Рабочая программа по литературе 7 класс.
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Литвина Татьяна Михайловна

Рабочая  программа по литературе для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта   2004 года,   Программы  для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. под ред.  Г.И.Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009 год.    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7_klass.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании школьной научно-методической кафедры учителей гуманитарного цикла

«___»_____________2011 г.

Протокол №____

Согласовано

Зам.дир. по УВР

_____________

«___»_____________2011 г.

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ № 16»

______________

«___»__________2011 г.

Рабочая программа

по литературе

7 класc

МОУ «СОШ № 16»

2011 – 2012 учебный год

                                                                                 Составила

                                                                 учитель русского языка

                                                и литературы

                                                Литвина Т.М.

Рабочая программа по  литературе для 7 класса

по программе Г.И. Беленького

Пояснительная записка

    Рабочая  программа по литературе для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта   2004 года,   Программы  для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. под ред.  Г.И.Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009 год.    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Цели и задачи  программы обучения в области формирования системы

 знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе будут:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • · формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  •  обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

      Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

       Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

 Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.
    Главной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс  литературы 7 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
      писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Содержание программы учебного курса

VII класс

(68 часов)

           Введение (1 ч.)

 Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

I «Минувшее проходит предо мною…»

(Писатели о прошлом нашей Родины)

М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича.

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А.К. Толстой.

Для чтения и бесед

«Василий Шибанов».  Три героя баллады. Роль главного героя.

Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь в Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

Понятие о литературном характере.

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.  

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Петра  I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

Поэма как  жанр.   Метафора.

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» -  «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость  как выражение  лучших черт  русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

II. «Художник – голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своем времени)

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

Для чтения и бесед

«Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «»Щи», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П. Вревской».

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей.  «Благородная привычка»  к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…»,  «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования.  Гротеск.

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

Для чтения и бесед

«На мельнице». 

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

III. Запечатленные мгновения

(Художественное время в лирике)

Для чтения и бесед

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза; Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

IV. Человек и движение времени

(Тема становления личности)

Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания  - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

Повествование от лица героя-рассказчика.

«Отрочество» ( главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф.М. Достоевский.  Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

Максим Горький. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Детство».  Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к дюдям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

V.  Содружество  искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

(1ч)

Для чтения и бесед

С.П. Швырев. «Звуки»; К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А. Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д. Бальмонт. «Грусть»; К.М. Фофанов. «Художник», «Уснули и траы и волны…».

VI. Перекличка эпох

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

И.А. Крылов. Крылов-драматург.

Для чтения и бесед

«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

Сходство и различия проблематики комедий Мольера и Крылова.

Комедия как литературный жанр.

VII. Фантастика. Тема будущего

(3+1)

Для чтения и бесед

В.А. Рождественский.  «Над книгой».

А.Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Маленький принц» (избранные страницы).

Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни.  «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь солнце», «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Р. Бредбери.

Для чтения и бесед

«Каникулы», «Земляничное окошко».

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Беленький Г.И., Снежневская  М.А. Литература. Начальный курс 7 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
  2. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы  уч-ся по литературе. 7 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
  3. Беляева Н.М.  Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
  4. Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2001.
  5. Ольшевская Л.А.  Литература Древней Руси и 18 века.-  Москва: Новая школа,  2006.
  6. Программа  для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. -  М.:Мнемозина,2009.    
  7. Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.
  8. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
  9. Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк – Альфа, 2006.

Дополнительная учебная  литература

  1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
  2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 7 класс. -  М.: Вако, 2007.
  4. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.
  2. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.
  3. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  5. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург:  Фактория, 2006.
  6. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
  7. Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

Название раздела программы

№ урока

Тема урока

К-во

Элементы обязательного минимума

Домашняя работа

1.

Художественное время и художественное пространство

1

Обозначить проблему пространства и времени в литературе, показать особенности их воссоздания в художественном произведении; познакомить учащихся с программой предстоящего учебного года, вызвать интерес к урокам литературы.

с.3-10

                     

                    Писатели о прошлом нашей Родины (25 час.+4+3)

2.

Р/к Лермонтов на Кавказе М.Ю. Лермонтов « Песня про купца Калашникова». Картины быта Х1Х в.

1

Активизация знаний стихотворений М. Ю. Лермонтова, знакомых фактов его биографии, творческой истории произведений; обогащение этих знаний в связи с изучением «Песни про царя Ивана Васильевича»; формирование представления о произведениях на исторические темы, об исторической основе «Песни…».

с.11-21

3.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и  Грозным.

