рабочая программа по литературе, 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Клименко Любовь Васильевна

 Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_l-6_avtosohranennyy.docx57.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                                   Крыловская основная общеобразовательная школа

           Согласовано с педсоветом                                                                     «Утверждаю»

   Протокол №1 от 30.08.11г.                                                                                                                                

                                                                                                                               Директор школы:              /Бережная О.В./

                                                                                                                                          Приказ №75 от 31.08.11г

                                                         

                                                                           Рабочая программа  

                                                                       по литературе в 6 классе

                                                                 

                                                                                                         Составитель рабочей программы: Клименко Л.В. –

                                                                                                                             учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                     1 квалификационной категории    

                                                                           2011-2012 учебный год

Пояснительная записка по литературе 5-9 класс

 

Статус документа

 

     Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

      - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

      - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

     - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

     - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;

     - письмо Министерства образования и науки Новосибирской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в образовательных учреждениях Новосибирской области.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа.

Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

ЗАДАЧИ

литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

 

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

в 5классе - 70 часов;

в 6 классе – 70 часов;

в 7 классе – 70 часов;

в 8 классе – 72 часа

в 9 классе – 102 часа;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Формы организации образовательного процесса

·         уроки-лекции

·         уроки-собеседования

·         урок-практическая работа

·         уроки-соревнования 

·         уроки с групповыми формами работы

·         уроки взаимообучения учащихся

·         уроки творчества

·         уроки, которые ведут учащиеся

·         уроки-зачеты

·         уроки-творческие отчеты

·         уроки-конкурсы

·         уроки-игры 

·         уроки-диалоги

·         уроки-семинары

 

 

Основное содержание

6 класс (70 часов)

Герой художественного произведения.

Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. Подросток – герой художественного произведения.

Герои мифов, былин и сказок.

Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета. «На заставе богатырской». Портрет былинного героя.

 А. Н. Островский. Снегурочка.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

В. А. Жуковский. Кубок. Лесной царь.

Незабываемый мир детства и отрочества.

С. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука. Фрагмент. Герой литературного произведения как читатель.

С. Т. Аксаков. Буран. Пейзаж. Мир природы вокруг нас.

И. А. Крылов. Два мальчика. Волк и Ягненок.

 В. Ф. Одоевский. Отрывки из журнала Маши . Портрет героя художественного произведения.

А. С. Пушкин. К сестре. К Пущину (4 мая). Послание к Юдину. Товарищам.

 М. Ю. Лермонтов. Утес. «На севере диком стоит одиноко...». Три пальмы. М. Ю. Лермонтов. Панорама Москвы.

И. С. Тургенев. Бежин луг. Речевая характеристика литературных героев

. Н. А. Некрасов. Крестьянские дети. Школьник. Герой художественного произведения и его имя

. Л. Н. Толстой. Отрочество. Главы из повести.

Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Фрагменты.

А. П. Чехов. Хамелеон. Толстый и тонкий .Герой и сюжет.

 Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы. Фрагменты. Поступок героя и характер. .............

Мир путешествий и приключений.

Путешествия и приключения в нашем чтении. Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения.

Теренс Хэнбери Уайт. Свеча на ветру.

 Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна.

 Жюль Верн. Таинственный остров.

Оскар Уайльд. Кентервильское привидение.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

20 век и культура чтения. М. Эндэ. Бесконечная книга.

Т. Аверченко. Смерть африканскогоохотника.

М. Горький. Детство.

А. С.Грин.Гнев отца.

К. Г. Паустовский. Повесть о жизни. Фрагменты. Читатель-подросток и мир вокруг. Еще раз о герое произведения — читателе.

Ф. А. Искандер. Детство Чика.

Родная природа в стихах русских поэтов.

 И. А. Бунин. Детство. Первый соловей .

 А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Полный месяц встал над лугом...».

К. Д. Бальмонт. Золотая рыбка.

 Б. Л. Пастернак. Июль.
Великая Отечественная война в литературе.

 К. М. Симонов. Сын артиллериста.

 Песни о Великой Отечественной войне.

М. Лисянский. Моя Москва.
Итоги 
Герой художественного произведения и автор. Тема защиты природы в литературе.

