Своеобразие художественного образа Родины в лирике В.И.Малаховой
статья (9 класс) по теме

Корбанова Оксана Васильевна

 

Обращение к гражданско-патриотической лирике всегда является  актуальным. Но особенно значимым оно становится в главные, поворотные моменты истории. Наш край празднует 75-летний юбилей. Это не просто торжественная дата, это время подведения итогов и постановки новых задач. Прикасаясь к лирике, посвященной Алтаю, мы ощущаем свою сопричастность к этому событию и всему, что с ним связано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_rodiny_issledov.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родинская средняя общеобразовательная школа

Шипуновского района Алтайского края

658382, Школьная 11. с.Родино, Шипуновскийй район, Алтайский край

Российская Федерация. Тел (385-50) 25-4-75

Своеобразие художественного образа Родины в лирике В.И.Малаховой

                                                    Выполнила: Корбанова Вика,

                                                 1997г.р., учащаяся 10 класса

                                          МБОУ Родинская СОШ

                                                                домашний адрес: ул. Молодежная, 14

                                                           Руководитель: Корбанова Оксана

                                                               Васильевна, учитель русского языка

                                                                   и литературы  МБОУ Родинская СОШ

с. Родино 2012г

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Алтай в судьбе В.И.Малаховой………………………………..…6

Глава 2. Своеобразие художественного образа Родины

 в лирике В.И.Малаховой……………………………………………………9

2.1 Языковые средства создания образа Родины

в произведениях шипуновской поэтессы……………………………………9

2.2 Анализ стихотворения «Очень я заскучаю по родимому краю»…...18

Заключение …………………………………………………………………..26

Список литературы………………………………………………………..…28

Приложение………………………………………………………………..…29

   Введение

        Неудержимо меняется современное общество, ускоряется ритм. Чаще всего, человек, вступающий в жизнь, ставит перед собой глобальные цели, стремится узнать весь мир. Как не растерять в суете будничных дней, в бесконечной гонке за призрачным счастьем ощущение полноты и красоты жизни? Как не подменить истинные ценности мнимыми? Ответы на эти и другие вопросы мы находим в произведениях современных авторов.

       Особенно ценным для нас является творчество поэтов – земляков, т.к. именно их произведения, рассказывающие о родном крае, воспевающие красоту родной земли, помогают понять нам, что не обязательно ехать за счастьем тысячи километров, оно может быть  где-то рядом, стоит только внимательнее присмотреться.

   В своей работе мы обратились к творчеству шипуновской поэтессы Валентины Ивановны Малаховой, чье поэтическое слово способно проникнуть в самые сокровенные уголки души каждого человека, любящего наш район, край, наше настоящее и наше будущее.   Творчество Валентины Ивановны исключительно богато по жанровому и тематическому содержанию, но так или иначе все произведения поэтессы связаны с темой Родины.

   Обращение к гражданско-патриотической лирике всегда является  актуальным. Но особенно значимым оно становится в главные, поворотные моменты истории. Наш край празднует 75-летний юбилей. Это не просто торжественная дата, это время подведения итогов и постановки новых задач. Прикасаясь к лирике, посвященной Алтаю, мы ощущаем свою сопричастность к этому событию и всему, что с ним связано.

   Цель работы: показать своеобразие художественного образа Родины в творчестве В.И.Малаховой.

   Задачи:

- провести подбор стихотворений поэтессы на тему Родины;

- провести анализ стихотворений;

- обобщить результаты анализа и сделать выводы по теме работы.

   Объектом исследования являются произведения В.И.Малаховой, вошедшие в сборники «Свободная душа, или о смысле бытия», «Земля – наш дом», «Это в сердце моем», «Шипуново, Шипуново! Я душой навеки здесь», а также неопубликованные рукописные стихотворения автора.

   Предмет исследования: языковые средства создания образа Родины в лирике В.И.Малаховой.

   В работе использованы следующие методы: сравнительно – сопоставительный, аналитический, описательный и метод интервьюирования.

   Хронологические рамки работы ограничены изучением произведений, созданных автором в период 1998 – 2012 гг.

   Изученность темы ограничена несколькими материалами:

- небольшим вступлением к сборнику стихотворений В.И.Малаховой «Это в сердце моем», выпущенному в 2000г редакцией газеты «Степная новь». Вступление написано С.А.Боженко и содержит краткую характеристику пейзажной лирики поэтессы.

-  в отдельных статьях «Степной нови» за последние несколько лет печатались обзорные материалы о жизни и творчестве шипуновской поэтессы.

- в 2010г нами проведена исследовательская работа, посвященная художественному миру поэзии В.А.Малаховой.

   Новизна работы заключается в малой степени изученности творчества поэтессы.

   Практическая значимость работы связана с возможностью использования материалов исследования при изучении литературы Алтая, при обучении анализу поэтического текста, а также в работе литературного объединения «Созвучие».

   Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

    Во введении приводится научное обоснование данной работы. Первая глава посвящена страницам биографии В.И.Малаховой, связанным с жизнью поэтессы на Алтае.  Вторая глава содержит основную часть исследования, состоящую из двух пунктов: языковые средства создания образа Родины в произведениях В.И.Малаховой и подробный анализ стихотворения «Очень я заскучаю по родимому краю». В заключении приводятся основные выводы исследования.

   Гипотеза: художественный образ Родины в лирике В.И.Малаховой имеет своеобразное воплощение.

Глава 1. Алтай в судьбе В.И.Малаховой.

   «Судьба поделила мою жизнь на две половинки. Первая из них – война, послевоенное детство, отрочество – прошли на Урале. Вторая – юность, трудная, но интересная молодость, становление себя и семьи, вся трудовая деятельность и моя вторая Родина – Алтай», - так начинает рассказ о себе В.И.Малахова в книге «Живая история Шипуновского района», изданной в 2009 году.

   Когда ее спрашивают: «Как вы попали на Алтай?»  Она в шутку отвечает: «На лыжах». Действительно, в феврале 1959г Валентина Ивановна в составе сборной Челябинской области участвовала в первенстве Союза по лыжным гонкам в г. Перми.          

   Тогда  их сборная заняла 1 место среди девушек, а среди юношей первыми были парни из Алтайского края. Судьбу юной Вали решил алтайский тренер, переманив всю команду  челябинских девушек на Алтай. Так началась  алтайская эпопея в жизни Валентины Ивановны Малаховой.

   Село Хлопуново, в которое приехала девушка, явилось ей в форме птицы в полете, раскинувшей крылья – улицы вдоль берега реки Алей на протяжении почти семи километров и вытянувшей тело вдоль речки Ключевки до самого железнодорожного моста. Тогда Валентина Ивановна назвала его для себя «Журавушкой».

   Поселилась будущая поэтесса в маленьком глиняном домике, где проживали еще пять человек. Ночевать приходилось в кладовке на ящике с зерном. Вскоре на смену мазанкам в селе начали строить просторные литые избы. На стройку собиралось человек сто – сто пятьдесят, и начиналась работа. Мужчины покрепче размешивали в ямах глину и подавали ее в ведрах на место будущих стен. Кто-то подавал солому, кто-то подвозил воду на лошадях с речки. Большинство людей накладывали солому между досками опалубки, заливали ее жидкой глиной и плотно трамбовали ногами. И вот однажды во время стройки Валентина Ивановна случайно опрокинула ведро с «болтушкой» на местного парня. Они оба смутились, но конфуз перевели в шутку. Этот парень, Малахов Петр Федорович, через месяц стал ее мужем. Молодая семья жила в доме родителей. Петр Федорович  работал преподавателем в Хлопуновском училище механизации сельского хозяйства № 31. Валентина Ивановна трудилась библиотекарем в средней школе. Приходилось нелегко: заочное обучение, двое детей на руках. Но мудрые коллеги помогали советом и добрым словом.

   Из тех лет Валентине Ивановне особенно помнится дружба и сплоченность молодежи. Работали в разных местах, но когда проходили субботники, это была единая семья. Какой был трудовой задор! С шутками – прибаутками выполнялось много работ: вывозка навоза на поля, прополка свеклы, ремонт животноводческих дворов. А вечером собирались в старом деревянном клубе, смотрели кинофильмы, потом при свете керосиновых ламп танцевали под баян.

   Из деревни часто приходилось ездить в райцентр. Первые впечатления от станции были не очень приятными. Сойдя с перрона, люди утопали в грязи на привокзальной площади. Далее через дорогу стояло невзрачное деревянное, похожее на барак, здание, где располагался райисполком. На противоположной стороне от вокзала стояло старенькое здание со скрипучей лестницей - Дом колхозника. В таком же ветхом деревянном здании располагалась районная больница. Лучшими домами являлись здание РК КПСС (ныне магазин «Левушка») и почтовские дома.

   Жизнь Валентины Ивановны в Шипуново в основном связана с Сельхозтехникой, которой она отдала около 20 лет жизни. В то время это было крупнейшее предприятие в Шипуново, с численностью работающих более пятисот человек. Руководил предприятием уважаемый в коллективе и районе человек Хоменко Анатолий Иванович. Он был человеком требовательным к себе и строго спрашивал с подчиненных. Никогда не повышал голос, но всегда находил веские слова для убеждения.

   Помнится Валентине Ивановне и жилой поселок Сельхозтехники в те годы, который выделялся в Шипуново своей чистотой и ухоженностью. Усадьба каждого жилого дома утопала в цветах. Летнее утро жителей поселка начиналось с того, что хозяин дома выходил с водой и веником и мыл участок асфальтированной дороги, прилегающей к его усадьбе. Первым выходил сам управляющий. Все это поддерживалось до 1980 года. С этого момента СХТ стала по воле свыше распадаться на части. Постепенно одно из лучших предприятий пришло в упадок.

