Урок внеклассные чтение С.Лукьяненько "Мой папа-антибиотик "
материал по литературе (11 класс) по теме
2. Слово учителя: Ребята , сегодня нам предстоит серьезный разговор .Вы прочитали рассказ С.В.Лукьяненко « Мой папа антибиотик» .Те проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении, выходят за рамки маленького рассказа. Эпиграфом нашего урока станут слова А.Твардовского « Дети и война- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» . Но прежде чем мы ближе поговорим об этом произведении и его главных героях, давайте познакомимся с интересными фактами из биографии..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_russkoy_literature_po_rasskazu.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по русской литературе по рассказу
С.В. Лукьяненко « Мой папа –антибиотик».
Тема: Рассказ С.В.Лукьяненко « Мой папа- антибиотик»
Цели: 1.)Познакомить учащихся с рассказом С.В.Лукьяненко « Мой папа-антибиотик».
2.)Умение учащихся выделить круг проблем, поднятых писателем в рассказе.
3).Воспитание у учащихся уважительного отношения в семье, способности понимать себя и окружающий мир, дружбу, интереса к спорту, к выбору профессий, интереса к жизни
Материал: портрет писателя, рассказ» Мой папа- антибиотик»., эпиграф к уроку- высказывание Н.М.Карамзина., вопросы для диалога.
Тип урока- урок внеклассного чтения.
Ход урока.
1.Актуализация урока.
1.Проверка домашнего задания ( ответно-вопросная форма работы).
2. Слово учителя: Ребята , сегодня нам предстоит серьезный разговор .Вы прочитали рассказ С.В.Лукьяненко « Мой папа антибиотик» .Те проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении, выходят за рамки маленького рассказа. Эпиграфом нашего урока станут слова А.Твардовского « Дети и война- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» . Но прежде чем мы ближе поговорим об этом произведении и его главных героях, давайте познакомимся с интересными фактами из биографии..
« Заочный диалог с писателем»
Ученик. Сергей Лукьяненко – русский писатель- фантаст ,родился 11 апреля 1968 года в Казахстане, по профессию врач-психиатр ,первые книги которого вышли на рубеже 80-90 годов. Известность писателю принесли повести «Рыцари сорока островов» и « Атомный сон».Также у автора можно выделить трилогию « Линия Грез» - « Императоры Иллюзий» .» Тени снов» как весьма и весьма нетрадиционную космическую оперу, трилогию» Сегодня мама!».и Лорд с планеты Земля» .Говоря о произведениях С.Лукьяненко ,нельзя не отметить роман « Лабиринт отражений» , ставший культовой книгой. Сергей женат, постоянно проживает в Москве со своей женой Соней и двумя сыновьями Артемом и Даниилом. Держит домашних животных и увлекается кулинарией.
Учитель: Сегодня, ребята, С.Лукьяненко гость нашего урока. Вы можете поближе с ним познакомиться и задать известному фантасту несколько интересующих вас вопросов.
Ученик: Вы известный и читаемый писатель, есть ли у Вас псевдоним? Если есть , то какой?
Писатель: Доктор Ливси- очень любимый мною персонаж. Наверное, не столько из-за книжки, хотя книжка замечательная, сколько из-за старого киевского мультфильма» Остров сокровищ» .Если помните, там был такой доктор Ливси – человек очень замечательный, симпатичный, в любой ситуации не теряющий оптимизма. И поскольку я тоже доктор , то решил, что пусть какое-то время будет мой виртуозный образ .
Ученик: Как Вы начали писать?
Писатель: Все началось с розыгрыша . С трех страничек , написанных и показанных другу- « когда-то написал роман, потом сжег, осталось только это…» А друг шутки не понял. И. велел –« Пиши!» .
Ученик: Что Вы написали первым?. И что из написанного вам впервые удалось напечатать?.
Писатель: Первым был написан рассказ « За лесом, где подлый враг» .Его же многие считают ошибочно моей первой публикацией, поскольку у журнала « Уральский Следопыт» в те времена был очень большой тираж На самом же деле впервые был напечатан рассказ « Нарушение» в Алма- атинском журнале «Заря» .
