Рабочая программа по литературе для 6 кл по программе Бунеева
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_kl-literatura-buneev.doc | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 6 а класс
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, федеральной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература», является составной частью развивающей образовательной системы «Школа 2100» и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Цель программы: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя. Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Задачи программы:
1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Структура и содержание программы
Раздел 1. Пролетая над снами… 11 ч
Раздел 2. Сказки для взрослых 9ч
Раздел 3. Следы во времени 12 ч
Раздел 4. Открывая мир вокруг 19 ч
Раздел 5. Смеясь сквозь слезы… 11 ч
Раздел 6. Стихи из заветной тетради 4 ч
Всего - 68 ч. Из них развитие речи –8 ч. (4+4). Контр. р.– 3 (2+1)
Программа состоит из шести разделов. В первом разделе рассматривается место мистики в мире художественной литературы, жанровое многообразие мистической литературы, а также способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.
Во втором разделе анализируются: «вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения, роль сказки в жизни читателя, место сказки в мире художественной литературы, нравственные ценности в сказках для взрослых.
Третий раздел рассказывает о героическом эпосе разных народов, о воплощении в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа, о взаимосвязи мифа, фольклора и литературы.
Четвёртый раздел показывает многообразие реального и художественного миров. На примере произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского анализируются вечные темы в литературе и собственные переживания автора в рассказе.
Пятый раздел изучает поучительную литературу: басни, юмористические и сатирические рассказы. Анализируется авторское отношение к изображаемому, приемы создания комического.
Шестой раздел содержит поэтическую антологию и отражает мир чувств человека в лирическом тексте. Изучаются особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа) и выразительные средства языка (метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение). Предусмотрены уроки литературоведческого анализа лирического текста.
Формы и методы преподавания:
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.
- Комментированное и выразительное чтение
- Литературоведческий анализ лирического текста.
- Составление партитуры текста при подготовке к выразительному чтению стихов;
- Проблемный диалог, беседа, дискуссия;
- Работа с учебником; различные виды переработки учебного текста: составление плана, тезисов, конспектов;
- Анализ художественного текста с точки зрения содержания и формы, формулирование вопросов к фрагменту текста;
- Устные сообщения учащихся, отзыв на сообщения одноклассников
- Творческие работы, анализ работ, редактирование.
Используемые технологии: проблемно-поисковые технологии, личностно-ориентированные, ИКТ, а также интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях с русским языком и изобразительным искусством.
Формы контроля: практические работы по анализу текста; сочинения-рассуждения, повторительно-обобщающие уроки, тестовые работы.
Учебно-методический комплект:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 6 класс («Год после детства»). Учебник в 2-х книгах.- М.: Баласс, 2010
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Рабочая тетрадь к учебнику литературы. 6 класс. – М.: Баласс, 2010.
Дополнительные ресурсы:
- Конспекты уроков для учителя литературы: 6 класс. Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2008
- Компакт-диск «А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий»
- Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»
- Компакт-диски «Уроки литературы. Кирилл и Мефодий» (5, 6 классы)
- Компакт-диск «Русская литература. 5-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»
- Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»
- Компакт- диск «Репетитор по литературе Кирилл и Мефодий, 2009»
- Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы»
- Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)
- Репродукции картин, иллюстрации к произведениям
Тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них развитие речи | Из них контр работы |
Введение | 1 | |||
Раздел1 | Пролетая над снами… | 12 | 1ч Подготовка к дом соч. по разделу | 1ч. Входной контроль. |
Раздел 2 | Сказки для взрослых | 9 | 1ч. Нравственные уроки сказки. Соч-размышление | |
Раздел 3 | Следы во времени | 12 | 1ч. Сочинение-характеристика героя-богатыря 1ч. Сочинение – подражание (сочинить былину на современном материале). Подготовка к дом соч | 1ч. Рубежный контроль |
Раздел 4 | Открывая мир вокруг | 16 | 1ч. Сочинение – рассуждение. «Дубровский» Пушкина как авантюрный роман и др. Подготовка к дом сочинению. | |
Раздел 5 | Смеясь сквозь слезы… | 12 | 1ч. Сочинение-подражание (басня в прозе или стихах) 1ч. Сочинение-рассуждение. | 1ч. Итоговый контроль. |
