Жуковский и Оренбуржье .
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

 

  Урок  литературного  краеведения  в 9 классе с использованием мультимедиатехнологий.

 

Тема  урока : Жуковский и  Оренбуржье .

Цели  урока :

Обучающие:

- Вызвать интерес к жизни и творчеству писателя.

- Связать краеведческий материал с программой литературы.

- Подготовить материал к созданию слайдов.

Развивающие:

- Развитие навыков связной речи, образного мышления, внимания, памяти.

Воспитывающие:

- Воспитание патриотизма, гордости за свой край, чувства

прекрасного.

Оборудование:

- Компьютер

- Интерактивная доска

- Слайды к  уроку 

- Информационный материал из сети Интернет

- Использование электронных энциклопедий.

- Портреты Жуковского.

- Хрестоматии по литературному  краеведению .

 

Предварительные задания:

- Поиск в сети Интернет на сайтах

http://www. zhukovskiy. net. ru

http://www. zhukovskiy. lit-info. Ru/

http://www. klassika.ru

http://www. peoples.ru/

информации о жизни и творчестве В.А. Жуковского. Создание слайдов по жизни, творчеству поэта, о пребывании в  Оренбуржье  и его дневниковым записям. Подготовка сообщений по материалам Интернет ресурсов.

 

( Урок  проводится в классе ,где установлена интерактивная доска. Класс делится на группы. На столах статьи из сети Интернет, хрестоматии по литературному  краеведению , записи к сообщениям)

 

Ход  урока .

Организационный момент.

 

На доске проецируется слайд с изображением портрета В.А. Жуковского и эпиграфа:

«Весь мир в мою теснился грудь…»

 

Учитель: Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И,внемля им, вдохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость,-

писал А.С. Пушкин об этом удивительном человеке.

 

Василий Андреевич Жуковский…9 февраля 2008 года ему исполнилось 225 лет со дня рождения… Что вы знаете о нем?

Послушайте своих товарищей и запишите в тетрадях то, что кажется вам интересным из жизни поэта.

(Учащиеся читают свои сообщения.)

 

Задание №1

Перед вами статьи, которые вы нашли из сети Интернет.

Составьте тезисный план по их содержанию.

Прочтите тезисы, дополните при необходимости свои записи.

Слайд.

Василий Андреевич Жуковский… Кто он?

- Переводчик. Организатор литературной группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий сановник. Ходатай за декабристов. Воин, участник сражения с Наполеоном. Поэт…Да, все это один человек!.

- «Весь мир в мою теснился грудь…», - сказал о себе Жуковский. Но вернее всего, он основатель фундамента, на котором воздвиглось сложное и стройное здание российской поэзии.

 

Примерная запись в тетради: ( учащиеся читают свои записи)

- В.А.Жуковский - большой оригинальный поэт, открывший новый век в отечественной литературе.

- Поэзия Жуковского пронизана высокой человечностью - автор любит человека, сострадает ему в горе, радуется его победам и верит в добрые начала души.

- Незаконнорожденный сын помещика Бунина- Жуковский считал, что в земных отношениях все зависит не от социальных условий, а от самих людей, от меры их человеколюбия.

- По словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию.

- Жуковский писал стихотворения, элегии, послания, баллады.

- Баллады Жуковского:

1) русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.;

2) рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург» и др.;

3) античные – «Ахилл», «Ивиковы журавли» и др.

- Поэзия Жуковского открыла русскому читателю романтический мир таинственных преданий, она проникнута гуманизмом и стремлением к нравственному совершенству.

 

 

Учитель:

Да, Жуковский, многогранен…

Сегодня на  уроке  мы узнаем о Жуковском не только как о поэте, писателе, переводчике, но и как о путешественнике, побывавшем в  Оренбуржье .

В 1837 г исполнилось совершеннолетие Наследника, великого князя Александра Николаевича.

Из электронной энциклопедии зачитывается краткая информация о нем.

Этот год предполагалось посвятить путешествию по России для ознакомления с ее природой, достопримечательностями, населением, его бытом. Сопровождать Наследника была назначена целая свита вместе с Жуковским.

Слайд. «Маршрут путешествия».

 

Задание. Прочитать и записать в тетрадях места пребывания Жуковского.

Учитель: В данном маршруте вы увидели и наш Оренбург. По необозримым просторам Оренбургской губернии 170 лет назад путешествовал Василий Андреевич Жуковский. Есть предположение, что он и разработал этот маршрут. В  Оренбуржье  путешественники прибыли в июне.

