«Чудесный талант!» ( В.Жуковский.)
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

Игнатьева Тамара Петровна

Литературная викторина, посвященная творчеству А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesnyy_talant.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

      «Чудесный талант!» ( В.Жуковский.)

Литературная викторина, посвященная творчеству А.С.Пушкина.

На фоне тихой музыки П.И.Чайковского ( 6 симфония I часть).

Ведущий.

      "Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина,"- пишет поэт Лев Озеров.

Ведущий.

      Страсть к поэзии появилась у А.С. Пушкина с детства. С восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Другим источником духовного развития Пушкина стали рассказы бабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны.

       В 1811 году будущий поэт поступает в только что открывшийся Царскосельский лицей.

Музыка стихла.

Александр I.

       Я, Александр I, постановляю… учредить Лицей и выражаю желание, чтобы там же воспитывались великие князья и чтобы отбирались туда мальчики из высшего сословия.

Ведущий.

         Правда, вскоре царь охладел к этой идее, и великие князья в Лицее не учились.

 В Царское село шли вести из большого мира, где кипели события. И эти вести доходили до лицеистов.

                           Вы помните: текла за ратью рать,

                           Со старшими мы братьями прощались.

                           И в сень наук с досадой возвращались,

                           Завидуя тому, кто умирать

                           Шёл мимо нас…

1 вопрос. О каких событиях идёт речь?

Предлагаются варианты ответа: 1) восстание декабристов;

                                                       2) Крымская война;

                                                       3) Отечественная война 1812 года.

П.И.Чайковский «Кориолан» (Музыка звучит 30 секунд – время для общения участников викторины).

Ведущий. 

       В лицейские годы Пушкин начал писать свою первую поэму. Русская древность была здесь, вольная жизнь!

Чтец1. "У лукоморья дуб зелёный…"

Ведущий.

Первая поэма А.С.Пушкина - "Руслан и Людмила".

2 вопрос. В каком году вышла в свет эта поэма?

1) 1818

2) 1820

3)1822

М.И.Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила" (30 секунд).

А.С.Пушкин.

          В 1821 году Греция восстала против турецкого владычества. Я всем сердцем приветствовал освободительную борьбу греческого народа; как и многие тогда, надеялся на помощь грекам русского правительства. Однако её не последовало. В дни греческого восстания в Кишинёв приехал один из будущих декабристов. Новый мой знакомый – умный человек во всём смысле этого слова.

Ведущий.

3 вопрос. О каком знакомом говорит Пушкин?

1) о Муравьёве-Апостоле;

2) о Рылееве;

3)о Пестеле.

С.С.Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир» ( 30 секунд).

Ведущий.

      Живя в Кишинёве, поэт начал изучать молдавский язык. Впечатления от пребывания в Крыму, на Кавказе, в Бессарабии легли в основу поэмы "Цыганы".

Инсценирование1.

.
Земфира.  

Скажи, мой друг: ты не жалеешь
О том, что бросил навсегда?


Алеко.
   Что ж бросил я?


Земфира.  

              Ты разумеешь:
Людей, отчизны, города.


Алеко.
   О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Что бросил я? Измен волненье,
Предрассуждений приговор,
Толпы безумное гоненье
Или блистательный позор.


Земфира.  

   Но там огромные палаты,
Там разноцветные ковры,
Там игры, шумные пиры,
Уборы дев там так богаты!..


Алеко.
   Что шум веселий городских?
Где нет любви, там нет веселий.
А девы... Как ты лучше их
И без нарядов дорогих,
Без жемчугов, без ожерелий!
Не изменись, мой нежный друг,
А я... одно мое желанье
С тобой делить любовь, досуг
И добровольное изгнанье!

Ведущий.

Эти герои из поэмы "Цыганы".

4 вопрос. В какой период творчества А.С.Пушкин написал эту поэму?

1) в период ссылки в Михайловское;

2) в болдинский период творчества;

3) в южной ссылке.

В.А.Моцарт. Симфония №40 ( Iчасть) ( 30 секунд).

Ведущий.