Требования к уровню подготовки учащихся VI класса

               Ученик должен знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов;

- героев произведений – литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки);

- характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.

                Ученик должен уметь:

- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящим в нем событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения и др.);

- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

- работать со справочными материалами.

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе

1 четверть

Дата      

Тема урока

Цель урока

Оборудование

Методические приемы

Домашнее задание

план

факт

02.09

Литература и время. Герой в мире художественного слова

ДРК Место донской литературы в истории страны

кратко повторить изученное в 5 классе, проверить, что прочитано за лето, определить основную тему курса на год

учебник-хрестоматия Курдюмовой, читательские дневники, подготовленные по итогам летнего чтения, рисунки

беседа, викторина, защита читательских дневников

Вопросы на стр.4 учебника-хрестоматии

06.09

История человечества в литературе. Народная историческая песня .

ДРК Историческая тема в творчестве донского казачества

проверить знания учеников по теме урока; вызвать интерес к художественным произведениям на историческую тематику

выставка книг, изученных в 5 классе и изучаемых в 6 классе, где нашла отражение история человечества

викторина, беседа по прочитанным произведениям, составление словарика

Составить кроссворд с именами героев-сверстников

09.09

 Народная история в произведениях литературы. Герои былин.

ДРК. Герои донских былин.

Знакомство с былинами – богатырским эпосом  русского народа;

актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества, дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин

различные издания былин, карта Киевской Руси, словари

игра-конкурс, рассказ учителя, беседа, словарная работа, выразительное чтение

Ответить на вопросы 3 уровня

Прочитать по выбору донские былины из «Хрестоматии Дона»

13.09

А.Н.Островский. «Снегурочка» - пьеса в стихах.

познакомить учеников с творчеством Островского как создателя русского национального театра, заинтересовать учащихся «весенней сказкой» о любви

портрет Островского

чтение по ролям, пересказ, словарная работа, работа с таблицей, рассказ учителя, тест, элементы анализа текста

Подготовить отрывки для выразительного чтения

16.09

Снегурочка в пьесе-сказке  Островского

развивать навыки анализа драматического произведения

портрет Островского

выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Прочитать действие 2,3;

Характеристика Снегурочки ( по плану)

музыкальный фрагмент (песня Леля)

чтение по ролям, анализ сцен, беседа по вопросам

20.09

р/речи  Сочинение-ррассуждение о прчитанной пьесе.

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

обсуждение плана сочинения, работа с черновиком

Написать соч.

23.09

Вн. Чтение Далекое прошлое в литературе.

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки устной речи, высказывать собственное мнение

Прочитать статью о Жуковском в учебнике

9

27.09

В.А.Жуковский. Сюжет и герои баллады «Кубок»

познакомить учеников с творчеством Жуковского-переводчика, развить понятие о жанре баллады, совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

портрет Жуковского,

иллюстрации к балладе «Кубок»

рассказ учителя, составление плана, комментированное чтение, анализ текста, рассказ по картине

Прочитать балладу Жуковского «Роланд-оруженосец»

  1. 10

30.09

Идеальный образ героя в балладе «Роланд-оруженосец»

показать связь героя и сюжета, обратить внимание на решение проблемы «отцов и детей», показать связь баллады с поэмой Пушкина «Руслан и Людмила»; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

иллюстрации к балладе «Роланд-оруженосец»

чтение по ролям, беседа по вопросам, анализ текста, работа со словарем

Подготовить тестовые вопросы по балладам «Лесной царь», «Светлана»

04.10

07.

10

в/чтение  Баллады Жуковского «Лесной царь», «Светлана»

совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения, привлечь внимание к творчеству Жуковского

распечатки тестов, иллюстрации к балладам, музыкальный фрагмент

выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, тестирование

Составить кроссворд по творчеству Жуковского

07.10

04.

10

Мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей 19 века

ДРК Мир детства в литературе Дона

дать обзор произведений о детстве и отрочестве писателей 19 века

выставка книг, репродукции, воспроизводящие быт 19 века

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Подготовить на пересказ статью об Аксакове

А Серафимович «маленький шахтер»,М.Шолохов «Федотка»,Шолохов-Синявский «Казачья бурса»

11.10

С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» Главы из повести.

