Конспект урока. А.И.Куприн. Сведения о писателе. Экскурсия в музей Куприна в Наровчате.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Консект урока по биографии писателя, заочная экскурсия в музей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.И.Куприн. Сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.
Цели:
- познакомить ребят с событиями детства и отрочества А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя;
- формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении;
- воспитывать интерес к жизни и творчеству А.И.Куприна.
Оборудование: мультимедийная презентация, кроссворды, карточки.
ХОД УРОКА.
І. Мотивация учебной деятельности.
- Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!
- Давайте улыбнёмся друг другу и новым открытиям и начнём наш урок.
II. Повторение изученного материала.
- Вспомните, какое произведение мы изучали на прошлом уроке.
- Давайте проведём небольшую викторину по этому рассказу. Правильно ответив на вопросы, в красном столбике вы увидите ключевое слово нашего урока.
РАЗГАДЫВАНИЕ ВИКТОРИНЫ.
Викторина по рассказу Л.Андреева «Петька на даче»
Вопросы
1. Как называли Петьку в парикмахерской?
2. Кем работала мама Петьки?
3. Если Петька будет расторопным и старательным, то его переведут в…?
4. Как называется профессия, которой учится Петька?
5. Назовите имя дачного приятеля Петьки.
6. Кем был мальчик Митя?
ОТКРЫВАЕТСЯ СЛОВО.
- Ребята, какие рассказы Куприна вы читали? Чем эти произведения вам запомнились?
- Давайте вспомним эти произведения, разгадав небольшой кроссворд.
РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА - ( РАБОТА В ПАРАХ ) – ПРОВЕРКА.
III. Актуализация знаний.
- Каким человеком представляется вам писатель?
- Ребята, а что вы знаете о жизни Куприна?
- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема?
IV. Определение темы и целей урока.
- Давайте вместе сформулируем тему урока и запишем её в тетрадь.
НАЗЫВАЕМ ТЕМУ, ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ.
- Давайте определим цели урока и назовём пути их достижения.
НАЗЫВАЕМ ЦЕЛИ УРОКА И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ.
V. Открытие новых знаний - изучение биографии А.И.Куприна.
1. Постановка проблемного вопроса
- Ребята, а можете вы ответить на вопросы:
- Какие события жизни А.И.Куприна пробудили в его душе ненависть к грубости и насилию?
- Кто помог А.И.Куприну открыть в себе талант писателя?
- Сейчас вы прочитаете в учебнике статью о биографии писателя, а после чтения попытаемся ответить на поставленные вопросы.
2. Работа по учебнику – чтение стр. 47 – 48.
ЧТЕНИЕ УЧЕБНИКА.
- Сможете вы теперь ответить на поставленные вопросы?
- Почему вы не можете ответить на 2 вопрос?
- Какие этапы в биографии Куприна можно выделить?
(Разумовский сиротский приют
2 Московская военная гимназия (кадетский корпус)
Александровское военное училище)
VI. Закрепление материала.
- Расскажите, какой материал вы подготовили к сегодняшнему уроку.
1. Рассказы учеников, рассказ учителя об увлечениях Куприна
Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души и обладал необыкновенной способностью сближаться с разными людьми.
Прожил Куприн недолго, но пестро и ярко, и не за письменным столом. «Чем только он не был! – поражался Бунин. – Изучал зубоврачебное дело, служил в каких-то конторах, потом на каком-то заводе, был землемером, актером, мелким журналистом». А еще был и рыбаком, и борцом в цирке, и судебным приставом, и псаломщиком, и охотником…
Когда Куприн стал заниматься литературой профессионально, он не утратил этого страстного интереса к экспериментам. Живо интересовался всем, что происходило в мире. Носился в бурю по морю с рыбаками в утлой лодке, спускался в скафандре водолаза на морское дно. Одним из первых полетел на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
2. Работа по карточкам (заполнение таблицы)
УЧЕНИКИ ДЕЛАЮТ СООБЩЕНИЯ, ПАРАЛЛЕЛЬНО ЗАПИСЫВАЮТ В КАРТОЧКАХ СВОИ ЗАМЕЧАНИЯ.
