Жизнь крестьян в рассказе И.А.Бунина "Танька". 6-й класс.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Кабирова Аниса Рашидовна

 

      Целью урока является  раскрытие  жизни крестьян в рассказе Бунина «Танька». Урок направлен на совершенствование навыков анализа текста. Использованные на уроке стихотворения Бунина откроют его ученикам и как поэта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по русской литературе в 6 классе по рассказу И.А.Бунина «Танька».

Тема: «Жизнь крестьян в рассказе Бунина «Танька».

Цель: раскрытие  жизни крестьян в рассказе Бунина «Танька».

Задачи:

              -  дать представление об особенностях судьбы и творчества писателя, об особенностях его эстетики;

              -  развитие навыков анализа текста, умения составлять ассоциограмму; раскрытие приёма антитезы.

              -  воспитание интереса к произведениям Бунина.

         Методические приёмы: рассказ учителя, выступление учеников,  беседа по вопросам, комментарии учителя, рисование.

Оборудование: портрет Бунина, презентация с фотографиями семьи и близких писателя.

Учебник-хрестоматия для 6 класса татарских средних общеобразовательных школ  под редакцией М.Г.Ахметзянова.

Вступительное слово учителя:

        - В 1893 году в народническом журнале “Русское богатство” вышел в свет рассказ мало кому известного молодого литератора Ивана Бунина “Танька”. Впрочем, читатели могли вспомнить его стихотворение “У могилы С.Я.Надсона”, опубликованное в 1887 году в петербургском журнале “Родина”. Для семнадцатилетнего юноши, живущего в провинции, появление стихотворения собственного сочинения в толстом столичном журнале стало, несомненно, вехой в жизни, но успешной он эту публикацию не считал. Точкой отсчета, с которой началась серьезная литературная деятельность будущего Нобелевского лауреата, стал рассказ “Танька”. Через четыре года, в 1897 году, Бунин выпустит свою первую книгу художественной прозы - сборник рассказов “На край света”, имя молодого литератора узнает вся Россия.

Детство Бунина прошло в Орловской губернии. Он хорошо знал и понимал крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого детства.

И первый его рассказ “Танька” был навеян этими впечатлениями.

Выступление учащихся с пересказом биографии Бунина.

1 этап.  Тематика и проблематика произведений Бунина.

- Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро вол новал русскую интеллигенцию на рубеже XIX — XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крес тьян России.  И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое положение тружеников, кормя щих отечество хлебом. В отношениях людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнурённых безнадёжной нуждой, голодом ( почти все его деревенские герои, между прочим, постоянно хотят есть, мечтают о еде – о краюхе хлеба, луковице, картошках с солью), унижениями от власть и капитал имущих. В них его особо трогают покорность судьбе, терпение и стоицизм во всех испытаниях голода и холода, нравственная чистота, вера в бога, простодушные сожаления о прошлом.

Учитель продолжает урок с выразительного чтения стихотворения Бунина:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать «прости» - родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой.

- Ребята, нам всем известно, что важное место в жизни любого человека занимает изба-дом.

2 этап. Составление ассоциограммы.

 - Ребята, подумайте, пожалуйста,  и  нарисуйте  на листочках дом, напишите, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите  слово «дом».

 Ученики рисуют.

 - Итак, ребята, покажите свои рисунки и скажите, что вы написали.

                                                          Папа     мама                            

 Мягкая                                                                                                    мамина выпечка                                                                                  

кроватка                                                                                  

  горячий чай                                                                                                телевизор

                                                        тепло         уют

-А у Тани дом  какой?

        - Дом Тани холодный, неуютный, совсем нет еды.

        - А дом Павла Антоновича?

        - Дом Павла Антоновича  большой, уютный, красивый, там много часов, которые играют музыку, там есть гитара, чернослив, сахар.

3 этап: Переход к анализу рассказа «Танька».
         Вступление.

- На прошлом занятии мы уже говорили о том, какие произведения называют рассказами. Вспомните, пожалуйста, определение.

- Рассказ – это малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.

- О чём  рассказ «Танька»?

        - В рассказе говорится о семье, в которой двое детей: Танька и Васька.
       -  Как живет Танькина семья?

- Танькина семья живёт очень плохо, есть совсем нечего.
       - Почему Танька удивляется матери?
       - Девочка не понимала выражения «кусок в горло не идёт». Осенью удивляется, почему мать стала сама отправлять её на пруд играть вместо завтрака.
       - Куда привёз её барин?

