Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
В данной программе предсталены: пояснительная записка, календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_9kl.docx | 79.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1» г. Валуйки Белгородской области
Согласовано с интегрированным МО учителей МВСОУ «ВСОШ №1» г. Валуйки Белгородской области
Протокол № _ | Согласовано на заседании муниципального экспертного совета администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Протокол №__от__20_г. | Утверждаю: Приказ №______ от «____»_______ 200__ г. Директор МВСОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г.Валуйки Белгородской области _______Сазонова О.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «Литература»
9 КЛАСС
Базовый уровень
Составила
учитель русского языка и литера
Никитина Светлана Викторовна
2011-2012гг
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса (базовый уровень) разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
- Примерной программы основного общего образования по литературе
- «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень) //Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. – М.: Просвещение, 2010
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В круг образовательных задач входит:
- формирование умений творческого углубленного чтения
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы
- формирование умений подготовки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя, отзыва на самостоятельно прочитанное произведение
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций
- формирование читательской самостоятельности
- формирование умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа
- освоение произведений как искусства слова
- формирование речевых умений ( составление плана, конспекта, подготовка разных видов пересказа, сообщений, докладов, комментария к прочитанному, написание сочинений разнообразных жанров)
Изменения, внесенные в примерную и авторскую программы,
их обоснование
Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного содержания основных образовательных программ по предмету. В целом объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (базовый и профильный).
В «Рабочую программу по литературе в 9 классе» по сравнению с «Примерной программой основного общего образования по литературе» и авторской программой под редакцией В.Я.Коровиной внесено ряд изменений:
- сокращено количество часов на изучение раздела «Из литературы 18 века» (8 вместо 10) в связи с тем, что с творчеством Д.И.Фонвизина учащиеся познакомились в 8 классе; а также раздела «Из русской литературы 19 века (вторая половина) (7 вместо 10), «Из русской литературы 20 века» (19 вместо 25), так как в 10-11 классах учащимся предстоит детальное изучение творчества заявленных авторов;
- увеличено количество часов на изучение творчества А.С.Пушкина (17 вместо 14), заявленная в программе под редакцией В.Я.Коровиной поэма «Цыганы» перенесена на 10 класс, где на профильном уровне предполагается подробное изучение пушкинских романтических поэм, а также Н.В.Гоголя (10 вместо 7), добавлено изучение цикла «Петербургские повести», в частности повесть «Шинель»;
- с рассказом М.А.Шолохова «Судьба человека» учащиеся знакомились на уроках внеклассного чтения в 8 классе, поэтому 2 ч., заявленные в программе на изучение этого произведения, будут посвящены обзорному анализу повестей о войне В.Быкова, В.Астафьева, Б.Васильева;
- за счет сокращения часов из выше названных разделов добавлен раздел «Из современной литературы», в который включены произведения А.Лиханова, Б.Екимова и др. современных авторов, что объясняется стремлением познакомить учащихся с живым литературным процессом;
Учебно-методический комплект
- «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений //Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. – М.: Просвещение, 2010
- Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений// Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Из них:
- на изучение нового материала - 87 часов;
- на контрольные работы - 2 часа;
- на внеклассное чтение - 5 часов;
- на развитие речи – 6
- проведение читательской конференции – 2 часа
Формы организации учебного процесса
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:
- уроки-лекции, семинары, беседы, диспуты,
- уроки-мастерские, киноуроки,
- презентации, защита проектов и т.д.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Запланировано проведение следующих творческих работ:
- сочинение в жанре ответа на проблемный вопрос – 3
- интерпретация поэтического текста – 3
- анализ эпизода из драматического произведения – 1 , эпического произведения – 1
А также:
- тестирование – 4
- контрольная работа – 1
- литературная викторина – 3
- реферат - 3 (ориентировочно для учащихся, которые будут сдавать литературу по выбору в традиционной форме)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса литературы в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
- самостоятельной организации учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанного определения сферы своих интересов и возможностей.
