Очарование родных пенатов в стихотворениях А. С. Пушкина (урок в 9 классе)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
«ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ПЕПЕЛИЩУ…»:
Очарование родных пенатов в стихотворениях А. С. Пушкина (урок в 9 классе)
В прошлой статье мы говорили о том, как знакомство с реальными прототипами усадеб, описанных в романе А. С. Пушкина «Дубровский», поможет ученикам лучше понять проблематику этого произведения. Но, конечно, это будет не единственное обращение к теме Пушкиногорья за время школьного обучения.
В девятом классе ученики получают представление уже не об отдельных произведениях, а о жизни и творчестве А. С. Пушкина в целом. При этом возникает вопрос, как и когда знакомить их с биографией поэта и его личностью. Очень часто этой теме посвящаются вступительные уроки, после чего уже идет знакомство с творчеством Пушкина (как правило, тематическое: «Тема любви», «Тема дружбы» и т.п. ). Однако распространен и очень нам импонирует и другой путь, предложенный В. Г. Маранцманом, когда знакомство с каждым периодом жизни поэта выливается в изучение одного из мотивов его творчества – того, который наиболее ярко прозвучал в данный период. (Мотив при этом рассматривается во временном развитии: от ранних стихотворений к поздним. Например, рассказав о лицейских годах поэта, мы переходим к теме дружбы в его лирике, сопоставляя стихотворения разных периодов творчества, посвященные лицейским друзьям.)
В этом случае рассказ о Михайловской ссылке повлечет за собой обращение к стихотворениям, посвященным темам дома, семьи, родины.
Хотя Пушкин родился в Москве, а отроческие годы провел в Царском селе, своей малой родиной он считал Михайловское. Там произошло его постепенное самоопределение как поэта. Михайловское – прежде всего в годы ссылки (1824-26) – обогатило его душу, превратив одаренного юношу в великого поэта. Неслучайно это место называли поэтической родиной Пушкина. В. А. Жуковский при публикации стихотворения Пушкина «...Вновь я посетил...», написанного в Михайловском осенью 1835г., дал ему заглавие «Опять на родине». Каждый приезд поэта в родное имение давал ему силы, как Антею – прикосновение к земле.
Урок-прогулку, посвященную Михайловскому, можно начать с пушкинских строк 1830 года:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам¼
Спросим, как учащиеся понимают эти слова. Нужно заметить, что современным подросткам понимание это дается непросто, поэтому начать следует с прояснения буквального значения слов, а затем уже подвести учеников к мысли о том, что в основании человеческой личности Пушкин видел любовь человека к своему дому и его связь с семьей, с родом. Покажем это на двух стихотворениях – «Домовому» и «Когда за городом задумчив я брожу…».
Мы уже говорили в предыдущих статьях, что для русского дворянина поместье было как раз тем связующим звеном, которое соединяло его с родной землей (близость с природой и соприкосновение с народной жизнью), с историей своей семьи (фамильные портреты и реликвии, фамильное кладбище), а через нее и с историей своей родины.
Образ «родного пепелища» возникает уже в ранней лирике Пушкина.
Впервые поэт приехал в Михайловское летом 1817 года и был очарован деревенской жизнью. Красота природы, простые сельские радости оказались близки его сердцу. Покажем учащимся скромный помещичий дом (илл. 1, 2) и прекрасную природу, его окружающую (илл. 3).
В 1819 г. Пушкин снова провел здесь лето. В этот второй приезд было написано стихотворение «Домовому» (Приложение 1). Прочитаем и проанализируем его, опираясь на следующие вопросы: Какими эпитетами характеризует поэт поместье и разные его уголки? О чем говорят эти эпитеты? Чем дорого поэту родное поместье? Как развивается тема родного дома от начала к концу стихотворения?
«Поместье мирное», «дикийсадик», «скромная обитель», «наследственная сень», «счастливый домик», «милый сад», «укромный огород», «калитка ветхая», «обрушенный забор» – все эти слова рисуют образ скромного, несколько запущенного, небогатого имения, притягательного своей непарадностью, тишиной, уединением. Особое внимание нужно обратить на слово «наследственная»: в нем слышится общность с семьей, с предками, незримое присутствие которых ощущается поэтом в усадьбе.
