Календарно-тематическое планирование уроков литературы на 2009-2010 учебный год в 8 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой
№ Тематипурока Количествочасов компетенции Домашнеезадание Дата проведения
Учебно-познавательная информационная план факт
Знать уметь
Литература и время. История в устном народном творчестве.
1. Литература и время. Ознакомление с новым материалом. 1 Изученный материал за курс 7 класса. Составлять монологический рассказ по тезису. Владение монологической речью. С.5-12,вопросы 2.09
2. Народная историческая песня.
Ознакомление с новым материалом. 1 Определение народной песни, её характерные черты Анализировать народную песню по вопросам Формулировка тезисов статьи 1.С.15-21
2.Пугачёав, Наполеон как исторические личности ( по выбору) 7.09
3. Народная историческая песня и народный театр.
Закрепление изученного.
1 Народную историческую песню как жанр Анализировать по вопросам народные исторические песни и народные драматические произведения 1.Рассказ о народном театре по тезисам;
2.С.28 в.1,4,6;
В.8,9 (по выбору, письменно) 9.09
4. Исторические песни в древнерусской литературе. Ознакомление с новым материалом. 1 Жанры древнерусской литературы и их особенности. Отбирать ключевые слова для монологического рассказа. Владение монологической речью с использованием цитирования 1.Рассказ о летописях по ключевым словам;
2.С.34, в.4 14.09
5. Повесть о разорении Рязани Батыем.
Закрепление изученного.
1 Героев древнерусской литературы Пересказывать произведения древнерусской литературы; характеризовать героя как историческую личность Владение монологической речью. Сочинение по теме «Евпатий Коловрат -мужественный защитник русской земли» 16.09
6 Сказание о житии Александра Невского. Ознакомление с новым материалом.
1 Определение жития как жанра ; характеристику героя как историческую личность Выразительно читать и пересказывать произведения древнерусской литературы. Владение монологической речью. С.45-50, вопросы 1,2,3 (по рядам) 21.09
7. Б.К.Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.
Комбинированный урок. 1 Героев древнерусской литературы, их характеристики Пересказывать отрывки с соблюдением авторских интонаций и лексики. Сочинение на тему «Историческая личность в древнерусской литературе». 23.09
8. Внеклассное чтение. История на страницах зарубежных произведений.
Мигель Де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Ознакомление с новым материалом. 1 Понятие «Рыцарский роман» Характеризовать героя литературного произведения. С.53-55,знать авторов 17 века, темы их произведений. 28.09
9. Вольность Великого Новгорода в произведениях 18 века.
Комбинированный урок. 1 Произведения, героями которых являются реальные исторические лица. Определять авторскую позицию; формулировать тезисы сообщения. 1.с.69-70 письменный ответ на 2 любых вопроса по выбору;
2.подг. к проверочному тесту по теме «Древнерусская литература» 30.09
10. Тест. Исторические личности в русском фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века.
Урок проверки знаний. 1 Тексты изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы Применять полученные знания; составлять план сообщения по заданной теме Владение письменной монологической речью Составить план о герое произведения- исторической личности 5.10.
11. Былины и их герои в поэзии 19 века.
А.Н.Толстой «Илья Муромец» Комбинированный урок. 1 Определение былины, её жанровые особенности Комментировать высказывание литературоведа 1.С.75-79 выразительно читать
2.инд.задание с.78 вопрос 6 7.10
12. Г.-У.Лонгфелло «Песнь а Гайавате» в переводе И.Бунина
Ознакомление с новым материалом. 1 Биографические данные автора Выразительно читать произведения; характеризовать героя по материалам текста Наизусть отрывок, законченный логически (по выбору), В.Скотт «Айвенго» 12.10
13-14. Внеклассное чтение.