познакомить с повестью Аксакова, привлечь к ней интерес

издания книг Аксакова

рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Прочитать главы об учении детей

14.10

в/чтение  Главы из повести Аксакова (главы из повести)

Познакомить с главами из повести, посвященными учению детей , и  привлечь интерес к повести Аксакова, показать, как происходило обучение детей в 19 веке

репродукции, рассказывающие об учении детей

рассказ учителя, пересказ учащихся, беседа по вопросам

Задание 7,9 на стр.125 учебника-хрестоматии

18.10

Чтение и обсуждение очерка Аксакова «Буран»

показать мастерство Аксакова в описании природы и психологического состояния человека, показать роль пейзажа в литературном произведении

отрывок из «Капитанской дочки» Пушкина (описание бурана)

выразительное и комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Прочитать статью «Пейзаж»

16.

21.10

И.А.Крылов. «Два мальчика»

расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст

портрет Крылова, детские рисунки к басням

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, чтение по ролям

Зад.3 на стр.128, выразительное чтение басни

17.

25.10

И.А.Крылов «Волк и ягненок»

расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст

иллюстрации к басне «Волк и ягненок»

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, инсценирование

Прочитать любые 5-6 басен

18.

28.10

в/чтение  Варианты одной басни. Викторина по басням Крылова

развивать навыки выразительного чтения, учить сопоставлению текстов, развивать представления об особенностях жанра басни

распечатка текстов басен «Лисица и виноград» Эзопа, Лафонтена и Крылова

выразительное чтение, сопоставительный анализ теста, литературная викторина

Инд.сообщение об Одоевском

19

01.11

В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Представление о героине

познакомить учеников с творчеством Одоевского, дать понятие о жанре дневника, проследить изменения, происходящие с героиней, заинтересовать учеников созданием собственных дневников.

портрет Одоевского, издания его книг

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Прочитать статью «Портрет», ответить на вопросы 1-7 на стр.145

2 четверть

20

11.11

р/речи  Подготовка к творческой работе по созданию дневника

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи (форма дневника), высказывать собственное мнение

отрывки из «Дневника фокса Микки» Саши Черного

объяснение учителя, творческая работа, обсуждение работ

Написать несколько страничек из собственного дневника

21

15.11

А.С.Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта

познакомить учеников с отроческими годами жизни Пушкина, с его первыми поэтическими опытами, показать, как жизненные явления, события отражаются в стихотворениях поэта, развивать навыки анализа стихотворного текста

репродукции портретов юного Пушкина, его друзей, сестры

рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учеников, творческие задания

Выучить наизусть послание «К Пущину»

22

18.11

р/речи  Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина «К Пущину»

ДРК.Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков

рассказать об одном из «адресатов» дружеских посланий, развивать навыки выразительного чтения, творческие способности

репродукция картины встречи Пушкина с Пущиным в Михайловском

рассказ учителя, выразительное чтение наизусть, обсуждение

Подобрать примеры эпиграмм

Жуковский, Пушкин, Лермонтов

Баратынский, Майков идр. (по выбору наизусть)

23

22.11

М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова

расширить представления учеников о личности поэта, познакомить с его ранней лирикой

портрет Лермонтова, репродукции его картин

рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ стихотворений

Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова

24

25.11

М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы»

познакомить учеников с юношеским сочинением Лермонтова, показать, как в сочинении передается лирическое чувство автора

репродукции, отражающие панораму старой и новой Москвы

рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста

Составить краткий план «Панорамы Москвы»

25

29.11

И.С.Тургенев «Бежин луг». Характеристика героев рассказа

познакомить учеников с фрагментами биографии Тургенева, увлечь рассказом «Бежин Луг», развивать навыки характеристики литературных героев

портрет Тургенева, издание «Записок охотника»

рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, составление плана

Ответ по плану характеристики героя

26

02.12

06.12

Рассказы героев «Бежина луга». Речевая характеристика

развивать навыки выразительного чтения, анализа текста

иллюстрации к «Бежину лугу»

пересказ, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Найти картины природы, определить худ.-изобр. средства

27

06.12

р/речи  Пейзаж в  рассказе «Бежин луг»

показать взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа

картина Сурикова «В ночном» и другие иллюстрации, словарь литературоведческих терминов

