Эссе "Меня согревает казачья шаль"
статья по литературе (5 класс) по теме

Запара Галина Викторовна

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная средняя школа № 6 им. И.Т.Сидоренко

Краснодарский край

г. Усть – Лабинск

ул. Энгельса, 71.

 

 

 

ЭССЕ

«Меня согревает казачья шаль»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Автор работы:

                                                                Запара Галина Викторовна,

                                                                учитель русского языка и литературы

                                                                МБОУ СОШ № 6 им. И.Т.Сидоренко

                                                                г.  Усть- Лабинска

                                                                Краснодарского края,

                                                                проживающая по адресу:

                                                                353330 Краснодарский край

                                                                г. Усть- Лабинск,

                                                                ул.Пионерская,283

 

 

 

 

 

 

Меня согревает казачья шаль

   Работа учителя одновременно и сложная, и творческая, а потому очень интересная. Признаюсь, что порой очень сильно устаю, прихожу домой, но с удовольствием думаю: «А усталость у меня приятная. Ведь сколько событий произошло за этот день! Череда уроков, а вместе с ними масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения с детьми. Каждый раз, когда я вхожу в свой класс, мою душу переполняют эмоции: понимающий взгляд детей с полуслова, обмен новостями, шутки. Встречаясь взглядом с каждым, думаю: «Какое счастье, что у меня есть вы! Красивые, умные, родные... Слава богу, все живы и здоровы, это главное. А все неприятности мы переживём…».

   Может в это сложно поверить, но за каждого ребёнка я болею душой, и эта «болезнь» наполняет мою жизнь особым смыслом.

       …Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, – маленький горный ручей, каждой каплей стремящийся к океану.Я спросила у ручья, как дойти мне до океана, не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал:

– Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и нелёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову.

Я часто вспоминаю эту притчу... Путь познания – подобен пути ручья. И мое предназначение, как педагога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить достойно  встречать преграды и преодолевать их, научить распознавать опасности и уметь себя защитить.

          Я живу в интересное и сложное время, когда на многое смотрю по-иному, многое заново открываю или переоцениваю. Едва ли не в первую очередь это относится к моему прошлому, которое, оказывается, я знаю поверхностно. История – это наше прошлое. Но это не только то, что уже ушло и никогда не вернется.  История -  это фундамент, на котором мы  строим настоящее и  будущее.  Хорошо известно,  что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает.  Люди остаются, но  они  оторваны от родных  своих  корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас  живет в России потомков первых казаков,  не знающих  своего прошлого…

        Одна из них я, представлявшая историю  как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения. Совсем недавно  моя собственная семья перебралась на Кубань, младшая дочь стала ученицей класса казачат. Два года спустя она с гордостью в голосе стала сообщать всем родным и близким, что она казачка, с удовольствием петь гимн Кубани. Поначалу всё это вызывало у меня улыбку. Но вскоре я поняла, что ребёнок близко к сердцу принял ту жизнь, которая сразу охватила её, окутала и согрела яркой казачьей шалью.

        Мне самой захотелось узнать о том мире, которым так восхищается моя дочь, которым живут мои ученики. Все  познания о казачестве заключались в том, что моя прабабушка была родом из станицы Кореновской, а истоки фамилии мужа уходят корнями в Запорожскую Сечь. Наверное, поэтому на  предложение работать в классе казачат, я откликнулась с большим энтузиазмом. Поначалу трудно было понять, какова же может быть моя роль в процессе изучения традиций и обрядов казаков. Что смогу, а что вызовет трудности? Сначала было даже страшновато, боялась, что  дети-казачата знают гораздо больше меня. Однако, окунувшись в работу, действительно, с головой, я поняла, что многое смогу дать детям, но ещё больше смогу взять у них, их родителей, коллег-учителей.

       С ребятами мы придумали ритуальный девиз, используя который, начинаем и оканчиваем занятия:

-Ты был на Кубани?

