Интегрированный урок : литература и информатика .
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Интегрированный урок : литература и информатика.Моделирование. Заучивание стихотворения А.Блока "Россия" с помощью информационных технологий (Excel).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovan.urok_literatury_i_inform..doc | 77.94 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Тема урока: Моделирование. Заучивание стихотворения А.Блока «Россия» с помощью информационных технологий (Excel) (2ч).
Цели: анализ стихотворения А.Блока «Россия». На примере данного стихотворения показать значение образа России в творчестве Блока;
использование информационных технологий на уроке литературы; формирование навыков анализа лирического произведения; навыков работы с формулами в Excel;
воспитание у учащихся чувства патриотизма, материалистического мировоззрения.
Оборудование урока:
- Репродукции с картин М.Врубеля «Царевна - лебедь» , «Пан», «Сирень», «Лебедь»,
«К ночи»;
- Стихотворение А.Блока «Россия»;
- Компьютер.
Методические приемы.
- Лекция с элементами беседы;
- Анализ стихотворения;
- Моделирование стихотворения в Excel (26 строк).
Оформление доски.
«Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока.
Эпиграф >
Этой теме я сознательно и I бесповоротно посвящаю жизнь. Все
ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...
А.Блок
I урок: План
1. Слово учителя:
- Индивидуальное, волевое отрицание истощавшей себя цивилизации, «страшного мира» недостаточно, считал А. Блок. Отсюда и возникает у него «тема России», которая «не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема <...> Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь»
По убеждению Блока, «гений, прежде всего - народен» и собственная его гениальность во многом определяется именно этим. «Блок - национальный поэт <...> единственно русский поэт среди всех модернистов», - признавал даже А. Белый, несмотря на очень сложное свое отношение к зрелым произведениям бывшего единомышленника. В самые
отчаянные времена блоковские надежды неизменно связывались с родиной.
Исследователи давно заметили, что народ и Россия для Блока — явления не столько социальные, сколько духовные. Наряду с природой они в первую очередь выражают стихийные основы бытия. G середины 90х гг. в творчестве поэта утверждается новый универсальный «символ - категория» - стихия. Именно в ней, стихии, находит художник музыкальную сущность жизни. И видимо, поэтому столь обобщен образ родины во многих его стихотворениях, в особенности достаточно ранних (вспомним «Русь» с её дремотной таинственностью). Но постепенно родина все чаще открывается взору автора через конкретные и отдельные судьбы («Россия», «Осенний день», «На железной дороге», «Петроградское небо мутилось дождем...»). Образ усложняется и, конечно, становится противоречивым: родина не только противостоит «страшному миру», но и неотъемлема от него. Подобно героине любовной лирики, она у Блока многолика: это и сказка («Русь»), и мерзость («Грешить бесстыдно, непробудно»), она трогательна даже в нищете («Россия»), и она пугает и отчуждается, утрачивая собственное лицо («Новая Америка»),
В творчестве поэта возникает тема возмездия, готовность жертвовать собой. Вера в народную, молодую Россию только укрепляется.
Зародившаяся во времени первой русской революции, она достигает своего пика в1918-1919гг. Открывается еще один, особенно вдохновлявший в тот момент поэта, пик родины: «Россия - буря».
2. Чтение наизусть стихотворения "Русь моя, жизнь моя..." (индивидуальное задание).
Россия
Опять, как в годы золотые. Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные в расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,— Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле Одной слезой река шумней, А ты все та же — лес, да
поле. Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
18 октября 1908
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
—Что означаем «дорожная» символика первой строфы? Слово «опять», открывающее этот шедевр Блока, связывает его с 4 и 5 стихотворениями цикла «На поле Куликовом» и говорит о вечности, повторяемости коренных мифов русского бытия. Тройка («три... шлеи» — лошадиная упряжь тройки) на дороге («расхлябанные колеи»)— символ России, угаданный еще русскими классиками XIX столетия, и не случайно упоминание о «годах золотых» — о зеке Пушкина и Гоголя и в то же время о годах юности автора. Прекрасное народное искусство («спицы расписные»), увы, не ценится на родине («вязнут... в расхлябанные колеи») — еще одна пронзительная мысль Блока. Как меняется ракурс авторского взгляда во второй строфе? Вместо крупного плана 1 строфы — взгляд вдаль. Ничего за «годы» не изменилось в судьбе России, «нищей» и любимой. Ее «серые» избы, ее ветровые песни — как слезы первой любви (в оригинале у Блока «слезы первой любви», т. е. «слезы первой любви», а не «слезы первые», кик получилось при модернизации написания). Эти «слезы» связаны с восторгом, упоением первой любви, с великим открытием возможности другой жизни и потому светлые. Они неразлучны с любовью (вспомним у Пушкина «и жизнь, и слезы, и любовь»), И все-таки это слезы, потому что родина — любимая и «нищая». И это даже не слезы обиды за любимую или тем более на нее; эти слезы — свидетельство остроты и чистоты переживаний ее облика, поступков, судьбы...