             В болдинском уединении Пушкин передумывает прошедшее и "волнуем настоящим". Он размышляет о том, что сильнее: законы "ужасного века" или высокие порывы души человеческой. И одна за другой рождаются трагедии, которые он назвал "маленькими" и которым суждено было стать великими.

Инсценирование2.

     С а л ь е р и
     Что ты сегодня пасмурен?


    
М о ц а р т
     Я? Нет!


     С а л ь е р и
     Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
     Обед хороший, славное вино,
     А ты молчишь да хмуришься.


     М о ц а р т
     Признаться,
     Мой Requiem меня тревожит.


    
С а л ь е р и
     А!
     Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?


    
М о ц а р т
     Давно, недели три. Но странный случай...
     Не сказывал тебе я?


    
С а л ь е р и
     Нет.

Ведущий.

5 вопрос. Что тревожило В.Моцарта?

1) состояние здоровья;

2) какой-то человек-призрак;

3) недописанная музыка.

В.Моцарт. Реквием ( 7 часть) « Лакримоза». ( 30 секунд).

Ведущий.

       Пушкин знал, что лишён независимости и свободы. Но Александр Сергеевич не может уступить "жестокому веку" главного – человечности и жизнелюбия, радости творчества и счастья человеческой близости.

Чтец2.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Ведущий.

        Этим добрым взглядом на жизнь и человека освещены "Повести Белкина".

В "Метели" природа, время, чувства разрушают предрассудки и открывают подлинные возможности жизни.

После того как Бурмин признался Марье Гавриловне в том, что он обвенчан, Марья Гавриловна сказала:

Инсценирование 3.

Марья Гавриловна:Боже  мой! и вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?

Бурмин: Не знаю, как зовут деревню, где я венчался;

не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной  моей проказе, что,  отъехав от  церкви,  заснул, и проснулся  на другой  день  поутру, на третьей уже станции.  Слуга, бывший  тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

Марья Гавриловна: Боже мой! Так это были вы! И вы не узнаёте меня?

Ведущий.

Бурмин был офицером.

6 вопрос. Какое звание имел он?

1) поручик;

2) майор;

3) полковник.

Ф.Шопен. Вальс ми-минор. (30 секунд).

Ведущий.

      Ситуация "Барышни-крестьянки" изображена как условность. Таким образом, человек у Пушкина выше быта, его окружающего.

 Инсценирование4.

Настя.Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да, по мне, это еще не беда: со временем остепенится.


Лиза. Как бы мне хотелось его видеть!


Настя.Да что же тут мудрёного? Тугилово от нас недалеко, всего три версты:
подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы верно встретите его.
Он же всякой день, рано по утру, ходит с ружьем на охоту
.


Лиза.Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же
отцы наши в ссоре, так и мне все же нельзя будет с ним познакомиться...
Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!"

Ведущий.

Отец Алексея Берестова – Иван Петрович. Ничего не читал, кроме одной газеты.

7 вопрос.Какую газету читал Иван Петрович Берестов?

  1. "Сенатские ведомости";
  2. "Русские ведомости";
  3. "Светские ведомости".

П.И.Чайковский. "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик".

Ведущий.

         "Повести Белкина" оказываются полемикой с бытом, представленным и как литературная заданность поведения, и как сословная ограниченность. В "Станционном смотрителе" даётся опровержение легковесному, сниженному до лубочных картинок пониманию истории о "Блудном сыне".

Инсценирование5.

Станционный смотритель. Эй, дочка, поставь самовар да сходи за сливками.

( Выходит дочь с самоваром, чашками)

Проезжающий. Это твоя дочка?

Станционный смотритель. Дочка-с, да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать.

Ведущий.

 Кто не знает историю станционного смотрителя и его красавицы дочки?…

8 вопрос. А как звали героиню?

1) Маша;

2) Дуняша;

3)Катюша.

В.Моцарт. Фантазия ре-минор ( 30секунд).

Ведущий.

      У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца. Твардовский писал: "Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. "Капитанская дочка" явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги,… помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю… С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину".

Инсценирование 6.

