Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_9.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Лицей №14»

Управления образования Администрации г.о. Электросталь

Московской области

«Утверждаю».

Директор МОУ «Лицей №14 »

_______________ /Н.М.Пилипенко/

«_____» ________________ 2011  г.

Рассмотрено на заседании МО.                                                          «Согласовано».

Протокол № 1 от «28» «августа» 2011  г.                                Заместитель директора по НМР

Председатель МО                                                                 ________________ /С.С. Абрамова/

_________________/                           /                        «_____» _______________ 2011  г.

Рабочая программа

по литературе

в     9 а классе

Учителя Будюкиной Валентины Ивановны

на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл. 

под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.

                                                 

2011 год

Реквизиты программы:

Программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.

Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник:

«Литература». 9 кл.,    Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение, 2008

УМК учителя:

  1. Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2005
  2. Читаем, думаем, спорим… Книга для учащихся. Вопросы и задания /Авт-сост. Г. И. Беленький. – М.: Просвещение, 1995
  3. Материалы фестиваля «Открытый урок» 2005, 2007
  4. Интернет-ресурсы по отдельным темам

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Количество часов по программе – 105

Количество часов по учебному плану школы - 105

На уроках используются мультимедийные средства, такие как компьютерные презентации, созданные учителем, видеофграгменты, аудиозаписи. Литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках даётся сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта, учащиеся занимаются поисковой, исследовательской деятельностью. Учитель применяет нестандартные формы проведения уроков, такие как диспут, защита проекта, семинар, конференция, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения и навыки.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, что соответствует рекомендациям составителей программы

Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс. (105 часов)

№п/п

Дата

Тема урока

Формы работы

Формы контроля

Домашнее задание

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы в процессе формирования читательского мастерства

Лекция учителя

Читать «Слово..»

«Слово о полку Игореве» и история

Лекция учителя. Устные выступления

Выучить лекцию

Сюжет произведения и композиция

Беседа. Пересказ

Выучить плач Ярославны

Художественное своеобразие «Слова…»

Практикум

сообщения

«Слово о полку Игореве» в искусстве

Лекция учителя. Устные выступления

тест

Собрать материал к сочинению

Урок-диспут «Суд над князем Игорем»

Сочинение по «Слову о полку Игореве»

Урок развития речи

сообщения

Классицизм в русском и мировом искусстве

Лекция учителя. Игра

Выучить лекцию

М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии»

Слово учителя. Устные выступления. Беседа

«Ода на день восшествия»

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол…»

Беседа

тест

Выучить отрывок

Традиции и новаторство в поэзии Г.Р.Державина. Ода «Фелица».

Г. Р. Державин «Властителям и судиям». Тема поэта и поэзии в лирике Державина

Слово учителя. Устные выступления. Беседа

тест

Выучить отрывок

Н. М. Карамзин. Понятие о сентиментализме

Лекция учителя

Теория, Карамзин «Бедная Лиза», сообщения

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

Беседа. Практикум

тест

Сообщения

А.Н.Радищев. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии», гражданский пафос произведения.

тест

Сообщения, подготовиться к контольной работе

Контрольная работа по материалам темы «Литература 18 века».

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века

Лекция учителя. Устные сообщения

В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое»

Анализ стихотворений

Жуковский «Светлана»

В. А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады

Практикум

тест

Грибоедов. «Горе от ума»

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга

Просмотр видеофильма

Выучить факты биографии

А. С. Грибоедов «Горе от ума». Прототипы комедии и история создания

Прочитать комедию «Горе от ума»Выделить по ходу прочтения характеристики и самохарактеристики героев

Система образов комедии

Заполнить таблицу

Сюжет и конфликт комедии

Анализ монолога

Общественный конфликт в комедии

Практикум

Выучить монолог, конспект статьи

Анализ монологов действующих лиц

Семинар

Хар-ка действующего лица

Анализ сцены на балу. Новые персонажи

Подготовиться к диспуту

Умён ли Чацкий?

Диспут

Выучить афоризмы героев

Афоризмы в комедии «Горе от ума»

Тест

Собрать материалы к сочинению

Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума»

Урок развития речи

сообщения

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество

Конференция

сообщения

Друзья и дружба в лирике Пушкина

Конференция

«Анчар» (выучить)

Свободолюбивая лирика Пушкина

Практикум

«Чаадаеву» (выучить)

Любовь в жизни и творчестве Пушкина

Устный журнал

«Я вас любил…» (выучить)

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Анализ стихотворения

тест

«Пророк» (выучить) Сочинение по лирике Пушкина

Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция

Лекция учителя

«ЕО» 1 глава

День Онегина

Беседа

«ЕО» 2 глава

Онегин и Ленский в деревенском кругу

Беседа

План «Онегин и Ленский»

Анализ письма Татьяны

Практикум

Конспект статьи Белинского

Анализ сцены в саду

Практикум

Рассказ «Сон Татьяны»

Анализ сцен «Сон Татьяны», «Именины»

Практикум

Анализ эпизода

Анализ сцены дуэли

Практикум

Анализ сцены дуэли

Татьяна и Онегин в 8 главе

Беседа

Собрать материал к беседе

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

Беседа

Подготовиться к семинару

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Семинар

Сообщения, конспект статей

«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Конференция

Тест

Подготовиться к выступлениям

Пушкинский роман в зеркале критики

Круглый стол

Собрать материалы к сочинению

Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Урок развития речи

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

Лекция. Беседа

Сообщения

Мотивы вольности и одиночества в лирике

Сообщения

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

Практикум

«И скучно, и грустно…» (выучить)