В.Скотт «Айвенго». Ознакомление с новым материалом. 2 Биографические данные автора Выразительно читать произведения; характеризовать героя по материалам текста Работа с дополнительной литературой 1.инд.материал о Вов 1812 года,
2.наиз. басню «Волк на псарне»( по выбору)
3творческая работа «Иллюстрации к роману», «Запомнившиеся страницы романа» 14.10,
19.10
15. События истории 1812 года в баснях И.А.Крылова
Комбинированный урок. 1 Творчество И.А.крылова Характеризовать героя басни как историческую личность. Владение приёмами цитирования План-конспект по теме «Тема истории в творчестве А.С.Пушкина» по материалу на с. 99-101 21.10
16. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина
Урок проверки и коррекции знаний. 1 Биографические данные А.С.Пушкина Определять художественные особенности произведения. Составление плана-конспекта 1.С.106,в.6
2.наиз отрывок из «Песни о вещем Олеге»
26.10
19 Историческая личность в балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Комбинированный урок 1 Художественные особенности произведения. Составлять композиционный план баллады Композиционный план
С.106-107 28.10
20. Личность Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина
Закрепление изученного 1 Историю создания поэмы Определять основную мысль Составление цитатного плана. Цитатный план с.107-110 9.11
21-22 Развитие речи. Сочинение «Изображение Петра 1 в поэме А.С.пушкина «Полтава» 2 Характеристику героя литературного произведения, использовать собранный материал Составлять цитатный план. редактировать написанное 1.сочинение
2.с.112-119 11.11,
16.11
23. Исторические личности в драме А.С.пушкина «Борис Годунов»
Повторение изученного 1 Основной конфликт драмы Анализировать текст художественного произведения по вопросам. С.119, в.5(устно)
1.121-138 (раделить на логические эпизоды) 18.11
24. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Ознакомление с новым материалом. 1 Историю создания произведения, его содержание Определять границы эпизода Подбор материала для сообщения по вопросу Пересказ эпизода близко к тексту;
С.138-153, вопросы 23.11
25. Жизнь в Белогорской крепости.
Комбинированный урок. 1 Содержание произведения Сопоставлять описания состояния природы Пересказ по письменныомуплану рассказа;
С.154-160
25.11
26. Герои повести А.С.пушкина «Капитанская дочка» и пугащёвщина
Комбинированный урок. 1 Особенности пересказа текста. Пересказывать текст с элементами анализа Включение в пересказ цитирования С.160-172, выборочный пересказ 30.11
27. Пугачёв и Пётр в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Комбинированный урок. 1 Содержание повести. Выборочно пересказывать текст.
1.Дочитать текст.
2.Письменный ответ на вопрос «почему Пугачёв освободил Машу?» 2.12
28. Судьба маши Мироновой– капитанской дочки (по повести А.С.Пушкина)
Закрепление изученного. 1 Текстовой материал и основную мысль произведения. Анализировать эпизод. Охарактеризо-
вать встречи Пугачёва и Гринёва 7.12
29. Тема чести в повести.(тест)
Урок проверки и коррекции знаний. 1 Текстовый материал. Применять полученные знания в практической деятельности С.185-190;
С.185.в.11,12 9.12
30-31. Развитие речи. Изложение с элементами сочинения по повести.
2 Текстовый материал Излагать текст литературного произведения с сохранением авторских особенностей лексики и стиля. Использовать различные виды цитирования в письменной работе. С.188-191, подгот. К литер. игре 14.12
16.12
32. Литературная игра по повести «Капитанская дочка». 1 Художественные особенности повести. Аргументировать свой ответ и инсценировать отдельный эпизод Произведения М.Ю.Лермонтова о Родине;
Биография писателя. 21.12
33. Лирические произведения М.Ю. Лермонтова о Родине.
Ознакомление с новым материалом.
1 Биографию М.Ю.Лермонтова;
Особенности его творчества Характеризовать стилистические особенности произведения. Сообщение «Лермонтов о русской истории»;
Наизусть стихотворение (по выбору)
23.12
34. Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Комбинированный урок. 1 Содержание поэмы Характеризовать стилистические особенности произведения С.195-211
отрывок из поэмы наизусть
(На выбор) 11.01
35. Быт и нравы 16 века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Закрепление изученного. 1 Особенности жанра литературного произведения. Выразительно рассказывать поэтический текст. 1.С.211, в.5,6,7
2.характеристика героев произведения
( по выбору)
13.01
36. Трагическое столкновение героев в поэме«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Урок проверки знаний. 1 Фольклорные особенности поэтического текста. Характеризовать героев поэтического текста. Включать в пересказ цитирование Подобрать отрывки из произведений М.Ю.Лермонтова с описанием природы 18.01
37. Романтическое изображение природы в лирике М.Ю.Лермонтова
Урок-семинар 1 Отдельные произведения М.Ю.Лермонтова, включающие описание природы Характеризовать изображение природы в лирических произведениях Подготовка к тесту по поэмам А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова 20.01
38. Исторические личности в лироэпических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Контроль усвоения знаний. 1 Характеристику исторических личностей в лироэпических произведениях А.С.пушкина и М.Ю.Лермонтова Применять полученные знания в работе. Инд.зад.
1.биогр.Н.В.Гоголя
2.повесть «Тарас Бульба» 25.01
39. Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества.
Ознакомление с новым материалом. 1 Содержание и героев повести. Отбирать материал по заданию. Гл. 2,5 (собрать материал об Остапе) 27.01
40. Н.В.Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров.
