"Повести Белкина" А.С.Пушкина на уроках литературы
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Домашенко Лариса Васильевна

Методическая разработка уроков  литературы по творчеству А.С.Пушкина в VII классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

В VII классе программой предусмотрено изучение повести «Выстрел». С повестями «Барышня - крестьянка» и «Метель» учащиеся познакомились в  V классе. Повесть «Гробовщик» можно предложить для самостоятельного прочтения, а «Станционный смотритель» вынести на урок внеклассного чтения.

Разговор о «Повестях Белкина» начинается с истории их создания. Ученики готовят сообщения о времени, проведенном Пушкиным в Болдино, и отмечают, что осень 1830 года вызвала у поэта прилив творческих сил. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в  деревне». «Я в Болдине писал, как давно уже не писал».

Поскольку изучение художественных произведений на уроках литературы предусматривает самостоятельную интерпретацию  произведения учащимися, чтобы избавить их от любой аксиоматики в отношении литературы, учеников можно познакомить с мнениями о «Повестях Белкина» Погодина и Белинского (Погодин положительно отозвался лишь о «Станционном смотрителе», а Белинский счел «Повести Белкина» неудачной шуткой великого писателя). Оспаривать эти мысли сложно, однако познакомить с ними учащихся нужно. А на последнем уроке предложите детям высказать свое мнение по этому поводу.

Далее ученики, прочитавшие статью «От издателя», выступают с ее художественным пересказом.

Переходя к разговору о повести «Выстрел» (рекомендуется прочесть ее заранее), попросим ребят посчитать, сколько рассказчиков доносят до нас историю Сильвио. Эта работа даст представление о разветвленной системе из 4-х рассказчиков. Главным из них является офицер, который познакомился с Сильвио в маленьком скучном городке. Он же и заканчивает рассказ о Сильвио.

- Что вы можете сказать, опираясь на текст повести, о характере рассказчика?

Затем разговор пойдет о композиции повести. Дети сравнивают ее с композицией «Метели», вспоминая,  как автор держал их в напряжении, как не хотелось оторваться от чтения.

- Почему автор строит повесть именно так?

- Почему так затягивает повествование по времени?

Ответив на эти вопросы, учащиеся придут выводу о тои, что это дает возможность автору усилить впечатление, изобразить всю глубину чувства мести.

На втором уроке речь пойдет о главном герое повести.

Ребятам дается задание составить биографию Сильвио. Они отмечают, что из всех знаменательных событий его жизни мы знаем только о дуэли, мести и смерти героя. Можно рекомендовать прочитать повесть «Кирджали», где изображено сражение, в котором погибает Сильвио, и попросить учеников сочинить рассказ «Смерть Сильвио».  

После этого пусть учащиеся попытаются дать оценку жизни героя повести: не растерял ли он жизнь – драгоценный дар судьбы – попусту? («Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво» А.П. Чехов)

Этот вопрос важен, так как касается одного из первых романтических характеров, с которыми ученики встречаются в этическом произведении. Жизнь, законченная среди греческих повстанцев, превратилась в подвиг. Но счастлив ли герой? Здесь можно вернуться к последней встрече Сильвио с графом. Ожидаема ли такая развязка? Могли ли вы предположить в начале действия, что Сильвио откажется от выстрела? Почему это произошло?

Подведением итогов станет беседа о средствах создания образа Сильвио. Двум учащимся предварительно дается задание подготовить инсценирование встречи Сильвио и графа. Для этого нужно внимательно поработать с текстом: найти детали, характеризующие героев, выбрать нужную интонацию. Одна из учениц подготовит творческий пересказ этого эпизода от лица Маши. В заключении дети ответят на вопрос:

- Каким показался Сильвио героям и вам самим?

Так как учащиеся с начала года работают над проблемой «Средства создания образа в художественном произведении», они могут сами прийти к выводу, что и мастерски построенный Пушкиным сюжет, и сложенная система рассказчиков позволяют изобразить объективный портрет героя, также они отмечают, что образ героя создается с помощью и самого Сильвио (его рассказ о своей тайне).

К уроку внеклассного чтения по повести «Станционный смотритель» ребята прочитают повесть Н.В Гоголя «Шинель», и можно попытаться подготовить их  к разговору о теме «маленького человека» в русской литературе, который произойдет в старших классах.

В начале урока ученики делятся своими впечатлениями от прочитанного, читают страницы, особенно их взволновавшие.

К беседе о Самсоне Вырине переходим с помощью вопроса об отношении автора к своим героям.

- К какому из них он относится с особым сочувствием? Почему? Из чего это видно?