Раздел 6 | Стихи из заветной тетради | 4 | 1ч. Анализ лирического текста | |
Обобщение | 1 | |||
Резервный урок | 1 | |||
Итого | 68 | 8 (4+4) (3-дома, 5-в классе) | 3 (2+1) |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата провед |
1 | Введение (1ч) Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека |
1 | |
2 | Раздел 1. Пролетая над снами… (12 ч). В.А. Жуковский. Баллад «Светлана». Эпическое начало в балладе. | 1 | |
3 | Гёте. Баллада «Лесной царь». Мистика как отражение внутреннего мира автора. Роль диалога в балладе. | 1 | |
4 | А.С. Пушкин «Бесы». А.С. Пушкин «Утопленник». Ироническое осмысление балладного сюжета. | 1 | |
5 | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести. Рассказчик и автор. Традиции, обычаи, суеверия жителей Малороссии. | 1 | |
6 | Вакула и Оксана. В гостях у Пацюка. В Петербурге. | 1 | |
7 | Проверка техники чтения А.П. Чехов «Страшная ночь». (Для самостоятельного изучения) | 1 | |
8 | Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская» Философский смысл новеллы и повести. (Обзор) | 1 | |
9 | М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). | 1 | |
10 | Истинное и ложное в жизни человека. | 1 | |
11 | Поиски счастья героями. Образы детей в произведении. | 1 | |
12 | Р.Р. Подготовка к дом сочинению. | 1 | |
13 | Входной контроль. | 1 | |
14 | Раздел 2. Сказки для взрослых (9 ч). В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»). | 1 | |
15 | Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. (Обзор) | 1 | |
16 | Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». | 1 | |
17 | Нравственные уроки сказки Гофмана. | 1 | |
18 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании. | 1 | |
19 | А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви. (Обзор) | 1 | |
20 | М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении. (Обзор) | 1 | |
21 | В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте. (Обзор) | 1 | |
22 | Р.Р. Нравственные уроки сказки. Сочинение-размышление | 1 | |
23 | Раздел 3. Следы во времени (12 ч). Былина «Вольга и Микула Селянинович» | 1 | |
24 | Приемы создания героического характера в эпосе. | 1 | |
25 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | |
26 | Герои и язык русского былинного эпоса. | 1 | |
27 | Р.Р. Сочинение-характеристика героя-богатыря | 1 | |
28 | Эпос разных народов. Обзор. Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».Из абхазских сказаний о нартах. Из киргизского эпоса «Манас». Из якутского эпоса «Олонхо». Из карело-финского эпоса «Калевала». Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа. | 1 | |
29 | Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин). | 1 | |
30 | Рубежный контроль | 1 | |
31 | Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле. Обзор | 1 | |
32 | Мифы о Геракле. Обзор | 1 | |
33 | Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе. Обзор | 1 | |
34 | Р.Р. Сочинение – подражание (сочинить былину на современном материале). | 1 | |
35 | Раздел 4. Открывая мир вокруг (16 ч). К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете». Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои. | 1 | |
36 | И.С. Тургенев «Муму». История немого дворника. Герасим и барыня. Невостребованная любовь. | 1 | |
37 | Герасим и дворовые. Сравнит характеристика. Литературный портрет. Интерьер. | 1 | |
38 | В деревню! Обретения и потери Герасима (смысл бунта Герасима) | 1 | |
39 | И.С. Тургенев «Бирюк». | 1 | |
40 | Внутренний монолог. Творческий пересказ от лица героя. | 1 | |
41 | Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе. | 1 | |
42 | Размышления о ценности человеческой жизни. М. Лермонтов «Сон», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...». К. Симонов «Жди меня», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Обзор | 1 | |
43 | Изображение человека в рассказах А.Грина и О’Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще. Обзор | 1 | |
44 | Слово о Пушкине. А.С. Пушкин «Выстрел». Конфликт и его разрешение. | 1 | |
45 | Тема чести, благородства и достоинства в повести. | 1 | |
46 | А.С. Пушкин «Дубровский». Дубровский и Троекуров. | 1 | |
47 | Отец и сын. | 1 | |
48 | Благородный разбойник в изображении Пушкина. Образ Владимира Дубровского. | 1 | |
49 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский. | 1 | |
50 | Р.Р. Сочинение – рассуждение. «Дубровский» Пушкина как авантюрный роман и др. Подготовка к дом сочинению. | 1 | |
51 | Раздел 5. Смеясь сквозь слезы… (12 ч). Эзоп. Басни. Обзор | 1 | |
52 | И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», | 1 | |
53 | И.А. Крылов «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен. | 1 | |
54 | Р.Р. Сочинение-подражание (басня в прозе или стихах) | 1 | |
55 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | |
56 | Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя. | 1 | |
57 | А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» | 1 | |
58 | А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия» | 1 | |
