Рабочая программа по литературе 5 класс КРО
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе составлена по специальной коррекционной программе 8 вида для учащихся 5 класса. Программа рассчитана на 140 часов в год, состоит из пояснительной записки, требования к умениям учащихся, календарно-тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5 класс литература КРО 8 вид | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование уроков чтения для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на 2011-2012год разработано на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (I-VIII вида), регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ростовской области и в соответствии с действующими санитарными правилами. СанПин 2.4.2 1178-02, утвержденными Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 г. №44
Программа составлена на основе программы по русскому языку 5-9 классов специальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития и классов коррекционно-развивающего обучения.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, 137 часов в год.
Планирование уроков составлено с учетом решения двух основных задач:
- сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной культуре;
- скорригировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для обучающихся с ЗПР, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения.
Программа предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
В средних классах продолжается работа по развитию способности полноценно воспринимать доступные по содержанию художественные произведения и научно-популярные статьи, правильно устанавливать смысловые связи, ориентируясь не только на предметный план произведения, но и на внутренний подтекст, на субъективный смысл читаемого; эмоционально откликаться на прочитанное, понимать образный язык литературного текста, использовать такие средства интонации, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее под наблюдением учителя).
Уделяя первостепенное внимание формированию навыка сознательного чтения, программа выделяет в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом», в котором предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, выражать свое суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора произведения, наблюдать и выявлять те средства, с помощью которых реализуется эта позиция. В названном подразделе определяется также по каждому году обучения уровень самостоятельности школьников в работе с текстом.
Не менее значимо в средних классах дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у умственно отсталых учащихся формируются медленно и не синхронно в связи с различным проявлением дефекта.
Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом учащиеся идут к чтению словосочетанием и коротким предложением. От коллективной работы над выразительностью чтения школьники переходят к попытке относительно самостоятельно (с большей или меньшей помощью учителя) выделять фразовое ударение, устанавливать паузы, определять тон голоса.
Главным видом чтения остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся, как показали исследования, значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя.
В программе по чтению так же, как и в программе по грамматике и правописанию, прослеживается коммуникативно-речевая направленность обучения.
По мнению многих психологов и методистов, чтение, как вид речевой деятельности, является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим программа придает большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь относительно естественного общения друг с другом, пересказывать текст кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно использовать лексику и образные выражения текста.
Учитывая, что учащиеся специальной (коррекционной) школы начинают более осознанно воспринимать окружающий мир, программа предусматривает решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников, прежде всего через полноценное освоение опыта, заложенного в произведениях художественной литературы, через установление связи авторской позиции с требованиями народной нравственности.
В 5 – 6 классах продолжается этап объяснительного чтения, который был характерен для предыдущих лет обучения. В связи с основными требованиями этого этапа программа использует тематический принцип расположения литературного материала. Однако по сравнению с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения по любой теме становятся более объемными, рассказывающими о событиях не только близких опыту детей, но и отдаленных во времени, касающихся истории страны.
Начиная с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обуславливаются монографическим принципом, в связи с чем предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, программа рекомендует знакомить учащихся с биографий каждого автора, сообщать школьникам некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них такие, как жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, отмечать характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.
Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности школьников в чтении дополнительной литературы.
С 8 класса вводится чтение статей периодической печати.
Основные требования к умениям учащихся 5 класса:
1 уровень:
- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам;
- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
- учить наизусть 8-10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.