-А ты побывай.

-Отличные люди,

Прославленный край!

     В течение всей работы и я, и мои ученики всё больше и больше убеждаемся в правоте этих слов.  Мы вместе совершали переход казаков с Украины на Кубань, строили турлучные хаты и налаживали быт. Нам повезло, мы проводили  Масленицу, показали себя на казачьем стане. Прошло всего полгода, а ребята, встречая меня в коридоре школы, интересуются о дате нашей следующей встречи. За это время мы научились слушать друг друга, понимать, для чего вообще им нужно знакомиться с традициями казачества. Конечно, познания ребят ещё не так велики, но самое важное, что их заинтересовала история жизни казаков, кому-то понравились мои  рассказы о детях - казачатах, кто - то был в восторге от сказаний о казаках-воинах, а некоторых тронули  истории о жизни казачек. А как интересно было мне слушать рассказы  ребят о традициях и обычаях, существующих в их семьях. Меня  интересовало буквально всё: история рода и имён членов семьи, семейные праздники и будни, особенности кухни и фольклора.

       Хочу надеяться, что с помощью моих маленьких казачат, ещё не раз смогу окунуться в мир традиций и обычаев  жителей Кубани. Верю, что воспоминания о бабушкиной шали породят новые ощущения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapara_esse_menya_sogrevaet_kazachya_shal.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная средняя школа № 6 им. И.Т.Сидоренко

Краснодарский край

г. Усть – Лабинск

ул. Энгельса, 71.

ЭССЕ

«Меня согревает казачья шаль»

                                                                                    Автор работы:

                                                                Запара Галина Викторовна,

                                                                учитель русского языка и литературы

                                                                МБОУ СОШ № 6 им. И.Т.Сидоренко

                                                                г.  Усть- Лабинска

                                                                Краснодарского края,

                                                                проживающая по адресу:

                                                                353330 Краснодарский край

                                                                г. Усть- Лабинск,

                                                                ул.Пионерская,283

Меня согревает казачья шаль

   Работа учителя одновременно и сложная, и творческая, а потому очень интересная. Признаюсь, что порой очень сильно устаю, прихожу домой, но с удовольствием думаю: «А усталость у меня приятная. Ведь сколько событий произошло за этот день! Череда уроков, а вместе с ними масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения с детьми. Каждый раз, когда я вхожу в свой класс, мою душу переполняют эмоции: понимающий взгляд детей с полуслова, обмен новостями, шутки. Встречаясь взглядом с каждым, думаю: «Какое счастье, что у меня есть вы! Красивые, умные, родные... Слава богу, все живы и здоровы, это главное. А все неприятности мы переживём…».

   Может в это сложно поверить, но за каждого ребёнка я болею душой, и эта «болезнь» наполняет мою жизнь особым смыслом.

       …Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, – маленький горный ручей, каждой каплей стремящийся к океану.Я спросила у ручья, как дойти мне до океана, не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал:

– Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и нелёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову.

Я часто вспоминаю эту притчу... Путь познания – подобен пути ручья. И мое предназначение, как педагога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить достойно  встречать преграды и преодолевать их, научить распознавать опасности и уметь себя защитить.

          Я живу в интересное и сложное время, когда на многое смотрю по-иному, многое заново открываю или переоцениваю. Едва ли не в первую очередь это относится к моему прошлому, которое, оказывается, я знаю поверхностно. История – это наше прошлое. Но это не только то, что уже ушло и никогда не вернется.  История -  это фундамент, на котором мы  строим настоящее и  будущее.  Хорошо известно,  что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает.  Люди остаются, но  они  оторваны от родных  своих  корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас  живет в России потомков первых казаков,  не знающих  своего прошлого…

        Одна из них я, представлявшая историю  как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения. Совсем недавно  моя собственная семья перебралась на Кубань, младшая дочь стала ученицей класса казачат. Два года спустя она с гордостью в голосе стала сообщать всем родным и близким, что она казачка, с удовольствием петь гимн Кубани. Поначалу всё это вызывало у меня улыбку. Но вскоре я поняла, что ребёнок близко к сердцу принял ту жизнь, которая сразу охватила её, окутала и согрела яркой казачьей шалью.