Учебно-тематический план
уроков литературы в 9 классе
Учитель:Никитина Светлана Викторовна.
Количество часов: 102
На I полугодие: в неделю – 3ч.: всего - 49 ч.
На II полугодие: в неделю – 3ч.: всего - 53 ч.
Классных сочинений -5, домашних-1, уроков внеклассного чтения -8, тестирования-2.
Планирование составлено на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования;
- программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень) //Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. – М.: Просвещение, 2010;
- инструктивно-методического письма «О преподавании литературы в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях Белгородской области»
Учебник: Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: Авт.-сост.Коровина В.Я. .-М.:Просвещение 2008г
№ п/п | Наименование раздела, темы учебного занятия | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Основные компетенции литературного образования (содержание и виды работы учащихся) | Подготовка к ГИА | |||
плановые | фактические | читательская | литературоведческая | коммуникативно-речевая | ||||
1. | Введение. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | историко-литературный процесс литература как искусство слова | |||||
Древнерусская литература | 4 | |||||||
2 | Литература Древней Руси (самобытный характер, разнообразие жанров, словарь писателей) | Житие Хожение Поучение слово | ||||||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы (историческая основа, история рукописи, споры) | «Слово о полку Игореве» в переводе Н.Заболоцкого, в оригинале | Слово как жанр др.рус.л.ры | |||||
4 | «Слово…» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение. Тестирование по «Слову..» | Мастерская художника слова | ||||||
5 | Художественные особенности «Слова…», самобытность содержания. Специфика жанра, образа, языка. | Мастерская художника слова | ||||||
Из истории русской литературы 18 века | 8 | |||||||
6 | Русский классицизм, его основные принципы и представители | Классицизм Гражданский пафос | Составление тезисного плана | |||||
7 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. | |||||||
8 | Прославление мира, наук, просвещения в одах | «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия..» | ода | |||||
9 | Г.Р.Державин. слово о поэте. Поэт и власть, человек и государство. | «Властителям и судьям» «Фелица» «Памятник»+ Гораций | Высокий слог Традиции и новаторство | |||||
10 | А.Н.Радищев. Взгляд на Россию. «Путешествие из Петербурга в Москву» | «Любани», «Едрово», «Пешки», «Медное», «Зайцово», «Городня» | Жанр путешествия Обличительный пафос | Подготовка сообщений Сжатый пересказ | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта | |||
11 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательно наполнение. | |||||||
12 | Русский сентиментализм. «Бедная Лиза» Стих «Осень» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | сентиментализм | Составление тезисного плана | ||||
13 | «Твердый разум» и «нежнейшие чувства» (повесть «Бедная Лиза») | |||||||
Из истории русской литературы 19 века (первая половина) | 53 | |||||||
14 | От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. Общая характеристика литературы 19 века | Романтизм реализм | Составление тезисного плана | |||||
15 | Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский, его элегии и баллады. | «Море», «Невыразимое» | Элегия баллада | |||||
16 | В.А.Жуковский«Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Фольклорные мотивы, фантастика. | «Светлана» | ||||||
17 | Реализм как литературное направление. Принципы реализма. | реализм | Составление тезисного плана | |||||
Александр Сергеевич Грибоедов | 8 | |||||||
18 | А.С.Грибоедов: личность и судьба. | Составление хронологической таблицы | ||||||
19 | Комедия «Горе от ума» как зеркало русской жизни | «Горе от ума» | драма Комедия Картина нравов | |||||
20 | Обучение анализу эпизода из драматического произведения. Утро в доме Фамусова. Анализ 1-го действия | А.С.Грибоедов. Горе от ума: Анализ текста. Осн. содержание. Сочинения. /Авт.-сост. Э.Л.Безносов – М.:Дрофа, 2000 | афоризмы | |||||