   «Теперь, когда я смотрю на прожитое время с высоты своих лет, я могу сказать, что время то было золотое. О нем нужно рассказывать людям, рожденным в девяностые годы. Тогда молодые люди, уезжая учиться в институты, были уверены, что они востребованы на предприятиях, их знания и молодые здоровые руки ждут в колхозах и совхозах.

   За пятьдесят лет, прожитых на шипуновской земле, я полюбила Шипуново и давно считаю его своей Родиной. Здесь, окончив школу, живут и работают мои сыновья, в институтах учатся мои внуки, и я надеюсь, что они вернутся к своим истокам».

Глава 2. Своеобразие художественного образа Родины в лирике В.И.Малаховой

2.1 Языковые средства создания образа Родины в произведениях шипуновской поэтессы.

   Образ Родины является главным в стихотворениях «Откровение», «Не в Шипуново я родилась»,  «Точка малая», «Не нужно мне чужого берега» и других, входящих в цикл «Родина».

    Языковые особенности создания этого образа обусловлены особенностями понятия, лежащего в основе лексического значения слова родина. Это очень сложное, многогранное понятие, которое объединяет в себе элементы конкретного и обобщенно-отвлеченного. В толковом словаре русского языка С.Ожегова смотрим значение слова родина: 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н: Москва - его р. Индия - р. шахмат. * Вторая родина- место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.

   Следовательно, обобщенный образ Родины складывается из образов малой родины, края, страны, которые в свою очередь немыслимы без образов людей, природы и жизни в целом.

   Средствами создания художественного образа являются ключевые слова, формирующие предметный мир произведения, а также экспрессивные средства языка, свойственные художественной манере автора.

   Попытаемся на основе анализа стихотворений выявить своеобразие художественного образа Родины в лирике В.И.Малаховой.

   У Валентины Ивановны две малых родины – Урал и Алтай. Оба эти края одинаково любимы и дороги поэтессе, что нашло свое отражение  в ее творчестве:

И седой Урал я породнила

С ласковым Алтаем голубым.

   Ключевыми словами при создании образа малой «уральской» родины поэтессы являются имена собственные – Южный Урал, Карачушка («Моя деревня», 2002г), которые «обрастают» целым рядом имен нарицательных, отражающих отношение автора к своей родине и потом использующиеся ею в дальнейшем  для описания родных мест. Своеобразное семантическое поле «отчий дом» содержит слова двух полюсов. С одной стороны,  – описательная лексика, реально показывающая неброскую природу родного края, небогатое родное жилище, близких и родных: тихая речушка, старый дом, полусгнивший журавель и пр. С другой стороны, - экспрессивная лексика: она (деревня) нарядною купчихой смотрелась прадедам во след; родной порог, веселья кураж; улочки уютные; платок тополей.

   Щемящее чувство любви к далекому, родному уголку заставляет поэтессу соединять эти два «полюса» в пределах одного предложения, четверостишия, что дает возможность читателю понять автора: отчий дом останется в ее сердце навсегда:

Только мной ничего не забыто.

Память детства и ленточный бор

Возвращают дорогой избитой

На родной деревенский простор.

                                           Жизнь моя. 1992г

   Здесь отражено еще одно ключевое семантическое поле – «дорога», употребляемое автором как в прямом (ленточный бор), так и в переносном (память детства) значении. Образ дороги в разных вариациях проходит через все творчество В.И.Малаховой.  В отличие от него, образ дома исчезает из произведений, посвященных «алтайской» малой родине, точнее, он  трансформируется в образы простора, края, села, связанные с именами собственными – Алтай, Шипуново, Катунь, Сростки, Клипечиха.

Как хороши твои просторы:

Озера, степи и поля,

И изумруд лесов, и горы,

Алтай – сибирская земля.

                                                                    Алтай. Сибирская земля. 2002г

И богатый и вольный

Край родимой земли,

Где знакомы до боли

Все тропинки твои.

Это наши просторы,

Золотые хлеба.

Шипуновские зори –

Это наша судьба.

                                                            Не нужно мне чужого берега. 2003г

   Нетрудно заметить, что ключевым словам – образам сопутствуют устойчивые (повторяющиеся во всех произведениях цикла) образы, конкретизирующие их значение: поля, речка, травы, родники, березы и т.д.

   Интересно, что от образа малой родины автор всегда переходит к образу России:

Алтай трудом прославлен доблестным.

Россия видится за ним.

Или:

Я люблю свою малую родину

И тебя, величавая Русь.

   Либо наоборот, сначала явлен образ России, от которого автор переходит к образу села или края:

Мать – Россия моя, зорька алая,

Неоглядная ты сторона,

Есть в просторах твоих точка малая –

Шипуново зовется она.

                                                    Точка малая.