59 | «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова. Юмор и сатира. Средства выражения авторского отношения к изображаемому. Приемы создания комического. | 1 | |
60 | Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей». И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола». Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии. Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы). Обзор. | 1 | |
61 | Р.Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | |
62 | Итоговый контроль. | 1 | |
63 | Раздел 6. Стихи из заветной тетради (4 ч). Проверка техники чтения. | 1 | |
64 | С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...»М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», | 1 | |
65 | И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся. | 1 | |
66 | Р.Р. Анализ лирического текста | 1 | |
67 | Обобщение (1 ч). Мир твоей литературы. | 1 | |
68 | Резервный урок | 1 |
Всего - 68 ч. Из них развитие речи –8 ч. (4+4). Контр. р.– 3 (2+1)
Содержание курса включает в себя ЗУН
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей
• основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать сочинения разных жанров на литературные темы
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- Анализ, сравнение, сопоставление, классификация
- Самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
- Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
- Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
- Умение воспринимать звучащую речь
- Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.
- Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Организация самостоятельной работы учащихся:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
- определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- устные и письменные интерпретации художественного произведения;
Подготовка к ЕГЭ. Организация деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ в 6 классе предполагает, прежде всего, систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Исходя из данной цели работа по совершенствованию как общеучебных, так и специальных навыков и умений будет проведена по трём направлениям: 1) выразительное чтение художественного (научного) текста; 2) смысловой и языковой анализ текста; 3) создание собственных высказываний (устно и письменно). Кроме того, на каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий (этап первоначального знакомства с ними). Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения.
Виды и формы работы учащихся.
-ведение читательских дневников; с последующим составлением рекламных буклетов и т.д.
-составление аннотаций и отзывов на книгу;
-составление словаря лексики (автора, рассказа, стихотворения);
-проведение семинарских занятий;
-проведение лабораторных работ по анализу текста;
-«диалог с текстом» (постановка вопросов к тексту);
-сочинения различных видов и жанров (в том числе сочинение-подражание)
Средства обучения:
Учебник, тексты художественных произведений, электронные учебники, таблицы, раздаточный материал, компьютер, мультимедиапроектор.
Литература:
1. Новые государственные стандарты школьного образования. АСТ. Астрель, М., 2006.
2. Примерные программы основного общего образования. М., Просвещение, 2009.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010-2011 учебный год.
4. Барова Е.С.Уроки литературы в 6 классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт», М., Баласс, 2010
4. .Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Шаг за горизонт. 6 класс», Баласс, 2010.
5. Образовательная программа по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина//Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ под науч. ред. А.А. Леонтьева). М., Баласс, 2008.
На каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий (этап первоначального знакомства с ними). Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения.
Курс построен на основе сочетания жанрового и проблемно-тематического принципов и составлен из 6 разделов с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
6-й класс (68 часов)
Введение (1 ч).
Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.
Раздел 1. Пролетая над снами… (11 ч).
Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Герои мистической литературы. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.
Для текстуального изучения.
В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе.
А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.
М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Утопленник», «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).
А.П. Чехов «Страшная ночь».
Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).
Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении).
Философский смысл новеллы и повести.
Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.
Развитие речи. Сочинение-миниатюра мистического характера. Сюжет для «страшной» истории. Составление диалога и монолога на заданную тему.
Раздел 2. Сказки для взрослых (9 ч).
«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.
Для текстуального изучения.