В стихотворении можно выделить три ступеньки развития основной темы: первые восемь строк в большей степени посвящены поместью как источнику благосостояния живущих в нем людей, теме сельского труда; следующие восемь строк – мирному семейственному счастью; и, наконец, в последнем четверостишии поместье – это место, «знакомое вдохновению».
Тогда же было написано и стихотворение «Деревня», начинающееся строками:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Итак, мы можем сделать следующий вывод: «родное пепелище» для Пушкина – это место мирного труда, семейственного счастья и поэтического творчества.
На следующем этапе урока проанализируем стихотворение «Когда за городом задумчив я брожу¼» (Приложение 2).
В анализе мы можем опираться на следующие вопросы:На какие части можно разделить это стихотворение? Как эта граница отмечена лексически, пунктуационно? Как части соотносятся между собой? Словесно нарисуйте иллюстрацию к первой и второй частям. Какое чувство вызывает у вас каждая из картин? Какие слова создают контраст между частями? Почему место могильных памятников во второй части занимает дуб? Что преобладаетв каждой из частей – жизнь или смерть?
Чтобы ответить три последних вопроса, составляем таблицу:
городское кладбище | сельское кладбище |
публичное кладбище гниют мертвецы стесненные рядком ворами нарядные гробницы праздные урны | кладбище родовое дремлют мертвые есть простор не лезет вор, проходит селянин неукрашенные могилы дуб |
ПОБЕДА СМЕРТИ | ПОБЕДА ЖИЗНИ |
|
|
Затем продолжаем беседу: Почему последняя строка не завершена? Что же дорого поэту, и что он отвергает в этом стихотворении?
В результате анализа мы подходим ко второму выводу урока: «любовь к отеческим гробам», по Пушкину, – это память о предках и ощущение непрерывающейся жизни рода как залога личного бессмертия.
Скажем здесь, что поэт был похоронен недалеко от Михайловского, в Святогорском Свято-Успенском монастыре. Эту землю он купил для себя, когда хоронил мать. Так было исполнено его желание, выраженное в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829):
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Покажем учащимся фотографии монастыря (илл. 4, 5) и могилы поэта (илл. 6).
После этого мы можем перейти к более подробному рассказу о Михайловском и о жизни Пушкина в нем в период его ссылки 1824-26 гг.
Сперва немного истории.
Михайловское – родовое имение матери поэта, Надежды Осиповны Пушкиной, урожденной Ганнибал. Понятие «родовое имение» предполагает, что поместье является собственностью всей семьи, переходящей по наследству от поколения к поколению. Первоначально родовое имение не могло быть кому-либо продано, оно также не могло быть своевольно завещано на усмотрение владельца.
12 января 1742 года большая часть земель, составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, была пожалована императрицей Елизаветой Петровной в вечное владение прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу.
Продемонстрируем ученикам карту (илл. 7).
После смерти Абрама Петровича, в результате раздела между сыновьями сельцо Михайловское досталось Осипу Абрамовичу, который построил в нем усадьбу и разбил парк. В 1818 году его унаследовала Надежда Осиповна.
Покажем ученикам изображение усадьбы, которое относится к пушкинскому времени (илл. 8) и фотографии парка (илл. 9, 10).
Пушкин приехал в Михайловское в качестве ссыльного в июле 1824 г. Семья его находилась в это время там, но родители встретили опального сына довольно холодно. Отец даже согласился взять на себя надзор за сыном, что, учитывая вспыльчивый нрав Александра Сергеевича, не могло не привести к ссоре. Вскоре семья уехала, а Пушкин остался один в пустом доме, «в глуши лесов сосновых». Рядом с ним была только няня Арина Родионовна. Покажем картину А. Парамонова «Пушкин и няня» (илл. 11) и домик няни (илл. 12).
