Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Цвелих Юлия Анатольевна

 Рассчитана на 3 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Пугачева Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №       »

_____________/______________/

ФИО

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ №    »

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Цвелих Ю.А. (первая категория)

по литературе 11А и 11К классы

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20_ г.

2011- 2012 учебный год

Пояснительная записка

Литература – базовая учебная программа, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы  среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника  под редакцией  Журавлёва В.П. «Русская литература ХХ  века. 11 класс»

Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение,

- различные виды пересказа,

- заучивание наизусть стихотворных текстов,

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,

- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


ЦЕЛИ.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

*воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

* развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,

читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;

* освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;

* совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

МЕСТО  ПРЕДМЕТА  В  БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета  «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования (ХI класс).

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ  УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

* поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

* сравнение, сопоставление, классификация;

* самостоятельное выполнение различных творческих работ;

* способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

* осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

* владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

* составление плана, тезисов, конспекта;

* подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

* использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

* самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

* образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

* основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  4. определять род и жанр произведения;
  5. сопоставлять литературные произведения;
  6. выявлять авторскую позицию;
  7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  9. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  1. создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. участия в диалоге или дискуссии;
  3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  4. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  5. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Типы уроков

  1. Урок формирования знаний
  2. Урок формирования и совершенствования знаний
  3. Урок совершенствования знаний, умения и навыков
  4. Урок закрепления и совершенствования знаний
  5. Урок обобщения и систематизации знаний
  6. Урок контроля знаний, умений и навыков
  7. Урок коррекции знаний, умений и навыков
  8. Комбинированный урок
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Деревня», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Олеся». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна.

Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

А.А. Ахматова

Жизнь и раннее творчество (обзор)

Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Приморский сонет».

Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

А. А. Блок

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы», поэма «Соловьиный сад».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

 

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Поэма «Чёрный человек» - трагическое восприятие внутреннего мира поэта. Образ лирического героя.

Теория литературы. Фольклоризм литературы

(углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

«Облако в штанах». 

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Русская литература 20-40-х годов(обзор)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

А.А.Фадеев.

        Жизнь и творчество (обзор)

        "Разгром".

 Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

А.Н.Толстой.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Петр Первый".

Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

Литература 30-х годов XX века

(Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов.

М.А.Булгаков.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Анна Андреевна Ахматова.

 Жизнь и  позднее творчество (Обзор.)

«Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...».

Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество (обзор)

"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Молодость», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

О.Э.Мандельштам.

Жизнь и творчество (обзор)

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта. 

Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие  представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

М.А.Шолохов.

        Жизнь и творчество писателя(обзор).

        "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Великая Отечественная война в литературе

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50-80-х годов

(Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

А.Т. Твардовский.

Жизнь и творчество (обзор).

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» «Страна Муравия», « Василий Тёркин» и др.

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«По праву памяти» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

Б.Л.Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

                        Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака,

А. И. Солженицын.

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. П. Астафьев.

Роман «Царь-рыба»: взаимоотношения человека и природы.

«Печальный детектив»: утрата нравственных ориентиров как главная проблема романа.

В.Г. Распутин.

        "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

Н. М. Рубцов.

«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице».

Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Б. Ш. Окуджава.

Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...».

Понятие об авторской песне. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Литература современности (обзор)

Творчество Т. Толстой, С. Довлатова, И. Бродского. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии и прозы современности. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Требования к уровню подготовки учащихся по литературе

за курс 11 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков, этапы их творческой эволюции;

     основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

основные теоретико-литературные понятия,

уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;

определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Основной формой контроля является сочинение.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  1. Правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия в соответствии с планом, верная подача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно – тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения.
  2. Соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними.
  3. Точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

 глубоко и аргументированно, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

 стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мысли;

 написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

 допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

 Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

 логичное и последовательное изложение материала;

 написанное правильны литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

 допускаются две – три неточности в содержании, незначительное отклонение от темы, а также не более трех – четырех  речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

 в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний взгляд на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

 материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

 в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

 В остальных случаях ставится отметка «2».

Приложение

Проекты:

  1. Урок 26. Поэзия Серебряного века: неизвестные страницы.
  2. Урок 38. Футуризм В. Маяковского.
  3. Урок 50. А.Н. Толстой. Образ Петра I.
  4. Урок 65. Особенности изображения Гражданской войны в произведениях М. Шолохова.
  5. Урок 74.  «Лейтенантская проза» и её взгляд на Великую Отечественную войну.  
  6. Урок 96. Черты постмодернизма в произведениях Т. Толстой.
  7. Урок 99. Литература 19 века и 21: что общего.



