Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»
классный час (10 класс) на тему

Чевелёва Анна Викторовна

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korol_poetov_igor_severyanin.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Составила Чевелёва А.В.

Место проведения: МОУ СОШ № 11

Время проведения: сентябрь 2012 года

Оформление: иллюстративная выставка

Ведущий: Здравствуйте! Меня зовут Чевелёва Анна Викторовна, я работаю в библиотеке МЦ «Спектр». Сегодня у нас мероприятие «Король поэтов», посвященное Игорю Северянину. В 2012 году исполнилось 125 лет со дня его рождения.

Начнем с того, что в истории русской литературы есть золотой век и серебряный век.

Золотой век – это начало 19 века, время, когда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский,  Л.Н. Толстой и другие известные писатели.

Серебряный век – это конец 19 – начало 20 века. Сначала в литературе наступил кризис, но затем произошло обновление. Появились новые литературные направления: символизм, акмеизм и футуризм.

Поэты-символисты, например А. А. Блок, использовали многозначные образы, мистический взгляд на вещи, ориентировались на музыку.

Акмеисты – например, А. Ахматова, старались писать реалистичные стихи, опирались на живопись и архитектуру, скульптуру.

Футуристы – были восхищены развитием науки и техники и предлагали создать новую литературу, а классику – выбросить. Они часто сочиняли новые слова. Многие из футуристов хорошо рисовали, например, В.В. Маяковский.

Поэт Игорь Северянин, которому посвящено наше мероприятие, был футуристом.

Вед.: Давайте рассмотрим его биографию (показ).

Игорь Северянин – это псевдоним писателя. Его настоящее имя - Лотарев Игорь Васильевич (показ портрета). Он родился 4 мая 1887 года в Петербурге. Его отец, Василий Петрович – военный инженер. Мать происходила из дворянского рода Шеншиных. В ее роду были поэт А.А. Фет и историк Н.М. Карамзин.

В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец.  Учился будущий поэт небрежно и неохотно, а в конце концов  и вовсе отказался продолжать образование – ушел из пятого класса Череповского реального училища. Отец был недоволен, но настаивать не стал. В отставке отец и тетя пытались работать купцами, но торговля не получалась. Тогда отец поехал на Дальний Восток, Ничего не вышло и там. В 1904 г.Будущий поэт уехал к матери в Гатчину. Стихи он начал писать рано -  в 8 лет. Его любимыми поэтами и художниками были: поэты  А.К . Толстой, Константин Михайлович Фофанов, французский поэт Шарль Бодлер, Ф. И. Тютчев, А.М. Жемчужников, живописец Михаил Александрович Врубель. Любимые композиторы: Пуччини, Чайковский, Римский-Корсаков. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан которую он называл Златой, которая и вдохновляла будущего поэта. Вот его первое стихотворение:

Вот и звезда золотая

Вышла на небо сиять.

Звездочка верно не знает, что ей недолго блистать.

Так же и девица красна:

Выйдет на волю гулять.

Вдруг молодец подъезжает – и воли ее не видать…

Попав в Петербург 31 декабря 1903 года, он начал посылать по различным редакциям свои опыты,  откуда они, в большинстве случаев, возвращались. Отказы свои редакторы мотивировали то недостатком места, то советовали обратиться в другой журнал, находя их для себя неподходящими, чаще же всего возвращали вовсе без объяснения причины. Продолжалось это до тех пор, пока Северянин не прекратил рассылать, окончательно убедившись в невозможности попасть без протекции в какой-либо журнал, разозленный существовавшим обычаем, редакционной кружковшиной и кумовством. Иными словами, печатали стихи родственников и знакомых. Тогда одна добрая знакомая его доброй знакомой, бывшая доброй знакомой редактора солдатского журнала «Досуг и дело», передала ему стихотворение Северянина «Гибель Рюрика», которое и было помещено 1 февраля 1905 года во втором номере журнала под настоящей фамилией: Игорь Лотарёв. Однако гонорара автору не дали и даже не прислали ноиер журнала с его стихотворением. Публикация в столичном журнале настолько окрылила, что он придумал себе красивый псевдоним: игорь Северянин. Сам Автор писал свой псевдоним через тире, как второе имя. Но самую громкую славу принесли устные выступления на сцене.

Как в пещере костер, запылает камин…

И, звонок оправдав, - точно роза в снегу,

Ты войдешь, серебрясь…

Я – прости, не могу…

Зацелую тебя…как идею брамин!

О! Мороза дитя – это роза в снегу.

Сладострастно вопьет

Бархат пестрой софы,

Он вопьет перламутр

Этих форм…он вопьет!

Будь, моею, ничья!

Лью в бокалы строфы,

Лью восторг через край, - и бокал запоет…

А бокал запоет – запоет кабинет,

И камина костер, и тигрица софа…

Опьяненье не будет тяжелым, о нет!

Где вино вне вина – жить и грезить лафа.