   Безграничная любовь к Родине выражается через образ России – Матери, России – награды с «широкими горизонтами степей», «травами росными», «полями поспевающей ржи».   А Шипуново для героини стихотворения не просто точка на карте, это уголок души, согретый сердечным теплом и любовью.

   Своеобразным гимном Алтаю звучит стихотворение «Не нужно мне чужого берега» (2003г), в котором предстает обобщенный образ Родины: «село родное с Клипечихою, березы, ивы, тополя», «золотые хлеба», «мой край, суровый и приветливый, твои поселки, города и отчие места заветные волнуют сердце мне всегда».

   Любовь героини стихотворения «Откровение» к России безоговорочна:

Я тобой, как наградой, горжусь,

Без тебя мне и дня не прожить.

Откровенье мое ты и грусть,

И моя золоченая нить.

   Слова Россия и Русь, которые являются в художественной речи поэтическими синонимами слова Родина, создают особый угол восприятия: современность воспринимается как продолжение истории, за конкретными событиями и картинами встает обобщенный образ Родины.

   Образы большой и малой Родины объединяются в пределах одного стихотворения общими для них образами людей (земледельцы, земляки, семья единая, дети, сыновья, внуки), труда и его результата – хлеба (каравай, венец труда, отборная пшеница).

   Взаимодействуя, эти образы формируют главные мотивы всего цикла – мотив единения людей, мотив созидательного труда, мотив гордости за свою Родину и любви к ней:

Благословенный край России,

Ты житница родной страны.

Делами славными красивы

Первопроходцы целины.

                                                          Алтай. Сибирская земля. 2002г

   Большинство слов в текстах стихотворений относится к стилистически нейтральной лексике, преобладают конкретные существительные, многие из них связаны по своему значению с жизнью и бытом крестьян. Но используемая В.И.Малаховой бытовая лексика зачастую овеяна историческими ассоциациями (делами славными, благословенный край, назиданье молодым, в деле ратном, годы грозные) или несет тему времени и сменяющихся поколений (первопроходцы целины, дети, сыновья, внуки), что придает этим словам в тексте стихотворения стилистическую двойственность: они одновременно поддерживают и конкретный, и обобщенный,  высокий план. Встречаются также слова с народнопоэтической и традиционно-поэтической стилистической окраской (травы росные, край родимый, отчие места, хлебосольно распахнуло, ну до чего же хороша,

 величавая Русь). Вся эта лексика вместе с книжным синтаксисом формирует повышенную стилистическую доминанту.

   Природа в поэзии В.И.Малаховой выступает наиболее близким и емким предметом выражения личностного отношения к Родине, гражданского чувства. Поэтесса рассматривает природу как явление, таящее в себе огромные потенциальные силы, она всегда одухотворена. Истоки такого видения – в классической поэзии, в национальном сознании, в христианской вере, восходящей к языческим представлениям, мироощущению и обрядам.

   Единство человека и природы лежит в основе жизни и творчества В.И.Малаховой:

«С красотой бы этой слиться и ее частичкой быть».

                                                                             Над Катунью.

   Живой дух народной поэзии слышится в идейном содержании, стиле, жанре, образах стихотворений «Сон рябины», «В степи», «Летний дождь» и других произведениях.

   Ощущение неотделимости от матери-земли и природы унаследовано поэтессой от русской классики. «Человек связан с природой тысячью нерасторжимых нитей», - говорил И.С.Тургенев. Давно отмечено, что родина, народ, природа, добро (доб-ро, добрый род) – родственные слова, обозначающие единый организм.

   Стихи В.И.Малаховой, связанные с темой природы, - всегда разговор, в котором природа участвует «поступком» и часто обретает человеческий голос. У каждого персонажа свой характер, свое лицо, судьба и тайна. В мире природы у поэтессы есть свои постоянные собеседники – береза, рябина, речка. В разговоре с природой находят место и просьба («я прошу тебя, ясная зоренька, ярче осень мою расцвети»), и радость встречи («я шла, в траве купая ноги, и солнечный смеялся диск»), и желание догадаться, о чем разговор в природе («береза желто-золотая, о чем ты с ветром говоришь?»), общие тайны и воспоминания («плач кукушки где-то слышен, и тревожит душу он») – словом, все те оттенки, которые присутствуют в наших отношениях с близкими.

   Ключевыми образами для всей лирики В.И.Малаховой являются образы березы и речки, которые представлены не только традиционно, но и имеют свои особенности.

   Береза – постоянный спутник человека, она становится свидетелем всего, что с ним происходит:

Три березы стоят у дороги

И как прежде листвой шелестят.

Я от них, от родного порога

Уходила, по дому грустя.

                                                                           Забытая деревня.

   Часто в образе березы отражается человек:

Молодую, стройную березку,

Украшение родных лесов,

Ветер на дорожном перекрестке

Надломил, как в поле колосок.

