ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ М.А. БУЛГАКОВА
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Олейник Татьяна Владимировна

Знакомство учащихся с трагической судьбой М.А. Булгакова; с тяжелыми отношениями писателя и драматурга с властью. Обзор основных булгаковских произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1_o.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

УРОК

 «ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ».

ТЕМА: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ М.А. БУЛГАКОВА

Цель урока: познакомить учащихся с трагической судьбой М.А. Булгакова; помочь понять тяжелые отношения писателя и драматурга с властью; дать представление об основных булгаковских произведениях, показать их жанровое многообразие.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940 гг.) - драматург и писатель поразительного таланта, вдохновенный лирик и философ, бескомпромис сный бытописатель и сатирик. "Его творчество пришло к нам с большим опозданием: спустя 25 лет после смерти Мастера.

Сегодня Булгаков получил признание. Все его произведения опублико ваны. Необходимо прочитать булгаковские книги и "открыть новые ценно сти, таящиеся в их глубинах"

II. Реализация индивидуальных заданий

Рассказы учащихся.

           1.  Детские и юношеские годы будущего писателя.

        2. Семейные традиции Булгаковых. (Обратить внимание учащихся на  слова матери Булгакова Варвары Михайловны: "Я не могу дать вам приданое или капитал. Но я могу дать вам единственный капитал, который у вас будет, - это образование". Еще одна мысль - "нельзя допустить, чтобы дети бездельничали". Преобладание в семье Булгаковых интеллектуальных интересов, увлечение литературой, театром, музыкой.)

        3. Начало литературной деятельности. Краткий пересказ повести "Записки на манжетах" (1921-1922 гг.) или отдельного эпизода.

         4.  Булгаков и Московский Художественный театр.

III. Основные произведения М.А. Булгакова, рекомендуемые для чтения

Повесть "Роковые яйца" (1924г.) - это сатира. Открытый чудо-луч становится роковым для жителей страны. Под воздействием красного луча распространяется вся нечисть, способная погубить столицу России. И только Великая Природа спасает всех. Снег, выпавший летом, убивает "страш ных рептилий".

Роман "Белая гвардия"(1923-1924гг.) и пьеса "Дни Турбинных" (1926г.).

Писатель показывает революцию глазами белых офицеров. Турбины и их окружение - "редкостное содружество людей". Когда они вместе, то становятся красивее, чище и сильнее. Их верность ценностям многовековой культуры не может быть разрушена никакими революциями и войнами.

Повесть "Собачье сердце" (1925г.) впервые опубликована в 1987г. Это блистательное сатирическое произведение с необычным сюжетом. Опера ция по поводу "превращения собаки в человека" и "возвратная" операция.

"Записки покойника", или "Театральный роман" (1936-1937гг.) - не оконченный роман Булгакова. Главного героя Максудова глубоко ранят отзывы театральной прессы о его премьере. Нежелание жить, безысходность и меланхолия заставляют уехать Максудова в город своей юности.

Простившись с городом, герой кончает жизнь самоубийством (бросается головой вниз с Цепного моста), но оставляет письмо, с которого начинается роман.

Роман "Мастер и Маргарита" (1928-1940гг.) - лучшее творение Булгакова. Замысел романа постоянно меняется. Сюжет, композиция, система образов и название... Сколько сил и труда отдает писатель своему "вершинному" произведению! И оно приобретает законченность, становится художественным совершенством.

        IV. Обращения М.А. Булгакова к Сталину        
Писатель обращался к Сталину несколько раз. Первое письмо от 3 сентября 1929 года. В нем просьба: отпустить за границу. Сталин не ответил. Письмо от 28 марта 1930г. "Правительству СССР". (Обязательно зачитать на уроке.) Телефонный звонок Сталина и разговор с Булгаковым. Для писателя это конец колебаниям и сомнениям. Работать и жить на своей земле, писать для своей страны!

 Заключительное слово о судьбе книг М.А. Булгакова

        VI. Домашнее задание

  1. Прочитать пьесу "Дни Турбиных" или "Бег".
  2. Индивидуальное сообщение "Булгаков-драматург".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.А.Шолохов.Жизнь, творчество,личность

Презентация-лекция применима на 1 уроке по изучению творчества М.А.Шолохова в 11 классе. Содержит материал о жизни и творчестве пистеля.Как о личности вспоминает о нем дочь писателя, Светлана Михайлов...

М.Горький. Жизнь, творчество, личность.

Вводный урок по творчеству М.Горького....

конспект урока "М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность"

Конспект урока по литературе для учащихся 11 класса "М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность"...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"...

Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: «В.П. Астафьев. Жизнь, творчество, личность писателя».

В конспекте урока в форме круглого стола представлена биография русского писателя В.П. Астафьева....

Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»

Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»...