2 уровень:
- правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
- находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
- отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию текста (с помощью учителя);
- заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей ученика);
- принимать участие в уроках внеклассного чтения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
специальная (коррекционная) программа VIII вида
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Ожидаемый результат |
1 | «Листья падают с кленов» В.Песков | 1 | 02.09.11г | Правильное сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного. Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа. Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация конца предложения с различными знаками препинания, перечислительная интонации при однородных членах предложения. Разбор текста по вопросам, формулирование вопросов учащимися к отдельным событиям текста и поступкам героев. Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста. Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации. Выделение частей текста в соответствии с данным планом. Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного их выделения. Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов. Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки. Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения. |
2 | «Наша родина» С.Соловейчик. | 1 | 03.09.11г | |
3 | Народное творчество: заклички. | 1 | 05.09.11г | |
4 | Егорьевская песня. | 1 | 07.09.11г | |
5 | Песня | 1 | 09.09.11г | |
6 | Считалки. Загадки. | 1 | 10.09.11г | |
7 | Пословицы | 1 | 12.09.11г | |
8 | «Одолень-трава» С.Романовского. | 1 | 14.09.11г | |
9 | Праздники и приметы народного календаря. Август. Сентябрь | 1 | 16.09.11г | |
10-12 | «Барсучий нос» К.Паустовского. | 3 | 17.09.11г, 19.09.11г, 21.09.11г | |
13 | Стихотворение «Лесные бусы» М.Садовского. | 1 | 23.09.11г | |
14-15 | Во славу отечества. «Не посрамим землю Русскую!» С.Романовского. | 2 | 24.09.11г, 26.09.11г | |
16-18 | «Куликовская битва» С.Романовского. | 3 | 28.09.11г, 30.09.11г, 01.10.11г | |
19 | Стихотворение А.Твардовского «Лес осенью». | 1 | 03.10.11г | |
20-22 | «Танины дела» Л.Воронковой. | 3 | 05.10.11г, 07.10.11г, 08.10.11г | |
23-24 | «Счастливые часы» Е.Пермякова. | 2 | 10.10.11г, 12.10.11г | |
25 | Стихотворение С.Баруздина «Бревно». | 1 | 14.10.11г | |
26-28 | «Упрямый козленок» С.Михалкова. | 3 | 15.10.11г, 17.10.11г, 19.10.11г | |
29 | «Кем быть и кем не быть» Я.Пинясова. | 1 | 21.10.11г | |
30 | Стихотворение О.Высотской «Над рекой над Окой». | 1 | 22.10.11г | |
31-35 | «Цветик-семицветик» В.Катаева. | 5 | 24, 26, 28, 29.10.11г 09.11.11г | |
36 | Стихотворение Б.Заходера «Что красивей всего?». | 1 | 11.11.11г | |
37 | Стихотворение О.Высотской «Осеннее утро». | 1 | 12.11.11г | |
38 | Праздники и приметы народного календаря. Октябрь-ноябрь | 1 | 14.11.11г | |
39-40 | Во славу отечества. Былина «Освобождение Чернигова». | 2 | 16.11.11г, 18.11.11г | |
41-42 | Былина «Илья Муромец и Идолище». | 2 | 19.11.11г, 21.11.11г | |
43 | Загадки | 1 | 23.11.11г | |
44-45 | Сказка З.Топелиус «Солнечный луч в ноябре». | 2 | 25.11.11г, 26.11.11г | |
46-47 | «Два приятеля» Е.Бехлерова | 2 | 28.11.11г, 30.11.11г | |
48 | Стихотворение В.Коркина «Не умею быть один». | 1 | 02.12.11г | |
49-50 | «Друг детства» В.Драгунский | 2 | 03.12.11г, 05.12.11г | |
51 | Стихотворение А.Барто «Три очка за старичка». | 1 | 07.12.11г | |
52-54 | «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах…» В.Драгунского. | 3 | 09.12.11г, 10.12.11г, 12.12.11г | |
55-56 | «Клякса» Н.Носова | 2 | 14.12.11г, 16.12.11г | |
57-58 | «Заяц Коська и Родничок» Н.Грибачева. | 2 | 17.12.11г, 19.12.11г | |
59-60 | Русская народная сказка «Морозко». | 2 | 21.12.11г, 23.12.11г | |