— Какая судьба, по Блоку, уготована красавице, встреченной на дороге? Какими средствами создается портрет родины?
Сложным и естественным образом пейзаж России в стихотворении Блока переходит в ее портрет — красавицы-крестьянки, встреченной на дороге (в дневнике Блок
упоминает об одной такой встрече во время своих верховых поездок в окрестностях Шахматова). Ее волнующая «разбойная краса» (выражающая стихийную сущность России) привлекает и распаляет многих, а самый опасный из них — «чародей», которому она и отдаст свою красу. «Чародей», имеющий власть над женственной природой страны (вспоминается повесть Гоголя «Страшная месть» с колдуном, имевшим власть над душой пани Катерины — Андрей Белый видел в этом символ судьбы России), может «заманить» и «обмануть» красавицу (мало ли у нас было диктаторов...). И эта судьба красавицы, России принимается поэтом с библейским смирением — и крест свой бережно несу». Однако, поэт верит и в другое — «не пропадешь, не сгинешь ты»: эти перипетии судьбы не смогут погубить дорогую «Спящую Царевну» (миф о России - спящей царевне, околдованной чародеем и спасенной рыцарем — один из самых важных в представлении Блока о России). И вновь пейзажные и портретные черты естественно сливаются: «И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты» (забота на лице женщины и туман на лике родины). Слеза на лице женщины сливается с рекой на лике родины («одной слезой река шумней»), соседствуют «лес да поле. Да плат узорный до бровей...» Заметим: ее «плат» строго закрывает волосы, но сам по себе красив он «узорный». Забота «затуманила», но не изменила дорогой лик: «А ты все та же». Россия останется и сохранит свою суть. — В чем, по-вашему, логика финала?
Эта логика во многом парадоксальна — надо любить Россию, чтобы не только в «мгновенном взоре» встреченной красавицы (поистине «чудное мгновенье»), но и в «острожной» тоске песни ямщика (а здесь вспоминается пушкинская «Зимняя дорога», где тоже подмечено «родное» — «сердечная тоска» в «долгих песнях ямщика») черпать надежду и силу. Песня «глухая», а тоска в ней «звенит» — в этом сила и трагедия русского духа.
ВЫВОД: Блок создал неповторимый лирический образ России - жены. По словам В. Жирмунского, "от своих предшественников Блок отличается тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью". Родина для него - надежда и утешение.
II урок План
- Формализация задачи
- Информационная модель
Объект | Параметры | |
название | значение | |
Мальчик | Процент снижения с каждой строкой D (%) Время удерживания в памяти любой информации DT | Исходные данные Исходные данные (константа) |
Стихотворение | Количество строк Суммарное время, затраченное на заучивание всего стихотворения | Исходные данные Результат |
Строка (элемент стиха) | Время на заучивание первой строки Ti Время заучивания 1-й строки Ti Суммарное время, затраченное на i строк Si | Исходные данные Расчетные данные Расчетные данные |
3. Компьютерная модель
Объединим информационную и математическую модели, воспользовавшись средой табличного процессора. Для этой задачи промежуточные данные и результаты представляют собой единый блок, в котором содержится вся необходимая информация для анализа и выводов. Заполнить таблицу
исходными данными по приведенному | образцу. | ||
А | В | С | |
1 | Неоаливый ученик | ||
2 | |||
3 | Исходные данные | ||
4 | Мальчик | ||
5 | Время заучивания 1-й строки (7i) | 00:01:00 | |
6 | Увеличение времени | 10% | |
7 | Стихотворение | ||
8 | Всего строк | 26 | |
9 | |||
10 | Промежуточные расчёты и результаты | ||
11 | № строки | Время заучивания | Суммарное время |
12 | 1 | Формула 2 | Формула 4 |
13 | Формула 1 | Формула 3 | Формула 5 |
14 | Заполнить вниз | Заполнить вниз | Заполнить вниз |
Примечание. Заполняя в таблице исходные данные, обратите внимание, что значение в ячейку В5 вводится по формату Время, а ячейку В6 - по формату Процент (число со знаком %). При вводе в ячейку значения в формате Процент в самой ячейке записана
процентная форма данного, а в строке состояния высвечивается
числовая форма
данного.
Ввести формулы для расчётов: Ячейка Формула А13 =А12+1 (1)
- =$В$5 (2)
- =В12*(1=$В$6) (3) С12 =В12 (4) С13 =С12+В13 (5)
- Эксперимент (инструкция прилагается)
- Проведение исследования. Задание: Мальчик учит стих....
- Выполнение задания
- Анализ результатов моделирования
- на Д/3: повторить стихотворение «Россия» А.Блока,
f
выучить наизусть стихотворение
) ■ / I
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).
Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "
Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном и формальном виде, не восп...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Интегрированный урок по математике, информатике, русскому языку по теме "Язык и логика" + презентация к данному уроку
Интегрированный урок "Язык и логика" способствует формированию представления об отдельных учебно-логических умениях (сравнении, понятии, доказательстве), как эффективных инструментах позна...