В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).
Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.
Для обзорного изучения.
Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.
А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.
М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.
В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.
Теория литературы.
Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».
Развитие речи. Монолог от лица рассказчика. Описание внешности героя (портрет).
Раздел 3. Следы во времени (12ч).
Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.
Для текстуального изучения.
Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.
Для обзорного изучения.
Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.
Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.
Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).
Эпос разных народов.
Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».
Из абхазских сказаний о нартах.
Из киргизского эпоса «Манас».
Из якутского эпоса «Олонхо».
Из карело-финского эпоса «Калевала».
Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.
Теория литературы.
Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.
Развитие речи.
Сочинение – подражание (сочинить былину на современном материале). Сочинение-рассуждение. Сочинение-характеристика
Раздел 4. Открывая мир вокруг (19 ч).
Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».
И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».
Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.
К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».
Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.
Для обзорного изучения.
М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.
А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.
О’Генри «Последний лист». Герои О’Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.
Теория литературы.
Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.
Развитие речи.
Подробный, сжатый, выброчный пересказ текста.
Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение–размышление о книге.
Раздел 5. Смеясь сквозь слезы… (11 ч).
Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.
Для текстуального изучения.
И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.
Для обзорного изучения.
Эзоп. Басни.
Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».
И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».
Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.
Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).
Теория литературы.
Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического.
Развитие речи.
Сочинение на литературоведческую тему (Роль детали в рассказе). Сочинение в жанре юмористического рассказа. Сочинение-подражание: сочиняем басню. Сочинение на основе крылатого выражения. Творческий пересказ. Презентация (заочная экскурсия по городу).
Раздел 6. Стихи из заветной тетради (4 ч).
Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.
Для текстуального изучения.
С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...»,
Для обзорного изучения изучения.
И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.
Теория литературы.
Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.
Развитие речи.
Литературоведческий анализ лирического текста. Сочинение-размышление (близкое к эссе).
Обобщение (1 ч).
Мир твоей литературы.
Формы и методы обучения. В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
4) Программа рассчитана на 68 ч. Из них развитие речи –8 ч. (4+4). Контр. р.– 3 (2+1) Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение литературы выделено 2 часа в неделю вместо 3 часов, предусмотренного программой Бунеевых.
5). Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения (классные и домашние).
Раздел Б. Тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них развитие речи | Из них контр работы |
Введение | 1 | |||
Раздел1 | Пролетая над снами… | 12 | 1ч Подготовка к дом соч. по разделу | 1ч. Входной контроль. |
Раздел 2 | Сказки для взрослых | 9 | 1ч. Нравственные уроки сказки. Соч-размышление | |
Раздел 3 | Следы во времени | 12 | 1ч. Сочинение-характеристика героя-богатыря 1ч. Сочинение – подражание (сочинить былину на современном материале). Подготовка к дом соч | 1ч. Рубежный контроль |
Раздел 4 | Открывая мир вокруг | 16 | 1ч. Сочинение – рассуждение. «Дубровский» Пушкина как авантюрный роман и др. Подготовка к дом сочинению. | |
Раздел 5 | Смеясь сквозь слезы… | 12 | 1ч. Сочинение-подражание (басня в прозе или стихах) 1ч. Сочинение-рассуждение. | 1ч. Итоговый контроль. |
Раздел 6 | Стихи из заветной тетради | 4 | 1ч. Анализ лирического текста | |
Обобщение | 1 | |||
Резервный урок | 1 | |||
Итого | 68 | 8 (4+4) (3-дома, 5-в классе) | 3 (2+1) |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата провед | ЗУН, виды самост раб |
1 | Введение (1ч) Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека |
1 | Знать: -отличие худ литературы от нехудожественной уметь: - рассказать о любимой книге как квалифицированный читатель | |
