Эгофутуризм Игоря Северянина - поэтический портрет
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Методическая разработка урока по творчеству И.Северянина, где дается поэтический портрет художника слова. Цуль урока - вызвать интерес обучающихся к поэзии серебряного века. На уроке организуется работа по группам, а также используется интерактивный комплекс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
egofuturizm_igorya_severyanina.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эгофутуризм Игоря Северянина: поэтический портрет» 11.10.2010 г
Цель: познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, рассмотреть особенности его творчества.
Ход урока
- Мы с вами продолжаем галерею поэтов серебряного века. Давайте, вспомним некоторых из них.
- О ком эти строки?
(слайды 1-4)
1) Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает четки.
Осенней ясностью в ней чувства четки.
Удел до святости непоправим.
Уж вечер. Белая взлетает стая.
У белых стен скорбит она, простая.
Кровь капает, как розы, изо рта. (А.Ахматова)
2) Родясь дельцом и стать сумев поэтом,
Как часто голос свой срывал фальцетом,
В ненасытимой страсти все губя!
Всю жизнь мечтая о себе чугунном,
Готовый гимны петь грядущим гуннам,
Не пожалел он – прежде всех – себя… (В.Брюсов)
3) И путешественник, войдя в шатер,
В стихах свои скитания описьмил.
Уж как Европа Африку ни высмей,
Столп огненный – души ее простор.
Солдат – все было в рыцарской манере.
Он о Земле мечтает на Венере,
Вооружась подзорною трубой. (Н.Гумилев)
Этот автор написал и стихотворение о себе:
4) Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая,
стихов принципиально не читая,
раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая
Как день весны! Но это знает кто? (И.Северянин)
2. «Моя двусмысленная слава и недвусмысленный талант. « - высказывался о своей литературной судьбе поэт. Эту формулу трудно оспорить.
Вспомним некоторые факты его биографии:
В 6 лет – семья переехала под Череповец = псевдоним Северянин 9настоящее имя Игорь Васильевич Лотарев)
1905 год – дебютировал как поэт
1913 г – сборник «Громокипящий кубок», шумный успех (появлялся на концертах с орхидеей в петлице и читал стихи на распев_
1918 г – избран королем поэтов
1941 год – умер в Таллине, в Эстонии.
Таким увидела этого человека поэтесса И.Одоевцева, познакомившаяся с ним в берлинском кафе в 1922 г.: Долговязый брюнет в долгополом старомодном сюртуке. Черты его большого лица так неподвижны, что кажутся вырезанными из дерева. Он держится прямо, высокомерно закинув голову. Весь он какой-то чопорный, накрахмаленный, как его непомерно высокий, подпирающий подбородок воротник… Он сидит молча, с напряженно-беспокойным видом путешественника, ждущего на вокзале пересадки, и явно чувствует себя здесь не на своем месте…»
А таким его увидели литературные критики, его современники, коллеги и он сам. (слайды 5,6)
Да. Таким был Игорь Северянин.
Правы ли они, попробуем это доказать. Перед вами примеры стих И. Северянина. Прочитайте их внимательно и найдите подтверждение словам критиков.
Работают в группах. ( о природе)
Nocturne
Месяц гладит камыши
Сквозь сирени шалаши...
Все — душа, и ни души.
Все — мечта, все — божество,
Вечной тайны волшебство,
Вечной жизни торжество.
Лес — как сказочный камыш,
А камыш — как лес-малыш.
Тишь — как жизнь, и жизнь — как тишь.
Колыхается туман —
Как мечты моей обман,
Как минувшего роман...
Как душиста, хороша
Белых яблонь пороша...
Ни души, и все — душа!
1908. Декабрь
Выйди в сад...
Выйди в сад... Как погода ясна!
Как застенчиво август увял!
Распустила коралл бузина,
И янтарный боярышник — вял.
Эта ягода— яблочко-гном...
Как кудрявый кротекус красив.
Скоро осень окутает сном
Теплый садик, дождем оросив.
А пока еще — зелень вокруг,
И вверху безмятежная синь;
И у клена причудливых рук —
Много сходного с лапой гусынь.
Как оливковы листики груш!
Как призывно плоды их висят!
Выйди в сад и чуть-чуть поразрушь,
Это осень простит... Выйди в сад.
