Эссе "Меня согревает казачья шаль"
статья по литературе (5 класс) по теме
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная средняя школа № 6 им. И.Т.Сидоренко
Краснодарский край
г. Усть – Лабинск
ул. Энгельса, 71.
ЭССЕ
«Меня согревает казачья шаль»
Автор работы:
Запара Галина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 6 им. И.Т.Сидоренко
г. Усть- Лабинска
Краснодарского края,
проживающая по адресу:
353330 Краснодарский край
г. Усть- Лабинск,
ул.Пионерская,283
Меня согревает казачья шаль
Работа учителя одновременно и сложная, и творческая, а потому очень интересная. Признаюсь, что порой очень сильно устаю, прихожу домой, но с удовольствием думаю: «А усталость у меня приятная. Ведь сколько событий произошло за этот день! Череда уроков, а вместе с ними масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения с детьми. Каждый раз, когда я вхожу в свой класс, мою душу переполняют эмоции: понимающий взгляд детей с полуслова, обмен новостями, шутки. Встречаясь взглядом с каждым, думаю: «Какое счастье, что у меня есть вы! Красивые, умные, родные... Слава богу, все живы и здоровы, это главное. А все неприятности мы переживём…».
Может в это сложно поверить, но за каждого ребёнка я болею душой, и эта «болезнь» наполняет мою жизнь особым смыслом.
…Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, – маленький горный ручей, каждой каплей стремящийся к океану.Я спросила у ручья, как дойти мне до океана, не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал:
– Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и нелёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову.
Я часто вспоминаю эту притчу... Путь познания – подобен пути ручья. И мое предназначение, как педагога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить достойно встречать преграды и преодолевать их, научить распознавать опасности и уметь себя защитить.
Я живу в интересное и сложное время, когда на многое смотрю по-иному, многое заново открываю или переоцениваю. Едва ли не в первую очередь это относится к моему прошлому, которое, оказывается, я знаю поверхностно. История – это наше прошлое. Но это не только то, что уже ушло и никогда не вернется. История - это фундамент, на котором мы строим настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас живет в России потомков первых казаков, не знающих своего прошлого…
Одна из них я, представлявшая историю как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения. Совсем недавно моя собственная семья перебралась на Кубань, младшая дочь стала ученицей класса казачат. Два года спустя она с гордостью в голосе стала сообщать всем родным и близким, что она казачка, с удовольствием петь гимн Кубани. Поначалу всё это вызывало у меня улыбку. Но вскоре я поняла, что ребёнок близко к сердцу принял ту жизнь, которая сразу охватила её, окутала и согрела яркой казачьей шалью.
Мне самой захотелось узнать о том мире, которым так восхищается моя дочь, которым живут мои ученики. Все познания о казачестве заключались в том, что моя прабабушка была родом из станицы Кореновской, а истоки фамилии мужа уходят корнями в Запорожскую Сечь. Наверное, поэтому на предложение работать в классе казачат, я откликнулась с большим энтузиазмом. Поначалу трудно было понять, какова же может быть моя роль в процессе изучения традиций и обрядов казаков. Что смогу, а что вызовет трудности? Сначала было даже страшновато, боялась, что дети-казачата знают гораздо больше меня. Однако, окунувшись в работу, действительно, с головой, я поняла, что многое смогу дать детям, но ещё больше смогу взять у них, их родителей, коллег-учителей.
С ребятами мы придумали ритуальный девиз, используя который, начинаем и оканчиваем занятия:
-Ты был на Кубани?
-А ты побывай.
-Отличные люди,
Прославленный край!
В течение всей работы и я, и мои ученики всё больше и больше убеждаемся в правоте этих слов. Мы вместе совершали переход казаков с Украины на Кубань, строили турлучные хаты и налаживали быт. Нам повезло, мы проводили Масленицу, показали себя на казачьем стане. Прошло всего полгода, а ребята, встречая меня в коридоре школы, интересуются о дате нашей следующей встречи. За это время мы научились слушать друг друга, понимать, для чего вообще им нужно знакомиться с традициями казачества. Конечно, познания ребят ещё не так велики, но самое важное, что их заинтересовала история жизни казаков, кому-то понравились мои рассказы о детях - казачатах, кто - то был в восторге от сказаний о казаках-воинах, а некоторых тронули истории о жизни казачек. А как интересно было мне слушать рассказы ребят о традициях и обычаях, существующих в их семьях. Меня интересовало буквально всё: история рода и имён членов семьи, семейные праздники и будни, особенности кухни и фольклора.
Хочу надеяться, что с помощью моих маленьких казачат, ещё не раз смогу окунуться в мир традиций и обычаев жителей Кубани. Верю, что воспоминания о бабушкиной шали породят новые ощущения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapara_esse_menya_sogrevaet_kazachya_shal.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная средняя школа № 6 им. И.Т.Сидоренко
Краснодарский край
г. Усть – Лабинск
ул. Энгельса, 71.
ЭССЕ
«Меня согревает казачья шаль»
Автор работы:
Запара Галина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 6 им. И.Т.Сидоренко
г. Усть- Лабинска
Краснодарского края,
проживающая по адресу:
353330 Краснодарский край
г. Усть- Лабинск,
ул.Пионерская,283
Меня согревает казачья шаль
Работа учителя одновременно и сложная, и творческая, а потому очень интересная. Признаюсь, что порой очень сильно устаю, прихожу домой, но с удовольствием думаю: «А усталость у меня приятная. Ведь сколько событий произошло за этот день! Череда уроков, а вместе с ними масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения с детьми. Каждый раз, когда я вхожу в свой класс, мою душу переполняют эмоции: понимающий взгляд детей с полуслова, обмен новостями, шутки. Встречаясь взглядом с каждым, думаю: «Какое счастье, что у меня есть вы! Красивые, умные, родные... Слава богу, все живы и здоровы, это главное. А все неприятности мы переживём…».
Может в это сложно поверить, но за каждого ребёнка я болею душой, и эта «болезнь» наполняет мою жизнь особым смыслом.
…Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, – маленький горный ручей, каждой каплей стремящийся к океану.Я спросила у ручья, как дойти мне до океана, не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал:
– Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и нелёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову.
Я часто вспоминаю эту притчу... Путь познания – подобен пути ручья. И мое предназначение, как педагога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить достойно встречать преграды и преодолевать их, научить распознавать опасности и уметь себя защитить.
Я живу в интересное и сложное время, когда на многое смотрю по-иному, многое заново открываю или переоцениваю. Едва ли не в первую очередь это относится к моему прошлому, которое, оказывается, я знаю поверхностно. История – это наше прошлое. Но это не только то, что уже ушло и никогда не вернется. История - это фундамент, на котором мы строим настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас живет в России потомков первых казаков, не знающих своего прошлого…
Одна из них я, представлявшая историю как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения. Совсем недавно моя собственная семья перебралась на Кубань, младшая дочь стала ученицей класса казачат. Два года спустя она с гордостью в голосе стала сообщать всем родным и близким, что она казачка, с удовольствием петь гимн Кубани. Поначалу всё это вызывало у меня улыбку. Но вскоре я поняла, что ребёнок близко к сердцу принял ту жизнь, которая сразу охватила её, окутала и согрела яркой казачьей шалью.
Мне самой захотелось узнать о том мире, которым так восхищается моя дочь, которым живут мои ученики. Все познания о казачестве заключались в том, что моя прабабушка была родом из станицы Кореновской, а истоки фамилии мужа уходят корнями в Запорожскую Сечь. Наверное, поэтому на предложение работать в классе казачат, я откликнулась с большим энтузиазмом. Поначалу трудно было понять, какова же может быть моя роль в процессе изучения традиций и обрядов казаков. Что смогу, а что вызовет трудности? Сначала было даже страшновато, боялась, что дети-казачата знают гораздо больше меня. Однако, окунувшись в работу, действительно, с головой, я поняла, что многое смогу дать детям, но ещё больше смогу взять у них, их родителей, коллег-учителей.
С ребятами мы придумали ритуальный девиз, используя который, начинаем и оканчиваем занятия:
-Ты был на Кубани?
-А ты побывай.
-Отличные люди,
Прославленный край!
В течение всей работы и я, и мои ученики всё больше и больше убеждаемся в правоте этих слов. Мы вместе совершали переход казаков с Украины на Кубань, строили турлучные хаты и налаживали быт. Нам повезло, мы проводили Масленицу, показали себя на казачьем стане. Прошло всего полгода, а ребята, встречая меня в коридоре школы, интересуются о дате нашей следующей встречи. За это время мы научились слушать друг друга, понимать, для чего вообще им нужно знакомиться с традициями казачества. Конечно, познания ребят ещё не так велики, но самое важное, что их заинтересовала история жизни казаков, кому-то понравились мои рассказы о детях - казачатах, кто - то был в восторге от сказаний о казаках-воинах, а некоторых тронули истории о жизни казачек. А как интересно было мне слушать рассказы ребят о традициях и обычаях, существующих в их семьях. Меня интересовало буквально всё: история рода и имён членов семьи, семейные праздники и будни, особенности кухни и фольклора.
Хочу надеяться, что с помощью моих маленьких казачат, ещё не раз смогу окунуться в мир традиций и обычаев жителей Кубани. Верю, что воспоминания о бабушкиной шали породят новые ощущения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С огнем не играйте, с огнем не шалите!Здоровье и жизни свои берегите!
утренник на противопожарную безопасность в старшей группе детского сада, приглашали на него и детей средней группы.На новоселье к трем поросятам пришли ребята из детского сада, подарили им печку...
Презентация Мое творчество-3 Шали, прихватки, вышивка
Вязаные шали, прихватки, вышивка, аппликация....
Методическая разработка урока по Павлово - Посадской шали
Разработка урока по декоративно - прикладному искусству....
Конспект занятия по дефиле "Демонстрация аксессуара - шали"
Конспект занятия по дефиле "Демонстрация аксессура - шаль" предназначен для занятий в коллективах детских театров моды в качестве подготовки к показам коллекций моделей одежды, где есть такие аксессуа...
Урок русского языка в 5 классе "И строки писем душу согревали"
Урок развития речи в 5 классе. Тема - письмо....
Конспект урока самопознания в 3 классе Тема:Доброта – это солнце, которое согревает душу
Цель: формирование и развитие важных нравственных качеств – доброта,отзывчивость,милосердие Задачи: -формирование представления о доброте как вечной духовной ...
Литературно – музыкальная композиция «Песня нас в землянке согревала!»
Песни Великой Отечественной войны- ярчайшая страница богатства советского народа! Они навсегда останутся звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей!...