Отрытый урок по литературе в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Открытый урок по литературе проводился в 5 классе.Тема урока "Роберт Льюис Стивенсон."Вересковый мёд".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок-экспедиция по литературе в 5 классе.
Тема «Роберт Льюис Стивенсон:жизнь и творчество .Баллада «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения тайны предков ,их традиций»
Цели:
Познакомить учащихся с писателем –представителем зарубежной литературы Робертом Льюисом Стивенсоном,
Познакомить с историей Древней Шотландии,
Продолжить знакомство с жанром баллады,
Раскрыть нравственный подвиг героя ,его мужество и смелость,
Воспитание патриотизма,
Умение работать со словом,его восприятие,
Развитие навыков анализа текста.
Ход урока:
Орг.момент
1.Осн.часть урока:
1.Слово учителя.
Добрый день.Ребята,вы знаете ,что литература-это не просто учебный предмет,это область знаний, которая позволяет переноситься нам в любые времена и места.Словно машина времени, она переносит нас в прошлое или будущее.Вот и сегадня мы совершим с вами увлекательную литературную экспедицию в древнюю Шотландию.
Что такое экспедиция?(поездка,поход группы лиц отряда с каким –либо специальным научным, военным заданием;группа участников такого мероприятия).
Итак,вы участники экспедиции ,а я ваш проводник.И мы отправляемся в страну ,которую в римскую эпоху именовали Каледонией ,а теперь Шотландией,или страной верескового мёда,с целью познакомитьсяс этой удивительной страной и её историей,побольше узнать об английском писателе,шотландце по происхождению Р.Л.Стивенсоне,о его творчестве.Урок поможет задуматься над противоречивостью и сложностью жизненного выбора,который порой надо сделать человеку.
В экспедиции нам не обойтись без специалистов,поэтому вместе с нами в Шотландию отправляются «историк», «географ», «биолог», «биограф»Стивенсона и «этнограф». Итак,в добрый путь!
Слово географу.
Посмотрите на карту.На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану,нанесённую саблей великана,долина Грей-Глен.Большую часть её занимают вытянутые узкие озёра,по обоим берегам которых вздымаются горы.Нижние склоны покрыты лесами ,которые выше сменяются лугами,поросшими вереском и жёсткими травами.По горным долинам стекают реки,образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам.
Слово историку.
Вся история Шотландии так или иначе связана с соревнованием с английскими соседями.Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода.Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди.Символы этой страны-клетчатая материя и волынка.В Шотландии до сих пор сохранилась первозданная природа.Шотландия с её дикими горами,прозрачными холодными озёрами и волшебными замками привлекает туристов со всего света.Пожалуй,только здесь можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья.Название Шотландия произошло в 11 веке.Ещё Шотландию называют страной верескового мёда,т.к. эта страна гор,покрытых душистым вереском.
Слово биологу.
Вересковый мёд.Вереск.Некрупное ,но очень красивое растение ,растёт преимущественно на северных песчаных пустошах ,среди мхов и лишайников.Редкие цветковые растения здесь приживаются .А вот вереск ,приспособившись к дефициту влаги,холодам ,и ветрам ,и снегопадам,прекрасно разрастается и первым покрывает землю плотным ковром,за что такие земли называют вересковыми пустошами.Живёт кустик вереска до 40 лет и за это время настолько обогащает малоплодные грунты ,что делает из них почвы,пригодные для культурных растений.Недаром люди говорят:поселился вереск-нам будет где жить.
Вереск (рисунок)-вечнозелёное растение.Высота-30-50 см,листочки мелкие,свёрнутые,цветы сиренево-розовые,колокольчатые,плод-маленькая коробочка,в которой созревают очень мелкие семена.Во время цветения вереска над ним стоит гул от трудяг шмелей и пчёл.Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах.Шотландцы рассказывают о своих предшественниках- пиктах,которые погибли,но не выдали врагам секрета напитка из верескового мёда,делавшего людей молодыми и сильными.Зацветает вереск в конце июля-августе и радует людей ковром из цветов порой до снегов.В холод к вереску приползают погреться на солнышко змеи,ящерицы.Вереск закрывает их от ветра ,зыщищает от хищников.Народ принимает их за свиту нечистой силы.
Учитель.
Вот мы коротко и узнали ,что представляет Шотландия,почему её называют страной верескового мёда,узнали о вереске.Но этого недостаточно для полного представления о Шотландии.Обычно о величии страны судят по тому,сколько гениальных соплеменников она подарила миру.В первых рядах стоят Вальтер Скотт,Артур Конан –Дойль и Роберт Льюис Стивенсон.А расскажет нам об этом писателе биограф.
Биограф.
Стивенсон род. в 1850 г .в Эдинбурге в обеспеченной семье.Ему были присущи целеустремлйнность,сила воли,азартность,романтичность,чувство собственного достоинства.Дед и отец были инженерами-строителями маяков.Поэтому Роберта притягивало всё связанное с морем.Жизнь писателя не была лёгкой ,от матери досталась по наследству болезнь-туберкулёз,и он был прикован к постели.
Стивенсон.
Детство моё было безрадостным.Жар,бред,бессоница,тягостные дни,нескончаемые ночи.Мечты о путешествиях,о море оказались несбыточными.И тогда мне на помощь пришли перо и бумага.
Биограф.
По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном,потом юридическом факультетах.Стал адвокатом.Из-за ухудшения здоровья уезжает во Францию.Всё ,что видит,пишет на бумаге.Он стал писателем.
