Чудики В.Шукшина
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 9 классе.
Тема « Светлые души» чудиков В.М.Шукшина».
учитель русского языка и литературы
Аверкина Н.А.
МОУ-СОШ с.Липовка
Эпиграф:
« Человек умнее и добрее ,чем больше
он замечает добра в людях».
(Б.Паскаль)
Цели урока:
1.познакомить учащихся с личностью и творчеством В.Шукшина,
2. привить интерес к его рассказам,
3.выяснить основные проблемы рассказа «Чудик»,
4.развивать навыки идейно-художественного анализа литературного произведения,
5.воспитание у учащихся внимательного отношения к окружающим
Ход урока:
1)Орг.момент.
2)Осн. часть урока:
а)Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята, рада вас видеть сегодня на уроке литературы. Сегодня немного необычный урок: присутствуют гости. Посмотрите, готовы ли вы к уроку? всё ли у вас есть необходимое для урока на столах?
Вашему прослушиванию хочу предложить песню. Ваша задача- послушав, ответить на вопрос: каким образом эта песня связана с нашим сегодняшним уроком?
б)прослушивание песни в исполнении М.Евдокимова
в)ответ на вопрос.(речь пойдёт о В.Шукшине, Родиной которого является Алтай).
г)рассказ учителя о жизни и творчестве В.Шукшина.
-Ребята, на доске вы видите кластер, который необходимо заполнить после того, как я расскажу о В.Шукшине.
писатель В.М.Шукшин
Хороший человек
Актёр режиссёр семьянин
Рабочий
(слесарь,строитель)
сценарист
Родился Василий Шукшин 25 июля 1929 г в Сибири, в с.Сростки Бийского района Алтайского края. Василию не исполнилось 4 лет, когда его отца ,крестьянского парня, арестовали и уничтожили как кулака. Семья(была ещё сестра Наташа)потеряла кормильца, и уже в 6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Из рассказа матери, Марии Сергеевны: «Корчевал Вася со мной пни…уставали очень, а он, ребёнок ведь совсем был. Несёт лопатку, топор, лом, верёвку-всё тяжёлое,- так вдвоём и шли. Отец у меня был плотник. Я ему говорю:» Тятя ,дай Васе топорик маленький».Подыскал он мальчонке топорик поменьше, а тот был рад, подрубает корешочки - тут ведь лес-то был непроходимый. А он маленько передохнёт и снова.Гляжу6рубашонка-то на нём вся уже мокрая от пота…а после я спрошу «Устал ,сынок?». «Нет, нет, мама, жарко просто, нисколь не устал»,-отвечал мне.
В 11 лет первый раз попал в город, где на базаре Бийска окончательно решил стать жуликом. Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы.
Во время войны семья бедствовала особенно. В 1942 г. от рук злых людей погибла корова Райка-горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила идти подростка в город. Сперва пытался учиться на бухгалтера, потом в автомобильном техникуме, но способностей ни к тому, ни к другому не было. Вернулся в деревню, втайне пишет стихи, к концу войны –небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают.
В 1946 г начинается самостоятельная жизнь, переезжает из города в город: работает на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья. Тогда рабочие требовались повсюду.
В 1949 Г его призвали на военную службу, но из-за язвы желудка досрочно демобилизовали. Вернулся в родную деревню, работал учителем русского языка и литературы, затем едет в Москву учиться дальше. Хотел поступить в литературный институт, но приём закончен ,да и опубликованных произведений у деревенского парня не было .Он подаёт документы в институт кинематографии, где учится в классе известного кинорежиссёра Михаила Ромма.
В 1958 г. в печати появился первый его рассказ «Двое на телеге».Студентом получил первую большую роль в кино –солдата Фёдора в фильме Марлена Хуцева «Два Фёдора».
Трудности продолжаются 6 5 лет жил в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем уже известным актёром и писателем, имея жену и двоих детей, ютится в маленькой квартирке на окраине Москвы, но самое главное-рождение писателя произошло. Приходилось часто жить в напряжении «стиснув зубы», но за себя постоять умел.
Первая режиссёрская работа в кинофильм «Живёт такой парень» , последняя- «Калина красная».
Василий Шукшин –явление уникальное, актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, сценарист, писатель…Жизнь его не была ни простой, ни долгой, умер Шукшин 2 октября 1974 г от сердечного приступа на съёмках очередного фильма «Они сражались за Родину».
Главная тема его творчества - судьба простого русского деревенского жителя. В небольших рассказах он изображает простых людей из деревни, с их неустроенным бытом заботами и тревогами, немного чудаковатых.
д) викторина по рассказу «Чудик»
У: Дома вы прочитали рассказ «Чудик» .Этот рассказ стал «визитной карточкой «Шукшина .Он производит самые разные впечатления. Правда?
А внимательно ли вы читали рассказ? Вдруг упустили что-то важное? Посмотрим.
1 . Куда решил съездить Чудик в отпуске?
2. Что купил Чудик племяшам в подарок?
3. Сколько денег получил Чудик в сберкассе первый раз?
4. Где приземлился самолёт ,на котором летел Чудик?
5. Как он подписал телеграмму?
У:Молодцы,ребята,вы были, действительно ,внимательны! Теперь более подробно поговорим о герое этого рассказа .
Как вы понимаете слово чудик? Какие ассоциации возникают у вас?
Какое первое впечатление производит чудик?
Итак, кто он ,чудик?
Почему о чудике мало сведений? Что для Шукшина важно?
Каким характером наделил автор своего героя ?Называйте качество и подтверждаете текстом.(ответы учащихся).
А теперь запишем в тетради:
- Характер Чудика :добрый, великодушный ,честный…
- Отношение к людям: доброе ,уважительное…
- Отношение к себе: не эгоист, самокритичен..
- Отношение окружающих к чудику: непонимание.
Ребята, реального человека описал в своём рассказе Шукшин? Встречались вам такие люди? Как вы к ним относились?
е) дискуссия
Поработаем рядами ,организуем дискуссию.
Первый ряд докажет, что такие люди, как Чудики, нужны.
Второй- что такие люди вредят.
Третий ряд объяснит, как сам Шукшин относится к своему герою.
(5 минут на обдумывание ответа).
3)Заключительная часть урока:
А)итоги.
Где находил писатель своих героев?
Что интересовало его больше всего в человеке?
Как выглядят герои его произведений?
Какое же отношение имеет эпиграф к шукшинским героям?
«Есть люди,- говорил Шукшин,- в городе или селе ,которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками .А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то ,что они талантливы и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Они украшают жизнь ,ибо с их появлением ,где бы ни были ,изгоняется скука».
Б)оценки за урок
В)Дом.зад. прочитать «Я убит подо Ржевом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Особенности героев В.М. Шукшина в рассказах "Чудики", "Срезал".
Урок по теме: "Особенности героев В.М. Шукшина".Цель: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукшина,закрепить умение давать сравнит...
Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"
Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...
«Нравственность есть правда» (по рассказу В. Шукшина «Чудик»)
Конспект урока литературы...
Шукшин В.М. Рассказы "Критики" и "Чудик". Особенности героев Шукшина.
Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации. Тест к рассказу "Срезал"....
Творчество В. М. Шукшина. Образы "чудиков" в рассказах писателя.
Урок-знакомство с творчеством В. М. Шукшина....
В.М.Шукшин. Рассказы "Чудик", "Срезал"
...Рассказы Шукшина, добрые, неприхотливые, но преисполненные житейской мудрости, стали бессмертными произведениями, излучающими свет добра и правды. Герои Шукшина-это люди, постоянн...