Пугачёв.А, ваше  благородие! Как поживаешь? Зачем тебя бог принес?

Гринёв.Я ехал по своему делу, а люди твои меня задержали.

Пугачёв.А по какому делу? Говори  смело при них - от них я ничего не таю.

Гринёв. Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают.

Пугачёв.Кто из моих людей смеет  обижать сироту? Будь он семи пядей  во лбу,  а от суда  моего не  уйдет. Говори: кто виноватый?

Гринёв.  Швабрин  виноватый. Он держит  в неволе ту девушку,которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней жениться.

Пугачёв. Я  проучу Швабрина. Он узнает,  каково у меня своевольничать и обижать народ.

Я его повешу.

Ведущий.

        А.С.Пушкин начинает изучать архивные материалы, просит у царя разрешения посетить Казанскую и Оренбургскую губернии, где когда-то развёртывалось Пугачёвское восстание.

9 вопрос.В каком году это было?

1) 1828;

2) 1830;

3) 1833.

А.И.Хачатурян. Третий концерт. ( 30 секунд).

Ведущий.

       Пушкину одному из первых было суждено стать летописцем крестьянского мятежа 18 века. Его интересовали исторические деятели и факты. В 1832 году А.С.Пушкин пишет роман "Дубровский", который не решается даже печатать.

Инсценирование 7.

Дубровский.  Я всё знаю. Вспомните ваше обещание.

Маша. Вы  предлагаете мне свое  покровительство, но не сердитесь - оно пугает меня. Каким образом окажете вы мне помочь?

Дубровский. Я бы мог избавить вас от ненавистного человека.

Маша. Ради бога,  не трогайте  его,  не смейте его  тронуть,  если вы  меня

любите - я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса...

Дубровский.  Я  не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он  жизнью.

Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше.

Ведущий.

Всем знаком роман А.С.Пушкина "Дубровский".

10 вопрос . А как звали молодого разбойника?

1) Владимир Андреевич;

2)Андрей Владимирович;

3)Алексей Андреевич.

П.И.Чайковский. Вступление к опере "Евгений Онегин" ( 30 секунд).

Ведущий.

Предлагаем 2 вопроса командам, не ответившим на 10 первых вопросов.

1 вопрос.

Перед Вами репродукция- портрет А.С.Пушкина работы известного художника.

Кто автор портрета?

  1. Тропинин;
  2. Соколов;
  3. Кипренский.

П.И.Чайковский "Сентиментальный вальс" ( 30 секунд).

Ведущий.

       В сентябре 1941 года немцы подвергли г.Пушкин беспрерывной бомбёжке. Несмотря на непрекращавшийся артиллерийский обстрел и воздушные налёты, советские бойцы закопали в землю памятник Пушкину. В 1945 году монумент  был восстановлен на прежнем месте.

2 вопрос. Кто автор этого памятника?

Скульпторы:  1) Аникушин;

                        2) Опекушин ;

                        3) Бах.

П.И.Чайковский.Iконцерт ( 3часть). ( 30 секунд).

(Подводится итог, награждаются  команды-победители).

Ведущий.

      Пока живо искусство, пока в душе человеческой есть жажда безграничности и высоты, Пушкин необходим. В России нет поэта, слава которого была бы громче пушкинской. И это понятно. Пушкин приобщил к чтению всю Россию.

А.С.Пушкин.

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу смог найти.

За сим расстанемся, прости!

М.И.Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.А.Жуковский "Лесной царь".

ТЕМА: «В. А. ЖУКОВСКИЙ. ДЕТСТВО И НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА. БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» ЗАДАЧА УРОКА: привитие интереса к личности поэта и его творчеству. ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащ...

Урок литературы на тему: Чудесный мир литературной сказки, созданный В.А. Жуковским. «Спящая царевна» (к УМК В.Я. Коровиной)

АннотацияЦелью проведения данного урока является формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовност...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами сингапурской системы:"Образование как пространство для развития способностей и талантов,или чему нужно учиться.Талант на благо Родины:красивые слова или реальность?"

Развитие в учащихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника. Дать понятие о таланте как основном элементе труда....