21 | «Век нынешний» и «век минувший». Чацкий- Фамусов – Софья. Анализ 2-го действия | Острая сатира | Анализ отрывка из драматического произведения(В1-В7), С3 | |||||
22 | «Безумный по всему». Столкновение Чацкого с «фамусовским» обществом. Анализ 3-го действия. | А.С.Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия»/ Сост., биогр. Справка и примечания Н.И.Островской – М.: Лайда, 1994 | ||||||
23 | «Безумный по всему». Столкновение Чацкого с «фамусовским» обществом. Анализ 3-го действия. | А.С.Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия»/ Сост., биогр. Справка и примечания Н.И.Островской – М.: Лайда, 1994 | ||||||
24 | «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению о комедии «Горе от ума» | |||||||
25 | «Горе» Чацкого от ума. Победа или поражение? Прозрение героев. Анализ 4-го действия. Комедия в русской критике. Литературная викторина по комедии. | И.А.Гончаров «Мильон терзаний» | Составление конспектов | Ответ на проблемный вопрос (С5.1) | ||||
Александр Сергеевич Пушкин | 18 | |||||||
26 | А.С.Пушкин: жизнь и судьба. Пушкин в восприятии современного читателя. | Басина М. Я. В садах лицея. На брегах Невы: Документальные повести. – Л.:Детская литература, 1988 М.Цветаева «Мой Пушкин» | Составление хронологической таблицы | |||||
27 | Детство. Лицей. «Святое братство». Дружба и друзья в лирике поэта. | «И.И.Пущину», «В Сибирь», «19 октября 1825 г.» | лирика | Анализ поэтического текста | ||||
28 | Петербург и Южная ссылка, Михайловское. Свободолюбивая лирика( обзор) | Басина М. Я. В садах лицея. На брегах Невы: Документальные повести. – Л.:Детская литература, 1988 «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю» | ||||||
29 | Вн.чт. Цикл «Маленькие трагедии»: проблема «гения и злодейства» в «Моцарте и Сальери» | трагедия | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта | |||||
30 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина | «Я вас любил…», «Я помню..» «На холмах Грузии» и др. | ||||||
31 | Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина | «Пророк», «Памятник» Пушкина, Державина, Горация в пере. Ломоносова | реминисценция | Анализ поэтического текста Привлечение литературного контекста (С4) | ||||
32 | Р\Р Интерпретация лирического текста | Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. – Брянск: Курсив, М.: Новая школа, 2001 | Понятийный словарь | Интерпретация поэтического текста | ||||
33 | «Невольник чести» : Пушкин и Натали, Пушкин и Дантес. | Последний год жизни Пушкина/ Сост., вступ. Очерки и примечания В.В.Кунина. – М.: Просвещение, 1990 | ||||||
34 | «Онегина воздушная громада…» Начало знакомства с романом. Столичный Петербург. | «Евгений Онегин» Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. : Эссе. – Л. : Детская литература, 1985 | Роман в стихах Онегинская строфа | |||||
35 | «Забав и роскоши дитя…» Главный герой и «русская хандра» | |||||||
36 | «Поэт неведомый, но милый…» Образ и место Ленского в романе | Развернутый ответ на вопрос | ||||||
37 | «Итак, она звалась Татьяной…» главная героиня. Татьяна и Онегин: развитие отношений. | |||||||
38 | Онегин и Ленский: друзья или враги?( ответ на проблемный вопрос) | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Ответ на проблемный вопрос | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта С5.1 | ||||
39 | Судьба Татьяны. Барская Москва на страницах романа. | |||||||
40 | Татьяна и Онегин: новая встреча. | |||||||
41 | «Энциклопедия русской жизни». В.Г.Белинский о романе. Тестирование по роману. | Критика В.Белинского, Д.Писарева, А.Григорьева | Составление конспектов | |||||
42 | Р/Р Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина | Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. – М.: Дрофа, 2007 | Ответ на проблемный вопрос// анализ эпизода | |||||
43 | Вн.чт. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия, олицетворение в двух персонажах пьесы. | |||||||
Михаил Юрьевич Лермонтов | 12 | |||||||
44 | Судьба и личность поэта. Лермонтов и Пушкин. | М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия»/ Сост., биогр. Справка и примечания Н.И.Островской – М.: Лайда, 1994 «Нет, я не Байрон…» | Составление хронологической таблицы | |||||
