Жизнь крестьян в рассказе И.А.Бунина "Танька". 6-й класс.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Целью урока является раскрытие жизни крестьян в рассказе Бунина «Танька». Урок направлен на совершенствование навыков анализа текста. Использованные на уроке стихотворения Бунина откроют его ученикам и как поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Жизнь крестьян в рассказе И.А.Бунина "Танька".doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русской литературе в 6 классе по рассказу И.А.Бунина «Танька».
Тема: «Жизнь крестьян в рассказе Бунина «Танька».
Цель: раскрытие жизни крестьян в рассказе Бунина «Танька».
Задачи:
- дать представление об особенностях судьбы и творчества писателя, об особенностях его эстетики;
- развитие навыков анализа текста, умения составлять ассоциограмму; раскрытие приёма антитезы.
- воспитание интереса к произведениям Бунина.
Методические приёмы: рассказ учителя, выступление учеников, беседа по вопросам, комментарии учителя, рисование.
Оборудование: портрет Бунина, презентация с фотографиями семьи и близких писателя.
Учебник-хрестоматия для 6 класса татарских средних общеобразовательных школ под редакцией М.Г.Ахметзянова.
Вступительное слово учителя:
- В 1893 году в народническом журнале “Русское богатство” вышел в свет рассказ мало кому известного молодого литератора Ивана Бунина “Танька”. Впрочем, читатели могли вспомнить его стихотворение “У могилы С.Я.Надсона”, опубликованное в 1887 году в петербургском журнале “Родина”. Для семнадцатилетнего юноши, живущего в провинции, появление стихотворения собственного сочинения в толстом столичном журнале стало, несомненно, вехой в жизни, но успешной он эту публикацию не считал. Точкой отсчета, с которой началась серьезная литературная деятельность будущего Нобелевского лауреата, стал рассказ “Танька”. Через четыре года, в 1897 году, Бунин выпустит свою первую книгу художественной прозы - сборник рассказов “На край света”, имя молодого литератора узнает вся Россия.
Детство Бунина прошло в Орловской губернии. Он хорошо знал и понимал крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого детства.
И первый его рассказ “Танька” был навеян этими впечатлениями.
Выступление учащихся с пересказом биографии Бунина.
1 этап. Тематика и проблематика произведений Бунина.
- Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро вол новал русскую интеллигенцию на рубеже XIX — XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крес тьян России. И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое положение тружеников, кормя щих отечество хлебом. В отношениях людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнурённых безнадёжной нуждой, голодом ( почти все его деревенские герои, между прочим, постоянно хотят есть, мечтают о еде – о краюхе хлеба, луковице, картошках с солью), унижениями от власть и капитал имущих. В них его особо трогают покорность судьбе, терпение и стоицизм во всех испытаниях голода и холода, нравственная чистота, вера в бога, простодушные сожаления о прошлом.
Учитель продолжает урок с выразительного чтения стихотворения Бунина:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать «прости» - родному дому.
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо
Как бьётся сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой.
- Ребята, нам всем известно, что важное место в жизни любого человека занимает изба-дом.
2 этап. Составление ассоциограммы.
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и нарисуйте на листочках дом, напишите, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «дом».
Ученики рисуют.
- Итак, ребята, покажите свои рисунки и скажите, что вы написали.
Папа мама
Мягкая мамина выпечка
кроватка
горячий чай телевизор
тепло уют
-А у Тани дом какой?
- Дом Тани холодный, неуютный, совсем нет еды.
- А дом Павла Антоновича?
- Дом Павла Антоновича большой, уютный, красивый, там много часов, которые играют музыку, там есть гитара, чернослив, сахар.
3 этап: Переход к анализу рассказа «Танька».
Вступление.
- На прошлом занятии мы уже говорили о том, какие произведения называют рассказами. Вспомните, пожалуйста, определение.
- Рассказ – это малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.
- О чём рассказ «Танька»?
- В рассказе говорится о семье, в которой двое детей: Танька и Васька.
- Как живет Танькина семья?
- Танькина семья живёт очень плохо, есть совсем нечего.