Сперва, мучимый скукой и одиночеством, оторванный от общества, поэт писал друзьям отчаянные письма. «На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, – отвечал ему на это из Петербурга В. А. Жуковский в ноябре 1824 г. –Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное; ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения. Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, шелуха. Ты скажешь, что я проповедую с спокойного берега утопающему. Нет! я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывет, если захочет сам»[1].
Слова Жуковского оказались провидческими.
Пушкин запер все комнаты дома, кроме одной, в которой жил. Он бродил по окрестностям, размышлял, много читал и писал (илл. 13).
За два года ссылки он прочел, по собственному выражению, двенадцать телег книг, которые присылали ему друзья и знакомые, и создал более ста произведений. Именно здесь, в деревенском уединении, где светская суета не отвлекала его, он окончательно осознал себя поэтом.
Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой, —
писал об этом Пушкин в черновике стихотворения «Вновь я посетил¼».
Рассмотрим картину В. Попкова «Осенние дожди. Пушкин» (илл. 14). Предложим ученикам создать небольшое устное или письменное сочинение по этой картине, опираясь на вопросы: Почему картина называется «Осенние дожди», а не «Осенний дождь»? Какое настроение она вызывает? Почему атмосфера затянувшихся осенних дождей не выглядит беспросветной? Чем интересна композиция картины? Каким мы видим Пушкина? О чем говорит поза поэта? Какую роль играет в картине дальний план?
Вскоре оказалось, что и в псковской глуши есть интересные люди. Недалеко от Михайловского было имение Осиповых-Вульф – Тригорское (здесь можно снова обратиться к карте). Скромная и не очень красивая усадьба (старый барский дом сгорел, и владельцы жили в перестроенном под жилой дом помещении бывшей полотняной фабрики) находилась в живописном месте на берегу реки Сороть и была окружена прекрасным парком (илл. 15, 16, 17).
Хозяева Тригорского были гостеприимны и с радостью принимали поэта, не смущаясь его опалой.
Хозяйка поместья Прасковья Александровна Осипова, её дочери от первого брака Анна и Евпраксия Вульф и ее падчерица Александра Осипова (Алина), а также сын от первого брака Алексей Николаевич Вульф, летом приезжавший на каникулы из Дерптского университета и ставший Пушкину приятелем, – все были душевно расположены к Пушкину. Летом 1826 года в Тригорском гостил также друг Алексея Вульфа поэт Н. М. Языков.
Пушкин полюбил Тригорское. Здесь играли на фортепиано, шутили, пели и танцевали, и конечно читали стихи. Покажем учащимся картину современного художника Дмитрия Белюкина «Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском» (илл. 18). Поговорим о том, какой представляются учащимся по этой картине обстановка в усадьбе, отношения между её хозяевами и гостями.
О Тригорском, его обитателях и их нравах мы еще поговорим с учениками при изучении романа «Евгений Онегин» – ведь Тригорское считается «прототипом» усадьбы Лариных[2].
Здесь же скажем еще о том, что псковская земля богата своей историей. И это тоже не могло не повлиять на Пушкина. Поэтобщался с крестьянами, записывал то, что рассказывала ему няня. Его интересовали и фольклор, и реальное прошлое этой земли. Пушкин читал исторический труд Карамзина, ездил в Псков, видел старые городища[3], такие как знаменитое городище Воронич, расположенное в трех километрах от Михайловского, рядом с Тригорским парком. Этот высокий поросший травою холм – остатки крепости XIV-XVI веков, защищавшей подходы к Пскову на юго-западе (илл. 19).
Соприкосновения с историей, происходившие на древней русской земле, подвигли Пушкина на создание трагедии «Борис Годунов». Отметим, что среди героев трагедии – Афанасий и Гаврила Пушкины, представляющие «род Пушкиных мятежный». Первый из них – персонаж вымышленный, второй – реальный. «Гаврила Пушкин – один из моих предков, я изобразил его таким, каким нашел в истории и в наших семейных бумагах. Он был очень талантлив – как воин, как придворный и в особенности как заговорщик. Это он и Плещеев своей неслыханной дерзостью обеспечили успех Самозванца», – писал Пушкин[4].