45 | « И скучно, и грустно…» Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. | «Парус», «И скучно, и грустно…», «Как часто..» и др. | Потерянное поколение | Анализ поэтического текста | ||||
46 | «Над миром мы пройдем без шума и следа…» Тема «потерянного поколения» в лирике М.Ю.Лермонтова | «Дума» | ||||||
47 | Стихотворение «Смерть поэта» | «Смерть поэта» | ||||||
48 | «Люблю Отчизну я…» Патриотические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова | «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Бородино» | ||||||
49 | Тема любви в поэзии М.Ю.Лермонтова | «Нет, не тебя так пылко..», «Расстались мы..» | Связь изучаемого произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям (С2) | |||||
50 | Роман «Герой нашего времени» (замысел, композиционное и жанровое своеобразие) | психологизм | ||||||
51 | Странный человек». Знакомство с героем. Печорин и Бэла. Печорин и Максим Максимыч. | Долинина Н.Г. Печорин и наше время: Эссе. – Л. : Детская литература, 1985 | Подготовка сообщений Сжатый пересказ | |||||
52 | Печорин «изнутри». В чем трагедия Печорина? Печорин в системе образов романа. Литературная викторина. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Мастерская художника слова | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта С5.1 | ||||
53 | Печорин «изнутри». В чем трагедия Печорина? Печорин в системе образов романа. Литературная викторина. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Мастерская художника слова | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта С5.1 | ||||
54 | Лермонтов и его творчество в оценке В.Г.Белинского. | Критика В.Белинского Н.Долинина «Прочитаем «Онегина» и «Печорина» вместе» | Составление конспектов | |||||
55 | Р/Р Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова | Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. – М.: Дрофа, 2007 | Ответ на проблемный вопрос// анализ эпизода | |||||
Николай Васильевич Гоголь | 11 | |||||||
56 | Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика ранних сборников. | Золотусский И. По следам Гоголя | Составление хронологической таблицы | |||||
57 | Вн./чт. «Петербургские повести». Тип «маленького человека» в повести «Шинель» | Цикл повестей | В1-В8 | |||||
58 | «Огромно, велико мое творение…» Поэма «Мертвые души» : жанр, композиция, замысел. | Поэма в прозе | ||||||
59 | «Подлец-приобретатель Чичиков». Завязка сюжета. | Герой и антигерой | ||||||
60 | «Россия мертвых душ». Галерея образов помещиков в поэме. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Сатира Сарказм Обличительный пафос | Подготовка сообщений Сжатый пересказ | ||||
61 | «Россия мертвых душ». Галерея образов помещиков в поэме. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Сатира Сарказм Обличительный пафос | Подготовка сообщений Сжатый пересказ | ||||
62 | Р/Р Обучение анализу эпизода из эпического произведения. «Чичиков в гостях у…» | Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. – М.: Дрофа, 2007 | В1-В8 | |||||
63 | Обличение чиновничества. По следам «Ревизора». Губернский город – царство «мертвых душ» | Развернутый ответ на вопрос | ||||||
64 | Народная Россия в поэме. Роль лирических отступлений. Образ автора, его эволюция. | Лирические отступления | ||||||
65 | В.Г.Белинский о Гоголе. Тестирование по поэме. | Критика В.Белинского И.Золотусский «По следам Гоголя» | ||||||
66 | Р/р Классное сочинение по поэме «Мертвые души» | |||||||
Из истории русской литературы 2-ой половины 19 века | 7 | |||||||
67 | Театр А.Н.Островского. Комедия «Бедность не порок»: любовь в патриархальном мире. | «Бедность не порок» | Драма комедия | |||||
68 | Ф.М.Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» | «Белые ночи» | Тип «петербургского мечтателя» | |||||
69 | Л.Н.Толстой «Юность» как часть трилогии | «Юность» | Трилогия «диалектика души» | |||||
70 | А.П.Чехов. Мастерство рассказчика. | «Тоска», «Анна на шее» | Развернутый ответ на вопрос | Связь изучаемого произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям (С2) | ||||
71 | Проверочная работа по разделу. | |||||||
72 | Р\р Классное сочинение «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19в?» | |||||||