        Барин привёз её в свой дом, водил её по комнатам, заставлял для неё играть часы, угостил черносливом, дал несколько кусков сахару, которого Танька спрятала, чтобы потом дать братишке и матери.
        - Поговорим об этой крестьянской девочке Тане и о помещике Павле Антоновиче.


        Разбивка на кластеры (ячейки).

        - Впишем в ячейки, какая это девочка:

Терпеливая

    -вая

Доб-  

   рая

Голод   ная


Танька

Жале-ет маму

  маму

   Не    жадная    

- А теперь - сведения о Павле Антоновиче до встречи с этой девочкой:

Одино-

    кий

жадный

строгий

Павел Антоно-вич

безжа-

лостный

          - Почему он одинок?

- Раньше  он  не  жил  в  деревне.  Поселился  он  сюда,  когда проиграл в карты  почти всё состояние и стал самым усердным хозяином. Но и в деревне ему    не    посчастливилось.  У    него    умерла   жена,   пришлось   отпустить крепостных,  сына  поехал  учиться  в  Сибирь:  «И   Павел   Антонович   стал совсем  затворником.  Он  втянулся в одиночество, в своё скупое хозяйство, и говорили,  что  во всей  округе  нет  более  жадного  и  угрюмого».
        - Почему вы вписали слово «строгий»?
       Ученики  говорят  о  том,  как  барин  отправил  назад  пешком  возницу искать соскочивший по дороге с кнутовища кнут.
        - А сколько времени прошло с момента их выезда из города?
        - 4 часа.
        - Да, тяжеловато будет Егору идти пешком по зимней дороге. Наверное, действительно, Павла Антоновича можно назвать и жадным, и безжалостным к людям? Или всё-таки он не такой плохой?
        Подумайте, вспомните, что случилось потом, после того, как барин отправил работника назад.

  - Когда ехал по деревне один, Павел Антонович увидел Таньку, которая стояла в сторонке от мальчишек, игравших на горе. Она стояла, засунув в рот посиневшую руку, грела её. Павел Антонович еле смог усадить её в сани, сказав, что привёз гостинцы от отца: «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он кутал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка. Бог знает, что он думал, но брови его шевелились всё живее. Он привёл Таньку домой.

        -Да, ребята, мы уже говорили, как угостил Павел Антонович Таньку, как водил её по комнатам, он даже поиграл ей на гитаре. Наконец она уснула. А Павел Антонович ходил по комнате и «…вспомнил соседские деревушки, вспомнил их обитателей. Сколько их, таких деревушек, - везде они томятся от голода!» А какой сон снился Тани?

        - Снился ей сад, по которому она ехала вчера к дому, Васька и мама, которая то ли плакала, то ли пела старинные песни.

         Обсуждение в группах. Класс делится на 3 группы. Остальная часть текста тоже делится на 3 части. Каждой группе даётся 1 часть для обсуждения.

Осмысление.

     Отвечают на вопросы

        - Таким образом, является ли Павел Антонович злым человеком?  

