Интегрированный урок по литературе и психологии.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Звуки голоса любимой, как музыкальная мелодия, жили в душе поэта, при встрече с ней (любимой) они потрясли его. «Тут жизнь заговорила вновь». Любовь – это сама жизнь в лучших её проявлениях. Это музыка души человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutchev..doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Нежней мы любим и суеверней…» Любовная лирика Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений
Цель: чтение и изучение любовной лирики Тютчева, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний человека.
Оборудование: презентация, романс «Я встретил вас», музыкальное сопровождение работы. Учащиеся готовят заранее сообщения об адресатах любовной лирики Тютчева
Ход урока.
1.Звучит музыка. Под музыку произносятся слова:
- Звуки голоса любимой, как музыкальная мелодия, жили в душе поэта, при встрече с ней (любимой) они потрясли его. «Тут жизнь заговорила вновь». Любовь – это сама жизнь в лучших её проявлениях. Это музыка души человека.
2. Психология . Что такое любовь? Любовь. Красивое слово, нежное слово. Ради любви люди готовы на многое. А что такое любовь? Как вы это понимаете? (высказывание детей)
А вот как описывают это чувство в литературе:
Любовь – это скорее не слово, а определенные действия, благодаря которым ты понимаешь, что тебя любят.
Любовь – это энергия, которая заставляет двигать жизнью.
По словам ученых, врачей любовь, это болезнь – острое психическое расстройство, зависимость от другого человека.
Любовь это болезнь, которая заразна, причем эмоциональное заражение в психическом смысле. Эмоции или настроение одного человека передаются другому, так происходит когда чувство взаимно.
А кто знает признаки любви? (ответы детей)
Разрешите и мне добавить несколько:
-отстраненный взгляд, направленный внутрь себя;
-радостное вздрагивание при каждом телефонном звонке, несчастный вид, если телефон долго молчит;
-непредсказуемая смена настроения;
-неадекватная реакция: истерика или блаженная улыбка;
-повышенная эгоистичность по отношению к проблемам других и т.
3. Тютчев многогранен, и каждая грань его творчества сверкает первозданной красотой откровенного и чистого сердца. Он поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья, Преданности и воплощённой в любви Вечности. После смерти его первой жены – Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа, охраняющие его Творчество и Жизнь. Эти звёзды – две женщины - Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева – Нести и Леля. Это их слёзы, чистые, как горное озеро, и горячие, словно огненная лава вулкана, обжигали душу поэта, заставляя её страдать, очищаться и возноситься в поэтическое мироздание вселенского вдохновенья.
- Рассказ о пожаре на пароходе, где находилась первая жена Тютчева Элеонора и его дети, и чтение стихов, посвященных ее памяти: «Еще томлюсь тоской желаний…» (1848) и «В часы, когда бывает…» (1858).
- Чтение стихотворений, посвященных второй жене поэта Эрнестине Федоровне Дёрнберг. Это «1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой тоской влюбленной…», «Не знаю я, коснется ль благодать…».
- Особое место занимают в творчестве Ф. Тютчева стихи, посвященные Е. А. Денисьевой, потому что в них исключительно сильно изображено чувство последней, прощальной любви. Это «О, как убийственно мы любим…», «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Есть и в моем страдальческом застое…», «Последняя любовь».
Из этих стихов может быть составлена литературная композиция. Грамотное выразительное чтение станет показателем их понимания.
4. Для текстуального анализа выбраны стихи, посвященные женщине, которая поняла и оценила любовь Тютчева, но не связала с ним свою жизнь, — Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюднер. Это раннее «Я помню время золотое…» (1836), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» — Крюднер баронессе (1870).
Обратимся к тексту стихотворения «К.Б.»:
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
- Слово былое (минувшее, прошлое) – книжное; - Какой оттенок придает это слово?
Оно предает оттенок значительности ушедшим годам.
-Что можете сказать о третьей строке и начале стихотворения?
Третья строка (Я вспомнил время золотое…) – почти дословное повторение начала стихотворения «Я помню время золотое…». Молодость – самое ценное в жизни человека, время великих надежд и будущих свершений. Инверсия слова золотое выделяет это определение.
Психология цвета. Цвет «Золото» - это желтый. А что он значит? (ответы). Да вы правы, это и радость, и веселье, но еще это цвет справедливости, ловкости, сообразительности.
Желтый цвет олицетворяет Солнце, тепло, весну, цветы. В тоже время желтый цвет на языке цветов это цвет разлуки. И как ничто другое это определение цвета, характеристика цвета подходит к биографии Тютчева, к его поэзии. Проанализировав цветовую гамму в творчестве Тютчева, можно заметить преобладание желтого и золотого цвета.
