Урок внеклассные чтение С.Лукьяненько "Мой папа-антибиотик "
материал по литературе (11 класс) по теме

 

      2. Слово учителя: Ребята , сегодня нам предстоит серьезный разговор .Вы прочитали рассказ С.В.Лукьяненко « Мой папа антибиотик» .Те проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении, выходят за рамки маленького рассказа. Эпиграфом нашего урока станут слова А.Твардовского « Дети и война- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» . Но прежде чем  мы ближе поговорим об этом произведении и его  главных героях, давайте познакомимся с интересными  фактами из биографии..

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Урок внеклассного чтения  по русской литературе  по рассказу

                     С.В. Лукьяненко « Мой папа –антибиотик».

 

Тема: Рассказ С.В.Лукьяненко « Мой папа- антибиотик»

Цели: 1.)Познакомить учащихся с рассказом С.В.Лукьяненко « Мой папа-антибиотик».

            2.)Умение учащихся выделить круг проблем, поднятых писателем в рассказе.

            3).Воспитание  у учащихся уважительного отношения в семье, способности понимать себя и окружающий мир, дружбу, интереса к спорту, к выбору профессий, интереса к жизни

Материал: портрет писателя, рассказ» Мой папа- антибиотик»., эпиграф к уроку-  высказывание Н.М.Карамзина., вопросы   для диалога.

Тип урока- урок внеклассного чтения.

                                     Ход урока.

1.Актуализация урока.

      1.Проверка домашнего задания ( ответно-вопросная форма работы).

      2. Слово учителя: Ребята , сегодня нам предстоит серьезный разговор .Вы прочитали рассказ С.В.Лукьяненко « Мой папа антибиотик» .Те проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении, выходят за рамки маленького рассказа. Эпиграфом нашего урока станут слова А.Твардовского « Дети и война- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» . Но прежде чем  мы ближе поговорим об этом произведении и его  главных героях, давайте познакомимся с интересными  фактами из биографии..

« Заочный диалог с писателем»

Ученик. Сергей Лукьяненко – русский писатель- фантаст ,родился 11 апреля 1968 года в Казахстане, по профессию врач-психиатр ,первые книги которого вышли на рубеже 80-90 годов. Известность писателю принесли  повести «Рыцари сорока островов» и « Атомный  сон».Также  у автора можно выделить трилогию « Линия Грез» - « Императоры Иллюзий» .» Тени  снов»  как весьма и весьма нетрадиционную космическую оперу, трилогию» Сегодня мама!».и  Лорд с планеты Земля» .Говоря о произведениях С.Лукьяненко ,нельзя не отметить роман « Лабиринт отражений» , ставший культовой книгой. Сергей женат, постоянно  проживает в Москве со своей женой Соней и двумя сыновьями Артемом и Даниилом. Держит домашних животных и увлекается кулинарией.

Учитель: Сегодня, ребята, С.Лукьяненко гость нашего урока. Вы можете поближе с ним познакомиться и задать известному фантасту несколько интересующих вас вопросов.

Ученик: Вы известный  и читаемый писатель, есть ли у Вас псевдоним? Если есть , то какой?

Писатель: Доктор Ливси- очень любимый мною персонаж. Наверное, не столько из-за книжки, хотя книжка замечательная, сколько из-за старого киевского мультфильма» Остров сокровищ» .Если помните, там был такой доктор Ливси – человек очень замечательный, симпатичный, в любой ситуации не теряющий оптимизма. И поскольку я тоже доктор , то решил, что пусть какое-то время будет мой виртуозный образ .

Ученик: Как Вы начали писать?

Писатель: Все началось с розыгрыша . С трех  страничек , написанных и показанных другу- « когда-то написал роман, потом сжег, осталось только это…» А друг шутки не понял. И. велел –« Пиши!» .

Ученик: Что Вы  написали первым?. И что из написанного вам впервые удалось напечатать?.

Писатель: Первым был написан рассказ « За лесом, где подлый враг» .Его же многие  считают ошибочно моей первой публикацией, поскольку у журнала « Уральский Следопыт»  в те времена был очень большой тираж На самом  же деле впервые был напечатан рассказ « Нарушение» в  Алма-  атинском журнале «Заря» .