работа со словарем, анализ текста, выразительное чтение

Выучить наизусть отрывок – пейзажную зарисовку

28

09.12

Н.А.Некрасов Образы детей в поэзии Некрасова

познакомить учеников с творчеством Некрасова-поэта, показать разнообразие детских образов в его поэзии

портрет Некрасова, иллюстрации к стихотворению «Крестьянские дети», портрет Ломоносова

рассказ учителя, выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам

Вспомнить биографию Ломоносова, сравнить со стихотворением «Школьник»

28

13.12

Л.Н.Толстой Автобиографическая трилогия. «Отрочество»

расширить представление об автобиографической трилогии, дать почувствовать перекличку впечатлений героя повести с впечатлениями учеников, расширить понятие об автобиографическом произведении

портрет Толстого, фотографии с изображением Ясной Поляны и интерьеров дома Толстого

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа

Ответить на вопросы 1-5 на стр.227

30

16.12

Пейзаж в повести Толстого «Отрочество»

показать мастерство Толстого в описании пейзажа, развивать навыки анализа текста, подготовиться к творческой работе

иллюстрации на тему «Гроза»

беседа по вопросам, устное описание, составление плана, анализ текста

План-описание «Гроза», прочитать оставшиеся главы

31

20.12

Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева  ( техника чтения)

пробудить интерес к внутренней жизни человека, к «диалектике души», найти точки соприкосновения между героем-подростком и учениками-подростками

иллюстрации к произведению

выразительное чтение, беседа по вопросам, работа со словарем

Прочитать статью о Достоевском, стр. 194-195

32

23.12

Ф.М.Достоевский Фрагменты романа «Братья Карамазовы»

познакомить учеников с жизнью и творчеством Достоевского

портрет Достоевского

рассказ учителя, выразительное чтение,

беседа по вопросам

Вопросы на стр.203 (устно)

33

27.12

Образы мальчиков в романе Достоевского

пробудить интерес к внутренней жизни человека, найти точки соприкосновения между героем-подростком и учениками-подростками

-----------------------

комментированное чтение, беседа по вопросам

Важность человечности и дружбы (письменный ответ)

34

13.01

ДРК Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. «Хамелеон»

расширить знания учеников о творчестве Чехова, закреплять навыки анализа текста

портрет Чехова, иллюстрации к «Хамелеону»

рассказ учителя, выразительное чтение, инсценирование

Ответить на вопрос «Кто хамелеон в рассказе?»

35

17.01

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»

продолжить развитие навыков анализа текста

иллюстрации к рассказу

инсценирование, обсуждение рассказа

Инсценирование рассказа

36

20.01

в/чтение Гарин-Михайловский отрывки из книги «Детство Темы»

познакомить учеников с жизнью и творчеством Гарина-Михайловского, начать знакомство с его романом «Детство Темы»

различные издания книги, портрет писателя

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

Прочитать самостоятельно 2-3 главы из книги

37

24.01

Герой-подросток на страницах приключенческой литературы Книги Марка Твена.

показать значение приключенческой литературы, заинтересовать чтением лучших образцов приключенческой литературы, знакомство с биографией М.Твена

издания романов М.Твена

рассказ учителя, пересказ эпизодов,

викторина

Индивидуальное сообщение – биография М.Твена

38

27.01

Сюжет романа «Приключения Геккельбери Финна»

обозначить сюжетную линию романа, показать сочувственное отношение автора к своим героям, работа над эпизодами

кинофрагмент

пересказ, анализ текста, выразительное чтение, беседа по вопросам, просмотр кинофрагмента, обсуждение

Приготовить эпизод для исполнения в лицах

39

31.01

р/речи  Сопоставительная характеристика романов М.Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Геккельбери Финна»

определить, в чем заключается обаяние героев Марка Твена, сопоставить романы, определить сходство и различие

---------------

рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ эпизодов, чтение по ролям

Прочитать статью о Ж.Верне, составить план

40

03.02

Жюль Верн. Жизнь и творчество

Познакомить учащихся с творчеством Ж.Верна, показать особенности романа «Таинственный остров» как «робинзонады»

эпиграф «Море, музыка, свобода – вот все, что я люблю»

