Поэзия природы.
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме
Цели урока:
1. Учиться выразительно читать и анализировать стихотворение;
2. уметь находить изобразительно-выразительные средства языка;
3. отметить мастерство русских поэтов 19 в. в создании картин природы, образа Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_prirody_literaura_5_klass.ppt | 1.11 МБ |
poeziya_prirody_otkrytyy_urok_literatura_5_kl.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.И.Куприн «Белый пудель»
Какую роль «картины природы» играют в повествовании? Пейзаж – описание природы, помогающее не только представить место и время происходящих событий, но и почувствовать настроение героя, чувства и мысли автора.
ПОЗИЯ ПРИРОДЫ Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, Для сердца ты всего дороже! К.Н.Батюшков
Пейзажная лирика – это стихотворения, в которых автор описывает природу, говорит о чувствах, вызванных этими картинами природы.
ЦЕЛИ УРОКА Уметь выразительно читать и анализировать стихотворное произведение; Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка; Отметить мастерство русских поэтов 19 века в создании картин природы, образа Родины.
Александр Сергеевич Пушкин
Отрывок из очерка «Путешествие в Арзрум». Стихотворение «Обвал» Что сближает стихотворение и прозаический отрывок?
Изобразительно-выразительные средства языка Эпитет – художественное определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления и воспринять чувства автора по отношению к нему. Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого
1 группа: Составить предложения о Тереке, употребив свои сравнения. Терек, словно змея, скользит по горному ущелью. Воды Терека, подобно разъярённому зверю, прыгающему с камня на камень, стремительно несутся вниз к подножью гор. Издалека доносится страшный грохот, как будто табун лошадей мчится по равнине.
2 группа: Подобрать пушкинские строки к иллюстрациям. «…От толь сорвался раз обвал» П.Верещагин «На Кавказе»
«Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы…» А.Мещерский «Кавказ»
«… И блещут средь волнистой мглы Вершины гор» А.Киселёв «Горный пейзаж»
Пейзажная лирика – это стихотворения, в которых автор описывает природу, говорит о чувствах, вызванных этими картинами природы.
Предварительный просмотр:
-1-
1. Проверка домашнего задания.
Мы начинаем наш урок с проверки домашнего задания.
Слайд 1.
А.И.Куприн советовал начинающим писателям: «В описаниях помни, что так называемые «картины природы» видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник. Каждый видит по-своему».
Такие «картины природы» мы рассматриваем в его рассказе «Белый пудель».
И вот, заканчивая работу с этим произведением, мы должны ответить на вопрос: « Какую роль играет описание природы в художественном произведении?»
Слайд 2,3.
Гл.2 – стр.120 - сообщение Завьяловой С.
Эту «картину природы» мы видим глазами Серёжи. Это описание природы о многом нам говорит. Мы узнаём, куда попали герои; понимаем, что именно здесь, в Крыму, развернутся события, о которых автор будет говорить дальше.
Серёжа впервые в этих местах, поэтому «роскошь южной природы» вызывает в нём чувство восторга. И мальчик этого не скрывает. Он искренне восхищается увиденным. Эта пейзажная зарисовка позволяет увидеть в мальчике «наивную душу», как говорит сам автор; он умеет радоваться самым обыкновенным вещам, в то время как старик Лодыжкин на эту роскошь реагирует спокойно. В жизни Серёжи слишком мало было того, что могло бы порадовать. Его открытость, доброта позволяют просто радоваться жизни, всему тому, что его окружает. Он умеет ценить прекрасное в мире, который полон тягот, лишений, несправедливости.
Слайд 4.
Гл.6 – стр.144-145 - сообщение Заречневой Е.
Нашему взору предстаёт уже совсем другая картина: ночной спящий город. Здесь уже нет буйства красок, а только «толпа тёмных кипарисов», «тёмный курчавый кустарник», «тёмные кусты и синеватые шапки дальних гор». Та роскошь природы, которая так восхищала мальчика, ушла на второй план.
Читая эту пейзажную зарисовку, мы догадываемся о намерениях Серёжи: он хочет спасти своего друга, пуделя Артемона. Мы понимаем, что ему страшно передвигаться по «тёмным кривым улочкам», что его пугают звуки, раздающиеся в ночной тишине; но мы чувствуем, что Сергей настроен решительно и не собирается отказываться от задуманного. Спокойствие огромного моря, которое показалось за поворотом, передаётся и Сергею. Он уверен в хорошем исходе дела, и его сердце наполняется отвагой.
-2-
Слайд 5.
Вопрос к классу:
- Так какую же роль описание природы играет в художественном повествовании?
(Описание природы помогает представить место, где будут разворачиваться события; помогает понять характер героев, их чувтсва, настроение, отношение к происходящему)
Запись в тетрадь:
Пейзаж – в произведении художественной литературы помогает нам не только представить место и время происходящих событий, но и почувтствовать настроение героя, чувства и мысли автора.
-3-
Новая тема
Слайд 6.
Я предлагаю вам задуматься над словами К.Батюшкова, которые я взяла эпиграфом ко второй части нашего урока.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
Для сердца ты всего дороже.
К.Н.Батюшков
Вопросы к классу:
- Как вы понимаете эти слова?
(Каждому человеку дороги близкие люди: родители, братья, сёстры, друзья. Природа-мать дороже всего, потому что является неотъемлемой частью родного края, Родины. Где бы ни находился человек, он всегда вспоминает родной край, родную природу)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке дальше?
(О природе; о произведениях, предметом изображения которых будет природа)
- Действительно, мы продолжим говорить о природе, о пейзаже, но только в другом типе художественных произведений, в лирике, в стихотворных произведениях.
