«Развитие воссоздающего и творческого воображения на уроках литературы»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Цели: развивать творческие способности , умение рассуждать, обогащать речь учащихся, воспитывать нравственность, способствовать формированию положительных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vossozhdayushchee_voobrazhenie.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по внеклассному чтению в 8 классе по теме
«Развитие воссоздающего и творческого воображения на уроках литературы»
Учитель 1 квалификационной категории Тужикова Лариса Николаевна
Цели: развивать творческие способности , умение рассуждать, обогащать речь учащихся, воспитывать нравственность, способствовать формированию положительных качеств личности.
Оборудование: кукла в татарском национальном костюме, таблички с новыми словами, таблички с отрывками текста сказки книги.
ХОД УРОКА
1 Организационный момент.
( даю установку на работу, чтобы дети следили за своей речью, за произношением.)
Работа за экраном на развитие слухового восприятия.
- Ребята, задайте мне вопрос.
- Какой сейчас урок? ( вопрос задают дети)
- Сейчас урок литературы.
- О чем вы еще хотите меня спросить?
- Что мы будем делать на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о сказках.
2 Вступительное слово учителя о сказках.
- Какие бывают сказки?
- Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.
- Назовите мне волшебные сказки.
- Волшебные сказки- « Золушка» , « Снежная королева», « Конек- Горбунок».
- А какие сказки о животных вы знаете?
- « Три медведя» , « Волк и семеро козлят», «Лиса и Заяц».
- Приведите примеры бытовых сказок.
- « Барин и мужик», « Мудрая жена» , « Батрак»
- Каких вы знаете сказочников?
- Андерсен, Шарль Перро, братья Гримм.
3 Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем составлять сказку и на время этого урока мы все превратимся в сказочников. Вы должны проявить фантазию, воображение, выдумку, для того, чтобы у вас получилась интересная сказка. У каждого народа свои сказки . В них народ отображает быт, свою культуру, обычаи. Сейчас я вам покажу куклу в национальном костюме, а вы должны отгадать по костюму, сказку какого народа мы будем разбирать ( показываю куклу в национальном костюме , дети высказывают свои предположения, решили, что кукла в татарском костюме.)
- А почему вы так считаете?
( дети объясняют , обращая внимание на оборки на платье, фартук, бусы)
- Ребята, а вы знаете как называется женский татарский головной убор? ( не знают) Объясняю слово , показываю табличку со словом «калфак» и калфак на голове куклы.
- Итак, со сказкой какого народа мы познакомимся на сегодняшнем уроке?
- Сегодня мы познакомимся с татарской народной сказкой.
4 Инсценировка начала сказки.
- Ребята, сейчас вы посмотрите сценку начала сказки. Смотрите внимательно, а после просмотра вы мне объясните значения слов бай, джигит, алчный.
( посмотрев инсценировку, ребята сделали вывод, что бай – богатый человек, джигит – парень, алчный- жадный.)
5 Словарная работа.
- Кроме слов, которые вы разобрали после инсценировки, в этой сказке встретятся еще новые слова, давайте и их разберем.
Холеные – ухоженные ( объяснение слова сопровождается показом картинки )
Ретивые – быстрые ( подбираем синоним ловкие )
Норовят лягнуть- стремятся ударить ( объясняю слово, используя демонстрацию действия)
Вороные – масть животных; черные ( показ картинки )
Козни – злые коварные умыслы
Корыстолюбие- стремление к личной наживе, выгоде
Коварство – зло, прикрытое показным добром
Словарная работа проходит с использованием различных приемов – с использованием табличек, показом наглядности, подбором синонимов, демонстрации действия.
6 Физкультминутка.
7 А теперь мы приступаем к составлению сказки.. Начало сказки вы увидели , продолжим ее.
Детям предъявляется табличка с текстом:
1 « Будешь пасти моих лошадей, а платить я тебе буду так. Как в моем саду кукушка прокукует , так я тебе сто рублей платить буду»
- Ответьте на вопрос. Согласился ли джигит на условие бая?
Для этого выберите один ответ, который вы считаете правильным из трех возможных.
1 Джигит не согласился пасти лошадей.
2 Джигит согласился пасти лошадей.
3 Джигит ушел искать другую работу.
Дети выбирают правильный ответ, им оказался второй вариант.
2 Предъявляется следующая табличка с текстом:
« Повел Атбасар джигита смотреть лошадей. Кони у него вороные , холеные и норовят друг друга лягнуть. Посмотрел на них джигит и задумался.»
- Что сказал джигит , когда увидел лошадей бая?
( ответ дети составляют сами и записывают на доске, опираясь на опорное слово «согласился» )
3 Разбирается текст следующей таблички.
« Утром погнал джигит табун в поле, а лошади у него разбежались во все стороны»
- Смог ли джигит собрать лошадей?