2 | Раздел 1. Пролетая над снами… (12 ч). В.А. Жуковский. Баллад «Светлана». Эпическое начало в балладе. | 1 | Знать: Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Герои мистической литературы. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях. Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка. уметь: -выразительно читать -пересказать текст сжато, выборочно, подробно -выполнять письменные творческие работы на предложенную тему (соч-рассуждение) -давать характеристику герою (устно и письменно) виды самост работ: -сочинение -составление плана текста -разные виды пересказа -характеристика героя - составление устного связного высказывания на заданную тему | |
3 | Гёте. Баллада «Лесной царь». Мистика как отражение внутреннего мира автора. Роль диалога в балладе. | 1 | ||
4 | А.С. Пушкин «Бесы». А.С. Пушкин «Утопленник». Ироническое осмысление балладного сюжета. | 1 | ||
5 | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести. Рассказчик и автор. Традиции, обычаи, суеверия жителей Малороссии. | 1 | ||
6 | Вакула и Оксана. В гостях у Пацюка. В Петербурге. | 1 | ||
7 | А.С. Пушкин «Утопленник», «Бесы» (обзор) А.П. Чехов «Страшная ночь».(Обзор) | 1 | ||
8 | Истоки мистического в литературе (П. Мериме «Венера Илльская» и Ги де Мопассан «Орля». Философский смысл новеллы и повести. (Обзор) | 1 | ||
9 | М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). | 1 | ||
10 | Истинное и ложное в жизни человека. | 1 | ||
11 | Поиски счастья героями. | 1 | ||
12 | Р.Р. Подготовка к дом сочинению. | 1 | ||
13 | Входной контроль. | 1 | ||
14 | Раздел 2. Сказки для взрослых (9 ч). В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»). | 1 | Знать: Построение сказки. «Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых. Теория литературы. Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе». Ритм и звукопись в лирике. уметь: -составлять план текста -пересказать текст -выполнять письменные творческие работы на предложенную тему (соч-размышление) -оформлять рабочие записи виды самост работ: -составление устного связного высказывания на заданную тему -подбор аргументов -отзыв на сообщение одноклассника | |
15 | Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. (Обзор) | 1 | ||
16 | Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». | 1 | ||
17 | Нравственные уроки сказки Гофмана. | 1 | ||
18 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании. | 1 | ||
19 | А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви. (Обзор) | 1 | ||
20 | М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении. (Обзор) | 1 | ||
21 | В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте. (Обзор) | 1 | ||
22 | Р.Р. Нравственные уроки сказки. Сочинение-размышление | 1 | ||
23 | Раздел 3. Следы во времени (12 ч). Былина «Вольга и Микула Селянинович» | 1 | Знать: Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса. Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа. Теория литературы. Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола. уметь: -рецензировать ответы и сообщения одноклассников -составлять план текста -пересказать текст -выполнять письменные творческие работы на предложенную тему (соч-размышление) -оформлять рабочие записи виды самост работ: -составление партитуры текста для выразительного чтения - редактировать написанное -аналитическая работа с текстом -сочинение-подражание | |
24 | Приемы создания героического характера в эпосе. | 1 | ||
25 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | ||
26 | Герои и язык русского былинного эпоса. | 1 | ||
27 | Р.Р. Сочинение-характеристика героя-богатыря | 1 | ||
28 | Эпос разных народов. Обзор Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр». Из абхазских сказаний о нартах. Из киргизского эпоса «Манас». Из якутского эпоса «Олонхо». Из карело-финского эпоса «Калевала». Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа. | 1 | ||
29 | Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин). | 1 | ||
30 | Рубежный контроль | 1 | ||
31 | Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле. Обзор | 1 | ||
32 | Мифы о Геракле. Обзор | 1 | ||
33 | Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе. Обзор | 1 | ||
34 | Р.Р. Сочинение – подражание (сочинить былину на современном материале). | 1 | ||
35 | Раздел 4. Открывая мир вокруг (16 ч). К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете». Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои. | 1 | Знать: Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни. Автор и его герой. Теория литературы. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании. уметь: -составлять план текста -пользоваться всеми видами пересказа -выполнять письменные творческие работы на предложенную тему (соч-размышление, сочинение-характеристика) -оформлять рабочие записи -составлять сравнительную характеристику героев -формулировать вопросы к тексту виды самост работ: -составление устного связного высказывания на заданную тему -подбор аргументов -отзыв на сообщение одноклассника - Аннотация на прочитанную книгу. - Сочинение–размышление о книге. -сочинение-рассуждение | |
36 | И.С. Тургенев «Муму». История немого дворника. Герасим и барыня. Невостребованная любовь. | 1 | ||
37 | Герасим и дворовые. Сравнит характеристика. Литературный портрет. Интерьер. | 1 | ||
38 | В деревню! Обретения и потери Герасима (смысл бунта Герасима) | 1 | ||