Предварительный просмотр:

 Календарно-тематическое планирование литература 11 класс

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тип урока

Наглядно-технические пособия и ТСО

Повторение и подготовка к ГИА

Домашнее задание

Календарные сроки

Приложение

Примечание

По плану

Фактически

А

К

А

К

1

Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Презентация

Выучить лекцию

01.09

03.09

Русская литература на рубеже веков

1

2

И.А. Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества. «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки»

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы Содержание литературного произведения

Ответить на вопросы статьи учебника

06.09

03.09

3

Размышления о России в повести И.А. Бунина «Деревня»

1

Урок формирования знаний

Ответить на вопросы письменно (индивидуальное задание)

08.09

06.09

4

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

Урок формирования знаний

Повторение темы Художественный вымысел

Ответить на вопросы по прочитанному, стр. 45-49

10.09

10.09

5

Рассказы И.А. Бунина о любви

1

Урок формирования знаний

Прочитать и проанализировать рассказ «Тёмные аллеи»

13.09

10.09

6

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы Содержание литературного произведения

Выучить лекцию

15.09

13.09

7

Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Видеофрагменты к/ф «Гранатовый браслет»

Ответить на вопросы учебника

17.09

17.09

8

Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Выполнить тесты

20.09

17.09

9

Повторение теме:

М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Презентация

Выучить лекцию Индивидуальные задания

22.09

20.09

10

Композиция романтических рассказов М. Горького

«Старуха Изергиль».

1

Урок формирования знаний

Повторение темы Содержание литературного произведения

Выучить лекцию

24.09

24.09

11

Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

1

Урок формирования знаний

Повторение темы "Литературный род. Жанры»

Ответить на вопросы учебника

27.09

27.09

12

«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Cd-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Повторение темы Конфликт. Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Составить характеристику Луки

29.09

01.10

13

Вопрос о правде в драме Горького «На дне»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Подготовиться к сочинению

01.10

01.10

14-15

Сочинение по творчеству А.М. Горького

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Написать сочинение

тесты

04.10

04.10

16

Символизм. «Старшие символисты»

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы Художественный образ

Выучить лекцию

06.10

08.10

17

Поэзия «младосимволистов»

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы Лирические жанры

Конспект статьи учебника

08.10

08.10

18

Поэзия В.Я. Брюсова (1873-1924)

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы «Стихотворные размеры»

Выразительное чтение стихотворения В. Брюсова

11.10

11.10

19

«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта (1867-1942)

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы «Стихотворные размеры»

Выучить стихотворение К. Бальмонта наизусть

13.10

15.10

20

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934)

1

Урок формирования знаний

Презентация

Конспект статьи учебника

15.10

15.10

21

Акмеизм

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы Лирические жанры

Выучить лекцию

18.10

18.10

22

Мир образов Николая Гумилёва (1886-1921)

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы «Стихотворные размеры»

Выучить лекцию

Анализ понравившегося стихотворения Н. Гумилёва

20.10

22.10

23

Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966)

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы «Стихотворные размеры»

Выучить лекцию

Выучить стихотворение наизусть

22.10

22.10

24

Футуризм

1

Урок формирования знаний

Презентация

Конспект статьи учебника

25.10

25.10

25

«Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941)

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы Художественный образ

Лингвистический анализ стихотворения И. Северянина

27.10

29.10

26

Подготовка к сочинению по поэзии Серебряного века

Проект.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Прочитать статью учебника

29.10

08.11

29.10

08.11

27

А.А. Блок (1880 – 1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы «Стихотворные размеры»

Конспект статьи учебника

Выразительное чтение стихотворения

10.11

12.11

28

Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Повторение темы Лирические жанры

Выучить стихотворение наизусть

12.11

15.11

29

«Это все – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Конспект статьи учебника

15.11

19.11

30

Поэма А.А. Блока «Соловьиный сад» (1915)

1

Урок формирования знаний

Тесты

17.11

19.11

31

Поэма А.А. Блока «Двенадцать» (1918)

1

Урок формирования знаний

Повторение темы Конфликт. Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Письменный ответ на вопрос

19.11

22.11

32

Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева

1

Урок формирования знаний

Презентация

Выучить лекцию

22.11

26.11

33

Повторение по теме:

Сергей Есенин как национальный поэт

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Презентация

Повторение темы «Стихотворные размеры»

Сделать презентацию

Конспект статьи учебника

34

Любовная лирика С.А. Есенина

1

Урок формирования знаний

Презентация

Выучить стихотворение наизусть

24.11

26.11

35

Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина»

1

Урок формирования знаний

Повторение темы Лирические жанры

Письменный ответ на вопрос

26.11

29.11

36

Трагизм поэмы С.А. Есенина «Черный человек»

1

Урок формирования знаний

Конспект статьи учебника

29.11

03.12

37

Тестирование по произведениям С. Есенина

1

Урок контроля знаний, умений и навыков

Составить тесты

01.12

03.12

38

В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В.В. Маяковского (1893-1930)

Проект.