Стих «Роза в снегу»

Иными словами, автор сравнивает написание стихов с вином, оно тоже радует,  тоже отрыв от реальности, но не вредно для здоровья. И, конечно, он пишет про любовь. Литературе Игорь сразу же отдался самозабвенно, стал  издавать за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и продолжил рассылать их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. аж 35. Стихи особого отклика не имели. 

20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным. 

В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры — "Хабанера II", начинавшееся так: "Вонзите штопор в упругость пробки, — И взоры женщин не будут робки!..".

Толстой воспринял стихи всерьез и возмутился: «Чем занимаются! Это литература! Вокруг полчища безработных, преступления, невероятное пьянство, - а у них – упругость пробки» Отзыв Толстого был тогда же предан гласности. «А дальше произошло самое интересное. Всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала меня сразу известным на всю страну... С легкой руки Толстого  меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах,  участие", — вспоминал позднее поэт. Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. Журналы охотно печатали его стихи, каждая новая его книга тщательно комментировалась критикой. Первым авторитетным автором, прорвавшимся сквозь критику, был поэт Валерий Брюсов. В 1911 г. Валерий Брюсов, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи", хотя они не были знакомы. Вот послушайте:

«Не знаю, любите ли вы мои стихи, но ваши мне положительно нравятся. Все мы подражаем друг другу: молодые- старикам, а старики – молодежи, и это вполне естественно». Это было похоже на сказочный сон: юноше, начинающему, почти не известному поэту, пишет исключительное по любезности письмо и шлет свои книги поэт, достигший вершины славы. Обрадованный и гордый, Игорь послал ему свои брошюрки, и вскоре получил послание в стихах.  Другой мэтр символизма, Федор Сологуб, принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси. 

Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм, в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, Иван Игнатьев, Вадим Баян, Василиск Гнедов и Георгий Иванов , вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком, В. Маяковским и Василием Каменским (, в Крыму олимпиаду футуризма. 
Из дружбы двух видов футуризма ничего не вышло. Северянин поссорился с Маяковским. Им нравилась одна девушка – Софья Сергеевна Шамардина. Девушка выбрала Маяковского, а потом они расстались. Но я читала воспоминания Софьи, и она Маяковского не обвиняет. Девушка познакомилась сначала с Игорем Северяниным, затем и с Владимиром Маяковским, а затем познакомила их между собой. Потом  Софья стала встречаться с Маяковским. Ей понадобилось уехать, и она его бросила. Позже они встретились, и Маяковский предлагал ей выйти замуж. Но она отказалась.

Затем началась первая мировая война, пусть и не сразу, она сменила общественные интересы, ярко выраженный восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания.

27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. 
Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен.

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

От Баязета к Порт-Артуру

Черту упорную провел.

Я покорил литературу!

Взорлил, гремящий, на престол!

Я год назад сказал: «Я буду!»

Год отсверкал, и вот – я есть!

Это отрывок из стихотворения «Эпилог». Северянин почти не преувеличивал. В то время Северянин был очень популярен. Несмотря на то, что концерты, где он читал свои стихи, были дорогие, молодые девушки, ученицы гимназий, откладывали деньги и посещали их. Это вызывало зависть: почему у него, а не у меня столько поклонниц?  Слава была еще в 1913-1915 годах, а звание он получил только в 1918. Его угощали ананасами и омарами, возможно потому, что он воспел ананасы в стихотворении «Ананасы в шампанском».

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно!

И берусь за перо!

Его книги расходились невиданными до тех пор тиражами. «Громокипящий кубок» за два года выдержал семь изданий. Все 10 тысяч экземпляров были так быстро распроданы, что предприимчивые издатели сообразили: надо печатать собрание сочинений.  Первый том вышел осенью 1905 года; часть тиража – подарочное издание - на Александровской бумаге, в переплете из парчи. Несмотря на жуткую дороговизну, все экземпляры, в том числе и парчовые, были быстро распроданы.

Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой деревне с ее тишиной и покоем, где росли ели. Поэт много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать на концертах в Таллине и других местах. 

В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Крут. С ней поэт прожил 16 лет. В 1935 году они разошлись, о чем Северянин потом жалел. 

В 20-е годы он держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе"Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и"Колокола собора чувств"!

Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений. 

Зато в 1931 году вышел новый  сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех.

Позовите меня – я прочту вам себя,

Я прочту вам себя как никто не прочтет.

Как никто не прочтет, даже нежно любя,

Даже жарко любя…

Но при чем тут почет!

«Позовите меня…»

Иными словами, даже поклонники не смогли бы прочесть стихи как  читает их автор. Автор понимает стихи лучше всех. Однако  издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распространять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Крут.

 А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".

 
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне.

Такова биография Игоря Северянина. Кстати, в его полном собрании сочинений 2353 стихотворения.

А сейчас я задам несколько вопросов.

1. Что такое золотой и серебряный век русской литературы? ( н.19 век и к 19 - н. 20 века)

2.В каком жил Северянин? (В серебряном).

3.Кто такие футуристы? Их особенности? (поэты, предлагавшие в век науки и техники создать новую литературу, сочиняли новые слова).