Сражаться с судьбой ему приходилось постоянно не на жизнь,а на смерть.Вот предписание врача для 24-летнего Роберта :»Абсолютный покой,никаких волнений,даже приятных,не есть слишком много,не пить слишком много,не слишком много смеяться,можно немного писать ,очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».
Стивенсон.
«В течение 14 лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым,я просыпался больным и ложился в постель измученным ,и всё время трудился ,не отступая от намеченного пути.Я писал в постели,писал,когда у меня шла горлом кровь,писал,когда меня бил озноб,писал раздираемый кашлем,писал,когда кружилась голова,и с честью поднял перчатку,брошенную мне судьбой,и одержал победу в битве с жизнью»
Учитель.
Вот с таким человеком непростой судьбы мы познакомились во время нашей экспедиции .Он написал много книг :«Остров сокровищ», «Чёрная стрела».Среди малых жанров известна широко баллада «Вересковый мёд».
А что такое баллада?(стихотворение фантастического или героического характера,в котором слышится голос автора,оценивающего описываемые события).
Этнограф экспедиции.
Шотландией страна стала называться после того ,как туда переселились жители Ирландии,которые назывались скоттами.Кроме скоттов территорию Шотландии населяли племена бриттов,англо-саксов,пиктов,которые относятся к древнейшим народам Шотландии.В начале 9 в. они были завоёваны скоттами и вскоре смешались с ними,образовав национальность шотландцев.
Учитель.
В основу балллады Стивенсона легло горестное событие-война,во время которой были покорены племена пиктов.Ни один человек не может вернуться назад из Шотландии ,не узнав историю покорения пиктов скоттами.Давайте сделаем небольшую остановку и заглянем в прошлое Шотландии ,а местные жители помогут нам ярче представить события,описанные Стивенсоном в балладе.
2.Беседа по вопросам:
-Тронуло ли ваше сердце это произведение?
-Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных?
-Что мы узнали о войне ,пронёсшейся над шотландской землёй? Как не описывая сражений,автор заставляет нас почувствовать весь ужас произошедших событий?(мы видим последствия битвы:
На вересковом поле ,на поле боевом,
Лежал живой на мёртвом и мёртвый на живом
-Как вы себе представляете эпизод встречи шотландского короля и маленьких пиктов?(устное рисование)
-Какие чувства владели королём?(чтение строк :Король гневно промолвил..)
-Что чувствовали пикты?
Какими словами автор выразил своё отношение к героям?(король безжалостный к врагам,глядит угрюмо,гневно промолвил,пикты же малютки-медовары,бедные пикты,маленькие люди).
-Представьте сцену допроса.В чём трагическое величие картины?Какие художественные детали помогают добиться грандиозности изображаемого?(с 1 стороны –крутой берег моря ,безбрежная стихия,в седле восседает шотландский король.С другой стороны-маленькие люди.Их молчание ещё более значительно на фоне вечных голосов природы:вереск звенел над ними.в море катились волны).
-Как погибли отец и сын?Почему старик решил обмануть шотландцев?(боялся,что сын не выдержит пыток,желал для него более лёгкой и быстрой смерти,чем на костре)
-Почему вересковый мёд для старика- «святая тайна»?(это их традиции ,если их предать ,значит предать свою историю,свой народ)
-Во имя чего совершает свой подвиг старик?(во имя сохранения памяти предков,во имя верности своей Родине).
-«Вересковый мёд»-баллада.Почему ,как вы думаете,Стивенсон обратился к этому жанру?(он писал о легендарных исторических времанах Шотландии,подражая народному эпосу.Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре ,как баллада).
-Какие черты баллад можно найти в «Вересковом мёде»?(исторический сюжет,трагический эпизод в истории войны-смерть последних пиктов,герои-истинные патриоты,эмоциональное сочувствие автора,пейзажный зачин и пейзажная концовка)
-Так о чём же заставляет задуматься это произведение?(о мужестве и смелости,о жестокости сердца,о сохранеии святой тайны).
Учитель.
Эти же мысли и чувства владели Стивенсоном ,когда он услышал впревые историю покорения пиктов,а затем переложил её на литературный лад.Чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей,чтобы каждый задумался над такими пороками как жестокость,гнев,злоба,к чему они могут привести.
3.Заключительная часть урока:
Итоги.
Вот и подошла к концу наша литературная экспедиция.Я думаю,она вам запомнится надолго,потому что мы достигли поставленной цели,узнали много интересного о замечательном писателе Стивенсоне и,возможно,вам захочется перечитать его произведения.Хочется верить ,что вы останетессь не просто учениками ,а ценителями и любителями литературы.
Заканчивая урок,хочу обратить ваше внимание на маленькие карточки,лежащие на ваших столах.Я задам вам вопрос,на который вы ответите молча,выбрав свой вариант ответа (чёрный или белый),оставьте его лежащим на парте той стороной вверх ,которую вы выбрали.
Вопрос:Как вы относитесь к поступку отца?Что вызывает у вас в душе поступок героя:осуждение(чёрный) или восхищение(белый).
Задача не в том ,чтобы правильно ответить ,а в том,чтобы показать сложность жизни,необходимость страшного выбора ,перед которым порой жизнь ставит человека,трагизм этого выбора.
Дом.зад. выучить наизусть любые 4 строфы из баллады.
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...
Презентация к отрытому уроку "Тепловые явления" 8 класс
Презентация к отрытому уроку по физике "Тепловые явления" (уч. "Физика. 8 класс" А.В.Перышкин)...
Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сказки»Задачи: 1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.2. Разв...