Уникален и самобытен наш Оренбургский край. Эта издавна пограничная часть России с 18 века привлекает к себе активное внимание великих русских путешественников, ученых, художников, писателей как форпост России в Азию. Здесь культура центральной части России соприкасается с веками, складывающимися на этой территории самобытными отношениями.

 

Задание. На партах в каждой группе разные статьи из сети Интернет. Познакомьтесь с содержанием и ответьте, что интересного вы узнали из них о пребывании Жуковского в  Оренбуржье ?

 

Примерные ответы учащихся:

- Жуковский прекрасно рисовал. Более 30 рисунков сделал он во время своего путешествия по Оренбургской губернии. Среди них зарисовки Оренбургской крепости и Оренбурга.

 

Проецируется страница из сети Интернет с изображением Оренбургской крепости и Оренбурга.

- О поездке в Оренбургский край сохранились записи в дневнике Жуковского, куда он заносил дорожные впечатления.

 

Учитель: Заметки эти больше походили на заготовки, которые поэт предполагал на досуге развить и дополнить. Но, как писал Вяземский: «Жуковский не ленив был сочинять, но писать - ленив»…

Чтение учащимися отрывков из дневника.

(Хрестоматия по литературному  краеведению  «Оренбургский край» в русской литературе» для 9-11 кл. стр.74-76. Оренбург-2003 г)

 

Задание: Какое впечатление произвел Оренбургский край на Жуковского, исходя из дневниковых записей поэта?

 

 

 

Примерные ответы учащихся:

- На Жуковского произвели огромное впечатление живописные места  Оренбуржья , природа. «Чудный вид… Замечательный характер Оренбургского губернии. Прелестный вид на станцию Губерлинскую…

Степь ровная,… разнообразие трав»-вот цитаты из дневника.

- Жуковский поражен традициями разных народов, заселявших Оренбург.

- Знакомство с Перовским, встреча с Далем поднимали настроение поэта…

- …

Учитель: Вернемся к эпиграфу  урока : «Весь мир в мою теснился грудь»

Как вы можете объяснить его значение после нашей с вами беседы?

- Ответы учащихся.

 

Домашнее задание: Каждый группе выбрать тему и создать тематические слайды,в которых должны отразится вопросы, затронутые на  уроке :

«Жуковский и  Оренбуржье »

«Путешествие Жуковского по Уралу»

«Дневник В.А.Жуковского»

«Жуковский в Оренбурге»

«Путешествие В.А.Жуковского

 

На втором  уроке  проводится презентация проектов учащихся.

В конце  урока  - обобщение, итог.

Оценки получают все ребята.

 

 

 

 

 

Аннотация  урока .

Тема «Жуковский в  Оренбуржье » изучается в 9 классе по литературному  краеведению . Объем работы рассчитан на 2 часа. Второй  урок  - презентация проектов учащихся. На первом  уроке  идёт сбор и анализ материала, необходимого для создания тематических слайдов.

Понимая важность и значимость изучения истории культуры своего родного края для воспитания глубокого чувства патриотизма, любви к своей малой родине, а через неё и всей России, нельзя не увидеть тех писателей и поэтов, которые посетили наш край и оставили о нём свои впечатления. Именно к таким художникам слова и относится В.А.Жуковский, жизни и творчеству которого уделяется недостаточное количество часов на  уроках  литературы. Биография изучается обзорно.

. Совсем мало сведений дано и о пребывании поэта в  Оренбуржье . Именно с помощью Интернет-ресурсов под руководством учителя учащиеся смогут обогатить свои знания по данной теме.

Следуя личностно-ориентированному подходу к обучению, учитель вовлекает в работу всех учащихся, которые в силу своих способностей самореализуются. Класс работает в группах, которые получают тексты разной сложности для выполнения заданий.

Не  уроке применяются тексты как из сети Интернет, так и из хрестоматии.В ходе работы применяются различные формы и методы: работа в тетрадях, самостоятельная работа с текстом, использование Интернет ресурсов, работа с интерактивной доской,самопрезентация.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.А.Жуковский "Лесной царь".

ТЕМА: «В. А. ЖУКОВСКИЙ. ДЕТСТВО И НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА. БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» ЗАДАЧА УРОКА: привитие интереса к личности поэта и его творчеству. ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащ...

Урок по балладе Жуковского "Лесной царь"

Расширить представление о личности Жуковского. Знакомство с балладой. Сопоставление с балладой Гёте. Сопровождается презентацией....

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""

Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...

Василий Андреевич Жуковский. Краткие сведения о поэте. Презентация к уроку литературы в 6 классе

Презентация по литературе к уроку в 6 классе (УМК Г. Меркина). Содержит краткие сведения о биографии поэта....

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...