   В этом стихотворении березкой названа  тяжело больная девочка, а ветром – ее страшный недуг.

   Образ речки, ручейка встречается почти в каждом стихотворении В.И.Малаховой. Это многозначный образ. В пейзажной лирике это частичка природы: «солнце съело снег на косогорах, зажурчал, проснулся ручеек». В гражданской лирике речка – это подруга, которая может дать хороший совет:

Встречая, речка говорливая

Сказала тихо лишь о том,

Что будет жизнь тогда счастливая,

Когда наполнится трудом.

   В философской лирике образ речки отражает быстротечность времени: «речка время водой прокатила», «жизнь водицей текла по песочку».

   Являясь сквозными, образы березы, речки, дороги, дома и др., придают лирике поэтессы необыкновенную цельность и содержательность.

   Итак, сложный и многогранный образ Родины в стихотворениях В.И.Малаховой создается на основе ключевых слов-образов, определенных словесных рядов, включающих традиционно-поэтическую лексику, и характеризуется единством и взаимодействием конкретного и абстрактного.  

   Но эти словесные ряды, образуя ключевой образ, формируют в основном содержательный план стихотворений. Идейная направленность и миропонимание, присущее автору стихотворений, выражаются на уровне экспрессивных средств языка.

  Ниже приведен анализ одного стихотворения В.И.Малаховой, в котором, на наш взгляд, наиболее ярко проявилось  художественное мастерство автора при создании образа Родины.

 

2.2 Анализ стихотворения «Очень я заскучаю по родимому краю…»

   Стихотворение написано в канун 75 – летнего юбилея Алтайского края, 20 августа 2012года. Как рассказывает Валентина Ивановна, в ее голове давно «кружилась» строчка «очень я заскучаю по родимому краю…», не давая покоя мыслям, пока наконец  не вылилась в замечательное стихотворение.

  Великие поэты всех стран и национальностей посвящали стихи своей Родине. На каком бы языке и в какие времена ни были написаны эти стихи, их всегда объединяет одно – чувство безграничной любви к  своей Отчизне.

   Первые строки стихотворения В.И.Малаховой  «очень я заскучаю по родимому краю, если вдруг доведется из него уезжать», так созвучны одной из строф стихотворения Расула Гамзатова «О Родине»:

Когда далеко от родимого края

Судьба иль дорога тебя увела,

И радость печальна - теперь понимаю,-

И песня горька,

И любовь не светла,

о Родина...

   Несмотря на схожесть мотива, тема Родины в произведении В.И.Малаховой получила уникальное воплощение.

 Стихотворение открывается признанием героини в искренней любви и привязанности к «родимому краю», который вмещает в себя все самое дорогое: близких людей, природу, поля и пашни, родное село Шипуново.

   Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть занимает четыре строфы из пяти и представляет собой монолог – посвящение селу. Уже сама форма обращения к «стороне дорогой» предполагает глубокую интимность, исповедальность повествования. Героиню стихотворения переполняют чувства, которые выливаются в сокровенные слова благодарности родной земле и людям за все, что они дали героине в жизни.

   С первых строк возникают два главных образа, объединяющих формальный и содержательный планы произведения: образ героини стихотворения и образ родного края. Особенностью воплощения образа края является его одушевленность,  скорее даже одухотворенность, которая строится на эпитетах  «родимому» краю (1.- м. разг. То же, что: отец. 2. - прил. разг. Родной, свой. Употребляется как ласковое обращение к человеку, соответствуя по значению сл.: родной, милый, любимый) и  слов «сокровенных» (знач.: глубоко искренний, сердечный, задушевный, тайно хранимый).

   Таким образом, героиня стихотворения не разбрасывается банальными высокими словами о любви к своему краю, а обращается к нему как к  родному, милому сердцу существу. Чувство героини к Родине очень глубокое и очень личное. На такое чувство способен лишь человек, умеющий   ценить и принимать в жизни все: и горе и радости.

Жизнь героини стихотворения не была простой и легкой:

Здесь района столица и знакомые лица.

Вместе с ними и в холод и вместе в теплынь.

Все родное до боли. Столько съедено соли,

Что не горькою кажется даже полынь.

   Всего несколько лаконичных строк,  но сколько в них глубокого смысла. Героиня стихотворения уверена, что только вместе, сообща, подчиняясь общему стремлению к созиданию, преодолевая тяготы и лишения, можно чего-то добиться в жизни. Тогда плоды труда во имя добра радуют душу, «согревают сердце горячей волной».    Не зря в народе говорят: «Где больно - там рука, где мило – там глаза».

   В этой строфе, как и во всем стихотворении,  смысл сказанного всегда шире и проясняется в контексте жизненного и творческого опыта автора. В обычном понимании фразеологизм «съесть пуд соли» означает очень хорошо друг друга узнать. Но в контексте строфы он приобретает значение «многое вместе испытать, пережить», причем пережить больше горя, чем радости. Но героиня стихотворения не сетует на жизнь, а принимает ее с благодарностью.