        Школьники  утверждают,  что  Павел  Антонович  не  такой  уж и  злой человек.   Более   того,  он   раскрывается   с   хорошей  стороны.  В   1  части рассматриваемого  отрывка мы  узнали,  что  он  взял  к  себе  домой  в  гости Таньку,  напоил  её  чаем  с  молоком.  Он  ласково  улыбался ей. Приводится фраза:  «Всё  теплей  становилось  в  его  старческом  сердце,  когда он купал в  мех  оборванного,  голодного  и  иззябшего  ребёнка...»
       Во  2  части  мы  видим,  как  Павел  Антонович  водил  девочку  по всем комнатам,  заводил  часы,  чтобы  в  них  играла   музыка.  Он    накормил   её черносливом,  никогда  не   виданным  ею  до  этого,  дал   несколько   кусков сахару.  Хозяин  поместья  причесал  её,   подпоясал   голубеньким   пояском. Лицо у него стало доброе, радостное.
       В  3  части,  в  конце   рассказа   Павел  Антонович  поцеловал  в  голову задрёмывавшую  Таньку  и   стал   думать  о  ней и о других бедных детях, их родителях,  которые  живут  впроголодь.
        - Сделаем  вывод.  Павел  Антонович  -  не злой человек. Скупым он стал потому, что пришлось поднимать хозяйство после потери денег до ещё после того,  как  крестьяне  были  освобождены от крепостной неволи. Угрюмым он стал  после  смерти  жены  и  ссылки  сына  в  Сибирь.  Видимо,  сын  его был революционером,  хотел,  чтобы   бедные   крестьянские  семьи  не  голодали, жили  счастливо.  А  для  этого  он,  как и другие революционеры, считал, что нужно  изменить  порядки,  прогнать  тех,  кто  правит  в  стране.
        Павел  Антонович  не  всегда  был  нелюдимом,  затворником. Таким его сделали  несчастья.  Но в тот день, видя радость его маленький гостьи, он сам стал  другим  -  добрым и радостным.
         4этап: Рефлексия и сравнение.
        - Счастлива  ли  была  Танька  в тот вечер? Прежде, чем ответить на этот вопрос,  скажите,  что  нового  вы узнаёте о Тане, как она себя ведёт в гостях?
        - Когда часы играли музыку, девочка  хохотала и удивлялась. Она «тихо
улыбалась», когда хозяин дома ухаживал за ней.
        - Каким можно назвать её настроение в тот вечер?
        - Весёлым, приятным.
        - И, наверное, счастливым?
       Значит,  можно  сказать,  что  Танька  в  тот  вечер  испытывала  счастье. Среди тяжёлой убогой жизни и у неё бывают моменты счастья. А Таньке что приносит в этот вечер счастье?
       - Новые, яркие впечатления; общение с барином, его доброе отношение к ней.

        - Ребята, мы узнали, что в своем произведении И.А.Бунин рассказывает о тяжёлой доле крестьян. Его очень волновала судьба простого человека. Очень  многих писателей волновала эта тема. В будущем мы изучим ещё много произведений на эту тему. Эти произведения относятся  к литературному направлению – реализм, который утвердился в русской литературе в начале XIXвека и продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Основное свойство реализма – отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

        Учитель заканчивает  урок  чтением стихотворения «Вечер» И.А.Бунина:

    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
    А счастье всюду. Может быть, оно
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    В бездонном небе легким, чистым кроем
    Встает, сияет облако. Давно
    Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
    А счастье только знающим дано.
    Окно открыто. Пискнула и села
    На подоконник птичка. И от книг
    Усталый взгляд я отвожу на миг.
    День вечереет, небо опустело,
    Гул молотилки слышен на гумне.
    Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.


        Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его, но не осознаем, что оно вокруг нас. Люди не всегда могут посмотреть на обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья. Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет ни облако, ни птичка, эти каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».  

        Выводы. Итак, ребята, мы прочитали рассказ Бунина «Танька».  В произведении автор раскрывает тяжёлую жизнь крестьян. Рассказ построен на антитезе. В литературе под антитезой подразумевается художественный приём, предполагающий резко выраженное противопоставление каких-либо понятий и явлений. Какие явления противопоставлены в этом произведении?

- В произведении противопоставлена жизнь крестьян и помещиков.

- Верно. А ещё при описывании жизни крестьян и помещиков противопоставлены символики света и цвета. В произведении есть и музыкальный фрагмент: Павел Антонович  играл Таньке на гитаре и заводил часы, чтобы она могла послушать их.

Подведение итогов.

  1. Выставление оценок.
  2. Домашняя работа: вопросы и задания на стр. 16.

Использованная литература

1. Бунин И.А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.I. Стихотворения, 1888-1952; Переводы/ Ред. кол. Ю.Бондарев, О.Михайлов, В.Рынкевич; Вступ. статья А.Твардовского; Сост., подгот. текста и коммент. А. Бабореко; Статья «Поэзия Бунина» О.Михайлова. – М.: Худож. лит., 1987 – 687 с.

2. Голикова Г.А. Изучение эпических произведений русских писателей ХХ века в средних и старших классах на основе личностно-ориентированных подходов. – Казань: ТГГПУ, 2006. – 332 с.

3.  http://festival.1september.ru/articles/516719/

4.  http://xreferat.ru/50/4715-1-sud-ba-russkogo-krest-yanstva-v-tvorchestve-i-a-bunina.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

"Какой оставишь в жизни след..." (Анализ рассказа М. Горького "Старуха Изергиль")

В данном материале даются возможные пути анализа рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"...

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...