ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ М.А. БУЛГАКОВА
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Знакомство учащихся с трагической судьбой М.А. Булгакова; с тяжелыми отношениями писателя и драматурга с властью. Обзор основных булгаковских произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_o.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК
«ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ».
ТЕМА: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ М.А. БУЛГАКОВА
Цель урока: познакомить учащихся с трагической судьбой М.А. Булгакова; помочь понять тяжелые отношения писателя и драматурга с властью; дать представление об основных булгаковских произведениях, показать их жанровое многообразие.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940 гг.) - драматург и писатель поразительного таланта, вдохновенный лирик и философ, бескомпромис сный бытописатель и сатирик. "Его творчество пришло к нам с большим опозданием: спустя 25 лет после смерти Мастера.
Сегодня Булгаков получил признание. Все его произведения опублико ваны. Необходимо прочитать булгаковские книги и "открыть новые ценно сти, таящиеся в их глубинах"
II. Реализация индивидуальных заданий
Рассказы учащихся.
1. Детские и юношеские годы будущего писателя.
2. Семейные традиции Булгаковых. (Обратить внимание учащихся на слова матери Булгакова Варвары Михайловны: "Я не могу дать вам приданое или капитал. Но я могу дать вам единственный капитал, который у вас будет, - это образование". Еще одна мысль - "нельзя допустить, чтобы дети бездельничали". Преобладание в семье Булгаковых интеллектуальных интересов, увлечение литературой, театром, музыкой.)
3. Начало литературной деятельности. Краткий пересказ повести "Записки на манжетах" (1921-1922 гг.) или отдельного эпизода.
4. Булгаков и Московский Художественный театр.
III. Основные произведения М.А. Булгакова, рекомендуемые для чтения
Повесть "Роковые яйца" (1924г.) - это сатира. Открытый чудо-луч становится роковым для жителей страны. Под воздействием красного луча распространяется вся нечисть, способная погубить столицу России. И только Великая Природа спасает всех. Снег, выпавший летом, убивает "страш ных рептилий".
Роман "Белая гвардия"(1923-1924гг.) и пьеса "Дни Турбинных" (1926г.).
Писатель показывает революцию глазами белых офицеров. Турбины и их окружение - "редкостное содружество людей". Когда они вместе, то становятся красивее, чище и сильнее. Их верность ценностям многовековой культуры не может быть разрушена никакими революциями и войнами.
Повесть "Собачье сердце" (1925г.) впервые опубликована в 1987г. Это блистательное сатирическое произведение с необычным сюжетом. Опера ция по поводу "превращения собаки в человека" и "возвратная" операция.
"Записки покойника", или "Театральный роман" (1936-1937гг.) - не оконченный роман Булгакова. Главного героя Максудова глубоко ранят отзывы театральной прессы о его премьере. Нежелание жить, безысходность и меланхолия заставляют уехать Максудова в город своей юности.
Простившись с городом, герой кончает жизнь самоубийством (бросается головой вниз с Цепного моста), но оставляет письмо, с которого начинается роман.
Роман "Мастер и Маргарита" (1928-1940гг.) - лучшее творение Булгакова. Замысел романа постоянно меняется. Сюжет, композиция, система образов и название... Сколько сил и труда отдает писатель своему "вершинному" произведению! И оно приобретает законченность, становится художественным совершенством.
IV. Обращения М.А. Булгакова к Сталину
Писатель обращался к Сталину несколько раз. Первое письмо от 3 сентября 1929 года. В нем просьба: отпустить за границу. Сталин не ответил. Письмо от 28 марта 1930г. "Правительству СССР". (Обязательно зачитать на уроке.) Телефонный звонок Сталина и разговор с Булгаковым. Для писателя это конец колебаниям и сомнениям. Работать и жить на своей земле, писать для своей страны!
Заключительное слово о судьбе книг М.А. Булгакова
VI. Домашнее задание
- Прочитать пьесу "Дни Турбиных" или "Бег".
- Индивидуальное сообщение "Булгаков-драматург".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.А.Шолохов.Жизнь, творчество,личность
Презентация-лекция применима на 1 уроке по изучению творчества М.А.Шолохова в 11 классе. Содержит материал о жизни и творчестве пистеля.Как о личности вспоминает о нем дочь писателя, Светлана Михайлов...
урок - презентация в 11 классе по литературе "Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь, творчество, личность."
урок- презентация...
М.Горький. Жизнь, творчество, личность.
Вводный урок по творчеству М.Горького....
конспект урока "М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность"
Конспект урока по литературе для учащихся 11 класса "М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность"...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"...
Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: «В.П. Астафьев. Жизнь, творчество, личность писателя».
В конспекте урока в форме круглого стола представлена биография русского писателя В.П. Астафьева....
Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»
Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»...