   По мнению героини стихотворения, становление человека происходит вместе с ростом, развитием села:

Было нам незаметно, как порою рассветной

Поднимались, село мое, вместе с тобой.

   Здесь возникает еще один ключевой образ, характерный для всего творчества В.И.Малаховой, - образ человека труда, крестьянина. Хотя об этом прямо не сказано, на это указывает контекст стихотворения.

   Большую роль в создании образа Родины играет пространственная организация первой части стихотворения. Героиня дважды попеременно обращается от края к селу.

   При чтении первых двух  строк читателю представляется обширный край:

Очень я заскучаю по родимому краю,

Если вдруг доведется из него уезжать.

 Затем взор и голос героини обращаются к родному селу и людям, в нем живущим:

От поклона земного пред тобой, Шипуново,

И от слов сокровенных себя не сдержать.

    В завершении первой части стихотворения пространство вновь расширяется. Слова «сторона дорогая, травяная, цветная» ассоциируются с необъятными алтайскими степями. Перед читателем возникает живописная картина, наполненная звуками, красками и запахами, хотя их прямых признаков нет, семантика слов «травяная, цветная» воссоздает зримые образы в читательском восприятии.  Полногласие –оро- в словосочетании «сторона дорогая» способствует еще большему расширению пространства.

       Но уже в следующей строке оно вновь не выходит за  пределы села – «мы попутно идем – человек и село».   Однако объемность его сохраняется: образы высокой башни и широких пашен  устремляют его вверх и вширь, а образы «района столицы» и «знакомых лиц» наполняют смыслом.

          Такое варьирование пространства позволяет говорить о неразделимой связи в сознании героини понятий «родимый край», «близкие люди», «родное село», которые формируют единый образ Родины.

   Эта мысль находит подтверждение и на лексическом уровне поэтической ткани стиха. Мы видим в тексте ряд однокоренных слов – родимому (соответствует по значению сл.: милый, любимый, свой) краю – все родное до боли и слова, семантически с ними сопоставимые -  сторона дорогая – сокровенных – согревают сердце. Значение этих слов определяет отношение героини к своей родине. В них слышна и любовь, и боль, и благодарность.

   Первая часть стихотворения завершается мыслью о конечности человеческой жизни, в то время как для села только приходит  пора расцвета:

Только так уж сложилось, я к закату склонилась,

Ты же буйной своей красотой расцвело.

    Эта мысль будет развиваться  во второй части стихотворения, которая  состоит всего из  четырех строк. Но именно в них заключен смысловой центр стихотворения. Ёмкость содержания здесь достигается максимальной метафоричностью речи. Можно сказать, что вся строфа представляет собой одну развернутую метафору человеческой жизни. Привычные для читателя сочетания слов «глубокие воды» и «нить судьбы» обретают новое, неожиданное звучание. «Как в глубокие воды, я смотрю через годы» - это не просто воспоминания о прожитых годах. Преломляясь и отражаясь «в воде», т.е. в сознании героини, годы эти подвергаются анализу - Что сделано? Что еще предстоит сделать? Кто и что я в этой жизни?

   Сочетание «глубокие воды» можно рассматривать и в другом значении. В творчестве В.И. Малаховой образ воды чаще всего возникает через речку, ручеек и ассоциируется с течением жизни (речка время водой прокатила; жизнь водицей текла по песочку; течет река неброская, а с ней моя судьба). При такой интерпретации  вырисовывается характер героини. Если она, образно говоря,  видит «через глубокие воды», значит вода, т.е. жизнь - светлая, прозрачная и  чистая. Следовательно, принадлежит она человеку открытому, прямому и честному. Причем человек этот – сам хозяин своей судьбы: «Я в клубочек свиваю судьбы своей нить». И вновь интересная авторская находка. Внимательный читатель заметит, что «свивают» нить обычно на веретено, а в клубок нить сматывают (наматывают). Но при таком «правильном» словоупотреблении теряется не только благозвучие, но и смысл всей фразы – он становится прямо противоположным. Действительно, героиня свивает нить своей судьбы из череды событий, встреч, впечатлений именно в клубочек, тем самым показывая, что не просто плывет по течению жизни, а сама строит свою судьбу (мы рассматриваем значение слова судьба не от «суд божий» или по славянской мифологии, а от «суть бытия»).

    Выходит, что клубочек – знак цельности внутреннего мира героини, стремления к равновесию.

   Но не все так просто, итогом размышлений героини становится мысль о неравнозначности человеческой жизни и истории:

Роем кружатся думы, но не сходятся суммы.

Без меня проживет село. Мне как прожить?

   Несмотря на свою ценность, человеческая жизнь в масштабе истории всего лишь маленькая частица, одна из многих, приходящих на смену друг другу.