- Кто желает прочитать свои записи?
3. Проверка карточек.
УЧАЩИЕСЯ ЗАЧИТЫВАЮТ ЗАПИСИ, СДЕЛАННЫЕ В КАРТОЧКАХ.
VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
VIII. Включение нового материала в систему знаний.
- А теперь вы сможете ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
- Дайте письменный развёрнутый ответ на один из вопросов (по выбору).
1. Творческая работа (письменный развёрнутый ответ на вопрос)
ПИШУТ В ТЕТРАДЯХ
- Кто желает прочитать свой ответ?
2. Проверка творческих работ.
ЧИТАЮТ ОТВЕТЫ
IX. Экскурсия на родину Куприна.
1. НАХОЖДЕНИЕ ПЕНЗЫ НА КАРТЕ.
- Ребята, перед вами географическая карта. Давайте найдём на ней Пензу.
2. Рассказ учителя о создании музея.
Государственный музей-усадьба А.И. Куприна был открыт в селе Наровчат в 1981г.
Располагается музей в бывшем доме купца Шлыкова В.И., отстроенном на фундаменте сгоревшего дома, когда-то принадлежавшего Куприным. Здание музея представляет собой одноэтажный деревянный дом.
В нем размещена литературно-бытовая экспозиция, которая занимает 6 небольших залов и рассказывает о жизни и творчестве писателя.
Поднявшись по пяти ступенькам деревянного крылечка и пройдя холодную веранду, мы попадаем в первую маленькую комнатку без окон — вводный зал - прихожую. Она вводит посетителей в мир детства писателя. Со стен смотрят фотографии жителей городка, мы видим торговую площадь, дома, собор.
В первом зале на небольшом столике лежит фотоальбом. Здесь собраны экспонаты, рассказывающие об истории рода и семьи, семейных корнях, предках по отцовской и материнской линии. На видном месте родословная князей Кулунчаковых, из семейства которых происходила мать писателя Любовь Алексеевна.
Второй зал большая угловая комната, условно названная «наровчатской гостиной». Пианино, скрипка, ломберный столик, чайный сервиз, самовар, настольная лампа придают интерьеру черты уютного дома.
В третьем зале расположен уголок матери. Простая опрятная этажерка с кофейником на белой салфетке и журналами с публикациями Куприна. Среди множества фотографий - особо любимый Куприным портрет матери в пожилом возрасте, который всегда стоял у него на рабочем столе.
О Куприне-литераторе рассказывается в «Зале писательской славы». Калейдоскопом сменяются виды городов, фотографии друзей и знакомых. Много места отведено письмам и портретам современников, с которыми общался Куприн в начале своей творческой карьеры.
Экспонаты последнего зала отражают эмигрантский период жизни писателя.
«Наровчат вроде Москвы, но несколько красивее», - говорил Куприн о родном городе.
2. Просмотр видеоролика.
X. Учащийся рассказывает стихотворение И.Северянина о Куприне.
- У каждого из вас сложился свой образ Куприна. Опишите его с помощью синквейна.
XI. Составление синквейнов.
СОСТАВЛЯЮТ СИНКВЕЙНЫ.
ПРОВЕРКА СИНКВЕЙНОВ.
XII. Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»
2. На выбор:
Составить цитатный план рассказа.
Подготовить пересказ от 3-го лица.
3. Инд. задание: подготовить сообщение о птице Феникс.
XIII. Рефлексия.
- Ребята, понравился вам урок? Что запомнилось больше всего?
- Спасибо вам за работу. Этот урок мы сочинили вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 11 классе "Мотивная структура повести А.И.Куприна "Олеся"
Урок - исследование мотивной структуры повести А.И.Куприна "Олеся" через организацию интерактивной деятельности учащихся. Урок решения "ключевых" задач. Тип урока: Урок комплексного применения знаний....
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Презентация. А.И.Куприн. Сведения о писателе.
Презентация у уроку литературы в 5 классе...
Презентация. Экскурсия в музей Куприна.
Продолжение презентации о биографии Куприна...