4.Что вам показалось интересным в биографии Северянина?

А сейчас я предлагаю прочитать несколько его стихов. Мне нужны добровольцы для чтения стихов.

1.Мороженое из сирени

- Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Сударышни, судари, надо ль? Не дорого – можно без прений…

Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…

Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?

Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,

На улицу специи кухонь, огимнив экспресс в вирелэ!..

Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок…

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-богу,

Похвалишь, дружок!

Вед.: Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Насколько я знаю, такого мороженого нет, поэт его придумал. Наверное, он просто любил сирень. Я ее тоже люблю. Обратите внимание, как красиво цветет сирень в школьном дворе весной, и постарайтесь ее не обрывать.

2.На реке форелевой.

На реке форелевой, в северной губернии,

В лодке, сизым вечером, уток не расстреливай:

Благостны осенние отблески вечерние

В северной губернии, на реке форелевой.

На реке форелевой в трепетной осиновке

Хорошо мечтается над крутыми веслами.

Вечереет. Холодно. Зябко спят малиновки.

Скачет лодка скользкая камышами рослыми.

На отложье берега лен расцвел мимозами,

А форели шустрятся в речке грациозами.

Вед.:  Как вы понимаетне это стихотворение? Северянин писал и о природе. Здесь он защищает уток и просит на них не охотиться. Экологическое стихотворение, на мой взгляд.

А теперь – мое любимое стихотворение.

3.Живи, живое! Под солнца бубны

Смелее, люди в свой полонез.

Как плодоносны, как злототрубны

Плоды ржаные моих поэз.

В них водопадят любовь и нега,

И наслажденье, и красота.

ВСе жертвы мира во имя эго!

Живи, живое, - поют уста.

Во всей Вселенной нас только двое

И эти двое всегда одно:

Я и желанье. Живи, живое!

Тебе бессмертье предрешено!

Вед.: Кто желает высказаться?

Это стихотворение – очень веселое и жизнерадостное. В какой-то мере автор, как мне кажется, восхваляет разумный эгоизм, когда человек заботится о себе и не забывает о других.  Говорит: Все жертвы мира во имя эго.

Ну, вы знаете, что он эгофутурист, так что это нормально. А может, все жертвы мира во имя поэзии и творчества, во имя эгофутуризма.

Еще на мой взгляд, это гимн жизни. Автор верил в науку, и что человек познает тайну долголетия.

Вед.: Молодцы, вы очень старались. А теперь я задам вам  вопросы.

  1. Как вы думаете, может ли человек сам себя назвать гением, или это должны сделать другие? (Вообще-то его провозгласили королем поэтов, а король – это все равно что лучший, хотя мне нравятся и Маяковский, и Хлебников. С другой стороны, у человека должна быть высокая самооценка, так что может и можно назвать себя гением, если добился признания публики).
  2. Можно ли сочинять в стихах новые слова? Это красиво или слишком непонятно? (ответы)
  3. Бывает ли критика полезна? Что лучше для таланта, как выдумаете: критика или равнодушие? (ответы)

4.Как вы думаете, почему стихи раскупали ? За что они нравились? (жизнелюбие) Понравились ли вам его стихи?

Вед.: А теперь – до свидания, наше мероприятие завершено.

1.Мороженое из сирени

- Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Сударышни, судари, надо ль? Не дорого – можно без прений…

Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…

Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?

Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,

На улицу специи кухонь, огимнив экспресс в вирелэ!..

Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок…

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-богу,

Похвалишь, дружок!

2.На реке форелевой.

На реке форелевой, в северной губернии,

В лодке, сизым вечером, уток не расстреливай:

Благостны осенние отблески вечерние

В северной губернии, на реке форелевой.

На реке форелевой в трепетной осиновке

Хорошо мечтается над крутыми веслами.

Вечереет. Холодно. Зябко спят малиновки.

Скачет лодка скользкая камышами рослыми.

На отложье берега лен расцвел мимозами,

А форели шустрятся в речке грациозами.

3.Живи, живое! Под солнца бубны

Смелее, люди в свой полонез.

Как плодоносны, как злототрубны

Плоды ржаные моих поэз.

В них водопадят любовь и нега,

И наслажденье, и красота.

ВСе жертвы мира во имя эго!

Живи, живое, - поют уста.

Во всей Вселенной нас только двое

И эти двое всегда одно:

Я и желанье. Живи, живое!

Тебе бессмертье предрешено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Внеклассное мероприятие по творчеству Игоря Талькова

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству поэта-барда...

Жизнь и творчество Игоря Северянина.

Данная презентация  может быть использована на уроках литературы при изучении творчества поэта Игоря Северянина. В работе освещаются основные темы творчества поэта.....

Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений

Материал о творчестве Игоря Северянина, характере и тематике его стихотворений. Анализ стихотворений....

Сценарий открытого мероприятия, посвященное творчеству Расула Гамзатова «Поэт всех времен и народов».

Мы все умрем, людей бессмертных нет,И это все известно и не ново.Но мы живем, чтобы оставить след:Дом иль тропинку, дерево иль слово.Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что име...