Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №14»
Управления образования Администрации г.о. Электросталь
Московской области
«Утверждаю».
Директор МОУ «Лицей №14 »
_______________ /Н.М.Пилипенко/
«_____» ________________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании МО. «Согласовано».
Протокол №1 от «28» «августа» 2011 г. Заместитель директора по НМР
Председатель МО ________________ /С.С.Абрамова/
_________________/ / «_____» _______________ 2011 г.
Рабочая программа
по литературе
в 7А классе
Учителя Будюкиной Валентины Ивановны
на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.
2011 год
Реквизиты программы:
Программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник:
«Литература». 7 кл., Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение, 2008
УМК учителя:
- Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО, 2005
- Читаем, думаем, спорим… Книга для учащихся. Вопросы и задания /Авт-сост. Г. И. Беленький. – М.: Просвещение, 1995
- Материалы фестиваля «Открытый урок» 2005, 2007
- Интернет-ресурсы по отдельным темам
Пояснительная записка к рабочей программе
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. «Просвещение» 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 70 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Тематическое планирование учебного материала по литературе в 7 классе (70 часов)
№ урока | Дата | Тема урока | Вид урока. Основные виды деятельности | Наглядность | Домашнее задание |
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Беседа. | читать былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин в Киеве» | |||
Былина как жанр фольклора. | Тест. Лекция. Эвристическая беседа. | Презентация | выучить теорию, читать былины | ||
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». | Фронтальный опрос, тест, составление цитатного плана, эвристическая работа, словарная работа, практикум анализа языковых средств | Презентация | Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович» Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко | ||
Былины Новгородского цикла. «Вольга и Микула Селянинович» | Работа с терминами, эвристическая беседа, лексическая работа, обсуждение видеосюжета, беседа по иллюстрациям | Презентация | Подготовиться к игре по былинам | ||
Урок-игра «Кто лучше знает былины?» | Инсценировки, тестирование, разгадывание кроссворда | Презентация | Чтение былин об Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче | ||
Подготовка к сочинению-описанию по картине Васнецова «Богатыри» | Урок развития речи | Презентация | |||
Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». | Как создавались древние книги и кем (лекция) Работа над выразительным чтением. | Презентация | Выучить определение наставления, выучить наставление о пользе книг | ||
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. | Выразительное чтение наизусть Творческая работа «Поучение младшему брату». | Презентация | Выучить определение поучения, Р.Р.написать поучение младшему брату, прочитать «Повесть о Петре и Февронии» | ||
«Повесть о Петре и Февронии». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | Художественный пересказ эпизодов, составление плана, эвристическая беседа | Презентация | Анализ эпизода, сообщение | ||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Черты жития и сказки в повести. | Эвристическая беседа. Заполнение таблицы, беседа | Презентация | Рассказ о Февронии, сообщения о Ломоносове | ||
Подготовка к письменной работе. | Урок развития речи | Сочинение на тему: 1.Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3. Что воспевает народ в героическом эпосе? 4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.5.В чем значение древнерусской литературы для | |||
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». | Виртуальная экскурсия. Обучение устному рассказу и выразительному чтению. | Презентация |
| ||
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) | Практикум анализа стихотворения. |
Как вы понимаете строки из оды, в которых говорится, что науки В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут? Напишите об этом небольшое сочинение-рассуждение. Р.Р.
