СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА А. А. ФЕТА
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

 

ЦЕЛИ работы:

            -  разгадать тайну мироощущения А.А. Фета;

              - понять, в чем же своеобразие его поэтического голоса;

              - освоить анализ лирического текста;

             -  воспитание поэтической зоркости.

           

              Слайды: тема, портрет, эпиграф, вопросы для анализа стихотворений.

             

              Презентации: "Впечатление... Миг... Вечность" (об импрессионизме)

             "Музыка в поэзии Фета"

         ( 4 группы, в каждой группе – теоретик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fet.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА  А. А. ФЕТА

               

              ЦЕЛИ работы:

            -  разгадать тайну мироощущения А.А. Фета;

              - понять, в чем же своеобразие его поэтического голоса;

              - освоить анализ лирического текста;

             -  воспитание поэтической зоркости.

        

          Слайды: тема, портрет, эпиграф, вопросы для анализа стихотворений.

         

          Презентации: "Впечатление... Миг... Вечность" (об импрессионизме)

         "Музыка в поэзии Фета"

         ( 4 группы, в каждой группе – теоретик)

Ход урока:

 1.Слово учителя:

                        Тема урока.

                        Цель...

 Как знать, не сложись жизнь Фета (Шеншина) так драматически, не будь он с детства так обижен, может быть, он и не рвался бы так страстно к идеалу любви и красоты, который он находил не в мечтах, а в реальной жизни. Представлениям о красоте как о реально существующем элементе мира Фет оказался верен до конца жизни.

          Эпиграф:

                                 Целый мир от красоты

                        От велика и до мала...

Как вы понимаете смысл этих строк?

( Фет  до конца своего творческого пути был верен мысли, что красота разлита по всему мирозданию. Он умел ощутить эту красоту в обычном.  Фет запечатлел эту красоту и в природе,  и в любви, и в творчестве.)

 А концепцию красоты поэт раскрывает в последующих строках этого стихотворения:

                        И напрасно ищешь ты

                        Отыскать его начало,

                        Что такое день иль век

                        Перед тем, что бесконечно?

                        Хоть не вечен человек,

                        То, что вечно,- человечно.

  В самом обыденном, мимолетном явлении Фет умеет увидеть свою красоту.
На примере лирического произведения убедимся в этом.  

                        - "Первый ландыш"( передать интонацией чувства и настроение лирического героя – чтение наизусть)


- Какие чувства  вызывает стихотворение?

( Поэт радуется жизни: он видит ландыш – «первый»,с любовью описывает его, сравнивает с девой…)

Итак, главное- ощущение, свет…Впечатление- миг – вечность. Не сюжет, а поэтические интонации должны господствовать в поэзии, по мнению Фета.



2. Особенности поэзии Фета. Своеобразие его поэтического голоса.

  Фет - поэт импрессионистического склада.


Презентация "Импрессионизм в живописи" – выступление ученика.


Итак, какие черты импрессионизма открываются в лирике Фета?
(
Впечатление, восприятие красоты в обычном, умение зафиксировать в подвижности, изменчивости Миг, Мгновение, просветить любовью в Вечности)
Вывод: Это одна из тайн мироощущения Фета. Красота Фета в его мироощущении.  По словам критика Д. Дарского, «…тайна мироощущения  Фета - схватить мгновение в мимолетности, впитать в себя всю жизнь, просветить любовью и музыкой все - от былинки до звезды".( Вывод записывают в рабочие тетради)


- Духом музыки Фет преображает мир.  Это следующая особенность лирики поэта.

 Презентация « Фет – музыкант» - выступление ученика.

Вывод: импрессионизм, музыкальность- особенности лирики Фета (записать)

Музыкальность проявляется в структуре произведений.

Нет музыкального настроения - нет художественного произведения.
                        
3.  Поэтические шедевры А.А. Фета. ( Проверка дом. задания)

 Прислушаемся к прекрасным строкам фетовской поэзии.

 Примерные вопросы к стихотворениям на слайдах для ответов каждой группы.

 Понаблюдаем над поэтическим стилем Фета ( перед вами вопросы, которые помогут вглядеться в    художественное произведение и понять тайну мироощущения Фета)        
Как,какими художественными средствами поэт раскрывает красоту мироздания?


а)  "На заре ты её не буди"(1842г). Выразительное чтение наизусть.(1 группа)
Многие из стихов стали романсами, которые рождают гамму чувств.
- Какими интонациями проникнуто стихотворение? Как меняется интонация?

