Раскольников- "заблудшая душа"?
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Костичева Татьяна Юрьевна

Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_10_klasse.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

«Раскольников – «заблудшая душа»?»

(По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Цель урока: воспитание осознанного отношения к своим поступкам и ответственность за них через понимание и осмысление содержания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Задачи урока:

  1. раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления;
  2. показать ответственность человека  за совершенное преступление;
  3. помочь понять, какую власть может иметь над человеком любая теория;
  4. на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется
  5. формировать способности высказывать собственное мнение.

Тип урока – комбинированный, в группах.

 Методы обучения: работа с текстом, аналитическая беседа, сообщения учащихся, дискуссия,  самостоятельная работа ,  чтение эпизодов «Убийство старухи-процентщицы и Лизаветы», «Раскольников признается Соне в своем преступлении», тест.

Оборудование. На доске иллюстрации сцен из романа, тема урока, эпиграфы.

Эпиграфы:

- Преступление? Какое преступление?

Не думаю я о нем.

                 Ф.М.Достоевский.    

Преступление – действие, нарушающее закон

 и подлежащее уголовной ответственности.

Из словаря С.И.Ожегова.  

Словарная работа.

Преступление – см. выше.

Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.

Ход урока

  1. Организационный момент (создание эмоционального настроя).

2.Работа по теме урока

А) Вступительное слово:

Сегодня мы поведем разговор о преступлении, об ответственности человека за совершенное опасное деяние, о том, что толкает человека на  злодеяние и как идея движет человеком; постараемся сделать выводы, как не попасть в кабалу какой-либо «идее».

Б) проверка домашнего задания по группам:

  1. Кто такой Родион Раскольников и что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

  1. Найдите в тексте описание внешности героя и место его проживания. С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

  1. Почему предыстория Раскольникова не раскрыта  автором?

  1. Можете ли вы согласиться с тем, что Раскольников – «заблудшая душа»?

В) Давайте, восстановим цепочку действий, мыслей, поступков Раскольникова, приведших к преступлению. (Сообщение учащегося).

Г) Итак, реакция оказывается непредвиденной, цепной, неуправляемой. (Чтение эпизода  «убийство старухи процентщицы и Лизаветы»).

Д) Так что же получается, Раскольников – закоренелый и хладнокровный убийца? Давайте подумаем. ( Спор – дискуссия).

Е) Как вы видите, мнения разделились. А какие мотивы толкнули Раскольникова на преступление?

Художественное произведение строится по своим литературным законам. У него целый арсенал художественных средств. Уже в начале романа писатель указывает основные причины преступления и  только потом их раскрывает. Наиболее объективный путь – начать с самого романа. (Комментированное чтение отрывков романа).

 (Задания по группам: 1- найти социальный мотив; 2- найти нравственный мотив; 3 – идеологический ; 4- философский)

  1. «Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать пролитую им кровь…» Как  хотел это сделать Раскольников? Удается ли это сделать герою?  (Домашнее задание 5 группы)

Ж) Чтение эпизода «признание Раскольникова в убийстве».

З) Идеи обладают неумолимой логикой, но страшно то, что Раскольников только создав теорию, пытается по ней жить. Чистота эксперимента нарушена: погибла ни в чем не повинная Лизавета. А подвернись на её месте Соня? Убил бы он её?

И ещё один, самый страшный вопрос: А случись на месте Лизаветы мать, сестра? Неужели убил бы их? (небольшая дискуссия)

А подвернулись бы дети Мармеладова?

3.Выводы по теме урока.

Выходит, что ошибка в самой теории? Для родственников, детей – исключение? Это точный сигнал неправоты. Выходит, что цель не оправдывает, а определяет средства. Неправое средство и есть выражение неправой цели. Эта теория уже сама по себе преступна.  Родион Раскольников поступает не по закону и не по совести.

4.Самостоятельная тестовая работа.

(см. приложение)

 

5.Подведение итогов урока. ( Анализ ответов учащихся, комментирование отметок)

Домашнее задание: подготовиться к дискуссии « Родион Раскольников и автор », «Родион Раскольников - «маленький человек»».  

   

Приложение

Тест:

Задание 1. Герой романа «Преступление и наказание» совершает преступление ради: а) денег,    б) оправдания своей теории,  в) близких ему людей,  

Задание 2. С какого момента начинается преступление Раскольникова: а) после убийства старухи-процентщицы и её сестры,   б) во время убийства,  в) до убийства.

Задание 3. Что несёт миру теория, созданная Раскольниковым: а) индивидуализм и преступную философию вседозволенности,   б) освобождение от материальной зависимости,      в) освобождение от социального давления общества.

Задание 4. Определите, кому из героев романа принадлежат высказывания:

а) «Возлюби  прежде одного себя, ибо все на личном интересе основано»

б) «Надо жить весело»

в) «Это человек-то вошь!»

1.Свидригайлов.      2.Лужин.        3. Соня.

Задание 5.  Как Ф.М.Достоевский отвечает своим романом на поставленный им самим вопрос: «Согласились ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой при условии, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего лишь одно человеческое существо, мало того – пусть даже не столь достойное, смешное нВ мной взгляд, существо?»

А) да,              Б) нет.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого...