Литературно-музыкальная композиция «…Гений Игорь – Северянин…»Участники – ученики 11 класса
методическая разработка (11 класс) на тему
1. Знакомство с жизнь и твочреством поэта
2. Развитие навыков монологической речи учащихся, умение выразительно декламировать стихотворения И. Северянина
3. Привлечение слушателей и участников композиции к поэтическому и культурному наследию нашей страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geniy._igor_severyanin.doc | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция
«…Гений Игорь – Северянин…»
Участники – ученики 11 класса
Цели: 1. Знакомство с жизнью и творчеством Игоря Северянина
2. Развитие навыков выразительного чтения стихотворений поэта, умения анализировать их
3. Вызвать у учащихся интерес к творческому наследию И. Северянина
Оборудование: в зале на столиках стоят вазы с букетиками фиалок или сирени (можно использовать искусственные цветы), гелевые свечи в оригинальных подсвечниках; в центре сцены стоит на столе, задрапированном фиолетовой тканью, большой портрет И. Северянина, рядом с портретом лежит ветка орхидеи; на стенах прикреплены лозунги: 1.Душа – единственная истина.2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отверганья старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со «стереотипами» и « заставками». 7. Разнообразие метров.
все присутствующие сидят за столиками.
Звучит Вальс Ф. Шопена «Си минор». На фоне музыки ученик на сцене читает стихотворение «Это было у моря…». Чтец отходит вглубь сцены.
2 ученик читает стихотворение «Ананасы в шампанском!». Встаёт рядом с 1 чтецом.
Звучит мелодия «Танго последней встречи».Девушка и юноша исполняют танец.
Участники этой миниатюры тоже отходят вглубь сцены.
Ученик под аккомпанемент гитары исполняет романс на стихи А. Малинина «Напрасные слова». Исполнитель остаётся на сцене.
Выходят ученик и ученица. Девушка должна быть одета в вечернее платье. Этот дуэт имитирует прогулку по ночному городу. Ученик читает стихотворение «Кензель» («В шумном платье муаровом…»).
Из зала раздаётся вопрос:
- Кто автор этих стихотворений?
На сцену выходит ещё исполнитель и читает стихотворение «Эпилог» (« Я, гений Игорь Северянин, …»).
Все участники сценического действа спускаются в зал и рассаживаются за столики.
1 ведущий.
А настоящее его имя – Игорь Лотарёв. Он родился в Петербурге в 1887 году, 16 мая. « Мать – Наталия Степановна, рождённая Шеншина, дочь предводителя дворянства Щигровского уезда Курской губернии».
2 ведущий.
«Отец: Василий Петрович, отставной штабс-капитан 1-го железнодорожного батальона ( ныне полка). Скончался 28 мая 1904 года в Ялте ( 44-х лет)». Эта лаконичная автобиографическая справка из книги «Критика о творчестве Игоря Северянина» от 1916 года, в которой Игорь Северянин сообщает о своих родителях.
3 ведущий
Стихи он начал писать с восьми лет.
4 ведущий
«Мне не было ещё девяти лет, когда, живя в Петербурге, я стал писать стихи. Отлично помню первое своё стихотворение «Звезда и дева»
Ученик 5 класса читает стихотворение «Звезда и дева»
5 ведущий
«Подобные этим стихи я писал , к сожалению, достаточно долго…»
1 ведущий
«Значительно ранее этого времени меня стали усиленно водить в образцовую Мариинскую оперу…Благодаря оперной музыке моё творчество стало развиваться на двух основных принципах: классическая банальность и мелодическая музыкальность»
В. Беллини. Ария Нормы из оперы «Норма». Фрагмент.
2 ведущий
« Да, я люблю композиторов самых различных и …музыку Чайковского, и изысканную эпичность Римского-Корсакова, и божественную торжественность Вагнера… Удивительно ли, что стихи мои стали музыкальными, и сам я читаю речитативом, тем более, что с детских лет я читал уже нараспев, и стихи мои всегда были склонны к мелодии?»
П.И. Чайковский. Симфония №5, часть IV. Фрагмент.
3 ведущий
В литературу Игорь Северянин вошёл . можно сказать, со скандалом.
4 ведущий
«… в 1909 году Наживин свёз мою брошюру «Интуитивные краски» в Ясную Поляну и прочитал её Льву Толстому, разразившемуся потоком возмущения по поводу явно иронической «Хабанеры II», об этом мгновенно всех оповестили московские газетчики… после чего всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала меня сразу известным на всю страну!...с лёгкой руки Толстого…меня стали бранить все, кому не было лень».