- Проследить движение поэтической мысли ( от строфы к строфе)

- Композиция стихотворения?                                                                                -  -        
- Какова система образов? ( образ лирического героя, образ возлюбленной, образ волос, образ луны)

- Цветовая гамма.        

- Определить средства музыкальности.
б)  
Лирическая пьеса «Шепот,робкое дыхание"..Это стихотворение необычно.
 На первый взгляд хаотичный набор звуков и зрительных впечатлений. Это пьеса о любви.      (Выразительное чтение наизусть).
Вопросы для 2 группы.
- Какие чувства в стихотворении доминирующие?
- Какой характер придает тексту его безглагольность,фрагментальность описания?
- Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта?
- Какие метафоры становятся ключевыми?
- Как звучит цветовая гамма?
- Почему миниатюра состоит из одного предложения?
- Описать картину событий
Что характерно  для поэтического стиля Фета?
в)  "Я пришёл к тебе с приветом." Вопросы для 3 группы.
 - Кому поэт хочет рассказать о своих впечатлениях?
- Ключевые слова?
 - Доказать, что на первом плане не картина природы, а чувства человека. Проследить динамику чувств.
г)  1890г."На качелях" - это воспоминание о Марии Лазич. Стихотворение написано 70-летним стариком, но, не зная автора, можно представить юнца, такая свежесть чувств.
"40 лет назад я качался с девушкой на качелях и платье её трещало от ветра."

Выразительное чтение наизусть.(4 группа)

- Определить основную мысль.

- Смысл названия?

- Проанализировать лексику, рисующую реалии внешнего мира, и слова, передающие внутреннее состояние человека.

- Какова динамика?

- Определить звуковой фон.

- В чём своеобразие поэзии Фета?  Теоретики делают вывод.+ слайд.

3.  Слово учителя.

- Зачитать эпиграф
Итак, стихи Фета раскрывают его концепцию красоты мира. Известно, что поэзия Фета стоит на «трех

китах». Это Красота, Любовь и Песня. Песня о признании Любви  к  Красоте.  

Красота Фета - в его мироощущении - схватить мгновение в его мимолетности,

впитать в себя всю жизнь и просветить любовью и музыкой все живое – от былинки до звезды. Определяя свойство своего мироощущения, поэт писал: « Только человек, и только он один во всем мироздании чувствует потребность спрашивать:

 - Что такое он сам? Откуда? Зачем?

И чем выше его нравственная основа, тем искреннее возникают эти вопросы.»

Читаешь Фета – и сдается: вся еще жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Стоит жить!

За два месяца до смерти Фет признаётся:
                         Мысль свежа, душа вольна,
                         Каждый миг сказать хочу!
                         "Это я!"  Но я молчу.

Поэт молчит?          Нет.  Говорит его поэзия.

-  Чему научил вас сегодняшний урок? Выскажите свое мнение.

Выставление оценок.


Д.з:  

       - найдите философские эквиваленты трем основным понятиям ( Красота, Любовь, Песня)

       в лирике А. А. Фета. Обратитесь к стихотворениям:

       « Как беден наш язык», » Еще майская ночь», «Осень» - группа;

       -  письменная работа: «Особенности мироощущения А.А. Фета в его лирике» или

       «Цветовые гаммы, иллюстрирующие лирику А. Фета» - тема по выбору ( для класса )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие лирики Фета в раскрытии красоты весенней природы

Эта небольшая работа адресована прежде всего молодым учителям, так как содержит систематизированный материал по анализу стихотворений Фета. Может быть использована при подготовке учащихся к олимпиадам...

Своеобразие художественного образа Родины в лирике В.И.Малаховой

Обращение к гражданско-патриотической лирике всегда является  актуальным. Но особенно значимым оно становится в главные, поворотные моменты истории. Наш край празднует 75-летний юбилей. Это...

«Люблю мечты моей сознанье…» (своеобразие художественного мира поэзии М. Ю. Лермонтова)

Предлагаемый учебно-методический проект  изучает вопрос курса  русской  литературы  первой  половины  XIX века  и организует межпредметные связи с философией,  ...

Своеобразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века. (кафе «Бродячая собака»)

Конспект учебного занятия по литературе, 11 классТема:«Своеобразие поэзии серебряного века.Новые модернистские течения». Подготовила: Живова М.С.учитель русского языка илитератур...

Своеобразие лирики А.А.Фета

Опорный конспект-план поможет организовать самостоятельное изучение  темы учеником. Практическое задание закрепляет навык литературоведческого анализа и позволит ученику провести самооценку его в...