Внеклассное мероприятие
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Литературно-музыкальная композиция «Абай Кунанбаев - философ, поэт, композитор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_kompoziciya_abay_kunanbaev_-_filosov_poet_kompozitor_.doc | 59.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя общеобразовательная школа
№ 6 города Павлодара
Литературно-музыкальная композиция «Абай Кунанбаев - философ, поэт, композитор».
Г. Павлодар, 2008
...В вечном к истине стремленье он прекрасен и велик.
Гёте.
Пойми меня сердцем своим –
Для тебя загадкой предстану,
С бесправьем боролся, в бездорожье путь искал,
С тысячью один бился - не осуждай.
Абай. К потомкам.
Оформление: Портрет Абая, книги, изданные на двух языках, музыкальное оформление. Слова назидания:
«Без народа нет жизни. Какая польза, что ты разложишь в пустыне ситец и сядешь рядом
с ним, взявши аршин в руки» Назидание 1 слово.
«Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни» Слово 25.
«Если страстно полюбишь науку, и само знание будешь считать подарком, то оно даст тебе
высшее блаженство. Стремись к знаниям, стремись к ним страстно» Слово 32.
«Если достигнешь истины, то не отступай от неё даже под угрозой смерти» Слово 32.
«Человек - дитя своего времени. Но если ты дурён, не обвиняй в этом своих современников». Слово 37.
«Кричащий в гневе смешон, молчащий в гневе страшен». Слово 37.
На сцене 1 ведущий:
С праздником уважаемые гости. Наша музыкальная гостиная посвящается казахскому поэту, просветителю, философу и композитору Абаю Кунанбаеву. Абай воспевал весну, пробуждение весны и любви, призывая своими произведениями казахский народ к счастливой жизни. Скоро придёт на нашу землю праздник весны и равноденствия, праздник счастья и благополучия, о котором мечтал великий казахский поэт.
Играет музыка «Звуки домбры».
На сцене 2 ведущий:
Пройдя свой путь раздумий и страданий,
Он стал у основанья снежных гор.
Как дружбы свет, как прошлому укор,
Величественным и строгим изваяньем.
3 ведущий:
Поэт глядит на нас издалека. В открытом взоре мыслей созиданий. И поколеньям новым на века Он держит книгу мудрых назиданий.
Слышатся звуки домбры.
1 ведущий читает слова назидания, обращенные к потомкам:
« Изучай культуру и искусство русского народа. Это ключ к жизни».
«Если страстно полюбишь науку, и само знание будешь считать подарком, то оно даст тебе
высшее блаженство. Стремись к знаниям, стремись к ним страстно».
« Если достигнешь истины, то не отступай от неё даже под угрозой смерти».
«Кричащий в гневе смешон, молчащий в гневе страшен».
2 ведущий.
Песнь его летит!
Возносится до горных кручей!
На снежных пиках в вышине,
И на скалистой крутизне-
Мы видим след певца могучий!
Выходит ученик:
В ночи я кричал,
И звонко звучал
Мне голос утёсов ответный.
И днём среди скал
Я долго искал,
Тех, кто отвечал мне, но тщетно. -
Того же всё эха безжизненный звук,
Всё те же бездушные скалы вокруг.
Один пешеход
Пустыней идёт,
А конные вдаль ускакали.
О пламя в груди,
О даль впереди,
О тьма необъятной печали!
Кому в этом горестном, тёмном краю,
Откроешь ты думу и душу свою?
1 ведущий:
Абай Кунанбаев известен нам не только словами назидания, лирическими стихами и песнями, он известен нам своими изумительными переводами. Особенно его привлекали лирические произведения русских поэтов 18 века и немецкого драматурга и поэта Гёте.
Ученица 7 класса прочитает вам стихотворение Гёте (Лермонтова) «Горные вершины» на казахском языке.
3 ведущий:
Взглянет он зорче степного орла, Струны раздумий в душе теребя. Против невежества, против зла Он обращает свой гнев, скорбя.
Творчество Абая разнообразно: часто его стихи носят печальные и обличительные строки. Стихотворение « Видел я, буря сломила берёзу»
2 ведущий:
Он видел, берёзу сломила гроза, И пуля бегущую лань настигала. На тёмной реснице блеснула слеза, А сердце тревога и жалость сжигала.
3 ведущий:
Он встретил холодные милой глаза, Разлука, как чёрная ночь, набегала
По смуглой щеке покатилась слеза, А сердце обида и горечь сжигала.
1 ведущий:
Описание весенней цветущей степи, труд людей, любовь юных сердец, вера в счастливое будущее своего народа - всё находило отклик в сердце поэта.
Звучит куй «Саржайляу» Таттимбета.
2 ведущий:
Красивою песней под струнный звон
Ты весь охвачен в ночной тиши.
Песни меня забирают в полон,
Как я, люби их от души.
3 ведущий:
От дел привычных уйти спеша, Я забываю весь белый свет. Внимает песне моя душа, И сердца пламенем я согрет.
1 ведущий:
Поэзия Абая усилена цветом, литературными и философскими ассоциациями. Читая его, зачаровываешься изобильной щедростью художника, ему доступны всё: песенный напев и заражающая музыкальность. Поэзия Абая певуча и таинственна. Стихи его - мощный поток душевности и непоколебимой жажды искупления и внутренней непосредственности.
Послушайте стихотворение «Безветренная лунная ночь».
Звучит стихотворение в исполнении ученика 8 класса.
1 ведущий:
Абай - один из самых великих поэтов казахского народа, переводчик, философ, политический деятель, музыкант.
Много лирических песен о неразделённой любви и написал поэт, яркое признание в любви, страсть к родному человеку звучат в его творениях.
Песня «Ты зрачок моих глаз» в исполнении ученицы.
2 ведущий:
Заслуживает интереса и внимания перевод Абая отрывка из поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. «Письмо Татьяны». Благодаря его переводу поэтика Пушкина вошла в жизнь казахского народа. Поэтика зрелого Абая - потребность в общении, в сердечной связи между людьми привели к популярности его творчества. Имя Пушкина и имена его героев Онегина и Татьяны, пролетев над степями на крыльях песен, стали такими же родными для казахского народа, как имена казахских акынов и героев казахских эпических поэм.
Звучит домбра, на её фоне читают отрывок из поэмы ученицы 7 класса на русском и казахском языках.
3 ведущий:
Абай серьёзно увлекался философией. Его эрудиция в этой области
была основательна. На протяжении многих лет поэт вёл полемику, бесед - дискуссию с поэтами запада и востока.
Опускаюсь и с жадностью пью,
Зелье мёртвое прожитых дней.
И за явь сам себе выдаю,
Шум толпы, грёзы праздных людей.
И готов снова верить врагу,
И от вечных плутов бытия.
Сломя голову прочь не бегу
Есть ли яд, что не пробовал я?
Философские размышления Абая - образ определённого отношения к миру, образ возможной поэзии человека в мире.
2 ведущий:
Не только лирика Пушкина, Лермонтова, Гёте волновало Абая, сатира русского баснописца Крылова Ивана Андреевича нашла восторженный отклик в душе поэта.
Басни Крылова в переводе поэта рассказывались и распевались по всей казахской степи.
Послушайте басню Крылова в переводе Абая.
1 ведущий:
Всем пресытиться может душа,
Только песня всегда хороша.
Если ты вдохновенно поёшь –
Грудь ликует, свободно дыша.
Звучит мелодия на стихи поэта «Айтым салем, Каламкас»
Список литературных источников
http://tarihi-tulgalar.kz/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...