1

Урок формирования знаний

Презентация

Сделать презентацию

03.12

06.12

39

Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Повторение темы Художественный образ

Выучить стихотворение наизусть

06.12

10.12

40

В.В. Маяковский и революция

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Cd-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Конспект статьи учебника

08.12

10.12

41

Настоящее и будущее в пьесе В.В. Маяковского «Клоп»

1

Урок формирования знаний

Ответить на вопросы (индивидуальное задание)

10.12

13.12

42-43

Сочинение по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Написать сочинение

13.12

17.12

44

Литература 20-х годов

1

Урок формирования знаний

Выучить лекцию

15.12

17.12

17.12

20.12

45

Роман А.А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции

1

Урок формирования знаний

Повторение темы "Литературный род. Жанры»

Характеристика основных героев

20.12

24.12

46

Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А. Фадеева «Разгром»

1

Урок формирования знаний

Конспект статьи учебника

22.12

27.12

47

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А.А. Фадеева «Разгром»

1

Урок формирования знаний

Повторение темы Литературный персонаж

Тесты

27.12

14.01

48

Подготовка к домашнему сочинению по роману А.Фадеева «Разгром»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение темы Реализм

Написать сочинение

29.12

17.01

49

Тема русской истории в творчестве А.Н. Толстого (1883-1945)

1

Урок формирования знаний

Презентация

Ответить на вопросы учебника

12.01

21.01

50

Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»

1

Урок формирования знаний

Повторение темы "Литературный род. Жанры»

Сделать презентацию

Написать доклад

14.01

21.01

Образ Петра в романе А.Н. Толстого «Петр Первый». Проект.

1

17.01

24.01

51

Литература 30-х – начала 40-х годов

1

Урок формирования знаний

Выучить лекцию

19.01

28.01

52

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940). Жизнь, творчество, личность

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы "Литературный род. Жанры»

Перечитать роман

21.01

53

Сатира Булгакова

1

Урок формирования знаний

Повторение темы Художественный образ

24.01

31.01

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция

1

Ответить на вопросы учебника

26.01

04.02

54

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Повторение темы Конфликт. Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Сделать презентацию

Конспект статьи учебника

28.01

07.02

55

Любовь и творчество в романе

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Видеофрагменты к/ф « Мастер и Маргарита»

Повторение темы Содержание литературного произведения

Конспект статьи учебника

31.01

11.02

56

Семинар по роману «Мастер и Маргарита»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Сделать презентацию

Написать реферат

02.02

11.02

57

А.А. Ахматова – «голос своего поколения». Повторение по теме: Анна Ахматова.

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Презентация

Письменный ответ на вопрос (индивидуальное задание)

58

Тема Родины в лирике Ахматовой

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Выучить стихотворение наизусть

04.02

14.02

59

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

1

Урок формирования знаний

Сделать презентацию

Написать доклад

07.02

18.02

60

Поэтический мир Марины Цветаевой

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы «Стихотворные размеры»

Ответить на вопросы учебника

09.02

18.02

61

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Повторение темы Конфликт. Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Конспект статьи учебника

11.02

21.02

62

О.Мандельштам. Жизнь, творчество, личность.

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы Лирические жанры

Сделать презентацию

14.02

25.02

63

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы "Литературный род. Жанры»

Написать доклад по истории казачества

16.02

25.02

64

Картина жизни донских казаков в романе «Тихий Дон»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Повторение темы Конфликт. Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Батальные сцены 3 части романа

18.02

28.02

65

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова

Проект.

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Подобрать эпизоды к следующему уроку

21.02

04.03

66

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Cd-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Повторение темы Содержание литературного произведения

Составить сюжетный план

25.02

04.03

67

Судьба Григория Мелехова

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Повторение темы Реализм

Письменный ответ на вопрос учебника

28.02

07.03

68

Григорий и Аксинья

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Видеофрагменты  к/ф «Тихий Дон»

Повторение темы Литературный персонаж

Написать реферат

02.03

11.03

69-70

Сочинение по роману-эпопее «Тихий Дон»

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Написать сочинение

04.03

11.03

71

Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор

1

Урок формирования знаний

Презентация

Выучить лекцию

07.03

09.03

14.03

14.03

72

Военная поэзия

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Презентация

Выучить стихотворение наизусть

11.03

18.03

73

Литература 50-80-х годов. Обзор.