61-62 | «Проказы старухи зимы» К.Ушинского. | 2 | 24.12.11г, 26.12.11г | |
63 | Праздники и приметы народного календаря. Декабрь. | 1 | 28.12.11г | |
64 | «Старик Годовик» В.Даля. | 1 | 30.12.11г | |
65 | Стихотворение С.Черного «Волк». | 1 | 14.01.12г | |
66 | Песня Н.Саконской «Зимний праздник». | 1 | 16.01.12г | |
67-68 | Рождество. Новый год. | 2 | 18.01.12г, 20.01.12г | |
69 | Коляда - народная игровая песня. | 1 | 21.01.12г | |
70 | Праздники и приметы народного календаря. Январь. | 1 | 23.01.12г | |
71-73 | «Зимний дуб» Ю.Нагибина. | 3 | 25.01.12г, 27.01.12г, 28.01.12г | |
74 | Стихотворение Е.Благининой «Мороз». | 1 | 30.01.12г | |
75 | Стихотворение И.Снеговой «Юркины друзья». | 1 | 01.02.12г | |
76-77 | «Как обманули хитрую лису» Г.Харлампьева. | 2 | 03.02.12г, 04.02.12г | |
78-80 | Русская народная сказка «Лиса и дрозд». | 3 | 06.02.12г, 08.02.12г, 10.02.12г | |
81 | Праздники и приметы народного календаря. Февраль. | 1 | 11.02.12г | |
82 | Домовой – шутка. Загадки | 1 | 13.02.12г | |
83-84 | Сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица». | 2 | 15.02.12г, 17.02.12г | |
85 | Во славу отечества «Измаил» С.Алексеева, В.Лосина. | 1 | 18.02.12г | |
86-87 | «Штык» С.Алексеева. | 2 | 20.02.12г, 22.02.12г | |
88 | Стихотворение Ю.Морица «Домик с трубой». | 1 | 24.02.12г | |
89-91 | «Теплый хлеб» К.Паустовского. | 3 | 25.02.12г, 27.02.12г, 29.02.12г | |
92 | «Дорогая гостья Масленица» Н.Колпаковой. | 1 | 02.03.12г | |
93 | Масленица | 1 | 03.03.12г | |
94 | «Весной» А.Чехова. | 1 | 05.03.12г | |
95 | Стихотворение В.Орлова «Мамин праздник». | 1 | 07.03.12г | |
96 | Стихотворение Э.Успенского «Если был бы я девчонкой». | 1 | 09.03.12г | |
97 | Праздники и приметы народного календаря. Март. | 1 | 10.03.12г | |
98 | Поговорки. «Ночь и день» П.Соловьева. | 1 | 12.03.12г | |
99-100 | Сказка Х.К.Андерсена «Снеговик». | 2 | 14.03.12г, 16.03.12г | |
101 | Весенние заклички | 1 | 17.03.12г | |
102 | Праздники и приметы народного календаря. Апрель. | 1 | 19.03.12г | |
103 | Приметы. Загадки. Поговорки. | 1 | 21.03.12г | |
104 | Стихотворение Я.Акима «Апрель». | 1 | 23.03.12г | |
105-106 | «Счастливый жучок» Г.Скребицкого. | 2 | 02.04.12г, 04.04.12г | |
107-108 | «Варька» Н.Сладкова. | 2 | 06.04.12г, 07.04.12г | |
109 | Стихотворение В.Лифшица «Скворец». | 1 | 09.04.12г | |
110-111 | «Чужое яичко» К.Ушинского. | 2 | 11.04.12г, 13.04.12г | |
112 | Стихотворение В.Берестова «Лети!». | 1 | 14.04.12г | |
113-114 | Русская народная сказка «Ржаной колос». | 2 | 16.04.12г, 18.04.12г | |
115-116 | Башкирская сказка «Золотые руки». | 2 | 20.04.12г, 21.04.12г | |
117 | Стихотворение Е.Благининой «Черемуха». | 1 | 23.04.12г | |
118 | Праздники и приметы народного календаря. Май. | 1 | 25.04.12г | |
119 | Поговорки. Приметы. Загадки. | 1 | 27.04.12г | |
120-121 | «У тебя у самого свой ум» В.Даля. | 2 | 28.04.12г, 30.04.12г | |
122 | Стихотворение А.Барто «Очки». | 1 | 02.05.12г | |
123-124 | «Необычные похождения Севы Котлова» А.Алексина. | 2 | 04.05.12г, 05.05.12г | |
125 | «Наташка» С.Алексеева. | 1 | 07.05.12г | |
126 | «Злая фамилия» С.Алексеева. | 1 | 11.05.12г | |
127 | «Почтальон и поросенок» Д.Биссета. | 1 | 12.05.12г | |
128 | Сказка Х.К.Андерсена «Ромашка». | 1 | 14.05.12г | |
129 | Стихотворение А.Плещеева «Дети и птичка». | 1 | 16.05.12г | |
130 | «Золотой луг» М.Пришвина. | 1 | 18.05.12г | |
131 | Праздники и приметы народного календаря. Июнь. Июль. | 1 | 19.05.12г | |
132 | Поговорки. Приметы. Загадки | 1 | 21.05.12г | |
133 | Стихотворение Н.Некрасова «Крестьянские дети». | 1 | 23.05.12г | |
134 | «Ягодные адреса»» Н.Надеждиной. | 1 | 25.05.12г | |
135 | «Ворчливые мухоморы» И.Мазнина. | 1 | 26.05.12г | |
136 | «Воинственный Жако» С.Воронина. | 1 | 28.05.12г | |
137 | Стихотворения В.Степанова, Ю.Кушака | 1 | 30.05.12г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....