Есть стихотворения, в которых автор и герой размышляют о смысле жизни. Это философская лирика.
Есть стихотворения, которые автор посвящает своим друзьям. Это дружеская лирика.
А есть стихотворения, в которых автор описывает природу, говорит о чувствах, которые он испытывает, глядя на эти картины природы.
- Как будет называться такая лирика? (Пейзажная)
- А теперь попытаемся сформулировать тему урока.
(Пейзажная лирика)
-Я лишь перефразирую: «Поэзия природы». Именно так называется раздел в учебнике литературы, с которым мы начинаем работу на сегодняшнем уроке.
Запись в тетрадь:
1. Тема урока: Поэзия природы.
2. Эпиграф.
Слайд 7
3. Определение термина «Пейзажная лирика»
Слайд 8
- Итак, тему урока сформулировали, а теперь давайте подумаем, какие цели мы поставим перед собой на уроке?
-4-
Цели урока:
1. Учиться выразительно читать и анализировать стихотворение;
2. уметь находить изобразительно-выразительные средства языка (можно перечислить);
3. отметить мастерство русских поэтов 19 в. в создании картин природы, образа Родины.
Слайд 9.
Работа с учебником: стр.153 – выразительное чтение вступительной статьи.
Читает Пономарёва Н.
Слайд 10.
Природа вдохновляла поэтов и прозаиков на создание художественных произведений. А.С.Пушкин не стал исключением. И сегодня на уроке мы познакомимся с его прозаическим и стихотворным произведениями о природе.
Слайд 11.
1. Отрывок из очерка «Путешествие в Арзрум» - читает Каширин Т.
2. Стихотворение «Обвал» - читает Комарова В.
Вопросы к классу:
- Что сближает стихотворение и прозаический отрывок?
(И в стихотворении, и в прозаическом отрывке изображается Терек. Это грозная стихия! Терек обрушивает свои воды на всё, что преграждает путь, обтачивает подошвы гор. Но во время обвала река может быстро превратиться в небольшой ручей, а то и вовсе обмелеть)
Слайд 12.
- Найдите в стихотворении эпитеты и олицетворения, предварительно напомнив, что такое эпитет, олицетворение?
Эпитет – художественное определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления и воспринять чувтсва автора по отношению к нему.
Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.
Эпитеты | Олицетворения |
Терек злой Упорный гнев Могучий вал | О Терек, ты прервал свой рев Гнев прошиб снега |
-5-
- С какой целью автор употребляет эти эпитеты и олицетворения?
(Чтобы показать нрав Терека, его силу и мощь)
- С кем или с чем можно сравнить Терек, изображённый поэтом?
(Свирепый, разъярённый зверь, прыгающий с камня на камень; табун лошадей, несущийся по степи; ураган, сметающий всё на своём пути)
- Почему привели такие сравнения?
(Автор передаёт не только силу и мощь горной реки,но и звук, который она издаёт)
Слайд 13.
Задание по группам:
1 группа составляет предложения о Тереке, употребив свои сравнения;
2 группа подбирает пушкинские строки, к иллюстрациям в учебнике
Проверка заданий.
1 группа:
1) Терек, словно змея, скользит по горному ущелью.
2) Воды Терека, подобно разъярённому зверю, прыгающему с камня на камень, стремительно несутся вниз к подножию гор.
3) Издалека доносится страшный грохот, как будто табун лошадей несётся по равнине.
Слайд 14,15,16.
2 группа:
1) Верещагин: «От толь сорвался вдруг обвал»;
2) Мещерский: «Дробясь о мрачные скалы, / Шумят и пенятся валы»;
3) Киселёв: «… и блещут средьволнистой мглы / Вершины гор.»
Слайд 17.
- Вернёмся к определению «Пейзажная лирика». Так какие же чувства испытывает автор, глядя на такие картины природы?
(Восторг, восхищение, захватывает дух; природа Кавказа не оставляет равнодушным никого; склоны гор покрыты густыми зарослями; вершины гор то сткрыты густой пеленой, сквозь которую едва пробиваются солнечные лучи, то ослепительно сверкают на солнце)
А теперь подведём итоги.
- Что запомнилось?
- Что показалось наиболее интересным?
- Какие вопросы хотите задать друг другу?
- Как вы думаете, те знания, которые вы приобрели на уроке, где можно использовать в дальнейшем?
(Беря в руки худ.произведение, мы должны вдумчиво читать, внимательнее относиться к описаниям, т.к. они являются важной частью любого произведения)
- И заканчивая урок, я бы хотела отметить, что природа , по словам Ф.Тютчева, «не бездушный лик», в ней «есть душа», есть любовь, есть язык. И я надеюсь, что вы эту душу тоже сумеете увидеть
-6-
Оценки за урок.
Домашнее задание: Стихи Тютчева, Майкова – читать, учить наизусть (по 1 стих. каждого автора), отвечать на вопросы
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(5 класс 2010-2011 учебный год)
«Поэзия природы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"
НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....
Литературно- музыкальная композиция для учащихся 6 класса "Родная природа в поэзии ХХ века"
Урок литературы....
Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»
Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»( по лирике поэтов ХХ века С.Есенина и Н.Рубцова)....
"Природа России в музыке и поэзии 19-го века"
Интегрированный урок музыки и литературы...
Внеклассное чтение. Урок-концерт Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова
Внеклассное чтение. Урок-концертПоэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова разработка урока-концерта для 8 класса...
Проект на тему"Поэзия природы"
Проект на тему : «Поэзия природы».Подготовил уч-ся 5 а классаМБОУ СОШ № 8Комков Георгий....