Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. «Просвещение» 2008.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_8.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №14»
Управления образования Администрации г.о. Электросталь
Московской области
«Утверждаю».
Директор МОУ «Лицей №14 »
_______ /Н.М.Пилипенко/
«_____» ________________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании МО. «Согласовано».
Протокол №1 от «28» «августа» 2011 г. Заместитель директора по НМР
Председатель МО ________________ /С.С.Абрамова/
_________________/ / «_____» _______________ 2011 г.
Рабочая программа
по литературе
в 8А классе
Учителя Будюкиной Валентины Ивановны
на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.
2011 год
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. «Просвещение» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Учебно-тематическое планирование по литературе
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2004.
Дополнительная литература:
- И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2006г.
- Г.И.Беленький. Литература. 8 класс. М.: 2Просвещение», 2005 г.
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (70 часов)
№ урока | Вид урока. Основные виды деятельности | Тема урока. | Наглядность | Домашнее задание | Дата |
Iчетверть | |||||
1 | Беседа. Тестирование | Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | выучить теорию, читать песни | ||
2 | Рассказ учителя. Беседа | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. | выучить теорию, читать предания | ||
3 | Беседа | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы народных преданий | выучить теорию, «Житие Александра Невского» читать | ||
4 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития | Презентация | выучить теорию, читать «Шемякин суд» | |
5 | Урок внеклассного чтения | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | Читать «Недоросль» | ||
6 | Рассказ учителя. Беседа | Д. И. Ф о н в и з и н. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. | Презентация | ||
7 | Практикум | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). | |||
8 | Урок развития речи | Подготовка к домашнему сочинению | Сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» | ||
9 | Рассказ учителя. Беседа | И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. | Презентация | Выучить басню | |
10 | Урок внеклассного чтения | И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | Читать думу «Смерть Ермака» | ||
11 | Рассказ учителя. Практикум | К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. | Презентация | Выучить теорию Сопоставительный анализ | |
12 | Рассказ учителя. Беседа | А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы | Презентация | Стихотворения выучить, подготовить сообщения | |
13 | Семинар | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах) , | Читать «Историю Пугачёва» | ||
14 | Рассказ учителя. Беседа | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в. художественном произведении и историческом труде писателя. | Читать «Капитанскую дочку» | ||
15 | Рассказ учителя. Беседа | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы | Презентация | ||
16 | Беседа. Обучение устному рассказу | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | Характеристика героя | ||
17 | Беседа | Семья капитана Миронова. Маша Миронова — Нравственный идеал Пушкина | Образ М.Мироновой | ||
18 | Беседа. Практикум | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. | |||
19 | Урок развития речи | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Сочинение по роману «Капитанская дочка» | ||
20 | Рассказ учителя. Беседа | А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. эпилога | Презентация | Подготовка к контрольной работе | |
21 | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | Читать «Мцыри» | ||
IIчетверть | |||||
22 | Рассказ учителя. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6—7 классах) | Презентация | Читать «Мцыри» | |
23 | Беседа | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Мцыри как романтический герой. | Презентация | Отрывок наизусть | |
24 | Практикум. Анализ эпизода | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. | Сообщения на тему: «Исторические произведения в творчестве Гоголя» | ||
25 | Урок развития речи | Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». | Сочинение «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося». «Мцыри как романтический герой».«Природа и человек в поэме „Мцыри"» | ||
26 | Рассказ учителя | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах) | Презентация | Читать «Ревизор» | |
27 | Рассказ учителя Беседа | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии | Презентация | Характеристика чиновников | |
28 | Беседа Практикум | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | Выучить определения комедии, сатиры и юмора Характеристика Хлестакова | ||
29 | Практикум | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление | Читать «Шинель» | ||
30 | Урок развития речи | Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению | Сочинение. «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») | ||
31 | Рассказ учителя. Беседа | Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). | Презентация | Образ Петербурга | |
32 | Практикум | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга | Читать «Историю одного города» | ||
33 | Рассказ учителя. Беседа | М. Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок) Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | Презентация | Выучить определения иронии, сатиры. гиперболы, гротеска, пародии, Эзопова языка | |
