Конспект урока А.И.Куприн. «Тапёр»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 5 классе А.И.Куприн. «Тапёр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.i.kuprin._tapyor.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.И.Куприн. «Тапёр»
(Урок внеклассного чтения в 5 классе)
Польшина Валентина Петровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №11»
села Красногвардейского
Ставропольского края
Цель урока: учить умению анализировать художественное произведение; развивать навыки выразительного чтения, умение слушать и слушать музыку через восприятие художественного текста;
помочь учащимся понять , что музыка в художественном произведении помогает наиболее полному раскрытию духовного мира героя.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Эпиграф к уроку: Музыка-это голос души… (Ф.И.Шаляпин)
Ход урока
1.Оргмомент ( психологический настрой на работу на уроке)
2. Сообщение цели урока.
3. Фронтальный опрос по творчеству А.И.Куприна
- На экране портрет А.И.Куприна, ниже даются вопросы, на которые ученики дают ответы:
1.В каком году и где родился А.И.Куприн?
2.Какие произведения А.И.Куприна вы читали?
3. Вспомните, из какого произведения А.И.Куприна эти строки (на экране):
-«…узкими горными тропками ,от одного дачного посёлка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал ,свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто…»
- «…торжественные, величавые аккорды, мощные, смелые звуки.»
4.Аналитическая беседа по рассказу А.И.Куприна «Тапёр»
Учитель :
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о героях рассказа А.И. Куприна «Тапёр».
-Определите тему произведения.(Рассказ о мальчике, юном тапёре, который в канун Нового года был приглашён в дом Рудневых )
-Найдите в тексте эпизод , в котором даётся описание внешности Юрия Азагарова .
- Что мы узнаём со слов Тани о характере Юрия?
Расскажите, как встретили Юрия сёстры Рудневы?
- Кто из сестёр выразил своё недоумение, недоверие мальчику?
-Найдите в рассказе эпизод , в котором герой говорит о том , что он умеет играть на фортепьяно.
-Кто из героев рассказа проявил к мальчику чуткость , заботу и внимание?
- Какое впечатление произвела на каждого героя рассказа игра Юрия Азагарова на фортепьяно? Найдите этот эпизод в рассказе.
- Ребята, посмотрите на картину (на экране). Обратите внимание на лица слушателей. Нравится ли им игра мальчика? Подтвердите свой ответ примером из текста.
- Изменилось ли настроение Юрия после игры ? Если «да», то с чем это связано?
- Сегодня на уроке у нас есть возможность послушать «Венгерскую рапсодию №2» Ф.Листа и мысленно перенестись в дом Рудневых , представить себе картину, описанную А.И. Куприным в рассказе .
(Прослушивание записи «Венгерской рапсодии №2» Ф. Листа)
- Найдите в рассказе эпизод, в котором описывается мелодия .
- Почему во время игры лицо Юрия преобразилось?
-Помогла ли музыка понять духовный мир героя, его отношение к музыкальному искусству?
( Ученики отметили, что во время исполнения рапсодии Юрий Азагаров с помощью музыкальных звуков выразил свой протест против недоверия к нему, в первую очередь он был обращён к Лидии. Музыка раскрыла духовный мир героя, его чувства, мысли).
Учитель :
- Действительно. Музыка способна творить чудеса. Она может говорить о многом , в то же время не говоря ни слова , она – продолжение человеческого голоса ,»голоса души, её безглагольная песнь»,- как сказал Ф.И. Шаляпин.
«Безглагольная «, т.е. бессловесная. В этой музыке герой выразил себя, это было для него внутренней необходимостью. Здесь его голос перелился в возвышенные звуки, полные торжественности, восторга, любви к прекрасному. И вы ,конечно ,заметили , что герой стал весёлым, заиграл польку, под которую гости закружились в танце.
- А как дальше развивались события в рассказе?
- Как отреагировал Юрий на появление в доме Рудневых незнакомца? Найдите этот эпизод в рассказе.
- Найдите в тексте описание исполнения «Венгерской рапсодии №2» для Антона Григорьевича.
-Сравните игру на фортепьяно в начале рассказа и эту. ( Дети говорят, что игра мальчика в этот раз была наполнена вдохновением от присутствия великого мастера, Антона Григорьевича Рубинштейна.)
-Скажите, как сложилась дальнейшая судьба юного пианиста? Подтвердите свой ответ примером из текста.
- Ребята , а вы знаете , что настоящая фамилия героя рассказа -Арсений Николаевич Корищенко, который благодаря Антону Григорьевичу Рубинштейну поступил в Московскую консерваторию и окончил её с золотой медалью, стал известным музыкантом.
5. Языковая характеристика текста.
Учитель:
- Посмотрите внимательно на экран. Прочтите слова, которые на нем написаны .(Рапсодия, маэстро, бравурный)
- Сможете ли вы дать определение каждому из них?
- Прошу консультантов дать определение этих понятий. (Рапсодия-музыкальное произведение, отличающееся свободой формы, разноплановыми эпизодами .
Маэстро (итал.)- почётное звание композитора, исполнителя, дирижёра.
Бравурный- весёлый, шумный, праздничный.)
6. Обобщение услышанного на уроке.
Учитель:
-Ребята , прочтите слова, записанные на доске.
«Музыка-это голос души…».Ф.И.Шаляпин.
-Как вы понимаете смысл этих слов? (Ученики размышляют над высказыванием)
Учитель:
- Познакомившись с рассказом А.И.Куприна «Тапёр», мы пришли к выводу, что не каждому из нас дан дар божий. Юрий Азагаров им , конечно, наделён. Но и у каждого из нас может быть иной дар , и он не менее важен- это способность воспринимать прекрасное, духовно соприкасаться с ним.
Слушаем ли мы музыку, поём ли, играем ли на музыкальном инструменте или читаем стихи, мы испытываем несравнимое ни с чем чувство радости , восторга от соприкосновения с прекрасным.
Сейчас я даю вам возможность послушать «Венгерскую рапсодию №2» Ф.Листа ёщё раз, а во время прослушивания вы постарайтесь выразить свои чувства , мысли, настроения 3-5 предложениями.
(Звучит «Венгерская рапсодия №2» Ф.Листа. По окончании работы ученики сдают листочки. Учитель анализирует по ним эффективность урока дома.)
7. Итоги урока. Оценки за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс. Куприн "Тапёр"
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Куприна "Тапёр"...
Презентация по рассказу Куприна "Тапёр"
Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу Куприна "Тапёр"...
Урок литературы в 5 классе. А.И. Куприн «Тапёр». Талант и труд в рассказе
Конспект урока литературы в 5 классе. А.И. Куприн "Тапер". Талант и труд в рассказе....
А.И. Куприн «Тапёр». Талант и труд в рассказе
Презентация урока литературы в 5 классе. А.И. Куприн "Тапер". Талант и труд в рассказе....
Конспект урока. А.И.Куприн. Сведения о писателе. Экскурсия в музей Куприна в Наровчате.
Консект урока по биографии писателя, заочная экскурсия в музей...
Презентация к уроку литературы по рассказу А.И.Куприна "Тапёр"
Данная презентация содержит теоретический и практический материал к уроку....
Аргументы к сочинению 13.3 для подготовки к ОГЭ на основе произведения А.И. Куприна "Тапёр"
Материал содержит определения к сочинению 13.3 ОГЭ и цитаты из произведения А.И. Куприна "Тапёр"...