Так в сознании и творчестве Пушкина связывается семейственное предание с историей России.
В тридцатые годы Пушкин снова побывал в Михайловском. В 1835 г. здесь было написано стихотворение «…Вновь я посетил…» (Приложение 3). Прочитаем его. Подумаем над вопросами: Каково настроение этого стихотворения? Почему годы изгнания поэт называет «незаметными»? О чем заставляет задуматься поэта возвращение в родные места спустя десять лет? Что объединяет дуб из стихотворения «Когда за городом задумчив я брожу…» и сосны из этого стихотворения? С каким чувством поэт приветствует «племя младое, незнакомое»?
В заключение урока сделаем вывод: для Пушкина родовое имение дорого не только красотой природы и тишиной уединения, но ощущением нерасторжимой связи времен, связи с предками и потомками; это не просто «приют вдохновения», но и место творческого возмужания, поскольку личная поэтическая судьба вплетается здесь в судьбу родины, судьбу народа, и ощущение это усиливается по мере взросления поэта.
Дома девятиклассники прочтут стихотворения Пушкина «Моя родословная» и «Клеветникам России» и подумают над вопросом, как связаны в сознании поэта история семьи и история государства, малая родина и держава, частная и гражданская жизнь человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1
А. С. Пушкин
ДОМОВОМУ
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров —
Они знакомы вдохновенью.
1819
№2
А. С. Пушкин
* * *
Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,
Решетки, столбики, нарядные гробницы,
Под коими гниют все мертвецы столицы,
В болоте кое-как стесненные рядком,
Как гости жадные за нищенским столом,
Купцов, чиновников усопших мавзолеи,
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;
По старом рогаче вдовицы плач амурный;
Ворами со столбов отвинченные урны,
Могилы склизкие, которы также тут,
Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут,—
Такие смутные мне мысли все наводит,
Что злое на меня уныние находит.
Хоть плюнуть да бежать...
Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое.
Там неукрашенным могилам есть простор,
К ним ночью темною не лезет бледный вор;
Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
На место праздных урн и мелких пирамид,
Безносых гениев, растрепанных харит
Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя...
1836
№3
А. С. Пушкин
* * *
...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко,— здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
1835
[1] В.А. Жуковский. Собрание сочинений в 4 т. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Т. 4. – С.510.
[2] Об этом мы расскажем в следующей статье.
[3] Городищем в археологии называют остатки древнего населённого пункта, имевшего укрепления.
[4] Пушкин А. С.Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959-1962. Т. 6. – С.293, 296.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372670-1387827661.jpg)
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-397015-1614497346.jpg)
Фрагмент урока литературы в 5 классе. А.С.Пушкин. Сравнение стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Няне».
5 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-171842-1357733648.jpg)
Конспект урока литературы по теме "Подруга дней моих суровых..." Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" (5 класс)
Данный материал представляет собой конспект урока изучения стихотворения А.С.Пушкина "Няне". Помимо чтения и изучения стихотворения пятиклассникам предлагается сделать портретную фотографию героини ст...
Дополнительный материал к уроку литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. Стихотворение"Няне» «Няня Пушкина Арина Родионовна»
Это дополнительный материал для учителя при изучении темы "Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" Всем известно, что именно няня привила Александру Сергеевичу Пушкину любовь к русс...
Анализ лирических стихотворений А. С. Пушкина в шестом классе.
В данной статье рассматриваются проблемы и методы изучения лирическх стихотворений А.С.Пушкина...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-950201-1505926987.jpg)
Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).
Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-545247-1418500620.jpg)
Тема урока: «А.С.Пушкин: детство и отрочество. Дружба и друзья в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» - 9 класс
Тема урока: «А.С.Пушкин: детство и отрочество. Дружба и друзья в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» - 9 класс Цель урока: Познакомить учащихся с первыми двумя этапами...