- Почему Танька удивляется матери?
- Девочка не понимала выражения «кусок в горло не идёт». Осенью удивляется, почему мать стала сама отправлять её на пруд играть вместо завтрака.
- Куда привёз её барин?
Барин привёз её в свой дом, водил её по комнатам, заставлял для неё играть часы, угостил черносливом, дал несколько кусков сахару, которого Танька спрятала, чтобы потом дать братишке и матери.
- Поговорим об этой крестьянской девочке Тане и о помещике Павле Антоновиче.
Разбивка на кластеры (ячейки).
- Впишем в ячейки, какая это девочка:
Терпеливая
-вая
Доб-
рая
Голод ная
Танька
Жале-ет маму
маму
Не жадная
- А теперь - сведения о Павле Антоновиче до встречи с этой девочкой:
Одино-
кий
жадный
строгий
Павел Антоно-вич
безжа-
лостный
- Почему он одинок?
- Раньше он не жил в деревне. Поселился он сюда, когда проиграл в карты почти всё состояние и стал самым усердным хозяином. Но и в деревне ему не посчастливилось. У него умерла жена, пришлось отпустить крепостных, сына поехал учиться в Сибирь: «И Павел Антонович стал совсем затворником. Он втянулся в одиночество, в своё скупое хозяйство, и говорили, что во всей округе нет более жадного и угрюмого».
- Почему вы вписали слово «строгий»?
Ученики говорят о том, как барин отправил назад пешком возницу искать соскочивший по дороге с кнутовища кнут.
- А сколько времени прошло с момента их выезда из города?
- 4 часа.
- Да, тяжеловато будет Егору идти пешком по зимней дороге. Наверное, действительно, Павла Антоновича можно назвать и жадным, и безжалостным к людям? Или всё-таки он не такой плохой?
Подумайте, вспомните, что случилось потом, после того, как барин отправил работника назад.
- Когда ехал по деревне один, Павел Антонович увидел Таньку, которая стояла в сторонке от мальчишек, игравших на горе. Она стояла, засунув в рот посиневшую руку, грела её. Павел Антонович еле смог усадить её в сани, сказав, что привёз гостинцы от отца: «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он кутал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка. Бог знает, что он думал, но брови его шевелились всё живее. Он привёл Таньку домой.
-Да, ребята, мы уже говорили, как угостил Павел Антонович Таньку, как водил её по комнатам, он даже поиграл ей на гитаре. Наконец она уснула. А Павел Антонович ходил по комнате и «…вспомнил соседские деревушки, вспомнил их обитателей. Сколько их, таких деревушек, - везде они томятся от голода!» А какой сон снился Тани?
- Снился ей сад, по которому она ехала вчера к дому, Васька и мама, которая то ли плакала, то ли пела старинные песни.
Обсуждение в группах. Класс делится на 3 группы. Остальная часть текста тоже делится на 3 части. Каждой группе даётся 1 часть для обсуждения.
Осмысление.
Отвечают на вопросы
- Таким образом, является ли Павел Антонович злым человеком?
Школьники утверждают, что Павел Антонович не такой уж и злой человек. Более того, он раскрывается с хорошей стороны. В 1 части рассматриваемого отрывка мы узнали, что он взял к себе домой в гости Таньку, напоил её чаем с молоком. Он ласково улыбался ей. Приводится фраза: «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он купал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка...»
Во 2 части мы видим, как Павел Антонович водил девочку по всем комнатам, заводил часы, чтобы в них играла музыка. Он накормил её черносливом, никогда не виданным ею до этого, дал несколько кусков сахару. Хозяин поместья причесал её, подпоясал голубеньким пояском. Лицо у него стало доброе, радостное.
В 3 части, в конце рассказа Павел Антонович поцеловал в голову задрёмывавшую Таньку и стал думать о ней и о других бедных детях, их родителях, которые живут впроголодь.