Как по вашему, почему поэт рифмует былое-золотое?
- Чем богата эта строфа?
Строфа богата звуковым повторами.( вс(встретил)-вас-все: ст(стало) так т(тепло))
-Что ещё придает экспрессию строфе? Анафора:
Я встретил вас
…………………………
Я вспомнил время…
Вторая строфа – о необычайных явлениях природы.
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
-Что мы можем увидеть?
В хмурую осеннюю пору хлынет весеннее тепло и солнышко засветит по-особому приветливо.
-Что можно почувствовать?
Человек почувствует себя бодро, и на душе его станет радостно и уютно:
..Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас…
Эмоциональна строка «Бывают дни, бывает час…». Повторение одного и того же слова бывает, необычайное его место в строке придает убедительность утверждению.
-Выразительно редко употребляемое слово встрепенется о чем говорит? ( пробудится, оживит прошлое)
Психология. Воспоминания это воспроизведение во времени и пространстве образов прошлого из автобиографической памяти. (Роджер Браун)
Можно сказать, что это обозначения памяти, которое окружает определенное, значительное событие в собственной жизни. Такие воспоминания обычно очень ясные и острые, они состоят из того, где человек был, что делал, кто был там еще и т.д., когда произошло это событие. Для того, чтобы сформировались такие «разные» резкие воспоминания, должны быть и сильное удивление, и высокий уровень эмоционального возбуждения.
воспоминание память прошлое
А зачем нам прошлое?(ответы обучающихся) Ведь многие из нас хотели бы поменять его, может даже и не все, а фрагмент (в большой степени это неприятные моменты), ну или по крайней мере думали об этом.
Мы получаем опыт в прошлом, чтоб не сделать ошибок в будущем.
Третья строфа уточняет и дополняет смысл выражения «что-то встрепенется в нас», продолжает мысль о том, что бывают дни необычайные и значительные:
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
-Что Тютчев передает словом упоенье ?
Передает восторг от встречи с баронессой Крюденер. Такой волнующей радости поэт еще не испытывал многие годы – «с давно забытым упоеньем». С отрадой он вновь увидел «Милые черты». Волна воспоминаний и чувств захлестнула, как некогда всю полноту его личности. Выражение «Обвеян дуновеньем» подсказано памятными воспоминаниями прошлого, когда ветер обвевал юные лица Амалии и Федора Ивановича во время их прогулок по Мюнхену. Об этом поэт рассказывает в стихотворении «Я помню время золотое»
Что можете сказать об этой строфе?
Строфа, как и предыдущие, благозвучна: в,н(обвеян), н,в,н (Дуновеньем); вн(душевной) – н(полноты) аллитерация – третьей и четвертой строках:
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
- В чем признается поэт в четвертой строфе?
Четвертая строфа – признание в своем неугасимом чувстве, уподобленном любимой музыке, покоящейся в памяти человека долгие годы. Лирический герой ошеломлен встречей, даже сомневается в её яви:
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Психология. . Эмоции, чувства – что это такое? Вспомните определения, мы с вам на уроках психологии не раз говорили об этом. (ответы детей)
Все вы правы.
Эмоции – это выражение оценочного отношения существующий или возможной в будущей ситуации.
Чувство – это устойчивое эмоциональное состояние.
Эмоции и чувства могут совпадать и даже противоречить друг другу (например: можем ненавидеть любимого человека). Эмоции не всегда осознаются, чувства же внешне всегда заметны. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, отражают устойчива отношения к каким-либо конкретным объектам.
Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоциональное состояние – настроение; стресс; гнев и т.д
Чувства – боязнь; волнение; благодарность; любовь и т.д.
Чем примечательна последняя строфа?
Последнее четверостишье перекликается с началом стихотворения. Встреча с первой любовью – это не только воспоминания, это – вся прожитая жизнь, где память об Амалии всегда хранилась в душе поэта. И последнее признание в любви:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Строфа эмоционально насыщена. Здесь и анафоры, и смысловое значение рифмующихся слов воспоминанье (а,е) – очарованье (нье): вновь (вь)-любовь(вь). И красота авторских выражений.
-Чем проникнуто стихотворенье?
Стихотворение проникнуто грустью о прошлом, болью о несбывшемся, но в нем – апофеоз великому чувству любви. Для поэта – это музыка души, быть может, самое значительное в жизни человека.
Психология.
Душа самое сложное понятие из области философии и религии. В одном это нематериальное начало жизни, в другом случае –совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. А как вы думаете, что такое душа и где она находится. Ведь над этим вопросом многие ломают голову.