   Эти рассуждения выводят повествование на историко – философский уровень. Открытый финал стихотворения заставляет читателя задуматься о собственной жизни, своем следе в истории села, края или даже страны.

   Как уже говорилось выше, стихотворение имеет двухчастную композицию. В первой части представлен художественный образ Родины, элегически воспетый героиней стихотворения. Во второй части на первый план выходит внутренний мир самой героини.

   Несмотря на формальные и содержательные отличия, обе части объединяются общей темой любви к Родине. Лейтмотивом стихотворения является мотив пути, реализуемый во времени через разные образы. В первой строфе образ возможной дороги, уводящей героиню из родных мест, становится основой лирического сюжета. При этом время является условным – «если вдруг доведется из него уезжать». 

   Развивая тему стихотворения, во 2 – 4 строфах возникает обобщенный образ совместного пути человека и села. Здесь категория времени представлена всеми формами. Чередование глаголов настоящего и прошедшего времени  указывает на связь времен в сознании героини. Свое прошлое и настоящее она связывает с жизнью села, края. Свое будущее она не мыслит без родины.

   Вторая часть произведения построена на философском осмыслении пути человеческой жизни, неравнозначности ее жизни села. Риторический вопрос «Мне как прожить?»  переводит время в философскую категорию.

   Таким образом, можно говорить о временной организации стихотворения как об одном из средств создания обобщенного образа Родины.

   Вообще, стихотворению присущи яркие, зримые образы. Эта выразительность достигается широким использованием эпитетов – «по родимому краю», «слов сокровенных», «буйной красотой», синекдохи  - «мы попутно идем – человек и село», гиперболы – «все родное до боли»,  метафор – «согревают мне сердце горячей волной», «я к закату склонилась» и др. Использование обыденной, разговорной речи, употребление оборотов, основанных на фразеологизмах, приближают стихотворение к фольклорной традиции:

Вместе с ними и в холод и вместе в теплынь.

Все родное до боли. Столько съедено соли,

Что не горькою кажется даже полынь.

   Из синтаксических средств выразительности речи автор использует обратный порядок слов, ряды однородных членов – «сторона дорогая, травяная, цветная», обращения – «пред тобой, Шипуново», «поднимались, село мое, вместе с тобой», противопоставления – «только так уж сложилось, я к закату склонилась, ты же буйной своей красотой расцвело».

   Несмотря на широкое применение тропов и фигур речи, язык произведения отличается простотой и обыденностью.

   Большую роль играет интонационный уровень стихотворения. Произведение написано пятистопным хореем (облегченным пиррихием), свойственным песенной лирике. Необычайную музыкальность стихотворению придает особая рифмовка и ассонанс. В каждой нечетной строке присутствует внутренняя открытая женская рифма – «очень я заскучАЮ по родимому крАЮ»; «все родное до боЛИ. Столько съедено соЛИ» и т.д. Она не только выделяет семантически важные слова, но и создает своеобразную напевность. Возможно, очень скоро мы услышим задушевный романс на эти замечательные стихи.

   Подводя итог, можно сказать, что стихотворение В.И.Малаховой – результат собственных наблюдений, переживаний, воплощенных в настроении лирической героини. Сила поэта в том, что интимный уголок своего внутреннего мира она смогла выразить в  словах неброских, пронизанных трепетом души и потому покоряющих читательское сердце.

Заключение

  Обобщая выше сказанное, приходим к выводу, что авторское видение Родины проходит путь от отчего дома до судьбы России.  Судьба Отчизны, ее прошлое, настоящее и будущее – вот что прежде всего глубоко волнует шипуновскую поэтессу, определяет неустанный художественный поиск и гражданскую позицию, вот что является главной темой ее творчества.

   На основе анализа стихотворений мы пришли к выводу, что средствами создания художественного образа Родины в лирике В.И.Малаховой являются ключевые слова, формирующие предметный мир произведения, а также экспрессивные средства языка, свойственные художественной манере автора.

   Кроме того, при анализе стихотворения «Очень я заскучаю по родимому краю» было установлено, что пространственная и временная организация стихотворения также является средством создания художественного образа Родины.

   В результате исследования мы пришли к выводу, что выдвинутая во введении гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, художественный образ Родины в лирике В.И.Малаховой получает своеобразное воплощение:

  - во-первых, образ Родины создается через образы большой и малой Родины, природы, людей, труда, хлеба, которые объединяются в пределах одного стихотворения. Взаимодействуя, эти образы формируют главные мотивы всего цикла – мотив единения людей, мотив созидательного труда, мотив гордости за свою Родину и любви к ней.

- во-вторых, образ Родины является одушевленным, что проявляется на лексическом и семантическом уровнях стихотворения.

- в-третьих, создавая художественный образ Родины,  автор гармонично сочетает пейзажную, гражданскую и философскую лирику, используя при этом весь спектр изобразительно-выразительных средств поэтического языка.