73 | Лирика Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Жанры лирики | Анализ лирического произведения | ||||
Из истории русской литературы 20 века | 21 | |||||||
74 | Многообразие жанров и направлений | Течения модернизма | Составление тезисного плана | |||||
75 | Бунин и его философия любви в цикле «Темные аллеи» | «Темные аллеи» «Холодная осень» | Лиризм повествования новелла | Развернутый ответ на вопрос | ||||
76 | М.А.Булгаков «Собачье сердце» - социально-философская сатира на современное общество. | «Собачье сердце» | сатира | М.А.Булгаков «Собачье сердце» - социально-философская сатира на современное общество. | ||||
77 | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. Прием гротеска в повести. | «Собачье сердце» | ||||||
78 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | «Судьба человека». | ||||||
79 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Реализм в худ-ой литературе. | «Судьба человека». | ||||||
80 | А.И.Солженицын «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. | «Матренин двор». | Тема праведничества | |||||
81 | Серебряный век русской поэзии. Многообразие поэтических голосов эпохи. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | ||||||
82 | А.А.Блок. Особенности поэтического мира. Высокие идеалы и предчувствие перемен. | «О весна без конца и без края..» , «О, я хочу безумно жить..»и др. | Лирическая интонация | Анализ лирического произведения | Анализ поэтического текста | |||
83 | С.А.Есенин. Тема родины в лирике поэта. | «Край ты мой..», «Отговорила роща..» | Песенная интонация Народно-песенная основа | Анализ лирического произведения | Связь изучаемого произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям (С2) | |||
84 | Новаторство лирики В.В.Маяковского. | «А вы могли бы?», «Послушайте!» и др. | Футуризм словотворчество | Анализ лирического произведения | ||||
85 | Стихи о поэзии, любви, родине М.Цветаевой | «Мне нравится..», Стихи Блоку», | Анализ лирического произведения | |||||
86 | «Женская поэзия» А.А.Ахматовой | «Сжала руки..», «Мне голос был..» | Анализ лирического произведения | В8-В12 | ||||
87 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого. | «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание» | ||||||
88 | Вечность и современность в стихах Б.Пастернака | «Перемена», «Весна в лесу»и др. | Анализ лирического произведения | |||||
89 | Раздумья о Родине и природе в лирике А.Т.Твардовского. | «Урожай», «Весенние строчки» | Философская лирика | В8-В12 | ||||
90 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 вв. | романс | ||||||
91 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 вв. | романс | ||||||
92 | Вн./чт. «Не особенные люди, а особенное в людях». Рассказы В.М.Шукшина | «Дядя Ермолай», «Мастер», «Чудик» | Тип героя-«чудика» | Подготовка сообщений Отзывы на рассказы | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта | |||
93 | Проверочная работа по произведениям русской литературы 20-го века | Карнаух М.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2007 | ||||||
94 | Р/р Классное сочинение по русской литературе 20 века. | |||||||
Из истории зарубежной литературы | 8 | |||||||
95 | Античная лирика. Катулл. | «Нет, ни одна средь женщин..», Нет, не надейся приязнь заслужить…» | ода | |||||
96 | Гораций (обзор). Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. | «К Мельпомене» | ||||||
97 | Данте Алигьери. Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы. | «Божественная комедия» | ||||||
98 | Театр У.Шекспира. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных глав). Проблематика и идейное содержание трагедии. | «Гамлет» | Театр Шекспира трагедия | |||||
99 | Романтизм И.В.Гете. Поэт-философ. «Фауст» (обзор) | «Фауст» | романтизм | |||||
100 | Романтизм И.В.Гете. Поэт-философ. «Фауст» (обзор) | «Фауст» | романтизм | |||||
101 | Выявление уровня литературного развития школьников (тестирование) | 1 | Литература: Тесты. 9-11 кл.:Учебно-метод.пособие для учителя/Авт. – сост. И.М.Михайлова. – М.: Дрофа, 1998) | |||||
102 | Итоги года. Чтение летом. | 1 |
Содержание, рекомендуемое к усвоению в 9 классе
(102 часа)
Введение
(1 ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.