Для современной психологии душа это носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств, которые сообщают его частям положение, важность и динамику.
Кто-то относится скептически ко всему этому, кто-то верит, что да, душа есть, ее можно потрогать
Работа в группах.
Раннее «Я помню время золотое…» (1836), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» — Крюднер баронессе (1870).
Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами:
- Каковы ключевые образы в этих стихотворениях, как они связаны? (В первом стихотворении это Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами мира внешнего. Во втором — это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик — важна его внутренняя, духовная жизнь.)
- Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?
- Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?
- Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма?
- Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.
В финальной части урока звучит романс неизвестного автора на стихи Тютчева «К. Б. («Я встретил вас — и все былое…»)». При прослушивании на листе формата А 4 учащиеся цветными карандашами рисуют образ, чувства, переживания лирического героя.
Выставка рисунков.
Д/З письменно сопоставить лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения Тютчева «К. Б.» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и с замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
В 1850 начинается сближение Тютчева с Денисьевой. Она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет открыто были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего света петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, тем не менее в гостиных Петербурга и окрестностей его нещадно поносили - ему не могли простить этот роман на стороне, потому что здесь была подлинная страсть, не таимая от света, отличавшаяся постоянством. На Денисьеву было воздвигнуто общественное гонение. Трудны и тяжелы были для Тютчева и сцены, нередко происходившие между ним и Денисьевой. Мы знаем о ней мало, помимо стихов, посвященных ей Тютчевым. Отрывочные сведения, дошедшие до нас, рисуют нам Денисьеву с чертами иных героинь Достоевского, душевно растерзанных, способных к самым мрачным выходкам.
Весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской императрицы Александры Федоровны). Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Шли годы, и в 1870 г. Тютчеву довелось вновь встретить уже и немолодую Амалию Максимилиановну в Карсбаде, куда поэт приехал лечиться.. Тогда-то и было написано стихотворение «Я встретил вас…». Но, несмотря на обиды, взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посвятил ей стихи.
1826 год – Тютчев женится на графине Ботмер. Их семью посещает вся баварская интеллигенция. Тютчев переводит на русский язык стихотворение Гейне «С чужой стороны». Перевод произведения назывался «Сосны» и годом позже был напечатан в «Аонидах». Известно также, что Федор Иванович спорил с немецким философом Шеллингом. Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная - писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре. Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной своей возлюбленной. Но, так или иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.
Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе. На котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из Россиив Италию), умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». 1839 год – Тютчев женится на баронессе Дернгейм. В этом же году за самовольный отъезд в Швейцарию (чтобы заключить брак) он отставлен со службы и лишен звания камергера. Тютчев с женой переезжают в Мюнхен.
Список литературы.
- Анализ лирики в старших классах:10-11/ И.Е.Каплан.-М.: Экзамен, 2005.
- Литература учит: 10кл.: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990
- Поурочные разработки по литературе 19 в. 10 кл. М.:Вако, 2004
- http://window.edu.ru/window_catalog/redir?id=28079&file=prosv016.pdf
- Технологии успеха. 1001 совет школьнику/ И.Л.Добротворский. М.:ВЛАДОС,2006
- Исцеляющий цвет/ Г.Сташевская.- СПб.:ИК «Комплект», 1997
7. "Арт-Терапия в подготовке специалистов помогающих профессий"/В.Л.Кокоренко.- СПб.: Речь,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».
Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...
Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"
План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Интегрированный урок (Математика + ручной труд + психология) : «Путешествие на остров «Чунга - Чанга»
На данном уроке закрепляются приемы сложения, вычитания, умножения и деления в пределах 100, а также умения решать простые и составные арифметические задачи. С помощью ко...
Интегрированный урок английского языка с психологией
Цель:повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка;формирование социокультурной компетенции;потребности правильного отношения к себе и к окружающим.Задачи:расширить запас активной лексики...
интегрированный урок по обществознанию и психологии "Общение и коммуникация" 10 класс
конспект урока и презентация 10 класс...
Интегрированный урок русского языка и психологии
Данный урок предназначен для учащихся 9-11 классов, направлен на формирование навыков анализа лирического произведения, развивает интерес к художественному слову. Кроме этого, знания по психологии пом...
«Я мыслю - значит, я существую» интегрированный урок русского языка и психологии 5 класс
Интегрированный урок русского языка по теме «Текст, тема, идея» и психологии по теме «Память как общая способность».Тема урока: «Я мыслю - значит, я существую». Технологии обучения: личностно – о...