Литературно-музыкальная композиция «…Гений Игорь – Северянин…»Участники – ученики 11 класса
методическая разработка (11 класс) на тему

1. Знакомство с жизнь и твочреством поэта

2. Развитие навыков монологической речи учащихся, умение выразительно декламировать стихотворения И. Северянина

3. Привлечение слушателей и участников композиции к поэтическому и культурному наследию нашей страны 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geniy._igor_severyanin.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Литературно – музыкальная композиция

                «…Гений Игорь – Северянин…»

                            Участники – ученики 11 класса

Цели: 1. Знакомство с жизнью и творчеством Игоря Северянина

           2. Развитие навыков выразительного чтения стихотворений поэта, умения анализировать их

           3. Вызвать у учащихся интерес к творческому наследию И. Северянина

 

Оборудование:  в зале на столиках стоят вазы с букетиками фиалок или сирени (можно использовать искусственные цветы), гелевые свечи в оригинальных подсвечниках;  в центре сцены стоит на столе, задрапированном фиолетовой тканью, большой портрет И. Северянина, рядом с портретом лежит ветка орхидеи; на стенах прикреплены лозунги: 1.Душа – единственная истина.2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отверганья старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со «стереотипами» и « заставками». 7. Разнообразие метров.

 все присутствующие сидят за столиками.

Звучит Вальс Ф. Шопена «Си минор». На фоне музыки ученик на сцене читает стихотворение «Это было у моря…». Чтец отходит вглубь сцены.

2 ученик читает стихотворение «Ананасы в шампанском!». Встаёт рядом с 1 чтецом.

Звучит мелодия «Танго последней встречи».Девушка и юноша исполняют танец.

Участники этой миниатюры тоже отходят вглубь сцены.

Ученик под аккомпанемент гитары исполняет романс на стихи А. Малинина «Напрасные слова». Исполнитель остаётся на сцене.

Выходят ученик и ученица. Девушка должна быть одета в вечернее платье. Этот дуэт имитирует прогулку по ночному городу. Ученик читает стихотворение «Кензель» («В шумном платье муаровом…»).

Из зала раздаётся вопрос:

 - Кто автор этих стихотворений?

На сцену выходит ещё исполнитель и читает стихотворение  «Эпилог» (« Я, гений Игорь Северянин, …»).

 Все участники сценического действа спускаются в зал и рассаживаются за столики.

1 ведущий.

А настоящее его имя – Игорь Лотарёв. Он родился в Петербурге в 1887 году, 16 мая. « Мать – Наталия Степановна, рождённая Шеншина, дочь предводителя дворянства Щигровского уезда Курской губернии».

2 ведущий.

«Отец: Василий Петрович, отставной штабс-капитан 1-го железнодорожного батальона ( ныне полка).  Скончался 28 мая 1904 года в Ялте ( 44-х лет)». Эта лаконичная автобиографическая справка из книги «Критика о творчестве Игоря Северянина» от 1916 года,  в которой  Игорь Северянин сообщает о своих родителях.

3 ведущий

Стихи он начал писать с восьми лет.

4 ведущий

«Мне не было ещё девяти лет, когда, живя в Петербурге, я стал писать стихи. Отлично помню первое своё стихотворение «Звезда и дева»

Ученик 5 класса читает стихотворение «Звезда и дева»

5 ведущий

«Подобные этим стихи я писал , к сожалению, достаточно долго…»

1 ведущий

«Значительно ранее этого времени меня стали усиленно водить в образцовую Мариинскую оперу…Благодаря оперной музыке моё творчество стало развиваться на двух основных принципах: классическая банальность и мелодическая музыкальность»

В. Беллини.  Ария Нормы из оперы «Норма». Фрагмент.

2 ведущий

« Да, я люблю композиторов самых различных и …музыку Чайковского, и изысканную эпичность Римского-Корсакова, и божественную торжественность Вагнера… Удивительно ли, что стихи мои стали музыкальными, и сам я читаю речитативом, тем более, что с детских лет я читал уже нараспев, и стихи мои всегда были склонны к мелодии?»

 П.И. Чайковский. Симфония №5, часть IV. Фрагмент.

 3 ведущий

В литературу Игорь Северянин вошёл . можно сказать, со скандалом.

4 ведущий

«… в 1909 году Наживин свёз мою брошюру «Интуитивные краски» в Ясную Поляну и прочитал её Льву Толстому, разразившемуся потоком возмущения по поводу явно иронической «Хабанеры II», об этом мгновенно всех оповестили московские газетчики… после чего всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала меня сразу известным на всю страну!...с лёгкой руки Толстого…меня стали бранить все, кому не было лень».