( ученики выбирают ответ из двух вариантов )
1 Джигит сразу же собрал лошадей.
2 Пастух не стал собирать лошадей в табун.
( правильного ответа здесь нет )
- Ребята , ответ , который вы дадите , должен включить словосочетание «….из сил выбился»
« Устал пастух, из сил выбился , пока собирал лошадей, прилег под дерево , да и заснул.»
( чтобы был дан правильный ответ, обращаю внимание детей на содержание следующей таблички )
4 Текст таблички:
« Во сне привиделся ему старичок, который сказал: « Ты залезь на дерево и крикни: « Кони вы мои вороные, ретивые, собирайтесь все сюда»
_-Как поступил пастух?
Варианты ответов следующие:
1 Не послушал джигит старичка.
2 Проснулся джигит , да так и сделал.
3 Не захотел пастух поступать по совету старика.
( верный ответ 2)
5 Содержание 5 таблички.
« Пришло время обедать , а джигиту обед не несут»
- Как он поступил?
Возможные ответы.
1 Джигит сам пошел к баю обедать.
2 Джигит решил ждать обеда.
3 Пастух очень рассердился на бая и ушел, оставив стадо.
Среди табличек нет правильного ответа. Дети его составляют с опорой на текст 6 таблички.
« Зарезал пастух одного коня и съел»
6 Текст 6 таблички.
« На другой день бай снова не принес ему поесть . Джигит еще одного коня зарезал»
- Изменил ли Атбасар свое поведение?
Дети ответ составляют самостоятельно (все свои предположения они должны обосновать)
Выбрали лучший ответ.
«Атбасар стал носить пастуху обед, чтобы сохранить табун»
7 Следующая табличка.
« Идет день за днем, кукушка все не кукует. Лопнуло у джигита терпение , оставил он свой табун и явился в байский сад»
- Что он увидел в саду?
Ответ на этот вопрос дети записывают по демонстрации действия ( жена Атбасара ходит по саду и гоняет кукушку, чтобы она не села на ветку и не закуковала . Убил пастух старуху.)
8 Текст таблички.
« Стала кукушка часто куковать . И как кукушка закукует , Атбасар по сто рублей выкладывает пастуху»
- Что задумал бай?
( ответ дети составляют по словосочетанию « избавиться от пастуха» )
Решил Атбасар избавиться от пастуха.
9 Текст таблички.
« Истопил бай баню и позвал джигита мыться. На камни он налил яду, чтобы пастух первым попарился и отравился»
- Смог ли бай обмануть джигита?
Варианты ответов.
1 Джигит разгадал байские козни, да заменил камни.
2 Ничего не заметил джигит и пошел мыться.
3 Пастух ждал обмана от бая и был начеку.
( 1 вариант правильный )
10 Содержание следующей таблички.
« Вволю намылся – напарился, а выходя из бани , те отравленные камни на место положил»
- Как вы думаете, что случилось с баем?
( ответ дети составляют сами , опираясь на содержание сказки, бай коварный, злой , значит должен быть наказан )
8 Беседа по содержанию составленной сказки.
- Почему в этой сказке бай и его жена умирают?
- Потому что они жадные, не держат своего слова, хотели обмануть пастуха. В сказках всегда добро побеждает зло
- Чему учит нас эта сказка?
- Эта сказка учит нас держать данное слово и никогда не обманывать.
- Какими мы должны быть ?
- Мы должны быть добрыми, честными, внимательными друг к другу, заботливыми, трудолюбивыми
- Ребята, мы сегодня познакомились с новыми словами и при ответе на мой следующий ответ я бы хотела, чтобы вы их использовали.. А какими мы не должны быть?
- Мы не должны быть коварными, корыстолюбивыми.
- 9 Чтение сказки.
- Ну, а теперь, прочитаем, что же у нас за сказка получилась. (читаем составленную сказку)
- Молодцы, ребята, хорошую сказку мы с вами составили, поучительную. Все сегодня работали хорошо. Я вами довольна.
( выставляются оценки и дается задание на вечер )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся
Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся....
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «Развитие изобразительных способностей, творческого воображения, эстетического чувства, пространственного мышления»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «Развитие изобразительных способностей, творческого воображения, эстетического чу...
Развитие навыков исследовательской и творческой работы на уроках литературы в 9-10 классах и во внеурочной деятельности
из опыта работы учителя русского языка и литературы...
Технология актуализации читательского воображения на уроках литературы в школе
Технология актуализации читательского воображения на уроках литературы в школе...
Методы развития памяти, образного мышления, воображения на уроках русского языка.
В презентации рассматриваются разные методы Эйдетики, которые учат мыслить образами....
Развитие воображения на уроках литературы в средней школе
Статья посвящена вопросам развития воображения у учащихся 5-6 классов на уроках русской литературы....