Своеобразие лирики А.А.Фета
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
Опорный конспект-план поможет организовать самостоятельное изучение темы учеником. Практическое задание закрепляет навык литературоведческого анализа и позволит ученику провести самооценку его выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoeobrazie_liriki_a.a._feta.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Своеобразие лирики А. Фета (1820 г. - 1892 г.)
«Россия может гордиться своими лирическими поэтами.
Из ныне живущих первое место принадлежит Фету…» В.Соловьев
Мы знаем, что жизнь поэта была полна драматизма и противоречий, а его дивная поэзия очень далека от реалий жизни. Он был сыном богатого помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, который женился за границей на лютеранке Каролине Шарлотте Фёт, но без православного обряда. Брак, законный в Германии, в России был признан незаконным, и 14-летний дворянин Афанасий Афанасьевич Шеншин стал разночинцем Афанасием Фетом. Это был страшный удар по самолюбию подростка. Он долго не мог смириться с потерей дворянского сословия. Этот факт, на первый взгляд, не такой уж страшный для молодого человека, оказался сопутствующим в формировании характера, отягченного комплексом неполноценности. Богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени" - безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь. Долгие годы поэт добивался получения дворянства. Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу. 13 лет службы и бедной жизни не привели его к успеху. Тем временем росла его поэтическая слава. Чувствуя в себе практическую жилку, поэт решил посвятить себя сельскому хозяйству и получил от народнической печати кличку «крепостника». Под конец жизни состояние Афанасия Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством. В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия отца со всеми связанными с нею правами. Он получает дворянство и становится дворянином Шеншиным. И.С.Тургенев не без иронии говорит ему: «Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию».
А.Фет – поэт лирический и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. Тогда российские критики рассматривали любое произведение с точки зрения его полезности для общественности. Вспомним высказывание гражданина в стихотворении Некрасова, которое он гневно бросает в лицо лирическому поэту:
С твоим талантом стыдно спать!
Еще стыдней в годину горя
Красу небес, долин и моря
И ласку милой воспевать!
То есть, к середине 19 века в русской поэзии отчетливо обозначаются и развиваются два направления: демократическое и «чистое искусство». Основным поэтом второго направления и был Фет.
Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи по большей части не имеют сюжета. Фету были чужды душевные бури и тревоги: Язык душевной непогоды Был непонятен для меня.
Свою поэзию он ограничил тремя темами: любовь, природа, искусство.
И все – таки его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная. А от стихотворения Фета всей свежестью и новизной, оно ни на что не похоже. Но какова картина! Так и представляется влюбленный мужчина, спешащий ранним утром поскорее увидеть свою возлюбленную и рассказать ей, что
… лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жажды.
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова …
Фет придавал большое значение концовке, считал, что в ней должна сосредоточиться вся сила стихотворения. И он завершает свое стихотворение словами: … не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет.
Эта концовка прекрасно завершает лирический сюжет: Любовь и радость разрешаются песней, а песня – это высшая точка радости.
Какой чистой, искренней, нежной любовью к возлюбленной овеяно стихотворение «На заре ты ее не буди!»
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит
Но самое знаменитое его стихотворение – «Шепот, робкое дыханье …»
Это раннее стихотворение Фета, оно самое необычное и нетрадиционно. Оно вызвало литературный скандал.
Именно это стихотворение стало «самым фетовским!» Нет ни одного_____________________, только предметы и явления, которые следуют одно за другим. Но ведь мы отчетливо представляем все, о чес хотел сказать поэт: наступил вечер, серебряная луна осветила землю и отразилась в ручье, слышатся трели соловья. Она пришла на свидание. Влюбленные говорят шепотом.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря! …
Любовь и природа – любимые темы А.Фета. Неброская красота русской природы отражена в его поэзии своеобразно. Фет замечает все оттенки природы, все ее звуки. Для него природа – источник радости, оптимизма, неожиданных открытий. Фет создает целые циклы стихов: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Вечера и ночи», «Море». Лирический герой Фета, растворяясь в природе, обретает возможность видеть прекрасную душу природы. А чувство единства с природой – это счастье:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Природа помогает решать тайны человеческого бытия. У Фета природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник:
-Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима, жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть ее прекрасную душу. Да, это счастье – чувство единства с природой:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет-
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Цветение сердца – символ духовного соединения с природой.