5 ведущий

« Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно  приглашали принять в них – в вечерах, а может быть, и в благотворителях – участие…»

1 ведущий

Его популярность была огромна, успех был бешеный. С 1913 по 1918 годы выходят 10 сборников его стихотворений. Это «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском». Игорь Северянин даёт собственные поэзоконцерты, совершает турне по России.

Ученица читает стихотворение «Электрассонанс»

2 ведущий

Какое обилие непонятных слов: поэзоконцерты, электрассонанс… Почему?

3 ведущий

Это его эгофутуризм.

4 ведущий

«Стихотворение «Строя струны лиры клирной»  было написано Брюсовым по поводу провозглашённого мною в России, по примеру Маринетти в Италии, футуризма. В отличие от школы Маринетти я прибавил к этому слову приставку «эго» и в скобках: «вселенский».

5 ведущий

«Лозунгами моего эгофутуризма были: 1.Душа – единственная истина.2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отверганья старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со «стереотипами» и « заставками». 7. Разнообразие метров».

А. Вивальди. Концерт ля минор для скрипки со струнным оркестром. Фрагмент.

1 ведущий

В 1918 году в январе  Игорь Васильевич Лотарёв уезжает вместе с матерью из тревожной России в Эстонию. Правда, он побывал ещё раз в Петрограде и в Москве, где 27 февраля 1918 года в Политехническом музее на  литературном вечере был выбран «королём поэтов». На втором месте оказался В. Маяковский, на третьем – К. Бальмонт.

Ученик читает стихотворение «Рескрипт короля»

2 ведущий

Из Москвы Игорь Северянин спешит к больной матери в Тойла. Он вынужден остановиться в непростых условиях немецкой оккупации. В 1920 году 2 февраля Советская Россия признаёт Эстонию независимым государством. Так поэт оказался вне Родины.

С.В. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром, часть 1. Фрагмент.

Ученик читает стихотворение «Грустный опыт»

Ученица читает стихотворение «Без нас».

Ученик читает стихотворение «Наболевшее…»

3 ведущий

Живя в Эстонии, Игорь Северянин выступал с чтением своих стихов, много работал. Вышли в свет  сборники его стихотворений: «Эстляндские поэзы». «Классические розы», «Медальоны»; автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств».

Ученик читает стихотворение «Сияет даль…»

4 ведущий

Последние годы жизни поэта омрачены тяжёлым материальным положением. Его письма друзьям, знакомым кричат о помощи.

5 ведущий

Из письма И. Северянина А.Д. Барановой от 14 сентября 1937 года: «… наше положение очень тяжёлое… Не хватает самого необходимого…»

1 ведущий

«…Я в полном одиночестве… Горчайшую нужду переживаю… Конечно же, я ничего ровно не пишу… Болезнь сердца: застарелый аппендицит, сердце изношено. Одышка, головные боли частые и жгучие…»

2 ведущий

Игорь Северянин умер в 1941 году. Похоронен на таллиннском Александро-Невском кладбище.

Ученик читает стихотворение «Классические розы»

Ученица читает стихотворение «Игорь Северянин»

Все участники композиции поднимаются на сцену и по очереди по строкам читают стихотворение В. Брюсова, держа перед собой   буквы имени Игоря Северянина.

        И ты стремишься ввысь, где солнце вечно,

        Где неизменен гордый сон снегов,

        Откуда в дол спадают бесконечно

        Ручьи алмазов, струи жемчугов.

        Юдоль земная пройдена. Беспечно

        Свершай свой путь меж молний и громов.

        Ездок отважный! Слушай вихрей рёв,

        Внимай с улыбкой гневам бури встречной!

        Ещё грозят зазубрины высот,

        Расщелины, где тучи спят. Но вот

        Яснеет глубь в уступах синих бора.

        Назад не обращай тревожно взора

        И с жадной жаждой новой высоты

        Неутомимо правь конём, - и скоро

        У ног своих весь мир увидишь ты!

Ф. Шопен.  Вальс «До диез минор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальная композиция «Гений чистой красоты».

Литературная постановка в рамках недели русского языка и литературы....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная А.С.Пушкину "Но жив талант, бессмертен гений..."

Не найдешь сегодня на бескрайних российских просторах человека, которому незнакомо светлое имя - Пушкин, имя, которое стало олицетворением России.  Его читали и продолжают читать. Ибо "Пушкин - п...

Презентация к уроку по теме "Я гений, Игорь Северянин..."

Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе, посвященном творчеству Игоря Северянина. Содержит бографические сведения, тексты и анализ стихотворений....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...

Литературно-музыкальная гостиная "А.С. Пушкин – наш творческий гений"

1.     Поддержать интерес к литературе, расширить кругозор обучающихся, воспитывать понимание красоты русского слова, актуализировать знания по литературе и классической музыке;Пре...