1

Раскрытие биографической и исторической основ поэмы, ее проблематики; проверка знания событий и героев «Песни…»; привлечение внимания школьников к композиционным особенностям поэмы; анализ первой и второй главы.

с. 28 з.5-8

4.

Сила и цельность характера Калашникова. Связь поэмы с фольклором.

1

Выявлять способы и средства раскрытия  образа главного героя произведения, рассмотреть близость «Песни…» к произведениям устного народного творчества.; провести наблюдение над особенностями языка поэмы.

с.21-28з.9-14

5.

Р/р  Сравнительная характеристика героев поэмы.

1

стр. 28,            задание  10-11

6.

А.К.Толстой. «Василий Шибаев».

 Три героя баллады

1

Выделять жанровые признаки баллады, давать характеристику особенностям сюжета, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

стр2 9-31, выразительное чтение

7.

Роль заглавного героя

1

Познакомиться с исторической основой повести. Выявить «самые оригинальные, самые резкие» черты казачества, его нравственные принципы: преданность родине, христианская вера, чувство товарищества и др.

цитатная характеристика

8.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести.

1

Выявить «самые оригинальные, самые резкие» черты казачества, его нравственные принципы: преданность родине, христианская вера, чувство товарищества и др

с.39-60

9.

Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее быт и нравы.

1

Выявить «самые оригинальные, самые резкие» черты казачества, его нравственные принципы: преданность родине, христианская вера, чувство товарищества и др

с. 78-100

10.

Остап и Андрий.

1

Уметь выделять смысловые части  художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

с.112 з.6,10

11.

Трагедия Тараса Бульбы. Р/К В.Туренская. «Трудный диктант»

1

Знать содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения, понимать

нравственную проблематику повести;

 владеть различными видами пересказа,  участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

с.112з8,11

12.

Р/Р Сочинение, Сравнительная характеристика героев повести.

1

Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам. Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, подбирать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

с.114-115

13.

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра в творчестве  поэта. «Полтава».

1

Дать представление учащимся об исторических взглядах А. С. Пушкина, его произведениях на исторические темы, об исторической основе поэмы «Полтава», ее героях; знать

особенности  жанров: поэма, баллада, драма.

с.116-133

14.

Исторический и личный конфликт в поэме.

1

Проверить знание содержания поэмы; рассмотреть особенности сюжета (определить его элементы в поэме) и композиции «Полтавы».

с.133-148

15.

Картины Полтавской битвы. Сопоставление Петра 1 и Карла Х11.

1

Выделять жанровые признаки баллады, давать характеристику особенностям сюжета, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

с.148-161

16.

Р/Р Поэма как жанр. Метафора.

1

Дать понятие о метафоре; текстуальный анализ строф, посвященных Полтавскому бою, показать поэтичность изображения грандиозного для России события.

с.163-166

17.

В/ч Р/к Классики русской литературы на Ставрополье

1

18.

Н.С. Лесков «Человек на часах».

1

Воспринимать и анализировать произведение, уметь Самостоятельно проводить исследование художественного  своеобразия в прозе:

с.168-178

19.

Роль происшествия в раскрытии характеров повести.

1

Анализ рассказа, выявление смысла его названия, мотивации поступков героев, обусловленных как их личными качествами, так и общественно-исторической обстановкой; наблюдение над мастерством языковой характеристики героев произведения.

с. 178-190

20.

И.С. Тургенев «Бирюк». Сложность и противоречивость Бирюка.

1

Выявить сущность конфликта и его роль в раскрытии характеров персонажей. Осмыслить внутренний конфликт Бирюка и драматизм его судьбы.  

с.199-209

21.

Значение худ. деталей, роль рассказчика в повествовании.

1

Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей,  значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. показать особенности тургеневского повествования: связь картин природы с идейно-художественным смыслом рассказа, мастерство диалога, скрытый психологизм, роль рассказчика.

с.209з.6-9

22.

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе».

1

Показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения

с.212-216

23.

В/ч И.С.Тургенев «Записки охотника»

1

Познакомить учащихся с событиями жизни И. С. Тургенева, связанными с созданием «Записок охотника».

24.

Н.А. Некрасов «Железная дорога».

1

Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные строфы, аргументируя ответ. Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.

с.221-225

25.

Своеобразие композиции стихотворения.

1

Выявить особенности композиции стихотворения,  рассмотреть прием контраста в стихотворении, дать понятие «усеченная строка», рассмотреть связь стихотворения с устным народным творчеством.

с.227-230

26.

«Долюшка женская» в стихах Некрасова. Р/к К.Хетагуров – ученик Некрасова

1

Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.

