Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_9.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №14»
Управления образования Администрации г.о. Электросталь
Московской области
«Утверждаю».
Директор МОУ «Лицей №14 »
_______________ /Н.М.Пилипенко/
«_____» ________________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании МО. «Согласовано».
Протокол № 1 от «28» «августа» 2011 г. Заместитель директора по НМР
Председатель МО ________________ /С.С. Абрамова/
_________________/ / «_____» _______________ 2011 г.
Рабочая программа
по литературе
в 9 а классе
Учителя Будюкиной Валентины Ивановны
на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл.
под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.
2011 год
Реквизиты программы:
Программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник:
«Литература». 9 кл., Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение, 2008
УМК учителя:
- Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2005
- Читаем, думаем, спорим… Книга для учащихся. Вопросы и задания /Авт-сост. Г. И. Беленький. – М.: Просвещение, 1995
- Материалы фестиваля «Открытый урок» 2005, 2007
- Интернет-ресурсы по отдельным темам
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Количество часов по программе – 105
Количество часов по учебному плану школы - 105
На уроках используются мультимедийные средства, такие как компьютерные презентации, созданные учителем, видеофграгменты, аудиозаписи. Литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках даётся сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта, учащиеся занимаются поисковой, исследовательской деятельностью. Учитель применяет нестандартные формы проведения уроков, такие как диспут, защита проекта, семинар, конференция, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения и навыки.
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, что соответствует рекомендациям составителей программы
Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс. (105 часов)
№п/п | Дата | Тема урока | Формы работы | Формы контроля | Домашнее задание | |
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы в процессе формирования читательского мастерства | Лекция учителя | Читать «Слово..» | ||||
«Слово о полку Игореве» и история | Лекция учителя. Устные выступления | Выучить лекцию | ||||
Сюжет произведения и композиция | Беседа. Пересказ | Выучить плач Ярославны | ||||
Художественное своеобразие «Слова…» | Практикум | сообщения | ||||
«Слово о полку Игореве» в искусстве | Лекция учителя. Устные выступления | тест | Собрать материал к сочинению | |||
Урок-диспут «Суд над князем Игорем» | ||||||
Сочинение по «Слову о полку Игореве» | Урок развития речи | сообщения | ||||
Классицизм в русском и мировом искусстве | Лекция учителя. Игра | Выучить лекцию | ||||
М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии» | Слово учителя. Устные выступления. Беседа | «Ода на день восшествия» | ||||
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол…» | Беседа | тест | Выучить отрывок | |||
Традиции и новаторство в поэзии Г.Р.Державина. Ода «Фелица». | ||||||
Г. Р. Державин «Властителям и судиям». Тема поэта и поэзии в лирике Державина | Слово учителя. Устные выступления. Беседа | тест | Выучить отрывок | |||
Н. М. Карамзин. Понятие о сентиментализме | Лекция учителя | Теория, Карамзин «Бедная Лиза», сообщения | ||||
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма | Беседа. Практикум | тест | Сообщения | |||
А.Н.Радищев. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии», гражданский пафос произведения. | тест | Сообщения, подготовиться к контольной работе | ||||
Контрольная работа по материалам темы «Литература 18 века». | ||||||
Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века | Лекция учителя. Устные сообщения | |||||
В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое» | Анализ стихотворений | Жуковский «Светлана» | ||||
В. А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады | Практикум | тест | Грибоедов. «Горе от ума» | |||
А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга | Просмотр видеофильма | Выучить факты биографии | ||||
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Прототипы комедии и история создания | Прочитать комедию «Горе от ума»Выделить по ходу прочтения характеристики и самохарактеристики героев | |||||
Система образов комедии | Заполнить таблицу | |||||
Сюжет и конфликт комедии | Анализ монолога | |||||
Общественный конфликт в комедии | Практикум | Выучить монолог, конспект статьи | ||||
Анализ монологов действующих лиц | Семинар | Хар-ка действующего лица | ||||
Анализ сцены на балу. Новые персонажи | Подготовиться к диспуту | |||||
Умён ли Чацкий? | Диспут | Выучить афоризмы героев | ||||
Афоризмы в комедии «Горе от ума» | Тест | Собрать материалы к сочинению | ||||
Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума» | Урок развития речи | сообщения | ||||
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество | Конференция | сообщения | ||||
Друзья и дружба в лирике Пушкина | Конференция | «Анчар» (выучить) | ||||
Свободолюбивая лирика Пушкина | Практикум | «Чаадаеву» (выучить) | ||||
Любовь в жизни и творчестве Пушкина | Устный журнал | «Я вас любил…» (выучить) | ||||
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | Анализ стихотворения | тест | «Пророк» (выучить) Сочинение по лирике Пушкина | |||
Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция | Лекция учителя | «ЕО» 1 глава | ||||
День Онегина | Беседа | «ЕО» 2 глава | ||||
Онегин и Ленский в деревенском кругу | Беседа | План «Онегин и Ленский» | ||||
Анализ письма Татьяны | Практикум | Конспект статьи Белинского | ||||
Анализ сцены в саду | Практикум | Рассказ «Сон Татьяны» | ||||
Анализ сцен «Сон Татьяны», «Именины» | Практикум | Анализ эпизода | ||||
Анализ сцены дуэли | Практикум | Анализ сцены дуэли | ||||
Татьяна и Онегин в 8 главе | Беседа | Собрать материал к беседе | ||||
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | Беседа | Подготовиться к семинару | ||||
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | Семинар | Сообщения, конспект статей | ||||
«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» | Конференция | Тест | Подготовиться к выступлениям | |||
Пушкинский роман в зеркале критики | Круглый стол | Собрать материалы к сочинению | ||||
Сочинение по творчеству А. С. Пушкина | Урок развития речи | |||||
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. | Лекция. Беседа | Сообщения | ||||
Мотивы вольности и одиночества в лирике | Сообщения | |||||
Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | Практикум | «И скучно, и грустно…» (выучить) | ||||
Адресаты любовной лирики Лермонтова | Конференция | «Смерть поэта» (выучить) | ||||
Эпоха безвременья в лирике поэта | Практикум | Тест | «Родина» (выучить) | |||
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Сложность композиции | Лекция учителя | «Бэла» (прочитать) | ||||
Повесть Лермонтова «Бэла» | Беседа | «Тамань» (прочитать) | ||||
Повесть «Максим Максимыч» и «Тамань» | Беседа | «Журнал Печорина» (прочитать) | ||||
Печорин в системе мужских образов романа | Беседа | Сообщения | ||||
Тема любви и женские образы в романе | Сообщения | |||||
Воля человека и предначертанность судьбы в новелле «Фаталист» | Конспект критических статей | |||||
Споры о романтизме и реализме романа | Семинар | Тест | Подготовиться к проверочной работе | |||
Проверочная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова | ||||||
Подготовка к сочинению по творчеству М. Ю. Лермонтова | Домашнее сочинение | |||||
Н. В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Поэма «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. | Конференция | Выучить лекцию | ||||
Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» . Манилов. Коробочка. | Практикум | Сообщения | ||||
Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» Ноздрев. Собакевич. | Практикум | Сообщения | ||||
Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» Плюшкин. | Зарисовки города | |||||
Образ города в поэме «Мёртвые души» | Урок-экскурсия | Образ Чичикова | ||||
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой | Беседа | Сообщения | ||||
Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме | План сочинений | |||||
Эволюция образа автора | Семинар | Тест | Конспект статей | |||
Поэма в оценке В. Г. Белинского | Круглый стол | Сочинение по поэме «Мертвые души». | ||||
Проверочная работа по поэме «Мертвые души» | Островский «Бедность не порок» (прочитать) | |||||
А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок» | Лекция. Беседа | Подобрать цитатный материал | ||||
Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы | Беседа | Тест | Достоевский «Белые ночи» (прочитать) | |||
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе | Тест | Л.Н. Толстой. «Юность» Рассказ о героях повести | ||||
Л.Н. Толстой. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. | Тест | Читать рассказы Чехова | ||||
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника», «Тоска» | Лекция. Беседа | рецензия | ||||
Тема «маленького» человека в творчестве А.П.Чехова | Лекция. Беседа | Тест | Повторить теорию литературы | |||
Проверочная работа по литературе 19 века | Практикум | Булгаков «Собачье сердце» (прочитать) | ||||
М. А. Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество | Лекция. Беседа | |||||
Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце» | Практикум | Тест | Шолохов «Судьба человека» (прочитать) | |||
М. А. Шолохов «Судьба человека». Смысл названия рассказа Особенности авторского повествования в рассказе | Беседа | тест | Солженицын «Матрёнин двор» (прочитать) | |||
А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе | Беседа | Образ Матрёны | ||||
Образ праведницы в рассказе | Беседа | тест | Подготовиться к зачёту | |||
Урок-зачёт по русской литературе второй половины 19 века и 20 века | Урок контроля | |||||
Русская поэзия Серебряного века | Лекция | Выучить лекцию Выучить стихотворение | ||||
А. А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен | Практикум | Выучить стихотворение «О, весна без конца и без краю…» | ||||
С. А. Есенин. Биография. Тема Родины в лирике Есенина | Лекция. Практикум | Выучить стихотворение на выбор | ||||
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина | Практикум | Тест | Выучить стихотворение на выбор | |||
В. В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского | Лекция | Выучить стихотворение «Послушайте!» | ||||
Маяковский о труде поэта | Практикум | Анализ стихотворения | ||||
М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти | Лекция. Практикум | Выучить стихотворение на выбор | ||||
Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве» | Практикум | Тест | Повторить теорию литературы Выучить стихотворение | |||
А. А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике | Беседа | Выучить стихотворение на выбор | ||||
Стихи Ахматовой о поэте и поэзии | Практикум | Повторить теорию литературы. Выучить стихотворение | ||||
Б. Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви | Беседа. Практикум | Анализ стихотворения. Выучить стихотворение | ||||
А. Т. Твардовский. Раздумья о природе и Родине в лирике поэта | Беседа. Практикум | Тест | Повторить теорию литературы | |||
Урок-композиция «Песни и романсы на стихи русских поэтов» | Урок-композиция | Подготовиться к зачёту | ||||
Урок-зачёт по русской лирике 20 века | Урок контроля | Данте «Божественная комедия» (прочитать) | ||||
Шекспир «Гамлет». Обзор | Комментированное чтение | сообщения | ||||
Трагизм любви Гамлета и Офелии | Лекция. Беседа | Тестирование | Гёте «Фауст» (прочитать) | |||
Гёте «Фауст». Обзор | Комментированное чтение | сообщения | ||||
Трагизм любви Фауста и Гретхен | Беседа | Подготовиться к контрольному тестированию | ||||
Тестирование по русской литературе 18-20 века | Урок контроля | |||||
Подведение итогов. Рекомендации на лето | ||||||
Резерв |
Итого: 105 часов
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-программные материалы:
1) Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.
- Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное образование № 8, 2005г.
3) Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2002
Учебно-теоретические материалы:
1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина – М.: Просвещение, 2003
2) И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004
Учебно-практические материалы:
- Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003
- Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003
Учебно-справочные материалы:
- Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998
- Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003
Список литературы
1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.
- Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное образование № 8, 2005г.
3. Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2002
4. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004
5. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003
6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....