рассказ учителя, беседа по вопросам

Прочитать главу 8 романа «Таинственный остров

41

07.02

Знакомство с романом «Таинственный остров» и его героями

Показать роль дружбы в романе; акцентировать внимание на вере писателя в силу и возможности человека

Книги Жюля Верна,

Географическая карта мира

Работа со словарем, пересказ текста, беседа по вопросам

Стр.348-349, вопросы 2-9

42

10.02

Урок - литературная викторина по творчеству Жюля Верна

Проверить знания учеников, укрепить интерес к чтению приключенческой литературы

Книги Жюля Верна, иллюстрации к ним, кинофрагмент «Дети капитана Гранта»

Литературная викторина

Найти дополнительные сведения об Оскаре Уайльде

43

14.02

Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение»

Показать особенности смешного в рассказе, расширить представления учеников об иронии и пародии

Портрет писателя, словарь литературоведческих терминов

Рассказ учителя, беседа по вопросам, чтение с остановками

Прочитать две главы

44

17.02

Герои в рассказе  «Кентервильское привидение»

Показать особенности юмористической характеристики героев, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста

Фрагмент мультфильма «Кентервильское привидение»

Просмотр видеофрагмента, комментированное чтение

Вопросы 1-7 стр.413

45

21.02

Развитие отношений Вирджинии с привидением

Развивать навыки анализа текста

детские рисунки

Беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ рассказа

Вторая группа вопросов на стр.111

46

24.02

Особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение»

Выявить особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение»

Словарь литературоведческих терминов

Беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ рассказа

Вопросы 10-14 третьей группы сложности

47

28.02

Взаимоотношения героев в литературном произведении

Показать взаимосвязь героев литературного произведения, представить героев произведения в виде системы

План рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение»

Повторение пройденного, характеристика литературных героев

Редактирование черновиков

48

02.03

р/речи  Отзыв о литературном произведении

ДРК путешествия, приключения. Фантастика в литературе Дона

Развитие речи учащихся, обучение написанию отзыва о литературном произведении

План отзыва

обсуждение, беседа, написание работы

Подготовиться к беседе о литературе 20 века

Шестаков, Бондаренко, Аматуни, Суханова ( по выбору)

49

06.03

Двадцатое столетие. Беседа о книгах 20 века и о роли книг в современной жизни

Активизировать читательский интерес учеников, проверить их знания, определить круг увлечений

Книги для детей, не входящие в школьную программу

Анкетирование и его обобщение, обсуждение, беседа

Рассказ о любимой книге (устно)

50

09.03

М.Эндэ и его «Бесконечная книга»

Заинтересовать учеников произведением М.Эндэ, показать неисчерпаемые возможности человека как читателя

Фрагменты кинофильма по «Бесконечной книге»

Рассказы детей, беседа, пересказ, анализ текста

Дополнительный материал о немецком писателе М.Эндэ

51

13.03

А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника»

Познакомить учеников с творчеством Аверченко-юмориста

Издания книг Аверченко

Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста

По желанию: рисунки к рассказу

52

16.03

Автор и его герой в рассказе А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника»

Разобраться в отношениях автора и героя, развивать навыки анализа текста

Рисунки учащихся

Анализ текста, беседа по вопросам

Прочитать 1-2 рассказа Аверченко о детях

53

20.03

в/чтение Юмористические рассказы А.Т.Аверченко

Познакомить учеников с творчеством Аверченко-юмориста

Издания книг Аверченко

Пересказ учащихся, обсуждение прочитанных рассказов

Прочитать статью о Куприне

54

23.03

А.И.Куприн. Судьба героев рассказа «Чудесный доктор»

Познакомить учеников с личностью и творчеством Куприна, дать представление о жанре святочного рассказа, развивать навыки анализа текста

Портрет Куприна, портрет Пирогова

Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста

узнать о Николае Ивановиче Пирогове

55

03.04

М.Горький «Детство»

Познакомить учеников с личностью и творчеством Горького, расширить представление об автобиографической трилогии, расширить понятие об автобиографическом произведении

фотографии Горького, его семьи, выставка различных изданий «Детства»

Рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста, словарная работа, работа с иллюстрациями