Шедевры родной литературы. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы.
Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Из древнерусской литературы (4 ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер. Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
«Слово о полку Игореве»
Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова...». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ рус ой земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Из литературы XVIII века (8 ч)
Общая характеристика литературы 18 века (1 ч)
Характеристика русской литературы 18 века. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как лите ратурное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Россий ского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление.
М. В. Ломоносов
Жизнь и творчество (обзор).
«Вечернее размышление о Божьем величестве…», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Г. Р. Державин
Жизнь и творчество (обзор).
«Властителям и судиям»(фрагменты). «Памятник»
Заслуги Державина перед русской литературой. Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий
A.Н. Радищев
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостниче ской Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Автор и путешественник. Особенности повествования. Черты классицизма и сентиментализма
Н.М. Карамзин
Сведения о жизни и творчестве.
«Бедная Лиза», «Осень»
Внимание к внутреннему миру простого человека. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей. Главные герои повести.
Из русской литературы XIX века (53 ч)
Общая характеристика литературы 19 века (2 ч)
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права).
Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа.
Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе.
Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
В.А. Жуковский Жизнь и творчество (обзор)
«Море», «Невыразимое», «Светлана».
Романтический образ моря. Границы невыразимого. Возможности поэтического языка и трудности на пути поэта.
Жанр баллады. «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Пленительный образ русской девушки.
А.С.Грибоедов Жизнь и творчество (обзор)
«Горе от ума».
Специфика жанра комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Искусство построения интриги (любовный и социально-психо логический конфликт).
Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.
Преодоление канонов классицизма.
Критика о комедии (И.А.Гончаров «Мильон терзаний)
А. С. Пушкин Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; «19 октября» (1825)
Свобода, любовь, творчество –три стихии человеческого духа в лирике Пушкина.
Роман в стихах «Евгений Онегин».
История создания. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Онегинская строфа. «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике (В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев и др.)
«Моцарт и Сальери».
Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти. Трагедийное начало. Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы.
М. Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество(обзор).
Стихотворения: «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «Молитва», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк». «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет», «Нет, я не Байрон…»
Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
Роман «Герой нашего времени».
Первый психологический роман в русской литературе. История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности компози ции произведения. Печорин и Онегин.
Оценка романа в русской критике (В.Г.Белинский)
Н. В. Гоголь Жизнь и творчество (обзор)
«Мертвые души».
История создания. Смысл названия. Своеобразие жанра. Система образов. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Поэма о величии России.
Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.
Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина.Образ автора, его эволюция от сатирика к пророку-проповеднику.
Единство сатирического и лирического начала, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души в оценке русской критики (В.Г.Белинский, Ф.М.Достоевский)
«Шинель»
Тип «маленького человека». Роль фантастики в повести.
А.Н.Островский Слово о драматурге.
«Бедность не порок».
Патриархальный мир и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
И.С.Тургенев
Слово о писателе.
«Первая любовь»
Тип «тургеневской девушки» в русской литературе. Психологизм и лиризм прозы И.С.Тургенева.
Ф.М. Достоевский
Сведения как о писателе и психологе.
«Белые ночи».
Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного. Причины отчуждения героя от реальной действительности. Роль истории Настеньки в романе. Идея утверждения чистой и бескорыстной любви.
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека
«Юность».