Ученик: Как Вы придумываете книги?.
Писатель: Я их не придумываю. А всего лишь записываю.
Ученик: Какую свою книгу Вы считаете самой лучшей?
Писатель: Я ее еще не написал. А из вышедших- пожалуй, « Осенние визиты» , « Лабиринт отражений» , « Ночной дозор» , « Холодные берега».
Ученик: Как Вы пишите – вручную, на машинке, на компьютере. ?
Писатель: С тех пор как стали доступны компьютеры- я пишу на компьютере.
Ученик: Издавались ли Ваши книги на других языках?.
Писатель: Да. На польском и литовском.
Ученик: Кто первый читатель Ваших книг?
Писатель: Моя жена.
Ученик :. В Ваших произведениях очень часто присутствуют дети подросткового возраста, причем , как правило – это мальчики. С чем это связано? ( чтение отрывка стр. 10)
Писатель: О подростках мне писать интересно .Это позволяет ставить ситуацию более ярко, , и смотреть на происходящее…ну , с некоторым максимализмом, видимо. Кроме того- « без двенадцатилетнего персонажа роман скучный» .По поводу мальчиков- я сошлюсь на Льва Кассиля, который , отвечая на подобный вопрос, всегда говорил: : «потому что я в детстве всегда был мальчиком и никогда не был девочкой».
Ученик: Почему в основном в Ваших произведениях « спасать мир» вынуждены подростки и дети. ?
Писатель: Кому же спасать, как не им?
Ученик: Что, по –вашему, нужно делать с детьми?
Писатель: Любить.
Ученик: Как Вы относитесь к своим произведениям?
Писатель: Я их просто люблю .Почти все.
Учитель: После такого подробного интервью, хочется обратиться непосредственно к тексту рассказа « Мой папа- антибиотик». ( чтение начала повести).
-Что особенно тронуло в рассказе Ваши детские сердца? .Поделитесь впечатлениями.
Чтение отдельных отрывков ( « Папа подмигнул мне, заговорчески оглянулся.
- Все более чес в порядке .Болезнь ликвидирована.
……..Папа был прав как всегда… Над лесом такого делать не стоило- белкам пришлось бы туго. А звери ведь ни в чем не виноваты…..
Учитель: Почему уходит из семьи мама Алика? ( чтение отрывка,стр.3.).
Ученик: Отец часто неделями пропадала работе, защищал жителей планеты Туан.
- Я защищаю Землю.
-Не знаю .Одно дело, когда Ваш корпус сражается с Пилигримскими диверсантами .А другое, когда десантники усмиряют колонии.
-Прости Борис, но я не могу любить… антибиотика….
Учитель: Каким другом считает Алик Арниса?.
Ученик: Он считает его настоящим другом.
_Здравствуй,- безо всякого удивления произнесла она. _ Ты Алик , друг Арниса.
_ Да ,- обрадовано подтвердил я. Мы были в спортлагере прошлым летом.
Учитель: Отец Алика всегда дарил своему сыну необычные подарки. ( чтение отрывка из текста рассказа).
Физкультминутка
Учитель : Как ведет себя мальчик после того , как узнает о грозящей ему опасности. ?
Ученик: Браслет срывает с руки, понимая, что на нем чужая жизнь..
( чтение отрывка о браслете, стр 5).
Учитель : Как относились друзья Алика к новому подарку отца мальчика?( чтение отрывка( стр 8 )
Учитель: Что чудом спасла мальчика?
Словарная работа ( антибиотик, флаер, ворс, выхлоап, холл, иллюзия, озон, индикатор, запястье, видеофон, мятеж, ретрансляторы, виллы, плазмомет, повстанцы. ).
Ученик: Расторопность отца, вовремя смогли избавиться от браслета, хотя с тяжелыми последствиями…( чтение отрывка, стр 13,14).
Учитель: О чем предупреждает учитель?
