«Развитие воссоздающего и творческого воображения на уроках литературы»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Тужикова Лариса Николаевна

 

Цели: развивать творческие способности ,  умение рассуждать, обогащать речь учащихся, воспитывать нравственность, способствовать формированию положительных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vossozhdayushchee_voobrazhenie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по внеклассному чтению в 8 классе по теме

«Развитие воссоздающего и творческого воображения на уроках литературы»

Учитель 1 квалификационной категории Тужикова Лариса Николаевна

Цели: развивать творческие способности ,  умение рассуждать, обогащать речь учащихся, воспитывать нравственность, способствовать формированию положительных качеств личности.

Оборудование: кукла в татарском национальном костюме, таблички с новыми словами, таблички с отрывками  текста сказки книги.

ХОД      УРОКА

1 Организационный момент.

( даю установку на работу, чтобы дети следили за своей речью, за произношением.)

Работа за экраном на развитие слухового восприятия.

  1. Ребята, задайте мне вопрос.
  1. Какой сейчас урок? ( вопрос задают дети)
  2. Сейчас урок литературы.
  1. О чем вы еще хотите меня спросить?
  1. Что мы будем делать на уроке?
  2. Сегодня на уроке мы будем говорить о сказках.

2 Вступительное слово учителя о сказках.

  1. Какие бывают сказки?
  2. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.
  3. Назовите мне волшебные сказки.
  4. Волшебные сказки- « Золушка» , « Снежная королева», « Конек- Горбунок».
  5. А какие сказки о животных вы знаете?
  6. « Три медведя» , « Волк и семеро козлят», «Лиса и Заяц».
  7. Приведите примеры бытовых сказок.
  8. « Барин и мужик», « Мудрая жена» ,  « Батрак»
  9. Каких вы знаете сказочников?
  10. Андерсен, Шарль Перро,  братья Гримм.

3 Сообщение темы урока.

  1. Сегодня на уроке мы будем составлять сказку и на время этого урока мы все превратимся в сказочников. Вы должны проявить фантазию, воображение, выдумку, для того,  чтобы у вас получилась интересная сказка.  У каждого народа свои сказки . В них народ отображает быт, свою культуру, обычаи. Сейчас я вам покажу куклу в  национальном костюме, а вы должны отгадать по костюму, сказку какого народа мы будем разбирать ( показываю куклу в национальном костюме , дети высказывают свои предположения, решили, что кукла в татарском костюме.)
  2. А почему вы так считаете?

( дети объясняют , обращая внимание на оборки на платье, фартук, бусы)

  1. Ребята, а вы знаете как называется женский татарский головной убор? ( не знают) Объясняю слово , показываю табличку со словом «калфак» и калфак на голове куклы.
  2. Итак, со сказкой какого народа мы познакомимся на сегодняшнем уроке?
  3. Сегодня мы познакомимся с татарской народной сказкой.

4 Инсценировка начала сказки.

  1. Ребята, сейчас вы посмотрите сценку начала сказки. Смотрите внимательно, а после просмотра вы мне объясните значения слов бай, джигит, алчный.

( посмотрев инсценировку, ребята сделали вывод, что бай – богатый человек, джигит – парень, алчный- жадный.)

5 Словарная работа.

  1. Кроме слов, которые вы разобрали после инсценировки, в этой сказке встретятся еще новые слова, давайте и их разберем.  

Холеные – ухоженные ( объяснение слова сопровождается показом картинки )

Ретивые – быстрые ( подбираем синоним ловкие )

Норовят лягнуть- стремятся ударить ( объясняю слово, используя демонстрацию действия)

Вороные – масть животных; черные ( показ картинки )

Козни – злые коварные умыслы

Корыстолюбие- стремление к личной наживе, выгоде

Коварство – зло, прикрытое показным добром

Словарная работа проходит с использованием различных приемов – с использованием табличек, показом наглядности, подбором синонимов, демонстрации действия.

6 Физкультминутка.

7  А теперь мы приступаем к составлению сказки.. Начало сказки вы увидели , продолжим ее.

Детям предъявляется табличка с текстом:

1 « Будешь пасти моих лошадей, а платить я тебе буду так. Как в моем саду кукушка прокукует , так я тебе сто рублей платить буду»

  1. Ответьте на вопрос. Согласился ли джигит на условие бая?

Для этого выберите один ответ, который вы считаете правильным из трех возможных.

1 Джигит не согласился пасти лошадей.

2 Джигит согласился пасти  лошадей.

3 Джигит ушел искать другую работу.

Дети выбирают правильный ответ, им оказался второй вариант.

2 Предъявляется следующая табличка с текстом:

« Повел Атбасар джигита смотреть лошадей. Кони у него вороные , холеные и норовят друг друга лягнуть. Посмотрел на них джигит и задумался.»

  1. Что сказал джигит , когда увидел лошадей бая?

( ответ дети составляют сами и записывают на доске, опираясь на опорное слово «согласился» )

3 Разбирается текст следующей таблички.