пересказ сцен из повести «Пожар», «Ссора в доме деда», «Наказание», «Хорошее Дело», «Пляска бабушки» - на выбор

56

06.04

р/речи   Жизнь Алеши в Нижнем Новгороде

развивать навыки монологической устной речи, навыки анализа текста

иллюстрации к повести «Детство»

пересказ сцен повести учащимися

прочитать статью о Грине

57

10.04

А.С.Грин «Гнев отца»

Заинтересовать учеников творчеством А.Грина

репродукции к «Алым парусам»

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа

стр.170, вопросы 3 группы сложности

58

13.04

К.Г.Паустовский «Повесть о жизни»

Дать представление о творчестве Паустовского, рассмотреть роль сюжета, композиции, портрета в произведении; показать влияние добрых отношений между родителями и детьми на судьбу героя

Издания книг Паустовского, географическая карта мира

Рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста, работа с картой мира

Составить словарик неизвестных слов, прочитать рассказ Паустовского «Телеграмма»

59

17.04

в/чтение К.Г.Паустовский «Телеграмма»

ДРК литература хх века

привлечь внимание учащихся через творчество Паустовского к проблеме взаимоотношений родителей и детей

иллюстрации

пересказ, анализ текста, беседа

прочитать статью о Ф.Искандере

В. Закруткин «Подсолнух»

60

20.04

Читатель-подросток и мир вокруг. Фазиль Искандер «Детство Чика»

Заинтересовать учеников творчеством Фазиля Искандера

Портрет писателя, издания его книг

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа

Подготовиться к инсценировке по рассказу Ф.Искандера «»

61

24.04

Немного о школьных инсценировках

Найти возможные пути инсценировки рассказа, развивать творческие способности детей

--------------

Обсуждение инсценировок, работа в группах

Прочитать «Приключения Пенрода» Бруса Таркинтона

62

27.04

Великая отечественная война в литературе. К.Симонов «Сын артиллериста»

Рассказать о значении поэзии в годы Вов; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями

Записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации на тему войны

Рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам

Выучить наизусть одно из стихотворений

63

01.05

Песни о Великой Отечественной войне. Марк Лисянский «Моя Москва»

Показать значение песен в годы Великой Отечественной войны  и в наши дни

Записи песен военных лет, иллюстрации на тему войны

Прослушивание и обсуждение песен, беседа по вопросам

Подготовить контрольные вопросы по теме урока

64

04.05

Родная природа в стихах русских поэтов. А.И.Бунин «Детство», «Помню – долгий зимний вечер…»

Убедить учеников в необходимости творческого подхода к жизни, в потребности человека к постоянному поиску путей самореализации

Сборники стихотворений И.Бунина, репродукции пейзажей

выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам

Создать рассказ-воспоминание о жарком летнем дне

65

08.05

Поэзия А.Блока о родной природе «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом…», «Белой ночью месяц красный…»

Определить особенности пейзажной лирики А.Блока

Портрет Блока, рисунки-пейзажи учеников

Сопоставление стихотворений, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам

Подготовить иллюстрацию к любому стихотворению Блока

66

11.05

К.Бальмонт «Золотая рыбка», Б.Пастернак «Июль»

Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике Бальмонта и Пастернака

Музыкальные произведения, сходные по настроению

Словесное рисование, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам

Вспомнить названия сказок, в которых участвует золотая рыбка

67

15.05

С.Есенин «Поет зима – аукает…»

Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»

Определить способы создания образов в стихотворениях Есенина и Заболоцкого

Репродукции картин- пейзажей русских художников

выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам

Ответить на вопрос «Почему человеку необходимо иногда смотреть на звезды?»

68

18.05

р/речи Выразительное чтение понравившихся стихотворений наизусть

Понять настроения, чувства поэтов и выразить их в чтении

----------------

Выразительное чтение наизусть стихотворений, обсуждение

Пересмотреть учебник, подготовиться к тестированию

69

22.05

Герой художественного произведения и автор. Контрольный тест по литературе

Контрольное тестирование

Наборы тестов по вариантам

Работа по вариантам

Записать список литературы для чтения летом

70

26.05

Подведем итоги

Защита читательских дневников

Список рекомендательной литературы

Выступления учеников, беседа

Рекомендации на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....