| |||
Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». | Выразительное чтение наизусть Рассказ учителя. Эвристическая беседа. | Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из учебника. Прочитать поэму Пушкина «Полтава» | |||
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. | Выразительное чтение наизусть Лекция | Презентация | Выучить лекцию | ||
«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. | Анализ изобразительных средств. Составление плана. | Презентация | Выучить отрывок наизусть | ||
Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика. | Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа. | Презентация | Р.Р.Домашнее сочинение «Пётр 1 и Карл 12 | ||
А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). | Рассказ учителя. Эвристическая беседа. | Презентация | Выучить вступление к поэме | ||
Образ автора в отрывке из поэмы. | Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа. | Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | |||
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | Лекция. Эвристическая беседа. Лексическая работа. Составление плана баллады. | Презентация | Выучить отрывок из стихотворения | ||
Смысл сопоставление Олега и волхва. | Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа. | Презентация | Доучить балладу до конца | ||
Языковые особенности баллады | Практикум. Работа над выразительным чтением. | Презентация | Выучить определение и особенности баллады | ||
А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Подготовка к домашнему сочинению | Слово учителя. Лексическая работа. Эвристическая беседа. Составление плана характеристики. | Презентация | Р.Р. Сочинение «История России в произведениях А. С. Пушкина» Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (прочитать) | ||
М.Ю. Лермонтов | Миниатюра, лексическая работа, беседа по иллюстрациям, тестирование, самостоятельная работа | Презентация | Рассказ «Пир у Ивана Грозного» Рассказ «Кулачный бой на Москве-реке» | ||
Система образов в поэме | Художественный пересказ Эвристическая беседа Сочинение-миниатюра | Презентация | Повторить определения: поэма, былина, историческая песня, героический характер Заполнить таблицу | ||
Идейно-художественное своеобразие произведения | Ответы на проблемные вопросы, эвристическая беседа, работа с текстом | Презентация | Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать) | ||
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». | Практикум анализа стихотворения. | Выучить стихотворение | |||
М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов | Практикум анализ стихотворения. | Выучить стихотворение | |||
Урок контроля | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование). | Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать) | |||
Н. В. Гоголь. Биография. Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба» | Письменные развёрнутые ответы на вопросы | Рассказ «Жизнь на Сечи» | |||
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». История создания. Исторический комментарий. | Лекция. | Презентация | Выучить лекцию | ||
Тарас и его сыновья | Составление плана характеристики. | Презентация | Заполнить сравнительную таблицу «Остап и Андрий» Групповое задание: инсценируйте сцену «Избрание нового кошевого» | ||
Запорожская Сечь | Работа над сценарием кинофильма | Презентация | Биография Тараса | ||
Два брата | Диспут | Презентация | Ответы на проблемные вопросы | ||
Образ Тараса Бульбы | Слово учителя. Эвристическая беседа. | Презентация | Миниатюра «О чём могли рассказать запорожцы, сплавляясь на лодках по Днепру?» | ||
Три смерти в повести | Художественный пересказ, заполнение сравнительной таблицы Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: | Презентация | Р.Р.Домашнее сочинение: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя „Тарас Бульба"». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба")» | ||
И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». | Слово учителя. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. | Презентация | Выучить лекцию. И. С. Тургенев «Бирюк» (прочитать) Принести «Стихотворения в прозе» Тургенева (1 книгу на парту) | ||
"Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны" (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") | Эвристическая беседа. Просмотр и обсуждение видеосюжета | Презентация | Р.Р.Сочинение-рассуждение на тему “ Мое отношение к героям рассказа “Бирюк”.Сравните оценку героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» исследователями С.М. Петровым и В.А.Чалмаевым Индивид. Сообщение «История создания «Стихотворений в прозе»» | ||
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача» | Эвристическая беседа, сообщение ученика. Работа с фонохрестоматией | Презентация | Выучить стихотворение «Русский язык» | ||
Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. | Выразительное чтение наизусть. Рассказ учителя. Эвристическая беседа. Практикум. | Презентация | Прочитать поэму «Русские женщины» целиком. Принести на урок.Заполните таблицу | ||
Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | Практикум анализа эпизода. Обучение выразительному чтению. | Написать сочинение на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?» | |||
Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Эвристическая беседа. Составление плана. | Выучить отрывок из стихотворения. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик…» | |||