« Утром погнал джигит табун в поле, а лошади у него разбежались во все стороны»

  1. Смог ли джигит собрать лошадей?

( ученики выбирают ответ из двух вариантов )

1 Джигит сразу же собрал лошадей.

2 Пастух не стал собирать лошадей в табун.

( правильного ответа здесь нет )

  1. Ребята ,  ответ , который  вы дадите , должен включить словосочетание «….из сил выбился»

« Устал пастух, из сил выбился , пока собирал лошадей, прилег под дерево , да и заснул.»

( чтобы был дан правильный ответ, обращаю внимание детей на содержание следующей таблички )

4 Текст таблички:

« Во сне привиделся ему старичок, который сказал: « Ты залезь на дерево и крикни: « Кони вы мои вороные, ретивые, собирайтесь все сюда»

_-Как поступил пастух?

Варианты ответов следующие:

1 Не послушал джигит старичка.

2 Проснулся джигит , да так и сделал.

3 Не захотел пастух поступать по совету старика.

( верный ответ 2)

5 Содержание 5 таблички.

« Пришло время обедать , а джигиту обед не несут»

  1. Как он поступил?

Возможные ответы.

1 Джигит сам пошел к баю обедать.

2 Джигит решил ждать обеда.

3 Пастух очень рассердился на бая и ушел, оставив стадо.

Среди табличек нет правильного ответа. Дети его составляют с опорой на текст 6 таблички.

« Зарезал пастух одного коня и съел»

6 Текст 6 таблички.

« На другой день бай снова не принес ему поесть . Джигит еще одного коня зарезал»

  1. Изменил ли Атбасар свое поведение?

Дети ответ составляют самостоятельно (все свои предположения они должны обосновать)

Выбрали лучший ответ.

«Атбасар стал носить пастуху обед,  чтобы сохранить табун»

7 Следующая табличка.

« Идет день за днем, кукушка все не кукует. Лопнуло у джигита терпение , оставил он свой табун и явился в байский сад»

  1. Что он увидел в саду?

Ответ на этот вопрос дети записывают по демонстрации действия ( жена Атбасара ходит по саду и гоняет кукушку, чтобы она не села на ветку и не закуковала . Убил пастух старуху.)

8 Текст таблички.

« Стала кукушка часто куковать . И как кукушка закукует , Атбасар по сто рублей выкладывает пастуху»

  1. Что задумал бай?

( ответ дети составляют по словосочетанию « избавиться от пастуха» )

Решил Атбасар избавиться от пастуха.

9 Текст таблички.

« Истопил бай баню и позвал джигита мыться. На камни он налил яду, чтобы пастух первым попарился и отравился»

  1. Смог ли бай обмануть джигита?

Варианты ответов.

1 Джигит разгадал байские козни, да заменил камни.

2 Ничего не заметил джигит и пошел мыться.

3 Пастух ждал обмана от бая и был начеку.

( 1 вариант правильный )

10 Содержание следующей таблички.

« Вволю намылся – напарился, а выходя из бани , те отравленные камни на место положил»

  1. Как вы думаете, что случилось с баем?

( ответ дети составляют сами , опираясь на содержание сказки, бай коварный, злой , значит должен быть наказан )

8 Беседа по содержанию составленной сказки.

  1. Почему в этой сказке бай и его жена умирают?
  2. Потому что они жадные, не держат своего слова, хотели обмануть пастуха. В сказках всегда  добро побеждает зло
  3. Чему учит нас эта сказка?
  4. Эта сказка учит нас держать данное слово и никогда не обманывать.
  5. Какими мы должны быть ?
  6. Мы должны быть добрыми, честными, внимательными друг к  другу, заботливыми, трудолюбивыми
  7. Ребята, мы сегодня познакомились с новыми словами и при ответе на мой следующий ответ я бы хотела, чтобы вы их использовали.. А какими мы не должны быть?
  8. Мы не должны быть коварными, корыстолюбивыми.
  9. 9 Чтение сказки.
  10. Ну, а теперь, прочитаем, что же у нас за сказка получилась.  (читаем составленную сказку)
  11. Молодцы, ребята, хорошую сказку мы с вами составили, поучительную. Все сегодня работали хорошо. Я вами довольна.

( выставляются оценки и дается задание на вечер )  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся

Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «Развитие изобразительных способностей, творческого воображения, эстетического чувства, пространственного мышления»

ОБОБЩЕНИЕ   ОПЫТА  ПО  ТЕМЕ   «Развитие   изобразительных   способностей,  творческого  воображения,  эстетического  чу...

Технология актуализации читательского воображения на уроках литературы в школе

Технология актуализации читательского воображения на уроках  литературы в школе...

Методы развития памяти, образного мышления, воображения на уроках русского языка.

В презентации рассматриваются разные методы Эйдетики, которые учат мыслить образами....

Развитие воображения на уроках литературы в средней школе

Статья посвящена вопросам развития воображения у учащихся 5-6 классов на уроках русской литературы....