Ученик: Как Вы придумываете  книги?.

Писатель: Я их не придумываю. А всего лишь записываю.

Ученик: Какую свою книгу Вы считаете  самой лучшей?

Писатель: Я ее еще не написал. А из вышедших- пожалуй, « Осенние визиты» , « Лабиринт отражений» , « Ночной дозор» , « Холодные берега».

Ученик: Как Вы пишите – вручную, на машинке, на компьютере. ?

 Писатель: С тех пор как стали доступны компьютеры-  я пишу на компьютере.

 Ученик: Издавались ли Ваши книги на других языках?.

 Писатель: Да. На польском и литовском.

 Ученик: Кто первый  читатель Ваших книг?

    Писатель: Моя жена.

 Ученик :. В Ваших произведениях  очень часто присутствуют дети подросткового возраста, причем , как правило – это мальчики. С чем это связано? ( чтение отрывка  стр. 10)

Писатель: О подростках мне писать  интересно .Это позволяет ставить ситуацию более ярко, , и смотреть  на происходящее…ну , с некоторым максимализмом, видимо. Кроме того- « без двенадцатилетнего персонажа роман скучный» .По поводу  мальчиков- я сошлюсь  на Льва Кассиля, который , отвечая на подобный вопрос, всегда говорил: : «потому что я в детстве всегда был  мальчиком и никогда не был девочкой».

Ученик: Почему в основном в Ваших произведениях « спасать мир»  вынуждены подростки и дети. ?

Писатель: Кому же спасать, как не им?

Ученик: Что, по –вашему, нужно делать с детьми?

Писатель: Любить.

Ученик: Как Вы относитесь к своим произведениям?

Писатель: Я их просто люблю .Почти все.

Учитель: После такого подробного интервью, хочется обратиться непосредственно к тексту рассказа « Мой папа- антибиотик». ( чтение начала повести).

-Что особенно тронуло в рассказе Ваши детские  сердца? .Поделитесь впечатлениями.

Чтение отдельных отрывков ( « Папа подмигнул мне, заговорчески оглянулся.

       - Все более чес в порядке .Болезнь ликвидирована.

     ……..Папа был прав как всегда… Над лесом такого делать не стоило- белкам пришлось бы туго. А звери ведь ни в чем не виноваты…..

    Учитель: Почему уходит из семьи мама Алика? ( чтение отрывка,стр.3.).

    Ученик: Отец часто неделями пропадала работе, защищал жителей планеты Туан.

      - Я защищаю Землю.

         -Не знаю .Одно дело, когда Ваш корпус сражается с Пилигримскими диверсантами .А другое, когда десантники усмиряют колонии.

       -Прости Борис, но я не могу любить… антибиотика….  

Учитель: Каким другом считает Алик Арниса?.

Ученик: Он считает его настоящим другом.

_Здравствуй,- безо всякого удивления произнесла она. _ Ты Алик , друг Арниса.

_ Да ,- обрадовано подтвердил я. Мы были в спортлагере прошлым летом.

 

Учитель: Отец Алика всегда дарил своему сыну необычные подарки. ( чтение отрывка из текста рассказа).

             Физкультминутка

Учитель : Как ведет себя мальчик после того , как узнает о грозящей ему опасности. ?

Ученик: Браслет срывает с руки, понимая, что на нем чужая жизнь..

( чтение отрывка о браслете, стр 5).

Учитель : Как относились друзья Алика к новому подарку отца мальчика?( чтение отрывка( стр 8 )

Учитель: Что чудом спасла мальчика?

              Словарная работа ( антибиотик, флаер, ворс, выхлоап, холл, иллюзия, озон, индикатор, запястье, видеофон, мятеж, ретрансляторы, виллы, плазмомет, повстанцы. ).

Ученик: Расторопность отца, вовремя смогли избавиться от браслета, хотя с тяжелыми последствиями…( чтение отрывка, стр 13,14).

Учитель: О чем предупреждает учитель?

Ученик: Война не должна  коснуться детских  сердец .