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа | Презентация | Пересказ юмористических эпизодов Вспомнить определение аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска. Найти в тексте эти приёмы. | ||
Смысл противопоставления генералов и мужика. | Эвристическая беседа | Прочитать и принести сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»Выучить теорию | |||
М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. | Эвристическая беседа; пересказ эпизодов Подготовка к домашнему сочинению | И. А. Бунин «Цифры» (прочитать) Р.р. Сочинение «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина» | |||
И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Эвристическая беседа | Бунин «Лапти» (прочитать); ответить на вопросы | |||
И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. | Эвристическая беседа | Чехов «Хамелеон» (прочитать) | |||
А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. | Эвристическая беседа | ||||
Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». | Практикум | Готовиться к уроку-концерту | |||
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе | Урок-концерт. Обучение выразительному чтению стихотворения | Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (прочитать) | |||
М. Горький. Слово о писателе. Романтический мир раннего Горького | Слово учителя. Круглый стол | Выучить лекцию | |||
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». | Урок внеклассного чтения. Обучение выразительному чтению. | Выучить отрывок | |||
В. В. Маяковский Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Анализ художественной формы стихотворения. Обучение выразительному чтению. | Презентация | Выучить отрывок из стихотворения | ||
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | Эвристическая беседа. Обучение выразительному чтению. | Р.Р.Отзыв на стихотворение; Андреев «Кусака» (прочитать) | |||
Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | Эвристическая беседа | Платонов «Юшка» (прочитать) | |||
А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. | Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы. Подготовка к домашнему сочинению | Платонов «В прекрасном и яростном мире» (прочитать) Р.Р.Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века) | |||
Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов | Рассказ учителя. Практикум Анализ художественной формы стихотворения | Выучить стихотворение | |||
Час мужества | Урок-концерт | Абрамов «О чём плачут лошади» прочитать | |||
Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». | Эвристическая беседа | Ответы на проблемные вопросы | |||
Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». | Рассказ учителя. Беседа. Практикум Подготовка к домашнему сочинению | Р.Р.Сочинение | |||
Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. | Урок-концерт | Готовиться к уроку-композиции | |||
Песни на слова русских поэтов 20 века. | Урок внеклассного чтения | Сообщения; рассказ о стихах | |||
Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека | Рассказ учителя. Беседа | Ответы на проблемные вопросы | |||
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни..». Философские проблемы в лирике Твардовского. | Эвристическая беседа Анализ художественной формы стихотворения Развитие понятия о лирическом герое | Выучить одно стихотворение | |||
Д. С. Л и х а ч е в. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы | Эвристическая беседа | Ответы на проблемные вопросы | |||
М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | Эвристическая беседа | Ответы на проблемные вопросы | |||
Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии | Лекция учителя, сообщения | Презентация | О. Генри «Дары волхвов» (прочитать) | ||
О. Генри «Дары волхвов» | Эвристическая беседа | ||||
Р. Б е р н с. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. | Эвристическая беседа | ||||
Подведение итогов. Рекомендации на лето. | Урок-игра |
Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература:
- Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007
- Коровина В. Я. Литература: 7 кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2003
Дополнительная литература:
- Учителя:
- Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2005
- Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2006-2007
- Материалы газеты «Литература. Первое сентября», 2006, 2007
- Материалы журнала «Литература в школе», 2000, 2003, 2006, 2007
- Учебник «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я.Коровиной
- В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»
- И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах»
- Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах»
- В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»
Иллюстративный материал.
Таблицы
Теория литературы
- Роды литературы
- Художественные системы в литературе
- Классицизм. Сентиментализм
- Романтизм. Модернизм
- Реализм как литературное направление
- Темы и мотивы в литературе
- Жанры лирики
- Жанры лирики
- Рифма
- Принципы ритмической организации стихотворений
- Строфа
- Виды строф в лирике
- Виды строф в лирике
- Твёрдые стихотворные рифмы
- стихосложение
- Лирический герой
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Электронные пособия
- Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
- Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.Толстой)
- Русская литература от Нестора до Маяковского.
- Русская поэзия XVII-XX веков.
- Хрестоматия по русской литературе.
- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
- Ученика:
Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....