- Чем похож смотритель на Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели» Гоголя? Что их отличает друг от друга?

 Нужно помочь учащимся прийти к выводу, что обе повести написаны об одном, но по-разному. Так о чем же?

Учитель знакомит ребят с выражением «маленький человек». Как они воспримут эти слова? Можно дать задание подобрать определения к этому сочетанию, которые раскрывали бы его смысл.

В V классе дети уже познакомились с именем Ф.М. Достоевского. На этом уроке можно представить им еще одного героя этого писателя. Макар Девушкин – герой романа «Бедные люди». Учитель вкратце сообщает ученикам о сюжете этого произведения, о его необычной форме и зачитывает отрывок, где говорится о мнении Девушкина по поводу повестей Гоголя и Пушкина. Почему он в обиде на Гоголя и отдает предпочтение Пушкину? Согласны ли учащиеся с его словами? К отдает предпоччтение ме и зачитывает отрывок, где говорится о мнении Девушкина по поводу повестей Гакая из повестей ближе им?

В заключение урока вернемся к словам Белинского.

- Каково ваше мнение? Согласны ли вы с мнением великого критика?

В качестве домашнего задания ребятам предлагается написать письмо Белинскому, в котором они попытаются доказать свое мнение о прочитанных ими повестях А.С. Пушкина.

На уроках в качестве наглядного материала можно использовать различные иллюстрации к повестям, портреты А.С. Пушкина, рисунки учащихся к этим произведениям.

Проверочная письменная работа

Эту работу можно провести на последнем уроке с целью проверки знания содержания «Повестей Белкина», выявления самого внимательного читателя. Некоторые вопросы взяты из районных заданий для IX класса.

I. Герои (указать название произведения)

   А) мисс Жаксон;

   Б) Бурмин;

   В) Адриан Прохоров;

   Г) Лиза Муромская;

   Д) ротмистр Минский.

II. Портрет (указать имя героя)

   А) «Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное  имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо. Никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где вместе бедно и расточительно…»  

(Сильвио).

  Б) (Он) «был и в самом деле молодец, смотря, как он на охоте скакал всегда первый, не разбирая дороги, соседи согласно говорили, что из него никогда не выйдет путного столоначальника. Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но (он) мало ими занимался, а причиной его нечувствительности полагали любовную связь…»      

(Алексей Берестов)

  В) (Он) «был угрюм и задумчив… разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей, когда заставал их без дела глазеющих в окно на прохожих, или чтоб запрашивать за свои произведения преувеличенную цену… »      

 (Адриан Прохоров)

III. Интерьер (указать название произведения)

   А) «Переступив за незнакомый порог и нашед в новом своем жилище суматоху, он вздохнул о ветхой лачужке, где в течение осьмнадцати лет все было заведено самым строгим порядком; стал бранить обеих своих дочерей за их медлительность и сам принялся им помогать. Вскоре порядок установился; кивот с образами, шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определенные углы в задней комнате; в кухне и гостиной поместились изделия хозяина»    

 («Гробовщик»)

   Б) «Обширный кабинет был убран со всевозможной роскошью; около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином было широкое зеркало; пол обит был зеленым сукном и устлан коврами»  

  («Выстрел»)

   В) «Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов; и все кругом показывало ветхость и небрежение»    

(«Станционный смотритель»)

IV. Пейзаж (указать название повести)

   А) «Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняло сердце… младенческой веселостью»  

 (Барышня - крестьянка)

   Б) «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика»    

 («Станционный смотритель»)

V. Кто о ком?

   А) «Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да, по мне, это еще не беда: со временем остепениться»    

   (Настя об Алексее Берестове)

   Б) «Мы были с ним приятели; он в нашем полку принят был, как свой брат – товарищ; да вот уже лет пять, как об нем не имею никого известия»    

(Офицер о Сильвио)

   В) «Авось, приведу я домой заблудшую овечку мою»  

 (Самсон Вырин о Дуне)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.

Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и  совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Л.Н. Толстой. Повесть "Кавказский пленник" (материалы к урокам литературы в 5-м классе)

Слайд-фильм «Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». Материалы к урокам литературы в 5-м классе» содержит информацию о создании произведения, даёт учителю возможность поэтапно проанализирова...

Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."

Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова....

Урок литературы в 10кл. по теме "Место повести "Портрет" в цикле "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"

Дана разработка урока по повести Гоголя "Портрет" с вопросами по анализу текста...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке"

Презентация к уроку-исследованию по теме "Как изменяется характер человека, прошедшего через тяжкие испытания?". Здесь отражены актуальность исследования, проблемный вопрос, гипотеза, а также цели и з...