5 ведущий
« Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них – в вечерах, а может быть, и в благотворителях – участие…»
1 ведущий
Его популярность была огромна, успех был бешеный. С 1913 по 1918 годы выходят 10 сборников его стихотворений. Это «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском». Игорь Северянин даёт собственные поэзоконцерты, совершает турне по России.
Ученица читает стихотворение «Электрассонанс»
2 ведущий
Какое обилие непонятных слов: поэзоконцерты, электрассонанс… Почему?
3 ведущий
Это его эгофутуризм.
4 ведущий
«Стихотворение «Строя струны лиры клирной» было написано Брюсовым по поводу провозглашённого мною в России, по примеру Маринетти в Италии, футуризма. В отличие от школы Маринетти я прибавил к этому слову приставку «эго» и в скобках: «вселенский».
5 ведущий
«Лозунгами моего эгофутуризма были: 1.Душа – единственная истина.2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отверганья старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со «стереотипами» и « заставками». 7. Разнообразие метров».
А. Вивальди. Концерт ля минор для скрипки со струнным оркестром. Фрагмент.
1 ведущий
В 1918 году в январе Игорь Васильевич Лотарёв уезжает вместе с матерью из тревожной России в Эстонию. Правда, он побывал ещё раз в Петрограде и в Москве, где 27 февраля 1918 года в Политехническом музее на литературном вечере был выбран «королём поэтов». На втором месте оказался В. Маяковский, на третьем – К. Бальмонт.
Ученик читает стихотворение «Рескрипт короля»
2 ведущий
Из Москвы Игорь Северянин спешит к больной матери в Тойла. Он вынужден остановиться в непростых условиях немецкой оккупации. В 1920 году 2 февраля Советская Россия признаёт Эстонию независимым государством. Так поэт оказался вне Родины.
С.В. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром, часть 1. Фрагмент.
Ученик читает стихотворение «Грустный опыт»
Ученица читает стихотворение «Без нас».
Ученик читает стихотворение «Наболевшее…»
3 ведущий
Живя в Эстонии, Игорь Северянин выступал с чтением своих стихов, много работал. Вышли в свет сборники его стихотворений: «Эстляндские поэзы». «Классические розы», «Медальоны»; автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств».
Ученик читает стихотворение «Сияет даль…»
4 ведущий
Последние годы жизни поэта омрачены тяжёлым материальным положением. Его письма друзьям, знакомым кричат о помощи.
5 ведущий
Из письма И. Северянина А.Д. Барановой от 14 сентября 1937 года: «… наше положение очень тяжёлое… Не хватает самого необходимого…»
1 ведущий
«…Я в полном одиночестве… Горчайшую нужду переживаю… Конечно же, я ничего ровно не пишу… Болезнь сердца: застарелый аппендицит, сердце изношено. Одышка, головные боли частые и жгучие…»
2 ведущий
Игорь Северянин умер в 1941 году. Похоронен на таллиннском Александро-Невском кладбище.
Ученик читает стихотворение «Классические розы»
Ученица читает стихотворение «Игорь Северянин»
Все участники композиции поднимаются на сцену и по очереди по строкам читают стихотворение В. Брюсова, держа перед собой буквы имени Игоря Северянина.
И ты стремишься ввысь, где солнце вечно,
Где неизменен гордый сон снегов,
Откуда в дол спадают бесконечно
Ручьи алмазов, струи жемчугов.
Юдоль земная пройдена. Беспечно
Свершай свой путь меж молний и громов.
Ездок отважный! Слушай вихрей рёв,
Внимай с улыбкой гневам бури встречной!
Ещё грозят зазубрины высот,
Расщелины, где тучи спят. Но вот
Яснеет глубь в уступах синих бора.
Назад не обращай тревожно взора
И с жадной жаждой новой высоты
Неутомимо правь конём, - и скоро
У ног своих весь мир увидишь ты!
Ф. Шопен. Вальс «До диез минор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно- музыкальная композиция «Гений чистой красоты».
Литературная постановка в рамках недели русского языка и литературы....
Литературно-музыкальная композиция, посвященная А.С.Пушкину "Но жив талант, бессмертен гений..."
Не найдешь сегодня на бескрайних российских просторах человека, которому незнакомо светлое имя - Пушкин, имя, которое стало олицетворением России. Его читали и продолжают читать. Ибо "Пушкин - п...
Презентация к уроку по теме "Я гений, Игорь Северянин..."
Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе, посвященном творчеству Игоря Северянина. Содержит бографические сведения, тексты и анализ стихотворений....
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...
Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"
Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...
Литературно-музыкальная гостиная "А.С. Пушкин – наш творческий гений"
1. Поддержать интерес к литературе, расширить кругозор обучающихся, воспитывать понимание красоты русского слова, актуализировать знания по литературе и классической музыке;Пре...