Для поэзии Фета характерно чувство восхищения, восторженности природой:
Как нежно содрогнулась грудь
Над этой тенью золотой!
Как к этим призракам прильнуть
Хочу мгновенною душой!
Природа Фета одухотворена, у него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:
В небесах летают тучи,
На листах сверкают слезы,
До росы шибки грустили,
А теперь смеются розы.
Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами:
Смотри, красавица, - на матовом фарфоре
Румяный русский плод и южный виноград.
Как ярко яблоко на лиственном узоре!
Как влагой ягоды на солнышке горят!
Но мы не можем не отметить, что Фет природу идеализирует, потому что он романтик. У него природа живет своей собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек может быть к этой жизни причастен. В более поздних стихах Фет все дальше уходит в природу, все больше у него параллелей с человеческой жизнью:
Солнца уж нет, нет и дня неустанных стремлений. Только закат будет долго чуть зримо гореть;
О, если бы небо судило без тяжких томлений. Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть! ...
Фет – поэт «чистого искусства», он находился в непримиримой борьбе с революционерами, которые подвергали сомнению его стихотворения, его творчество. Но мы знаем, что любого поэта может проверить «на прочность» только время. И мы с уверенностью говорим, что его поэзия достойна жить и восхищать читателя, она достойна, чтобы ее любили, так как воистину выдержала испытание временем.
Поэзия 1860 – 1880гг | |
Школа “чистой поэзии” | Школа демократической поэзии |
Поэзия сердца | Поэзия мысли |
Фет | Некрасов |
- развивали романтическую традицию - эстетизация действительность - созерцательность - вечные темы и проблемы, антизм - литературный язык, приподнятая лексика - внимание к философским проблемам бытия - интерес к вопросам художественной формы - теория чистого искусства | - развивали реалистическую традицию -действительность в противоречиях и контрастах -активная жизненная позиция - социальная тематика, проблематика - элементы разговорного языка, сниженная лексика - возвращение декабристкой лексики - гражданственность -народность - приоритет содержания над формой |
Раскройте особенности поэзии А.Фета по вопросам к стихотворению:
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
- Какова тема стихотворения?
- Какова композиция текста?
- В чём необыкновенность формы стихотворения?
- Какова роль называемых предметов?
- О какой заре восклицает в последней строке поэт?
- Назовите средства выразительности (метафору, эпитеты)
Проверь успешность освоения темы!
№ вопроса | Правильный ответ демонстрирует | Шкала оценивания в баллах |
Вопрос 1. | Понимание текста | 20 |
Вопрос 2. | Знание структуры текста | 15 |
Вопрос 3. | Знание приема организации текста | 15 |
Вопрос 4. | Понимание авторского вИдения | 15 |
Вопрос 5. | Понимание авторского замысла, идеи | 20 |
Вопрос 6. | Знание средств выразительности | 15 |
Перевод баллов в отметку: 50 и менее – нужно еще поработать/ получить консультацию, от 50 до 70 – удовлетворительно, до 85 – хорошо, более 85 до 100 – отлично!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Своеобразие лирики Фета в раскрытии красоты весенней природы
Эта небольшая работа адресована прежде всего молодым учителям, так как содержит систематизированный материал по анализу стихотворений Фета. Может быть использована при подготовке учащихся к олимпиадам...
Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)
Урок «Целый мир от красоты…» проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной ...
Урок-мастерская "Художественный мир лирики А.А.Фета"
Цели урока: пробудить интерес к лирике А.Фета,дать возможность "открыть себя" в работе со словом,испытать радость самовыражения в слове. Оборудование: портрет Фета, реподукции русских художников-пейза...
Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...
Военная тематика в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом…», «Лежат они, глухие и немые…». Художественное своеобразие лирики А.Т. Твардовского о войне.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.
Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова....
Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."
Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....