Обзор. Три вехи в жизни человека в трилогии. Формирование личности юного героя, его стремление к самосовершенствованию. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.
А.П.Чехов Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника»
Истинные и ложные ценности героев. Боль и негодование автора.
Из поэзии 19 века Беседы о Н.А.Некрасове, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете и др. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство поэзии.
Из русской литературы XX века (21 ч)
Общая характеристика литературы второй половины 20 века (1 час)
Литература великих и трагических лет. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии XX века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.
Обращение писателей второй половины XX века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
И.А.Бунин Слово о писателе.
«Темные аллеи».
Печальная история любви людей из разных сословий. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
М. А. Булгаков Сведения о жизни и творчестве.
«Собачье сердце».
История создания и судьба повести. Система образов. Шариков и «шариковщина». Истоки «шариковщины». Булгаков – сатирик.
М. А. Шолохов
Сведения о жизни и творчестве.
«Судьба человека».
Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова, простого человека, труженика и воина. Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества.
Особенности композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок.
А. И. Солженицын
Сведения о жизни и творчестве.
«Матренин двор».
Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной герои ни и тема «праведничества» в русской литературе. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).
А.А. Блок
Сведения о жизни и творчестве.
«Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю..», «О, я хочу безумно жить…», «Земное сердце стынет вновь», «Сольвейг», «Пушкинскому дому».
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.
Маяковский
Сведения о жизни и творчестве.
«Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю».
Новаторство поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
С. А. Есенин
Сведения о жизни и творчестве.
Стихотворения: «Отговорила роща золотая..» , «Вот уж вечер», «Низкий дом с голубыми ставнями..», «Письмо к женщине», «Край ты мой...»
Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Тема любви. Живописность. Народная основа языка.
М.А.Цветаева
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий..», «Бабушке», «Мне нравится..», «Стихи к Блоку», «Стихи о Москве».
Тема поэзии, любви. Особенности поэтики. Традиции и новаторство в творчестве.
Ахматова Слово о поэте.
Из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин» и др.
Трагические интонации в любовной лирике. Особенности поэтики.
Н.А.Заболоцкий Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе..», «Где-то в поле возле Магадана..», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Тема природы и человека. Философская глубина лирики.
Б.Л.Пастернак
Слово о поэте.
«Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется..» «Быть знаменитым некрасиво..».
Философская глубина лирики. Одухотворенная предметность. Приобщение вечных тем к современности.
А.Т.Твардовский Слово о поэте.
«Урожай», «Я убит подо Ржевом».
Тема Родины, природы. Интонация и стиль поэта.
Песни и романсы на стихи поэтов 19-20вв (2ч)
А.С.Пушкин «Певец», М.Ю.Лермонтов «Отчего», Н.А.Некрасов «Тройка», Е.А.Баратынский «Разуверение», Ф.И.Тютчев «К.Б», А.К.Толстой «Средь шумного бала..», А.А.Фет « Я тебе ничего не скажу», А.Сурков «В землянке», К.Симонов «Жди меня», Н.Заболоцкий «Признание» и др.
Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы (8 час)
Литература эпохи античности. Катулл
Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике.
Гораций
«К Мельпомене»
Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах. Традиции Горация в лирике Державина, Пушкина.
Литература эпохи средневековья. Данте
Слово о поэте.
«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни)
Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.
У. Шекспир
Жизнь и творчество (обзор)
Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в про изведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.
Литература 18-20 вв. И.-В. Гете
Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Фауст» (фрагменты).
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефи стофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.