39 | И.С. Тургенев «Бирюк». | 1 | ||
40 | Внутренний монолог. Творческий пересказ от лица героя. | 1 | ||
41 | Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе. | 1 | ||
42 | Размышления о ценности человеческой жизни. М. Лермонтов «Сон», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...». . К. Симонов «Жди меня», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Обзор | 1 | ||
43 | Изображение человека в рассказах А.Грина и О’Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще. Обзор | 1 | ||
44 | Слово о Пушкине. А.С. Пушкин «Выстрел». Конфликт и его разрешение. | 1 | ||
45 | Тема чести, благородства и достоинства в повести. | 1 | ||
46 | А.С. Пушкин «Дубровский». Дубровский и Троекуров. | 1 | ||
47 | Отец и сын. | 1 | ||
48 | Благородный разбойник в изображении Пушкина. Образ Владимира Дубровского. | 1 | ||
49 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский. | 1 | ||
50 | Р.Р. Сочинение – рассуждение. «Дубровский» Пушкина как авантюрный роман и др. Подготовка к дом сочинению. | 1 | ||
51 | Раздел 5. Смеясь сквозь слезы… (12 ч). Эзоп. Басни. Обзор | 1 | Знать: Особенности изучаемых произведений. Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического. Теория литературы. Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического. уметь: -составлять цитатный план и цитатную характеристику -писать сочинение-подражвние - формулировать вопросы к тексту виды самост работ: -аналитическая работа с текстом -составление устного связного высказывания на заданную тему -подбор аргументов -сочинение-отзыв | |
52 | И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», | 1 | ||
53 | И.А. Крылов «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен. | 1 | ||
54 | Р.Р. Сочинение-подражание (басня в прозе или стихах) | 1 | ||
55 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | ||
56 | Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя. | 1 | ||
57 | А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» | 1 | ||
58 | А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия» | 1 | ||
59 | «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова. Юмор и сатира. Средства выражения авторского отношения к изображаемому. Приемы создания комического. | 1 | ||
60 | Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей». И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола». Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии. Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы). Обзор. | 1 | ||
61 | Р.Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | ||
62 | Итоговый контроль. | 1 | ||
63 | Раздел 6. Стихи из заветной тетради (4 ч). С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...» | 1 | Знать: Теория литературы. Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение. уметь: -определять тему и идею стихотворения -выразительно читать текст -составлять партитуру текста для выразительного чтения виды самост работ: -анализ лирического произведения | |
64 | М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», | 1 | ||
65 | И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся. | 1 | ||
66 | Р.Р. Анализ лирического текста | 1 | ||
67 | Обобщение (1 ч). Мир твоей литературы. | 1 | ||
68 | Резервный урок | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения программы учащиеся должны знать / понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты биографии писателей, творчество которых изучалось в курсе литературы;
- предложенные для заучивания наизусть лирические стихи;
- литературоведческие понятия, изученные в курсе литературы.
В результате освоения программы учащиеся должны уметь:
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
– воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
– давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
– понимать связь изученного произведения со временем его написания;
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
Литература и средства обучения
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 6 класс («Год после детства»). Учебник в 2-х книгах.- М.: Баласс, 2010..
2. Конспекты уроков для учителя литературы: 6 класс. Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2008
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Рабочая тетрадь к учебнику литературы. 6 класс. – М.: Баласс, 2010.
4. Компакт-диск «А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий»
10. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»
11. Компакт-диски «Уроки литературы. Кирилл и Мефодий» (5, 6 классы)
12. Компакт-диск «Русская литература. 5-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»
13. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»
14. Компакт- диск «Репетитор по литературе Кирилл и Мефодий, 2009»
15. Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы»
16. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
Рабочая программа по литературе для 8 класса (программа под ред. Г.И.Беленького)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень произведений для заучивания и др....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе 10 класс по программе В.Г.Маранцмана
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...
рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....