

коллективная

Отработать навык анализа литературного героя, выявить средства типизации

Найти в комедии основные этапы сюжета

32

Основной конфликт комедии «Ревизор».Особенности развития сюжета

1

Аналитическая беседа

коллективная

Работа с литературоведческими понятиями, отработка навыков определения основных этапов сюжета

Составить таблицу, отражающую художественные особенности комедии

33

Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. «Смех сквозь слезы»

1

поисковый

групповая

Дать представление о художественных особенностях комедии, выявить характер смешного

Прочитать комедию Н.В.Гоголя «Женитьба»

34

в/ч.Знакомство с комедией Н.В.Гоголя «Женитьба»

1

Работа с текстом

коллективная

Знакомство с текстом комедии «Женитьба», расширение представления учащихся о творчестве писателя

Подготовиться к сочинению

35-36

р/р.Обучающее сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

2

Объяснительно-иллюстративная

коллективная

 Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование

Дописать сочинение

Творчество И.С.Тургенева

4+1

37

Любовь в жизни И.С.Тургенева. История создания повести «Ася»

1

Объяснительно-иллюстративная

коллективная

Знакомство учащихся с личностью И.С.Тургенева, с историей создания повести «Ася»

Прочитать повесть «Ася»

38

Система образов в повести И.С.Тургенева «Ася». Гагин и господин Н.Н.

1

поисковый

групповая

Отработка навыка анализа литературного героя

Устный рассказ о главной героине

39

Образ Аси в повести И.С.Тургенева

1

поисковый

групповая

Отработка навыков анализа литературного героя

Найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их роль в произведении

40

Художественные особенности повести И.С.Тургенева «Ася». Трактовка произведения в критике

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Знакомство учащихся с художественными особенностями повести, с различной интерпретацией повести в критике

Прочитать повесть Тургенева «Первая любовь»

41

в/ч. Повесть И.С.Тургенева «Первая любовь»

1

Работа с текстом

коллективная

Знакомство с текстом повести «Первая любовь».

Творческая работа на тему: «Тема любви в творчестве Тургенева

Л.Н.Толстой

3+1+1

42

Л.Н.Толстой. Семейные традиции. Род Толстых

1

комбинированный

коллективная

Познакомить учащихся с известными предками  Л.Н.Толстого, вспомнить изученные ранее произведения писателя

Прочитать один из «Севастопольских рассказов» писателя

43

в/ч.»Севастопольские рассказы». Отношение Толстого к войне

1

Работа с текстом

коллективная

Расширить представление учащихся о творчестве писателя, раскрыть отношение автора к войне и насилию

Прочитать рассказ Л.Толстого « После бала»

44

История создания рассказа «После бала». Особенности жанра.

1

Урок усвоения новых знаний

коллективная

Познакомить учащихся с историей создания рассказа, выявить особенности жанра произведения

Проанализировать поведение полковника на балу и после бала

45

Особенности композиции рассказа. Полковник на балу и после бала.

1

комбинированный

коллективная

Выявить основные особенности композиции рассказа, отработать навык анализа литературного героя

Составить сложный план сочинения

46

р/р. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Обсуждение планов, работа с черновиками, редактирование

Дописать сочинение

Творчество М.Горького

2+1

47

Романтическое восприятие жизни М.Горьким. «Песня о Соколе» как романтическое произведение

1

Урок усвоения новых знаний

коллективная

Дать первоначальные представления об особенностях формирования романтического восприятия  М.Горького

Подготовить художественный пересказ  «Песни о Соколе»

48

«Песня о Соколе» как притча о смысле жизни

1

поисковый

групповая

Выявление основных художественных особенностей «Песни о Соколе»

Прочитать рассказ «Старуха Изергиль»

49

в/ч.Знакомство с рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»

1

Работа с текстом

коллективная

Расширение представлений о романтическом творчестве М.Горького

Написать отзыв на одно из романтических произведений М.Горького

Творчество А.Грина

2+1

50

А.Грин- человек романтической мечты

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Познакомить учащихся с личностью А.Грина, с особенностями его творчества

Прочитать рассказ А.Грина «Зеленая лампа»

51

Анализ проблематики рассказа А.Грина «Зеленая лампа»

1

Работа с текстом

коллективная

Дать основные представления о проблематике и сюжете рассказа А.Грина «Зеленая лампа»

Прочитать  феерию А.Грина «Алые паруса»

52

в/ч. Феерия А.Грина «Алые паруса»

1

комбинированный

коллективная

Расширить представление учащихся о творчестве А.Грина, познакомить с особенностями проблематики произведения

Творческая работа на тему: «Роль мечты в понравившемся произведении А.Грина»

Творчество А.Т.Твардовского

3+1

53

Судьба А Твардовского в годы войны. История создания поэмы «Василий Теркин»

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Дать основные представления о деятельности А.Твардовского в годы войны, познакомить с историей создания  поэмы «Василий Теркин»

Сообщение о деятельности А.Твардовского в годы войны, прочитать поэму «Василий Теркин»

54

Особенности композиции поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»

1

Работа с текстом

групповая

Отработать навык анализа композиции поэмы

Письменная характеристика главного героя поэмы

55

Анализ образа главного героя поэмы «Василий Теркин»

1

поисковая

групповая

Отработка навыка анализа литературного героя

Отобрать эпизоды, характеризующие Василия Теркина

56

р/р. Обучающее сочинение по поэме А.Твардовского «Василий Теркин»

1

Объяснительно-иллюстративная

коллективная

Отработка навыков написания сочинения на литературную тему

Дописать сочинение

Творчество К.Г.Паустовского

3+5

57

К.Г.Паустовский-мастер художественного слова

1

Обучающая лекция

коллективная

Знакомство с личностью К.Паустовского, обучение конспектированию лекции

Прочитать рассказ «Телеграмма»

58

Особенности проблематики рассказа «Телеграмма»

1

Проблемное изложение материала

групповая

Выявить особенности проблематики рассказа «Телеграмма»

Дать подробную характеристику одному из героев рассказа

59

Система образов рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»

1

поисковый

групповая

Проанализировать систему образов рассказа

Продумать план сочинения на тему : «Тема «отцов и детей» в рассказе Паустовского «Телеграмма»

60-61

р/р.Обучающее сочинение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

2

объяснительный

коллективная

Обсуждение планов, работа с черновиками, редактирование

Дописать сочинение

Творчество Н.М.Рубцова

2

62

Личность поэта Н.М.Рубцова. Основные мотивы творчества

1

комбинированный

коллективная

Дать основные представления  о личности Н.Рубцова, определить основные мотивы творчества поэта

Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта

63

Художественные особенности поэзии Н.Рубцова

1

поисковый

групповая

Выявить художественные особенности поэзии Н Рубцова

Письменный анализ одного из стихотворений Н.Рубцова

64-65

р/р.Контрольное сочинение по изученному материалу

2

Закрепление полученных знаний

Индивидуальная

Проверка навыков написания сочинения на литературную тему

Сообщение об У.Шекспире

Зарубежная литература

3

66-67

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

2

комбинированный

Коллективная, групповая

Расширить представление учащихся о мировом литературном процессе, знакомство с трагедией «Ромео и Джульетта»

Выучить понравившийся отрывок из трагедии

68

Дж.Г.Байрон. Романтические произведения

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Знакомство с романтической поэзией  Дж.Г.Байрона

69-70

Резервные уроки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...