230-238(выб

27.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик...».

1

 Познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов.

с.240-248

28.

Противопоставление невежества генералов трудолюбию мужика. Осуждение рабской покорности.

1

Выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

вопр. с.248-249

29.

В/ч Сказки Салтыкова -Щедрина

1

Формирование умения самостоятельно анализировать текст, подобный изученному. Закрепление знаний об особенностях творческой манеры Салтыкова-Щедрина – создателя сказок.

30.

А.П. Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа.

1

Углубление представления о творческой манере Чехова, психологизм его рассказов, средства раскрытия характеров персонажей.

с.260-264

31.

Смешное и грустное в рассказе.

1

Понятие психологического портрета и сюжета. Жанр юмористического рассказа. Сюжет и образная система рассказа.

с.264-269

32.

А.П. Чехов «На мельнице». Роль художественной детали.

1

Углубление представления о творческой манере Чехова, психологизм его рассказов, средства раскрытия характеров персонажей.

сам. с.270

33.

Р/Р Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции.

1

Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.

соч.

Запечатленные мгновения

        (1ч.+1+2)

34.

Из лирики ХIХ века. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Я.П.Полонский

1

Знакомство с лирикой Тютчева – проникновенного певца природы, дарящей ощущение неизъяснимой радости жизни. Показать конкретность, точность, одухотворенности фетовских пейзажей в стихах; красоту ритмов, звучаний, мелодий. Обратить внимание школьников на светлую печаль стихотворений Полонского, его сопричастность человеческому страданию, слияние с природой. Стихотворные психологические новеллы поэта.

с.5-7

35.

Р/Р Учимся читать выразительно

1

Анализировать стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства.

с. 8-10

36.

В/ч Р/к Лирика природы в творчестве И.Кашпурова

1

Совершенствовать навыки анализа текста.

с.11-13

37.

В/чт. Р/к Тема малой родины в творчестве А.Екимцева

1

Совершенствовать навыки анализа текста.

Тема становления личности(14ч.+2)

38.

Р\к Толстой на Кавказе .Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека

1

Познакомить учащихся с биографической основой трилогии, историей её создания. Подготовить учащихся к восприятию толстовского текста через знакомство с особенностями Толстого-писателя в оценке Чернышевского, комментированное чтение главы I повести «Детство».

с.19-27

39.

Повесть «Детство» (главы). Формирование характера, взглядов

Н. Иртеньева.

1

Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.

с.27-33

40.

Взаимоотношения детей и взрослых.

1

Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

с.33-39

41.

Л.Н. Толстой «Отрочество» (главы)Нравственный рост Николеньки Иртеньева- основная тема повествования.

1

Дать представление о повести «Отрочество», настроить учащихся на ее самостоятельное чтение. Раскрыть мастерство Толстого в использовании изобразительно-выразительных средств и звукообразов в картине грозы. Обратить внимание учащихся на параллелизм в описании картин природы и душевных переживаний Николеньки.

с.45-49

42.

Мысль Толстого о духовных возможностях человека.

1

Обратить внимание на задачу, которую ставил перед собой писатель, работая над трилогией: показать различные эпохи в становлении духовного мира человека. Осветить моменты автобиографизма и художественного обобщения в изображении главного героя повести, мастерство Толстого в изображении движений души. Показать близость и отличие героя и рассказчика в повести.

Т/л с.52

43.

Р/р Сочинение по тексту повести

1

Писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации. Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования.

44.

Ф.М. Достоевский «Мальчики».

1

Познакомить с важнейшими событиями из жизни Ф. М. Достоевского, с особенностями изображения писателем страдающего человека в переломные, критические моменты жизни. Подготовить учащихся к восприятию глав из романа «Братья Карамазовы».

с.54-61

45.

Сострадание, любовь к ближнему как добрые начала в человеке.

1

Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

с. 61-70

46.

Обостренное восприятие писателем страданий.

1

Показать мастерство писателя в раскрытии психологических состояний персонажей. Привлечь внимание учащихся к функциональной роли интерьера в произведении

с.71-85

47.

Зарождение сильной, незаурядной личности.

1

Рассмотреть образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя. Разъяснить этико-психологические понятия: самолюбиесамолюбованиесамовластиесамоосуждение

с.85-94

48.

М. Горький «Детство». Автобиографическая основа повести.

1

Автобиографический характер повети, ее содержание, причины поступков героев.

с.96-102

49.

Отношение Горького к «свинцовым мерзостям жизни».