Формы и средства контроля
Из инструктивно-методического письма «О преподавании литературы в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях Белгородской области»:
«С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:
Таблица
Уровень и количество часов программы | Классы | ||
9 | |||
Базовый (А) | |||
классное сочинение | 5 | ||
домашнее сочинение | 1 |
Как видно из таблицы, в 9 классе учащиеся должны за учебный год написать не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинения и 1 домашнее)»
«При написании сочинения следует придерживаться следующей рекомендации: учитель организует двухчасовую классную работу над текстом сочинений, но в случаях острой нехватки часов может сократить работу в классе до одного часа и дать возможность учащимся доработать текст дома… подход к формулировке тем сочинений следует изменить таким образом, чтобы предотвратить возможность списывания. Следует избегать тем, широко представленных в методической и др. литературе в последние десятилетия (типа «Образ …», «Сравнительная характеристика…»); желательны формулировки в виде проблемного вопроса («Почему…?», «Как …?»), темы, ориентированные на анализ прозаического или поэтического текста, анализ эпизода и т.п. Возможен также вариант работы над сочинениями малых форм, которые выполняются на одном уроке».
Исходя из приведенной цитаты, предполагается в 9 классе написание:
1. Классных сочинений по темам и разделам:
- Стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение..» (истолкование, впечатление, оценка)
- Сцена дуэли Онегина и Ленского (анализ эпизода из художественного произведения)
- Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (истолкование, впечатление, оценка)
- «Чичиков в гостях у…» (анализ эпизода из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
2. Домашних сочинений по темам и разделам:
- Утро в доме Фамусова ( анализ эпизода из драматического произведения)
- Ответ на проблемный вопрос « Онегин и Ленский: друзья или враги?»
- Ответ на проблемный вопрос: «В чем трагедия Печорина?» (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
3. Литературных викторин по произведениям
- «Горе от ума» А.С.Грибоедова
- «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова
- произведениям современной литературы
(См. Литературные викторины/авт.-сост. В.И.Ильина, - М.: Учитель – АСТ, 2001)
4. Тестирование по творчеству:
- А.С.Пушкина (лирика, «Евгений Онегин»)
- Н.В.Гоголя («Мертвые души»)
- по «Слову о полку Игореве»
- итоговый тест по окончании изучения курса.
(См. Беленькая Е.Э., Ланцева Е.А. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература ХХ века. 11 класс». – М.: Дрофа, 2006
Литература: Тесты. 9-11 кл.:Учебно-метод.пособие для учителя/Авт. – сост. И.М.Михайлова. – М.: Дрофа, 1998)
5. Проверочных работ по разделам и темам:
- Литература второй половины 19 века
- Литература 20 века (См. Карнаух М.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2007
Перечень учебно-методических средств обучения
1.А.С.Грибоедов. Горе от ума: Анализ текста. Осн. содержание. Сочинения. /Авт.-сост. Э.Л.Безносов – М.:Дрофа, 2000
2. А.С.Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия»/ Сост., биогр. Справка и примечания Н.И.Островской – М.: Лайда, 1994
3. Басина М. Я. В садах лицея. На брегах Невы: Документальные повести. – Л.:Детская литература, 1988
4. Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007
5. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. – М.: Дрофа, 2007
6. Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. Печорин и наше время: Эссе. – Л. : Детская литература, 1985
7. Зинина Е.А. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. – М. : Дрофа, 2007
8. Карнаух М.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2007
9. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. – Брянск: Курсив, М.: Новая школа, 2001
10. КучинаТ.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2007
11. Лапина Е.Ю. Литература: тесты к учебнику 5-9 кл.- М.: Дрофа, 2007
12.Литература: Тесты. 9-11 кл.:Учебно-метод.пособие для учителя/Авт. – сост. И.М.Михайлова. – М.: Дрофа, 1998)
13. М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия»/ Сост., биогр. Справка и примечания Н.И.Островской – М.: Лайда, 1994
14. Московские областные олимпиады школьников по литературе: Сборник. 9-11 кл./Сост.Л.В.Тодоров. – М.: Дрофа, 2002
15. Обучающие практические работы по литературе. 9-11 кл./ Т.А.Андреева и др. – М.: Дрофа, 2007
16. Последний год жизни Пушкина/ Сост., вступ. Очерки и примечания В.В.Кунина. – М.: Просвещение, 1990
17. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «Русское слово», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...