Раскольников- "заблудшая душа"?
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме
Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_10_klasse.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе.
«Раскольников – «заблудшая душа»?»
(По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Цель урока: воспитание осознанного отношения к своим поступкам и ответственность за них через понимание и осмысление содержания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи урока:
- раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления;
- показать ответственность человека за совершенное преступление;
- помочь понять, какую власть может иметь над человеком любая теория;
- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется
- формировать способности высказывать собственное мнение.
Тип урока – комбинированный, в группах.
Методы обучения: работа с текстом, аналитическая беседа, сообщения учащихся, дискуссия, самостоятельная работа , чтение эпизодов «Убийство старухи-процентщицы и Лизаветы», «Раскольников признается Соне в своем преступлении», тест.
Оборудование. На доске иллюстрации сцен из романа, тема урока, эпиграфы.
Эпиграфы:
- Преступление? Какое преступление?
Не думаю я о нем.
Ф.М.Достоевский.
Преступление – действие, нарушающее закон
и подлежащее уголовной ответственности.
Из словаря С.И.Ожегова.
Словарная работа.
Преступление – см. выше.
Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.
Ход урока
- Организационный момент (создание эмоционального настроя).
2.Работа по теме урока
А) Вступительное слово:
Сегодня мы поведем разговор о преступлении, об ответственности человека за совершенное опасное деяние, о том, что толкает человека на злодеяние и как идея движет человеком; постараемся сделать выводы, как не попасть в кабалу какой-либо «идее».
Б) проверка домашнего задания по группам:
- Кто такой Родион Раскольников и что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?
- Найдите в тексте описание внешности героя и место его проживания. С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?
- Почему предыстория Раскольникова не раскрыта автором?
- Можете ли вы согласиться с тем, что Раскольников – «заблудшая душа»?
В) Давайте, восстановим цепочку действий, мыслей, поступков Раскольникова, приведших к преступлению. (Сообщение учащегося).
Г) Итак, реакция оказывается непредвиденной, цепной, неуправляемой. (Чтение эпизода «убийство старухи процентщицы и Лизаветы»).
Д) Так что же получается, Раскольников – закоренелый и хладнокровный убийца? Давайте подумаем. ( Спор – дискуссия).
Е) Как вы видите, мнения разделились. А какие мотивы толкнули Раскольникова на преступление?
Художественное произведение строится по своим литературным законам. У него целый арсенал художественных средств. Уже в начале романа писатель указывает основные причины преступления и только потом их раскрывает. Наиболее объективный путь – начать с самого романа. (Комментированное чтение отрывков романа).
(Задания по группам: 1- найти социальный мотив; 2- найти нравственный мотив; 3 – идеологический ; 4- философский)
- «Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать пролитую им кровь…» Как хотел это сделать Раскольников? Удается ли это сделать герою? (Домашнее задание 5 группы)
Ж) Чтение эпизода «признание Раскольникова в убийстве».
З) Идеи обладают неумолимой логикой, но страшно то, что Раскольников только создав теорию, пытается по ней жить. Чистота эксперимента нарушена: погибла ни в чем не повинная Лизавета. А подвернись на её месте Соня? Убил бы он её?
И ещё один, самый страшный вопрос: А случись на месте Лизаветы мать, сестра? Неужели убил бы их? (небольшая дискуссия)
А подвернулись бы дети Мармеладова?
3.Выводы по теме урока.
Выходит, что ошибка в самой теории? Для родственников, детей – исключение? Это точный сигнал неправоты. Выходит, что цель не оправдывает, а определяет средства. Неправое средство и есть выражение неправой цели. Эта теория уже сама по себе преступна. Родион Раскольников поступает не по закону и не по совести.
4.Самостоятельная тестовая работа.
(см. приложение)
5.Подведение итогов урока. ( Анализ ответов учащихся, комментирование отметок)
Домашнее задание: подготовиться к дискуссии « Родион Раскольников и автор », «Родион Раскольников - «маленький человек»».
Приложение
Тест:
Задание 1. Герой романа «Преступление и наказание» совершает преступление ради: а) денег, б) оправдания своей теории, в) близких ему людей,
Задание 2. С какого момента начинается преступление Раскольникова: а) после убийства старухи-процентщицы и её сестры, б) во время убийства, в) до убийства.
Задание 3. Что несёт миру теория, созданная Раскольниковым: а) индивидуализм и преступную философию вседозволенности, б) освобождение от материальной зависимости, в) освобождение от социального давления общества.
Задание 4. Определите, кому из героев романа принадлежат высказывания:
а) «Возлюби прежде одного себя, ибо все на личном интересе основано»
б) «Надо жить весело»
в) «Это человек-то вошь!»
1.Свидригайлов. 2.Лужин. 3. Соня.
Задание 5. Как Ф.М.Достоевский отвечает своим романом на поставленный им самим вопрос: «Согласились ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой при условии, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего лишь одно человеческое существо, мало того – пусть даже не столь достойное, смешное нВ мной взгляд, существо?»
А) да, Б) нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")
Урок - мастерская по стихотворению Николая Заболоцкого...