Адресаты любовной лирики Лермонтова

Конференция

«Смерть поэта» (выучить)

Эпоха безвременья в лирике поэта

Практикум

Тест

«Родина» (выучить)

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Сложность композиции

Лекция учителя

«Бэла» (прочитать)

Повесть Лермонтова «Бэла»

Беседа

«Тамань» (прочитать)

Повесть «Максим Максимыч» и «Тамань»

Беседа

«Журнал Печорина» (прочитать)

Печорин в системе мужских образов романа

Беседа

Сообщения

Тема любви и женские образы в романе

Сообщения

Воля человека и предначертанность судьбы в новелле «Фаталист»

Конспект критических статей

Споры о романтизме и реализме романа

Семинар

Тест

Подготовиться к проверочной работе

Проверочная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

Подготовка к сочинению по творчеству

М. Ю. Лермонтова

Домашнее сочинение

Н. В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Поэма «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав.

Конференция

Выучить лекцию

Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» . Манилов. Коробочка.

Практикум

Сообщения

Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» Ноздрев. Собакевич.

Практикум

Сообщения

Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» Плюшкин.

Зарисовки города

Образ города в поэме «Мёртвые души»

Урок-экскурсия

Образ Чичикова

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

Беседа

Сообщения

Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме

План сочинений

Эволюция образа автора

Семинар

Тест

Конспект статей

Поэма в оценке В. Г. Белинского

Круглый стол

Сочинение по поэме «Мертвые души».

Проверочная работа по поэме «Мертвые души»

Островский «Бедность не порок» (прочитать)

А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок»

Лекция. Беседа

Подобрать цитатный материал

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы

Беседа

Тест

Достоевский «Белые ночи» (прочитать)

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе

Тест

Л.Н. Толстой. «Юность» Рассказ о героях повести

Л.Н. Толстой. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии.

Тест

Читать рассказы Чехова

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника», «Тоска»

Лекция. Беседа

рецензия

Тема «маленького» человека в творчестве А.П.Чехова

Лекция. Беседа

Тест

Повторить теорию литературы

Проверочная работа по литературе 19 века

Практикум

Булгаков «Собачье сердце» (прочитать)

М. А. Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Лекция. Беседа

Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце»

Практикум

Тест

Шолохов «Судьба человека» (прочитать)

М. А. Шолохов «Судьба человека». Смысл названия рассказа Особенности авторского повествования в рассказе

Беседа

тест

Солженицын «Матрёнин двор» (прочитать)

А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе

Беседа

Образ Матрёны

Образ праведницы в рассказе

Беседа

тест

Подготовиться к зачёту

Урок-зачёт по русской литературе второй половины 19 века и 20 века

Урок  контроля

Русская поэзия Серебряного века

Лекция

Выучить лекцию Выучить стихотворение

А. А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен

Практикум

Выучить стихотворение «О, весна без конца и без краю…»

С. А. Есенин. Биография.  Тема Родины в лирике Есенина

Лекция. Практикум

Выучить стихотворение на выбор

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина

Практикум

Тест

Выучить стихотворение на выбор

В. В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского

Лекция

Выучить стихотворение «Послушайте!»

Маяковский о труде поэта

Практикум

Анализ стихотворения

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти

Лекция. Практикум

Выучить стихотворение на выбор

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве»

Практикум

Тест

Повторить теорию литературы Выучить стихотворение

А. А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике

Беседа

Выучить стихотворение на выбор

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии

Практикум

Повторить теорию литературы. Выучить стихотворение

Б. Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви

Беседа. Практикум

Анализ стихотворения. Выучить стихотворение

А. Т. Твардовский. Раздумья о природе и Родине в лирике поэта

Беседа. Практикум

Тест

Повторить теорию литературы

Урок-композиция «Песни и романсы на стихи русских поэтов»

Урок-композиция

Подготовиться к зачёту

Урок-зачёт по русской лирике 20 века

Урок контроля

Данте «Божественная комедия» (прочитать)

Шекспир «Гамлет». Обзор

Комментированное чтение

сообщения

Трагизм любви Гамлета и Офелии

Лекция. Беседа

Тестирование

Гёте «Фауст» (прочитать)

Гёте «Фауст». Обзор

Комментированное чтение

сообщения

Трагизм любви Фауста и Гретхен

Беседа

Подготовиться к контрольному тестированию

Тестирование по русской литературе 18-20 века

Урок контроля

Подведение итогов. Рекомендации на лето

Резерв

Итого: 105 часов

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Учебно-методическое обеспечение

       

Учебно-программные материалы:

1) Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное  образование № 8, 2005г.

        3) Программы для общеобразовательных учреждений   «Литература 5-11классы», составители:  В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2002

Учебно-теоретические материалы:

1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина – М.: Просвещение, 2003

2) И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

         

Учебно-практические материалы:

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003
  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003

Учебно-справочные материалы:

  1. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999
  2.   Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998
  3. Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003

Список литературы

1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное  образование № 8, 2005г.

3. Программы для общеобразовательных учреждений   «Литература 5-11классы», составители:  В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2002

4. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

5. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003

6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....