34 | Урок развития речи | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» Подготовка к домашнему сочинению | Презентация | Сочинение анализ эпизода | |
35 | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина | Читать рассказ «Старый гений» | ||
IIIчетверть | |||||
36 | Рассказ учителя. Беседа | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы | Презентация | Читать рассказ «После бала» | |
37 | Рассказ учителя. Беседа | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | Презентация | Заполнить таблицу | |
38 | Практикум | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. | Читать «Отрочество» | ||
39 | Урок внеклассного чтения | Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» | Выучить стихотворение | ||
40 | Урок внеклассного чтения | Поэзия родной природы в творчестве А. С. П у ш к и н а, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова | фонохрестоматия | Читать рассказ «О любви» | |
41 | Рассказ учителя Беседа | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «0 любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. | Презентация | Читать рассказ «О любви» | |
42 | Рассказ учителя Беседа | И. А. Б у н и н. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». | Презентация | Читать рассказ «Кавказ» | |
43 | Рассказ учителя. Беседа | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. | Презентация | Читать рассказ «Куст сирени» Выучить определения сюжета и фабулы | |
44 | Урок развития речи | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению. | Сочинение по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна | ||
45 | Рассказ учителя. Беседа | А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. | Презентация | Выучить стихотворение | |
46 | Рассказ учителя. Беседа | С. А. Е с е н и н. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | Презентация | Сообщения на тему: «Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина» | |
47 | Уроки развития речи | Урок-конференция. Образ, Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. | Читать «Как я стал писателем» | ||
48 | Урок развития речи | Подготовка к домашнему сочинению | Сочинение | ||
49 | Рассказ учителя. Беседа | И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству | Презентация | Читать Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни» | |
50 | Урок внеклассного чтения | Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. | Читать «Пенсне» | ||
51 | Рассказ учителя. Беседа | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Презентация | Подготовиться к контрольной работе | |
52 | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина | Читать «Василия Теркина» | ||
IVчетверть | |||||
53 | Рассказ учителя Беседа | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. | Презентация | Образ Тёркина | |
54 | Обучение устному рассказу | Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского | Выучить отрывок | ||
55 | Практикум | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». | Читать рассказ «Возвращение» | ||
56 | Урок внеклассного чтения | А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | Презентация | Выучить стихотворение | |
57 | Урок развития речи | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Читать рассказ «Фотография, на которой меня нет» | ||
58 | Рассказ учителя. Беседа | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. | Презентация | ||
59 | Урок развития речи | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося) | Выучить стихотворен | ||
60 | Урок внеклассного чтения | Русские поэты о Родине, родной природе | Выучить стихотворение | ||
61 | Урок внеклассного чтения | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | Читать «Ромео и Джульетта» | ||
62 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. Анализ эпизода | У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения | Презентация | Выучить сонет | |
63 | Практикум | Сонеты У. Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии | Читать «Мещанин во дворянстве» | ||
64 | Рассказ учителя. Беседа | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Презентация | Выписать черты классицизма в комедии Мольера. | |
65 | Беседа | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | Читать «Путешествие Гулливера» | ||
66 | Урок внеклассного чтения | Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | Презентация | Рассказ о героях романа «Айвенго» | |
67 | Урок внеклассного чтения | В. С к о т т Слово о писателе «Айвенго» как исторический роман | Презентация | Подготовиться к зачёту | |
68 | Урок-зачет | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето | |||
69-70 | Резервный урок |
Таблицы
Теория литературы
- Роды литературы
- Художественные системы в литературе
- Классицизм. Сентиментализм
- Романтизм. Модернизм
- Реализм как литературное направление
- Темы и мотивы в литературе
- Жанры лирики
- Жанры лирики
- Рифма
- Принципы ритмической организации стихотворений
- Строфа
- Виды строф в лирике
- Виды строф в лирике
- Твёрдые стихотворные рифмы
- стихосложение
- Лирический герой
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
- Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры
Электронные пособия
Литература
- Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
- Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
- Русская литература от Нестора до Маяковского.
- Русская поэзия XVII-XX веков.
- Хрестоматия по русской литературе.
- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
- Мудрые мысли и изречения. Том 3.
- Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
- А.Грин “Алые паруса”..
- А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
- Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты.
- А.П.Чехов. Рассказы.
- Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....