   Закончить свою работу мы хотели бы словами Валентины Ивановны:

   «Как большинство людей моего поколения, я всегда гордилась и горжусь тем, что живу в России. Нам с детства прививали любовь и уважение к своей стране и человеческому достоинству».  

   Именно этому нас учат произведения шипуновской поэтессы: любви и уважению к Родине! Заставляют нас думать, чувствовать высокую меру ответственности  за общее дело, за людей, за семью, за малую родину, вызывают  желание действовать, совершенствуя себя и окружающий мир.

Список литературы:

1. Да не прервется наша память: сборник воспоминаний/ Администрация Шипуновского района Алтайского края; МУК «Шипуновская межпоселенческая центральная районная библиотека». – Барнаул: ООО «Полинком», 2009.

2. Литературный энциклопедический словарь (под общей редакцией В.М.   Кожевникова и П.А. Николаева). Москва, "Советская энциклопедия" 1987г.

 3.  Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста, Л. 1972.

 4.  Материалы личной беседы с Малаховой В.И.

 5. Подольский Ю. Лирика // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т.1 С. 407 – 414

 6. Шипуново, Шипуново! Я душой навеки здесь. Сборник стихов шипуновских  поэтов. г. Рубцовск, 2008.

Приложение

***

Очень я заскучаю по родимому краю,

Если вдруг доведется из него уезжать.

От поклона земного пред тобой, Шипуново,

И от слов сокровенных себя не сдержать.

Здесь района столица и знакомые лица.

Вместе с ними и в холод и вместе в теплынь.

Все родное до боли. Столько съедено соли,

Что не горькою кажется даже полынь.

Элеватора башня и широкие пашни

Согревают мне сердце горячей волной.

Было нам незаметно, как порою рассветной

Поднимались, село мое, вместе с тобой.

Сторона дорогая, травяная, цветная,

Мы попутно идем - человек и село.

Только так уж сложилось, я к закату склонилась,

Ты же буйной своей красотой расцвело.

Как в глубокие воды, я смотрю через годы

И в клубочек свиваю судьбы своей нить.

Роем кружатся думы, но не сходятся суммы.

Без меня проживет село. Мне как прожить?                  20.08.2012г

Точка малая

Мать – Россия моя, зорька алая,

Неоглядная ты сторона,

Есть в просторах твоих точка малая –

Шипуново зовется она.

Серебрятся в лугах травы росные,

Горизонты степей широки.

Выручали страну в годы грозные

В деле ратном мои земляки.

А в полях тихим шепотом тайным

Меж собою хлеба говорят,

Что от звездочек маленьких, дальних

И столичные звезды горят.

Породнилась с Москвою чудесною

Плодородная наша земля.

С Шипуновскою звонкою песнею

Познакомились стены Кремля.

Нежный запах душистой смородины

Навевает мне легкую грусть.

Я люблю свою малую родину

И тебя, величавая Русь.

Алтай. Сибирская земля.

Как хороши твои просторы:

Озера, степи и поля,

И изумруд лесов и горы,

Алтай – сибирская земля.

Благословенный край России,

Ты житница родной страны.

Делами славными красивы

Первопроходцы целины.

Здесь неустойчива погода,

То дождь, то зной, то мокрый снег.

Но победителем природы

Выходит смелый человек.

Светлеют земледельцев лица,

Неведом сердцу их покой,

Когда отборная пшеница

Струится золотой рекой.

А песня в праздник многолюдный

Ну до чего же хороша.

В ней раскрывается, как чудо,

Вся хлеборобская душа.

И с юбилеем поздравляя

Орденоносный дважды край,

Венец труда ему вручаем –

Румяный, свежий каравай.

Он испечен семьей единой

И полит потом трудовым.

В нем подвиг, мудрость и седины,

И назиданье молодым.

                                  2002г

Откровение.

Я тобой, как наградой, горжусь.

Без тебя мне и дня не прожить.

Откровенье мое ты и грусть,

И моя золоченая нить.

Соловьиные трели в саду

И поля поспевающей ржи,

Я к тебе в лихолетье приду,

Ты мне только об этом скажи.

Провожая глазами зарю,

В поднебесную синь уходя,

Все земное тебе подарю,

Дорогая Россия моя.

                          2002г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Тема "Образ Родины в лирике 20 века".

Технологическая карта содержит план урока, его цели, прогнозируемые результаты, 6 этапов ведения урока,  методы обучения, формируемые УУД, деятельность учителя и учащихся....

"Россия, Русь! Храни себя, храни!" Образ Родины в лирике Н.Рубцова.

Дана технологическая карта урока с приложениями и отзывом на урок....

Презентация к уроку литературы "Образ Родины в лирике поэтов XX века"

Цель: Воспитание любви к своему Отечеству, Родине. Задачи: - формировать у детей чувство гордости за свою Родину. - способствовать восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине, п...

Урок по теме : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»....