Комбинированный урок. 1 Содержание повести Отбирать материал для характеристики героя, уметь сопоставлять героев Включать в рассказ цитирование Подг. к семинару; подбор материала о героях повести ( по выбору) 1.02
41-42 Образы Тараса Бульбы и его сыновей в повести Н.В.Гоголя
Урок-семинар 2 Материал для характеристики героев Сопоставлять героев Наиз. Отрывок с пейзажной зарисовкой; отобрать материал с описанием природы 3.02
8.02
43. Мастерство гоголя в изображении природы.
Комбинированный урок. 1 Роль изображения природы в художественном произведении. Высказывать своё отношение к проблеме на основе текста произведения, его понимания Лирические отступления (как они связаны с повеств-ем) 10.02
44. Развитие речи. Творческая работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 1 Основную мысль повести, Давать развёрнутый письменный ответ, сопоставлять героев Давать развёрнутый ответ на тезис. С.260-266,вопросы 15.02
45. Баллада А.К.толстого «Василий Шибанов»
Ознакомление с новым материалом. 1 Содержание баллады Определять характерные черты жанра С.267-305
Пересказ понравившегося отрывка близко к тексту 17.02
46. Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.к.Толстого «Князь Серебряный»
Ознакомление с новым материалом. 1 Пересказ отрывка исторического романа Характеристику литературного героя как реальное историческое лицо Включать в пересказ цитирование Особенности лит-ры 19 века;
С.311-325
Выраз чт. 22.02
47. Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.
Ознакомление с новым материалом.
1 Мотивы прошлого в лирике 19 века. Анализировать стихотворения С.311-325
Наиз. По выбору 24.02
48. Тема исторического прошлого в лирике поэтов 19 века.
Урок применения знаний и умений. 1 Материал по теории и истории литературы Определять тему, основную мысль, мотив лирического произведения, характеризовать художественные особенности Анализ стихотворения (по выбору) 1.03
49-50 Мотив воспоминаний в лирике поэтов 19 века.
Урок-семинвр 2 Историю и теорию литературы Определять тему, основную мысль, мотив лирического произведения Наизусть
(по выбору) 3.03
10.03
51. Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»
Ознакомление с новым материалом.
1 Историю создания рассказа, его содержание Пересказывать рассказ от первого лица Включать в рассказ цитирование В.1,3
С.325-337 15.03
52. Смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
Урок проверки и коррекции знаний. 1 Композицию рассказа Объяснять смысл рассказа, сопоставлять состояние героя, внешность Развитие монологической речи С.338, в.10; с.340-341 и вопросы; инд.:в.9 17.03
53. Развитие речи. Сочинение-миниатюра по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» 1 Содержание и основную мысль рассказа Письменно оформлять свои мысли Былины –словарь;
Биогр.И.А.Бунина;
С.346-350 выр.чт. 29.03
54. Былины и их герои в поэзии И.А.Бунина
Ознакомление с новым материалом.
1 Былины И.А.Бунина; определение былины как жанра Выразительно читать былины; анализировать былину как жанр литературы Наиз. Одну из былин
с.347-350; с.74; с.351, 351 31.03
55. Былинные герои в поэзии 19 века.
Урок-зачёт. 1 Содержание былин анализировать былину как жанр литературы С.356-359, вопросы 5.04
56. Внеклассное чтение.
Рассказ Ю.Тынянова «Подпоручик Киже» 1 Творчество Ю.Тынянова в рамках программы; содержание рассказа Характеризовать личность и время. Цитатный план Творческая работа
Киносценарий (кадры и комментарии к нис); с.359-387 7.04
57. Образ Петра 1 в повести Ю.Тынянова «Восковая фигура»
Комбинированный урок 1 Об исторических личностях, описанных в повести Отбирать материал для характеристики героя. Письменный развёрнутый ответ на один вопрос по выбору на с.388.
С.цвейг «Невозвратимое мгновение» 12.04
58. Внеклассное чтение. Стефан Цвейг Невозвратимое мгновение» 1 Содержание новеллы, её основную мысль Отбирать материал для характеристики героя -исторической личности Включение в монолог цитирования с использованием вводных конструкций С.391-416
14.04
59. Изображение Ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли мои печали»
Ознакомление с новым материалом 1 Тему и основную мысль текста Анализировать эпизод по вопросам. С.417-433, подг. к выраз. Чтению; наизусть по выбору
19.04
60-61 Великая Отечественная война в лирике 20 века. 2 Лирические произведения разных авторов о ВОв Создавать эмоциональный фон для восприятия лирических произведений о войне Использование справочного материала Анализ стихотворения
( по выбору); комментарий к поднятой проблеме 21.04
26.04
62. Творческая работа
Урок-консультация 1 Особенности работы редактора Отбирать материал по теме 28.04
63-64 Мотивы былого в лирике поэтов 20 века
Урок проверки и коррекции знаний 2 Лирические произведения поэтов 20 века Отбирать биографический материал для рассказа о стихотворении Анализ стихотворения 3.05
5.05