1909. Август
Мыза Ивановка
Кэнзели (неологизмы)
В шумном платье муаровом, в шумном
платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно, Ваша тальма
лазорева,
А дорожка песочная от листвы
разузорена —
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.
Для утонченной женщины ночь всегда
новобрачная...
Упоенье любовное Вам судьбой
предназначено...
В шумном платье муаровом, в шумном
платье муаровом —
Вы такая эстетная, Вы такая изящная...
Но кого же в любовники? и найдется
ли пара Вам?
Ножки плэдом закутайте дорогим,
ягуаровым,
И, садясь комфортабельно в ландолете
бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше
резиновом,
И закройте глаза ему Вашим платьем
жасминовым —
Шумным платьем муаровым, шумным
платьем муаровым!..
(Начало второй строфы - звукопись времени с ворвавшимися в быт новыми, тогда магически звучавшими словами: аэроплан, экспресс, автомобиль… В нервном ритме стихотворения - ритм начала века. "Ананасы в шампанском" - ведь это символ времени, его неожиданность и острота, его открытия, его извивы и изыски, эксцентрическое соединение прежде несовместимого. Как сжато, как ярко и выразительно - гениально!)
1911
Группа 3
ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ (несуществующая страна)
Весенний день горяч и золот,-
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова - я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!
Душа поет и рвется в поле,
Я всех чужих зову на "ты"...
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!
Скорей бы - в бричке по ухабам!
Скорей бы - в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга, целовать врага!
Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!
Группа 4
Как хороши, как свежи были розы (лирик)
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Мятлев
1843
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи были розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
1925
Группа 5 (иронизирующее дитя, форель…)
Янтарная элегия
Вы помните прелестный уголок –
Осенний парк в цвету янтарно-алом:
И мрамор урн, поставленных бокалом
На перекрестке палевых дорог?
Вы помните студеное стекло
Зеленых струй форелевой речонки:
Вы помните комичные опенки
Под кедрами, склонившими чело?
Вы помните над речкою шале,
Как я назвал трехкомнатную дачу,
Где плакал я от счастья, и заплачу
Еще не раз о ласке и тепле?
Вы помните.. О да! Забыть нельзя
Того, что даже нечего и помнить…
Мне хочется Вас грезами исполнить
И попроситься робко к Вам в друзья….
Итак, мы убедились, что у И.Северянина есть дар перевоплощения, он владеет разными стилями, то перенимает склад народной песни, то особенности народного говора. Певческая манера исполнения привела к фонетическому разнообразию стихов, приему заимствования из романсов. Поэтому многие стихи поэта положены на музыку.
Поэт показал себя как поэт-эрудит, мастер литературного и психологического портрета, умеющим подобрать к худож. содержанию компактную, адекватную форму.
Слайд 12.
Сравните произведения, написанные почти в одно и то же время. Как по-разному они звучат.
Обратите внимание на слайд 13.
В зрелых, эмигрантских стихах поэта нет никакой позы, ерничества, появляются горькие, суровые нотки самоосуждения, трезвой оценки своего жизненного пути. Тема утраченной родины, элегические и даже трагические мотивы, настроение безысходности, искренне чувство – это тоже Игорь Северянин.
Каждая строчка – пощечина.
Голос мой - сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс.
В стихотворении «В блесткой тьме» Северянин поступает почти как Маяковский. (
Так стремление выразить настроение, нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркое созвездие Серебряного века.
Итоги урока: Захотелось вам почитать стихи Северянина?
Д.З. написать аннотацию к книге стихов Северянина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный кроссворд "Дон-жуанский список Игоря Северянина"
Презентация предназначена для урока литературы по биографии и творчеству Игоря Северянина. Данный ресурс можно использовать и во внеурочной деятельности....
Литературно-музыкальная композиция «…Гений Игорь – Северянин…»Участники – ученики 11 класса
1. Знакомство с жизнь и твочреством поэта2. Развитие навыков монологической речи учащихся, умение выразительно декламировать стихотворения И. Северянина3. Привлечение слушателей и участников композици...
Игорь Северянин
Знакомство с биографией...
Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»
Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....
Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»
Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....
Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»
Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....
Методическая разработка урока " "Эгофутуризм" Игоря Северянина"
Биография Игоря Северянина с иллюстрацией стихов...