Литературная композиция
классный час по литературе по теме

Рамазанова Светлана Александровна

Литературная композиция, посвящённая женщинам Можайского района, участницам Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная композиция, посвящённая женщинам Можайского района,  участницам Великой Отечественной войны

Учитель: Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и усопших. И в первую очередь тех, кому природой назначено продолжать жизнь. Нашим землячкам, участницам Великой Отечественной войны, посвящается композиция, к Дню Победы.
Ученик: 
С чего начинается память-
С берез?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если – с убийства!
А если - со слёз!
А если с визжащей пилы в облаках,
со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания-
как живое становится мертвым!
И в пять,
и в пятнадцать, и в двадцать пять лет
Войной начинается память.
Учитель:
Эти стихи К. Симонова открывают литературную композицию Памяти. Наши гости – женщины – фронтовики. Им посвящается это выступление.
Ученик:
Землю жгли смертельные метели.
Небеса и те не знали сна…
В серые солдатские шинели
Наряжала девушек война.
(А. Жаров)
Ученик (знакомит присутствующих с биографией Надежды Федоровны Мухиной)
Вспоминает Надежда Федоровна Мухина.
- Когда началась война, было мне  17 лет. Уже записали меня в комсомол. Послали на лесозаготовки. Там работали по-ударному, хотя труд был не женский.
Вражеские самолеты сбрасывали бомбы. Было страшно. А когда в Семеновское вошли немцы, в Бородинском музее устроили скотобойню. Туда сгоняли скот, забивали его забирали мясо, а все остальное выкидывали. Население подбирало – есть было нечего.
В доме жил немецкий офицер. Перед отступлением он предупредил, что молодежь собираются угонять в Германию. Девушки спрятались и переждали это время.
Учитель: Документы войны… За их скрытыми строками – сложная и прекрасная судьба сестричек из Можайска.
Чем можно воздать им за их подвиги?
Может быть, согреет их сердца то, как
вспоминают о том далеком времени.

Ученик читает стихотворение «Сестра»
…Я умирал, я был прошит свинцом,
Стучало сердце предпоследним стуком.
И вдруг склонилось надо мной лицо,
Меня коснулись бережные руки.
И кто-то заслонил меня собой,
С трудом взвалил на худенькие плечи.
И нес, и нес сквозь бушевавший бой,
Сквозь неумолчные вой и свист картечи…
Опомнился я ночью у костра.
Я не один упрятан был в воронке.
Двенадцать нас спасла тогда сестра,
По возрасту совсем ещё девчонка…
…Я потерял сестрички нашей след,
Но я навеки с той поры с ней связан,
Ведь ничего дороже жизни нет,
А жизнью я лишь ей одной обязан!

Это стихотворение написал наш земляк Федос Гордеевич Логинов. С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны воевал он, был дважды ранен. Написал цикл стихов «Женщина-солдат».

Ученик: В  числе первых уходили на войну медицинские работники. Каждый из них с

честью исполнил свой гражданский долг.

Медики… Сколько раненых бойцов и командиров вернули они в строй! Скольким они спасли жизнь!

Капитаном медицинской службы закончила войну Наталья Степановна Лебедева. Победу

она встретила у поверженного рейхстага, оставила на нем свой  автограф. Ратный путь

военврача отмечен орденом Красной Звезды и многими боевыми медалями.

Всю войну прошла и старший лейтенант медицинской службы, врач Нина Павловна Савинская, также удостоенная боевых наград.

Ученик:

Осенью 1941года, когда полчища фашистов рвались к Москве , на ее западных рубежах сооружалась Можайская линия обороны. Но враг прорвал её. За время трехмесячного пребывания оккупантами в городе разрушено и сожжено около 600 домов. Погибли в борьбе с врагом многие партизаны Можайска и Уваровки: Г. И. Абрамов, Н. И. Семёнов,  И. Н.  Климов, А. Дрейман.

Ученик читает стихотворение:

Вы не плачьте, женщины военные,

девушки  сороковых годов.

Ваши слезы, слезы сокровенные,

тяжелей сибирских зимних льдов…

Непосильные вам воспоминания…

Но, вернувшись в прошлое на час ,

вопреки всем ранам,

всем страданиям

в прежних превращаетесь девчат…

Вы не плачьте …

А запойте лучше вы,

воскресите юность в песне той:

выходите на берег с «Катюшею»…

На высокий берег

на крутой.

Исполняется песня «Катюша»

Ученик читает стихотворение:

Вы прекрасны, женщины  России,-

Я узнал не из великих книг,

Вы прошли чрез годы вихревые,

Не утратив сердца ни на миг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова

Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)

Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....

Литературная композиция "...Нет, устье Волги сына не забудет".

Литературная композиция знакомит учащихся с поэтами-астраханцами участниками Великой Отечественной войны.Материал способствует развитию интереса к поэтическому творчеству, воспитанию патриотизма.Работ...

материалы для литературной композиции о декабристах

в преддверии празднования 190-летия со дня восстания на Сенатской площади эти материалы помогут провести классный час или урок литературы, почвященный декабристам...

литературная композиция "Декабристам посвящается"

материал можно использовать на уроках литературы и классных часах, посвященных декабристам...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...