1

Формирование умения школьников отдельные положения, высказывания и оценки автора проиллюстрировать конкретными примерами из текста произведения. Обратить внимание учащихся на размышления писателя о памятном былом (они повторяются и в последующих главах) как на композиционный приём построения повести. Раскрыть мастерство Горького в создании портретных характеристик, показать роль деталей в них. Проследить детали-лейтмотивы в характеристике деда, роль сравнений из мира живой природы, помогающих увидеть наружность и поведение человека.

с.102-113

50.

Влияние окружающих на формирование характера героя.

1

Показать мастерство писателя в изображении пляски Цыганка и бабушки (роль сравнений, эпитетов, выразительных глаголов); сцены пожара (краски, звуки, запахи в сцене пожара). Проанализировать речь героев как средство их характеристики.

с.113-122

51.

Мастерство писателя в изображении быта и человеческих х-ров.

1

Обучение стилистическому анализу текста в процессе его разбора под руководством учителя, характеристике литературного героя

с.122-132

52.

Вера писателя в творческие силы народа.

1

Видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношение друг с другом.

с.133-138

53.

Р\Р Сочинение по повести М. Горького «Детство».

1

Работать по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение.

с.141

Содружество искусств

(3 ч.+1)

54.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Помочь почувствовать школьникам эмоциональность и изящество рассказа Паустовского, изображение покоряющей силы музыки.

с.163-171

55.

К.Г. Паустовский «Исаак Левитан»

1

Показать умение Паустовского словами передать и сюжет картины, и пронизывающее картину настроение художника, точность и образность метафор писателя, емкость эпитетов.

с.171-176

56.

Стихи русских поэтов об искусстве.

1

Цель изучения темы – показать, в чем состоит своеобразие музыки и живописи в сравнении с художественной литературой, как запечатлевается время и пространство в этих видах искусства. Обратить внимание школьников на гибкость, уникальные возможности слова писателя, способного передать сущность и особенности других видов художественного творчества; на умение поэта в сжатой поэтической речи воссоздать признаки разных видов искусства.

с.176-181

57.

В/ч Р/к В. Ащеулов

Произведения .войне

1

Перекличка эпох

        (4 ч.)

58.

Ж.Б. Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве»

1

Особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт.

с.183-193

59.

Обзор содержания комедии.

1

Приемы создания автором приемов комических ситуации, их роль в пьесе, составлять характеристику персонажей.

с. 206-227

60.

И. Крылов «Урок дочкам».

1

Расширить представление о творчестве И. А. Крылова, познакомить школьников с новыми для них гранями личности баснописца и драматурга. Вызвать интерес к драматургическому творчеству Крылова, познакомить с комедией «Урок дочкам».

с.230-242

61.

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.

1

Выделять отличительные особенности комедий Мольера от произведений Крылова.

з. с. 244

     Фантастика.

Тема будущего

            (6ч.)

62.

В.А. Рождественский «Над книгой».

Совершенствовать навыки анализа текста.

63.

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Иносказательный смысл историй

1

Познакомить с биографией Экзюпери, показать, как факты биографии, преломившись, нашли отражение в творчестве, дать представление о личности писателя. Выявить первые впечатления от прочитанной сказки. Вовлечь школьников в ее анализ.

с.247-254

64.

Истинные и мнимые ценности жизни.

1

Цель изучения сказки на уроке – прочитать ее как лирико-философское, аллегорическое фантастическое произведение о любви, о смысле существования человека на земле, об истинных и мнимых ценностях.

с.255-264

65.

Смысл афоризмов в сказке.

Размышление над смыслом афоризмов Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»; «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Развивать в семиклассниках внимание и интерес к духовной жизни человека

66.

В/ч Р/к В.Чернов Фантастический рассказ «Возвращение Джона Хилтона»

1

67.

Р. Брэдбери «Каникулы», «Земляничное лукошко»

1

Расширить представление о фантастике, показать, что и в фантастических произведениях главный интерес сосредоточен на человеке, его внутреннем мире, переживаниях, мотивах поступков. Помочь семиклассникам увидеть, что главную ценность для человека представляет другой человек, «узы неповторимой нежности» человеческих привязанностей, все, чему человек отдает «свои дни». Развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, предлагая домыслить, досочинить эпизоды разбираемых рассказов.

с.279-286

68.

Подведем итоги. Рекомендации на лето

1

Сосредоточить внимание семиклассников на стержневых проблемах курса, объединяющих в единое целое все разделы хрестоматии. В центре внимания – время и пространство в художественных произведениях разных родов и жанров. Закрепление понятий о родо-жанровой принадлежности изученных произведений. Проверка теоретико-литературных знаний школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....