- Сделаем вывод. Павел Антонович - не злой человек. Скупым он стал потому, что пришлось поднимать хозяйство после потери денег до ещё после того, как крестьяне были освобождены от крепостной неволи. Угрюмым он стал после смерти жены и ссылки сына в Сибирь. Видимо, сын его был революционером, хотел, чтобы бедные крестьянские семьи не голодали, жили счастливо. А для этого он, как и другие революционеры, считал, что нужно изменить порядки, прогнать тех, кто правит в стране.
Павел Антонович не всегда был нелюдимом, затворником. Таким его сделали несчастья. Но в тот день, видя радость его маленький гостьи, он сам стал другим - добрым и радостным.
4этап: Рефлексия и сравнение.
- Счастлива ли была Танька в тот вечер? Прежде, чем ответить на этот вопрос, скажите, что нового вы узнаёте о Тане, как она себя ведёт в гостях?
- Когда часы играли музыку, девочка хохотала и удивлялась. Она «тихо
улыбалась», когда хозяин дома ухаживал за ней.
- Каким можно назвать её настроение в тот вечер?
- Весёлым, приятным.
- И, наверное, счастливым?
Значит, можно сказать, что Танька в тот вечер испытывала счастье. Среди тяжёлой убогой жизни и у неё бывают моменты счастья. А Таньке что приносит в этот вечер счастье?
- Новые, яркие впечатления; общение с барином, его доброе отношение к ней.
- Ребята, мы узнали, что в своем произведении И.А.Бунин рассказывает о тяжёлой доле крестьян. Его очень волновала судьба простого человека. Очень многих писателей волновала эта тема. В будущем мы изучим ещё много произведений на эту тему. Эти произведения относятся к литературному направлению – реализм, который утвердился в русской литературе в начале XIXвека и продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Основное свойство реализма – отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
Учитель заканчивает урок чтением стихотворения «Вечер» И.А.Бунина:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким, чистым кроем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его, но не осознаем, что оно вокруг нас. Люди не всегда могут посмотреть на обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья. Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет ни облако, ни птичка, эти каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Выводы. Итак, ребята, мы прочитали рассказ Бунина «Танька». В произведении автор раскрывает тяжёлую жизнь крестьян. Рассказ построен на антитезе. В литературе под антитезой подразумевается художественный приём, предполагающий резко выраженное противопоставление каких-либо понятий и явлений. Какие явления противопоставлены в этом произведении?
- В произведении противопоставлена жизнь крестьян и помещиков.
- Верно. А ещё при описывании жизни крестьян и помещиков противопоставлены символики света и цвета. В произведении есть и музыкальный фрагмент: Павел Антонович играл Таньке на гитаре и заводил часы, чтобы она могла послушать их.
Подведение итогов.
- Выставление оценок.
- Домашняя работа: вопросы и задания на стр. 16.
Использованная литература
1. Бунин И.А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.I. Стихотворения, 1888-1952; Переводы/ Ред. кол. Ю.Бондарев, О.Михайлов, В.Рынкевич; Вступ. статья А.Твардовского; Сост., подгот. текста и коммент. А. Бабореко; Статья «Поэзия Бунина» О.Михайлова. – М.: Худож. лит., 1987 – 687 с.
2. Голикова Г.А. Изучение эпических произведений русских писателей ХХ века в средних и старших классах на основе личностно-ориентированных подходов. – Казань: ТГГПУ, 2006. – 332 с.
3. http://festival.1september.ru/articles/516719/
4. http://xreferat.ru/50/4715-1-sud-ba-russkogo-krest-yanstva-v-tvorchestve-i-a-bunina.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".
Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...
"Какой оставишь в жизни след..." (Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль")
В данном материале даются возможные пути анализа рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"...
Урок по литературе на тему :"Образы крестьян в рассказе И.С. Тургенева "Хорь и Калиныч".
Урок по литературе в 7 классе...
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс
Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...
Урок - путешествие в поисках мудрости жизни (по рассказу М. Горького "Мой спутник" 8 класс)
Нетрадиционный урок литературы...
Урок родной литературы в 10 классе «Попрание смерти жизнью…» (по мотивам рассказа - были Константина Воробьёва «Седой тополь»)
Урок- анализ с обучающимися рассказа – были К.Воробьёва «Седой тополь»...