Учитель: Обратите еще раз  внимание на эпиграф  к уроку:?( читает эпиграф)

Учитель: Удачно  ли выбрано название?.

Ученик ..название  выбрано удачно, главный герой папа – антибиотик, антибиотик, убивающий микробы, а папа ведет борьбу с врагами на планете Туан.

Учитель -исходя из всего  сказанного, скажите, какие проблемы  автор  поднимает в рассказе.

Ученик: …автор поднимает проблемы современной войны, (стр.10)               Проблема взаимоотношения  отцов и детей (  выступления учащихся  о семье, взаимоотношение  в семье в произведениях татарских писателей, семейные романы в лит-ре, год семьи в Татарстане.  Также автор поднимает тему здорового образа жизни( стр5).

Учитель: Обратите внимание на высказывание Н,М.Карамзина  « Без хороших отцов  нет хорошего воспитания».Можно ли отнести это высказывание к нашему рассказу «Мой папа –антибиотик» (выступление учащихся, « мысль семейная»  отражается в произведениях худ. литературы.).События , связанные  с изображением семейных отношений, « мысль семейная «  пронизывает программные произведения Л. Толстого « Война и мир»  и « Анна Каренина» .Да, родительская любовь является  величайшим и незаменимым источником духовного развития ребенка. Звучит эпиграф к уроку: « Светлые воспоминания  детства могут  спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора»  .Ф.М.Достоевский.

Ученик: потому что  все поступки отца у Алика вызывают чувства восхищения, гордости за своего отца…

…………. с такого отца можно выбрать пример….

…………..  такой отец может дать сыну только хорошее воспитание…( чтение отрывка из рассказа об этом стр 4).

  Ученик: Да, каждый человек должен знать свое происхождение, должен знать и помнить свои корни, потому что каждый человек-  представитель  своей семьи и рода, а без семьи нет общества ..Мы живем в  настоящем ради будущего невозможно без прошлого, без истории.              

                  В семейном кругу мы с вами растем!

                  Основа основ- родительский дом!

                  В семейном кругу все корни твои!

                  И в жизнь ты выходишь из семьи

  Учитель: что вы можете, ребята, сказать об этом произведении? Об героях рассказа?              

 Ученик:…… маленькие дети большой войны….Они сражались рядом со взрослыми, они показали ,каким  огромным может  стать  маленькое детское сердце. ( чтение отрывка  по рассказу стр. 10).

Учитель: проблемы и события не оставляют равнодушным, переосмысливаются, соотносятся с теми событиями, что происходят в нашем мире Это пронзительная история мальчика ярко демонстрирует возможные последствия современных военных технологий .Писатель фантаст как бы предупреждает, что  многое может стать непредсказуемым.

 Итог урока.

Вывод к уроку .Итак, ребята , наш урок приближается к концу , о чем мы с вами поговорили на данном уроке. ?

    О новых профессиях, об отношении детей и взрослых в семье, о современной  войне, о жизни подростках, о дружбе, о здоровом образом жизни человека.

 Учитель:  Сегодня  вы получите домашнее задание  по группам:

              Сформулируйте  ( дайте ) три важных совета, которые  помогут в воспитании детей,  нарисуйте самую главную семейную драгоценность и рассказать о ней. , написать сочинение на тему: « Мой папа», « Семейная  драгоценность»

Вопросы для  подготовки:

-Что особенно  тронуло в рассказе  Ваши детские сердца? (поделитесь впечатлениями).

-Почему уходит из семьи мама Алика?

-Каким другом считает Алик Арниса?.

-Как изображается дружеские отношения между подростками?

-Как ведет  себя мальчик после того, как узнает о грозящей ему опасности?

- Что чудом спасло мальчика?

-О чем предупреждает писатель?

-Удачно ли выбрано  название?

-Какие проблемы поднимает автор   в рассказе?

-Что вы можете  сказать об этом произведении, об его героях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

«Проблема отцов и детей в Рассказе С.В. Лукьяненко «Мой папа – антибиотик»

Взаимоотношения «отцов» и «детей» – это   очень сложная проблема, существующая во все времена и широко представленная во многих произведениях русской литературы...