Ученик: Война не должна коснуться детских сердец .
Учитель: Обратите еще раз внимание на эпиграф к уроку:?( читает эпиграф)
Учитель: Удачно ли выбрано название?.
Ученик ..название выбрано удачно, главный герой папа – антибиотик, антибиотик, убивающий микробы, а папа ведет борьбу с врагами на планете Туан.
Учитель -исходя из всего сказанного, скажите, какие проблемы автор поднимает в рассказе.
Ученик: …автор поднимает проблемы современной войны, (стр.10) Проблема взаимоотношения отцов и детей ( выступления учащихся о семье, взаимоотношение в семье в произведениях татарских писателей, семейные романы в лит-ре, год семьи в Татарстане. Также автор поднимает тему здорового образа жизни( стр5).
Учитель: Обратите внимание на высказывание Н,М.Карамзина « Без хороших отцов нет хорошего воспитания».Можно ли отнести это высказывание к нашему рассказу «Мой папа –антибиотик» (выступление учащихся, « мысль семейная» отражается в произведениях худ. литературы.).События , связанные с изображением семейных отношений, « мысль семейная « пронизывает программные произведения Л. Толстого « Война и мир» и « Анна Каренина» .Да, родительская любовь является величайшим и незаменимым источником духовного развития ребенка. Звучит эпиграф к уроку: « Светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора» .Ф.М.Достоевский.
Ученик: потому что все поступки отца у Алика вызывают чувства восхищения, гордости за своего отца…
…………. с такого отца можно выбрать пример….
………….. такой отец может дать сыну только хорошее воспитание…( чтение отрывка из рассказа об этом стр 4).
Ученик: Да, каждый человек должен знать свое происхождение, должен знать и помнить свои корни, потому что каждый человек- представитель своей семьи и рода, а без семьи нет общества ..Мы живем в настоящем ради будущего невозможно без прошлого, без истории.
В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ- родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи
Учитель: что вы можете, ребята, сказать об этом произведении? Об героях рассказа?
Ученик:…… маленькие дети большой войны….Они сражались рядом со взрослыми, они показали ,каким огромным может стать маленькое детское сердце. ( чтение отрывка по рассказу стр. 10).
Учитель: проблемы и события не оставляют равнодушным, переосмысливаются, соотносятся с теми событиями, что происходят в нашем мире Это пронзительная история мальчика ярко демонстрирует возможные последствия современных военных технологий .Писатель фантаст как бы предупреждает, что многое может стать непредсказуемым.
Итог урока.
Вывод к уроку .Итак, ребята , наш урок приближается к концу , о чем мы с вами поговорили на данном уроке. ?
О новых профессиях, об отношении детей и взрослых в семье, о современной войне, о жизни подростках, о дружбе, о здоровом образом жизни человека.
Учитель: Сегодня вы получите домашнее задание по группам:
Сформулируйте ( дайте ) три важных совета, которые помогут в воспитании детей, нарисуйте самую главную семейную драгоценность и рассказать о ней. , написать сочинение на тему: « Мой папа», « Семейная драгоценность»
Вопросы для подготовки:
-Что особенно тронуло в рассказе Ваши детские сердца? (поделитесь впечатлениями).
-Почему уходит из семьи мама Алика?
-Каким другом считает Алик Арниса?.
-Как изображается дружеские отношения между подростками?
-Как ведет себя мальчик после того, как узнает о грозящей ему опасности?
- Что чудом спасло мальчика?
-О чем предупреждает писатель?
-Удачно ли выбрано название?
-Какие проблемы поднимает автор в рассказе?
-Что вы можете сказать об этом произведении, об его героях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».
Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.
Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Урок литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…» (урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)
Тема урока: Как важно вовремя понять....
«Проблема отцов и детей в Рассказе С.В. Лукьяненко «Мой папа – антибиотик»
Взаимоотношения «отцов» и «детей» – это очень сложная проблема, существующая во все времена и широко представленная во многих произведениях русской литературы...