1

Урок формирования знаний

Выучить лекцию

14.03

21.03

74

«Лейтенантская проза» (обзор)

Проект.

1

Урок формирования знаний

Прочитать повесть В. Кондратьева «Сашка»,

К .Воробьёва «Это мы, Господи!..,

В. Быкова «Сотников»

(одну на выбор)

16.03

25.03

75

Обсуждение повестей В. Кондратьева «Сашка», К. Воробьева «Это мы, Господи!..», В. Быкова «Сотников»

1

Урок формирования знаний

Сделать презентацию

Написать доклад

18.03

25.03

76

Повторение по теме: А.Т. Твардовский (1910-1971). Творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия»

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы Художественный образ

Выучить лекцию

21.03

28.03

77

Слово о Твардовском. Поэма «По праву памяти»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Анализ поэмы по вопросам

23.03

01.04

78

Повторение по теме: Народный характер поэмы «Василий Теркин»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Выучить отрывок из поэмы наизусть

25.03

01.04

79

Лирика А.Т. Твардовского

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Выразительное чтение стихотворения

28.03

04.04

80

Б.Л. Пастернак (1890-1960). Начало творческого пути. Лирика

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы "Литературный род. Жанры»

Ответить на вопросы

30.03

08.04

81

Человек, история и природа в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

1

Урок формирования знаний

Видеофрагменты к/ф «Доктор Живаго»

Повторение темы Конфликт. Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Ответить на вопросы учебника

04.04

08.04

82

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго»

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Тесты

06.04

11.04

83

Стихотворения Юрия Живаго

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Повторение темы Содержание литературного произведения

Подготовиться к сочинение по Б. Пастернаку

08.04

15.04

84

Литература «оттепели»

1

Урок формирования знаний

Выбрать для чтения отрывок из «Архипелага ГУЛАГа»

11.04

15.04

85

Повторение по теме: А.И. Солженицын (1918–2008). Судьба и творчество писателя

1

Урок формирования знаний

Презентация

Перечитать рассказ «Один день Ивана Денисовича»

13.04

18.04

86

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»

1

15.04

22.04

87

«Деревенская проза: истоки,  проблемы, герои. Герои Шукшина

1

Урок формирования знаний

Повторение темы Литературный персонаж

Ответить на вопросы (индивидуальное задание)

88-89

Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров как главная проблема в романе «Печальный детектив»

2

Урок формирования знаний

Повторение темы Художественный вымысел

Ответить на вопросы (индивидуальное задание)

18.04

22.04

90

Актуальные и вечные проблемы в повестях В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», «Живи и помни»

1

Урок формирования знаний

Ответить на вопросы (индивидуальное задание)

20.04

25.04

91

Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели»

1

Урок формирования знаний

Cd-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Ответить на вопросы (индивидуальное задание)

22.04

29.04

29.04

92

«Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова (1936-1971)

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы Лирические жанры

Перечитать пьесу Вампилова «Старший сын»

25.04

02.05

93

Драматургия А. Вампилова.

 Пьеса «Утиная охота».

1

Урок формирования знаний

Повторение темы "Литературный род. Жанры»

Повторение темы Конфликт. Своеобразие конфликта в эпических, драматических и лирических произведениях

Приготовить рефераты о поэтах, писавших в жанре «авторская песня»

27.04

06.05

94

Авторская песня

1

Урок формирования знаний

Презентация

Подготовиться к сочинение по пройденным темам

04.05

06.05

95

Литература на современном этапе

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Cd-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Выучить лекцию

06.05

10.05

96

Проза Татьяны Толстой (1951). Проект.

1

Урок формирования знаний

Презентация

Повторение темы "Литературный род. Жанры»

Анализ любого рассказа Т. Толстой

11.05

13.05

97

«Новый автобиографизм» Сергея Довлатова (1941-1990)

1

Урок формирования знаний

Презентация

Прочитать стихотворения И. Бродского, выучить стихотворение наизусть

13.05

13.05

98

Поэзия Иосифа Бродского

1

Урок формирования знаний

Презентация

Подготовиться к зачёту по литературе XX века

16.05

16.05

99

Новейшая русская поэзия. Проект.

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Cd-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Повторение темы Лирические жанры

Выучить лекцию

18.05

20.05

100-101

Повторение изученного. Проверочные, тестовые задания для повторения

2

Урок контроля знаний, умений и навыков

Тесты

20.05

23.05

20.05

23.05

102

Итоговый урок

1

Урок совершенствования знаний, умения и навыков

Тесты

25.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....