        Мне самой захотелось узнать о том мире, которым так восхищается моя дочь, которым живут мои ученики. Все  познания о казачестве заключались в том, что моя прабабушка была родом из станицы Кореновской, а истоки фамилии мужа уходят корнями в Запорожскую Сечь. Наверное, поэтому на  предложение работать в классе казачат, я откликнулась с большим энтузиазмом. Поначалу трудно было понять, какова же может быть моя роль в процессе изучения традиций и обрядов казаков. Что смогу, а что вызовет трудности? Сначала было даже страшновато, боялась, что  дети-казачата знают гораздо больше меня. Однако, окунувшись в работу, действительно, с головой, я поняла, что многое смогу дать детям, но ещё больше смогу взять у них, их родителей, коллег-учителей.

       С ребятами мы придумали ритуальный девиз, используя который, начинаем и оканчиваем занятия:

-Ты был на Кубани?

-А ты побывай.

-Отличные люди,

Прославленный край!

     В течение всей работы и я, и мои ученики всё больше и больше убеждаемся в правоте этих слов.  Мы вместе совершали переход казаков с Украины на Кубань, строили турлучные хаты и налаживали быт. Нам повезло, мы проводили  Масленицу, показали себя на казачьем стане. Прошло всего полгода, а ребята, встречая меня в коридоре школы, интересуются о дате нашей следующей встречи. За это время мы научились слушать друг друга, понимать, для чего вообще им нужно знакомиться с традициями казачества. Конечно, познания ребят ещё не так велики, но самое важное, что их заинтересовала история жизни казаков, кому-то понравились мои  рассказы о детях - казачатах, кто - то был в восторге от сказаний о казаках-воинах, а некоторых тронули  истории о жизни казачек. А как интересно было мне слушать рассказы  ребят о традициях и обычаях, существующих в их семьях. Меня  интересовало буквально всё: история рода и имён членов семьи, семейные праздники и будни, особенности кухни и фольклора.

       Хочу надеяться, что с помощью моих маленьких казачат, ещё не раз смогу окунуться в мир традиций и обычаев  жителей Кубани. Верю, что воспоминания о бабушкиной шали породят новые ощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С огнем не играйте, с огнем не шалите!Здоровье и жизни свои берегите!

утренник на противопожарную безопасность  в старшей группе детского сада, приглашали на него и детей средней группы.На новоселье к трем поросятам пришли ребята из детского сада, подарили им печку...

Презентация Мое творчество-3 Шали, прихватки, вышивка

Вязаные шали, прихватки, вышивка, аппликация....

Методическая разработка урока по Павлово - Посадской шали

Разработка урока по декоративно - прикладному искусству....

Конспект занятия по дефиле "Демонстрация аксессуара - шали"

Конспект занятия по дефиле "Демонстрация аксессура - шаль" предназначен для занятий в коллективах детских театров моды в качестве подготовки к показам коллекций моделей одежды, где есть такие аксессуа...

Урок русского языка в 5 классе "И строки писем душу согревали"

Урок развития речи в 5 классе. Тема - письмо....

Конспект урока самопознания в 3 классе Тема:Доброта – это солнце, которое согревает душу

Цель: формирование  и развитие   важных  нравственных качеств – доброта,отзывчивость,милосердие Задачи: -формирование  представления о  доброте как вечной духовной ...

Литературно – музыкальная композиция «Песня нас в землянке согревала!»

Песни Великой Отечественной войны- ярчайшая страница богатства советского народа! Они навсегда останутся звучащим памятником мужеству и храбрости советских  людей!...