Рабочая программа по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных школ В.Я.Коровиной. 68 часов (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 34»
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ: На педагогическом совете Директор МБОУ «Лицей МБОУ МБОУ«Лицей № 34» _____________________________
Протокол № 90 С.М. Мальцев от 30.09.2011 Приказ №149 от28 февраля 2012г.
Рабочая программа
Литература
7 класс
Составитель программы:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №34» Медведева Т.А.
Новокузнецкий городской округ,
2012г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, переработанное и дополненное, М.; «Просвещение», 2006.-253с. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Настоящая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом лицея.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы .Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Содержание курса.
Соответствует авторской программе В.Я.Коровиной (с.28-36 указанной программы)
Перечень требований к знаниям и умениям учащихся.
Соответствует перечню требованию знаний и умений по указанной программе (с.55-56)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Название темы | Часы | Примечание | ||
всего | т/р | к/р | |||
1 2 3 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 6.12 6.13 6.14 6.15 7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 8 | Введение. Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века. М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Литература 19 века. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь. И.С. Тургенев. Н.А. Некрасов. А.К. Толстой. М.Е. Салтыков-Щедрин Л.Н. Толстой А.П. Чехов. Литература 20 века. И.А. Бунин М. Горький. Л.Н. Андреев. В.В. Маяковский. А.П. Платонов. Б. Л. Пастернак А.Т. Твардовский. Ф.А. Абрамов. Е.И. Носов. Ю.П. Казаков. Д.С. Лихачев. М. М. Зощенко. Стихотворения о родной природе. Песни на стихи русских поэтов. Зарубежная литература. Р. Бернс. Д.Г. Байрон. Японские хокку. О. Генри. Р. Д. Брэдбери Итоги | 1 5 2 1 1 6 3 5 2 2 1 2 2 1 1 5 1 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 3
| 1 1 1 1 1 1
| 1 | |
ВСЕГО | 68 | 6 | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№ Тема раздела Тема урока Месяц
1 2 3 4 5 6 7 | Введение. Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века. М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Литература 19 века. А.С. Пушкин. М.Ю.Лермонтов.
Н.В.Гоголь.
И.С.Тургенев.
Н.А.Некрасов.
А.К.Толстой.
М.Е.Салтыков-Щедрин Л.Н.Толстой. А.П.Чехов. Литература 20 века.И.А.Бунин М.Горький.
Л. Н. Андреев В.В.Маяковский.
А.П.Платонов. Б.Л.Пастернак А.Т.Твардовский.
Ф.А.Абрамов. Е.И.Носов.
Ю.П.Казаков.
Д.С.Лихачев.
М.М.Зощенко. Стихотворения о родной природе.
Песни на стихи русских поэтов. Зарубежная литература. Р. Бернс. Д.Г.Байрон. Японские хокку. О. Генри. Р.Д.Брэдбери Итоги | 1. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Предание как жанр фольклора. 2. Поэтическая сила былины «Вольга и Микула Селянинович».Художественный строй, ритм, строение стиха. 3. Микула – носитель лучших человеческих качеств. 4. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие, поэтичность. 5. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Бескорыстное служение родине и народу. Образ героя произведения. Карело – финский эпос. «Калевала». 6. Народная мудрость пословиц и поговорок. Составление сюжета по пословице. 7. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Поучение Владимира Мономаха». 8. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. 9.М.В.Ломоносов – поэт, гениальный ученый. Патриотизм, призыв к миру в его творчестве. 10.Г.Р.Державин – гражданин и поэт. Размышление о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества. 11. А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. 12. « Медный всадник ». (Вступление. «На берегу пустынных волн…»). Интерес Пушкина к истории России. 13. «Песнь о вещем Олеге». Особенности композиции, своеобразие языка. 14. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца. 15. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. 16. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. 18. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века. 19. Особенности сюжета. Язык и стих. Письменная работа по теме 20. Лирика М. Лермонтова «Молитва», «Ангел». Стихотворение как воспоминание об идеальной гармонии. «Когда волнуется желтеющая нива». 21. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. 22. Образ Тараса Бульбы. Героизм и самоотверженность. 23. Смысл контрастного сопоставления Остапа и Андрия. 24. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. 25. Письменная работа по теме. 26. «Бирюк».Мастерство в изображении жизни народа, быта крестьян. 27. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Богатство и красота русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. . 28. Историческая основа поэмы «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. 29. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. «Вчерашний день часу в шестом…». 30. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. 31. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Сатира и юмор в «Повести…». 32.Трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности. 33. «Детство» (главы из повести). Взаимоотношения детей и взрослых. 34. Анализ собственных поступков. 35. «Хамелеон». Живая картина нравов. «Злоумышленник». 36. «Цифры». Воспитание детей в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. 37. Автобиографический характер повести «Детство». 38. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. 39. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). 40. Вера в творческие силы народа. Письменная работа по теме. 41. «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко). 42. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. 43.Мысли автора о роли поэзии в жизни человека. «Необычайное приключение…». Своеобразие стихотворного ритма. 44. «Хорошее отношение к лошадям». Бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя. 45. «Юшка». Любовь и уважение к человеку. 46. Слово о поэте. «Июль». «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. 47. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности военного времени в стихотворениях поэта. 48. Ритмы и образы военной лирики. Чтение наизусть стихотворений. 49. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». 50. Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе. 51. «Кукла». Образ героя произведения. 52. «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. 53. «Тихое утро». Взаимоотношение детей. Особенности характеров. 54. Подвиг мальчика и радость доброго поступка. 55. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Мемуары как публицистический жанр. 56. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. 57.Человек и природа в стихотворениях В. Я. Брюсова, Ф.Сологуба, С. А. Есенина, Н. А. Заболоцкого, Н. М. Рубцова. 58. Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. 59. Светлая грусть переживаний в песнях на стихи И. А. Гофф, Б. Ш. Акуджавы, А. Н. Вертинского. 60. Р. Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…». Возвращение к истокам, основам жизни. 61. «Честная бедность». Представление народа о справедливости. 62. «Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн славы герою. 63. Особенности жанра. 64. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. 65. «Каникулы». Фантастический рассказ как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. 66. Справочные материалы по теории литературы. 67. Итоговый тест. 68. Задание для летнего чтения. | сентябрь р/р октябрь ноябрь р,р р/р декабрь январь февраль р/р
март
апрель май К р
|
Литература для учащихся
Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений.В 2ч. -17-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-303с.: ил.
Произведения русских и зарубежных писателей, словари.
Литература для учителя
Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе.7 класс.М.: «ВАКО»,2003, 304с
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.Крылатые слова. Литературные цитаты, образные выражения. М.: Изд-во «Правда», 1986
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 8-е издание, переработанное и дополненное, М.: «Просвещение», 2006
Произведения русских и зарубежных писателей.
Статьи журналов «Литература в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....