Развитие воображения на уроках литературы в средней школе
статья по литературе (5 класс) на тему

Лебеденко Ирина Михайловна

Статья посвящена вопросам развития воображения у учащихся 5-6 классов на уроках русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_voobrazheniya_na_urokah_literatury.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие воображения у школьников на уроках литературы в средней школе

Актуальность и важность исследования развития воображения у школьников на уроках литературы в средней школе в настоящее время обусловлена рядом причин.

Современные условия развития и формирования общества  формируют все более требовательные запросы  к человеку. Современный человек должен обладать не только комплексом компетенций, но и  применять широкий спектр способностей, развивать творческую индивидуальность, быть способным к активному взаимодействию с социальной средой.  

Таким образом, можно сказать, что одна из значимых целей образования – это подготовка учащихся к  самостоятельному  творческому труду. Для полноценной самореализации в постоянно меняющемся мире современному человеку необходимо постоянно задействовать творческий потенциал, в основе которого лежит творческое воображение.

Воображение и фантазия  являются одной из высших мозговых функций мозга человека.  Однако ее развитие невозможно без комплексной поддержки и стимулировании, особенно в детском возрасте. Многие ученые с уверенностью отмечают, что если целенаправленно не заниматься развитием воображения у ребенка, то в последующем эта функция будет постепенно снижать свою активность.  

Стоит подчеркнуть, что при уменьшении способности фантазировать, у ребенка может наблюдаться снижение возможностей творческого мышления, угасает интерес к науке и искусству.  Младший школьный возраст являются наиболее благоприятными периодами, в которые происходит развитие творческого воображения и фантазии. Ведущей деятельностью в этом возрасте продолжает оставаться игра, которая в наибольшей мере отвечает за интенсивное развитие воображения и творческого потенциала ребенка.

В младшем школьном возрасте в условиях начавшейся учебной деятельности происходит активное стимулирование развития произвольного воображения. В рамках изучения различных предметных областей, выполнения разнообразных заданий происходит интенсивное развитие произвольного, управляемого воображения, которое, в свою очередь, дает выход творческим способностям, может оказывать терапевтическое и реабилитационное воздействие на ребенка.

Вышеперечисленные факторы, а так же и многие другие, требуют от педагогической науки и практики, неустанного поиска и совершенствования форм развития воображения у школьников на уроках литературы в средней школе.

Развитие воображения младших школьников является одним из ключевых направлений педагогической деятельности в средней школе. Это связано с тем, что воображение выступает одним из необходимых качеств в процессе развития личности ребенка и его успешной социализации на всех ступенях обучения и развития.

Стоит отметить, что воображение непосредственно связано с деятельностью ребенка и в процессе развития и усложнения деятельности превращается в самостоятельную произвольную психическую функцию.  Требуя все более развитой фантазии, все более активной работы воображения, процесс школьного обучения стимулирует развитие воображения, в том числе, благодаря освоению обширного массива знаний. Кроме того, воображение становится более целенаправленным, глубоким по содержанию.

Воображение развивается не само собой, а требует определенных условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.[1]

Безусловно, школьное обучение, как и любое другое обучение, тесно связано с необходимостью что-либо представить или вообразить, свободно оперировать абстрактными понятиям и образами – все это было бы невозможно без воображения, фантазии. Не секрет, что именно дети школьного возраста сильнее остальных любят заниматься всеми видами художественного творчества, так как оно дает возможность учащемуся в полной мере раскрыть свой творческий потенциал и выразить собственное «Я» через призму творческого воображения.

Творческое мышление, в свою очередь, способствует  активному развитию абстрактно-логического мышления и памяти, наполняет его индивидуальный жизненный опыт. Для ребенка рисовать – значит выражать собственные мысли и чувства с помощью зрительных, наглядных образов. Учащиеся, которые наиболее способны к изобразительному творчеству, как правило, обладают хорошим воображением, ясным восприятием окружающей действительности, точным согласованием движений рук.  Кроме того, изобразительная деятельность на уроках литературы способствует его эстетическому воспитанию, развитию понимания красоты.[2]


[1]  Кузьмина С.И. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №7. С.17-21.

[2] Шадрина Е.В. Формирование эстетической компетенции у младших школьников при обучении литературыбразительному искусству // Вестник ТГПУ. 2011. С.44-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в средней школе

Тесты, тексты, дополнительные материалы...

Организация эффективной работы в группах на уроках литературы в средней школе

В  работе рассматривается один  из вариантов организации групповой работы на уроках литературы. Предлагается использовать пазлы для обобщения  материала   о жизни и творчестве...

Царскосельская тематика на уроках литературы в средней школе.

Данные материалы, используются на уроках по творчеству Анны Ахматовой, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Сергея Есенина....

Изучение сказок А.С. Пушкина на уроках литературы в средней школе (статья)

В статье подробно рассматриваются источники «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и предлагается вариант урока изучения этого текста методом сравнительного анализа....

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

Методическая разработка "Маршрутные листы на уроках литературы в средней школе"

В методической разработке дается описание использования маршртуных листов на уроках литературы. Также предствлены маршруты уроков в 8 и 9 классах. Пособие можно использовать как учиетелям-предметникам...

Значение уроков литературы в средней школе

Значение уроков литературы в школе сложно переоценить. Очень важно, чтобы учитель был способен привить любовь и интерес к чтению, потому что литература всесторонне развивает человека. Ее основная цель...