Урок литературы для 10 класса
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Урок литературы для 10 класса Т.Толстая. "Петерс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_10-om_klasse.t.tolstaya.peters..doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермакова С.В. ,учитель
русского языка и литературы
Рассказ Т.Толстой «Петерс».
X класс
Цели:
1) познакомить учащихся с современной писательницей Т. Толстой и её произведением;
2) вовлечь старшеклассников в размышление о нелёгком выборе жизненного пути, о смысле жизни;
3) продолжить формирование умений работать с текстом, определять проблему и высказывать собственное мнение по прочитанному.
Оформление: портрет Т.Толстой, выставка её книг
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
-Татьяна Толстая вошла в литературу в 80-ые годы и сразу же стала знаменита своими рассказами. Сегодня мы будем анализировать рассказ «Петерс». По определению критики, Т.Толстая продолжает разрабатывать образ «маленького человека». Однако сама писательница считает, что её герой не «маленький», а «нормальный», убогий, при этом со светом в душе, теплотой и добротой в сердце. Он несчастлив, не удовлетворён своим существованием, потому создаёт для себя другой, идеальный мир. Поэтому в основе почти всех сюжетов - конфликт между реальным и воображаемым. Критик А.Генис в статье «Рисунок на полях. Татьяна Толстая» пишет: «Это завершённая история героя, в которой пунктиром запечатлена его внешняя биография, но ярко и подробно раскрыта внутренняя, духовная эволюция…». Давайте убедимся в этом на примере только одного рассказа «Петерс». Но сначала слово о писателе.
II.Рассказ учащихся о Т.Толстой
( Татьяна Никитична Толстая родилась в 1951 году в Ленинграде в семье с богатыми литературными традициями. Дед по отцовской линии - А.Н.Толстой, бабушка -Н.В.Крандиевская-Толстая, поэтесса. Дед по материнской линии-М.Л.Лозинский, известный переводчик зарубежной литературы. Такая родословная не могла не сказаться на интересахТ.Толстой, её образовании,выборе профессии.
Окончила отделение классической филологии ЛГУ. Работала в издательстве. Свой первый рассказ «На золотом крыльце сидели…» опубликовала в 1983 году в журнале «Аврора». Он сразу же был признан одним из лучших.
К началу 90-ых годов Толстая почти оставила писательскую деятельность и переключилась на преподавательскую. Сейчас большую часть времени она проводит в США с чтением лекций по современной литературе и продолжает писать. Рассказ «Петерс» был написан в конце 90-ых годов.)
III. Аналитическая беседа по содержанию рассказа «Петерс».
1)О чём этот рассказ?
(-О неудавшейся жизни главного героя.
- О том, что в жизни надо всего добиваться.
-О том, что жизнь- это борьба, в которой побеждают только сильные.)
2)Расскажите историю жизни главного героя, опираясь на текст.
(Уже с самого начала жизнь героя рассказа складывается неблагополучно: «Мамаша мальчика сбежала в тёплые края с негодяем, папаша проводил время с женщинами лёгкого поведения и сыном не интересовался». Только бабушка обещала Петерсу, что если будет вести себя хорошо, то, когда вырастет, будет жить замечательно. И Петерс верил в это. Но жестокая действительность, как показывает Толстая, разрушает эту веру. Мы видим героя на новогоднем празднике, ему ещё 6 лет. Но уже сейчас он чувствует себя одиноко: не может завязать дружбу, его не понимают и отталкивают. До 15 лет Петерс гулял с бабушкой за ручку. А после её смерти остаётся один на один со своей мечтой. Он мечтает об изумительной женщине, пробует ходить на танцы, но «женщины шарахались от него, да и мужчины думали бить, но, приглядевшись, раздумывали. Никто с ним « играть» не хотел. Толстая словом «играть» подчёркивает его детскость, неподготовленность к жизни.)
3)Какой представлялась жизнь герою рассказа?
(Петерсу жизнь представляется « волшебным театром в отражении кривых зеркал». Он верит в светлую и радостную жизнь, ухаживая за Фаиной, но потом, как страшный удар, звучат её слова: «Да это не мужчина, а дюдя…» Ему стало внутри так, что его будто задавило трамваем. Жизнь несколько раз унижала его (выбрала место для последнего унижения - туалет. Читают этот эпизод.)
4)Как переживает герой унижения?
( Он решает уйти из жизни без сожаления. Но жалко стало своего труда: надо было расклеить окно, из которого собрался выпасть, а в духовке не оказалось газа. Жизнь главного героя совсем померкла. Но автор даёт ещё шанс своему герою: « пришла весна, а с нею обновление», и в душе Петерса вновь возрождается вера.)
5)Что приносит это душевное обновление?
(Желание познакомиться с Валентиной и рассказать ей, « что он задумал великое дело, что жизнь прекрасна». Но приходит октябрь, а с ним новое разочарование. Даже не удалось встретиться с Валентиной. А ещё случайно подслушивает рассказ о неудавшейся любви Ирочки и других незнакомых девушек, жалеет их и понимает, что он не один такой. Петерс смиряется со своим положением. Жизнь ему кажется как в волшебном кино, где не у всех удачные роли.)
6) И что? Вновь разочарование?
(-Нет, Петерс произносит такие слова: «Я тоже хочу участвовать». И вновь Толстая повторяет: «А меня не берут. Никто со мной играть не хочет. А за что?». Этот повтор подчёркивает желание героя всё-таки найти своё место в жизни.
- « Победю. Побежду. Побежу. Стисну зубы и пойду напролом», - произносит запальчиво Петерс. Он пытается заниматься немецким языком, и опять ничего не получается, и звучат уже другие сова: «К чёрту жизнь. Спать, спать, заснуть и не просыпаться».)
7) С какой целью вводится описание природы? Какие средства художественной выразительности использует автор?
-(Олицетворение: весна «приходила», «уходила», «расстилала голубые цветы», « махала рукой», «звала сквозь сон»; лето «шуршало», «вольно шаталось», «садилось на скамейки», «болтало босыми ногами» и т.д.
- «Жизнь вставала на цыпочки, удивлённо заглядывала в окно: почему Петерс спит, почему не выходит играть с ней в жестокие игры?»
- Чтобы показать бесцельность жизни главного героя, его абсолютное бездействие.
- Не случайно все критики отмечают, что метафоричность - яркая черта стиля Толстой.)
8)Так вышел ли всё-таки Петерс «играть» с жизнью?
(- «Но Петерс спал и спал, и жил сквозь сон,»-пишет Т.Толстая. Женился на холодной женщине, которая водила его всюду за собой, как некогда бабушка. А потом ушла. «Тогда Петерс осторожно приоткрыл глаза и проснулся», но выйти в жизнь не смог.
- Критик А.Генис, рассуждая о «маленьком человеке»- герое произведений Т.Толстой, пишет: « Он уходит в замкнутый мир, отгороженный от пошлой будничности прекрасными метафорическими деталями». Что случилось и с Петерсом. )
9) А как Т.Толстая относится к своему герою?
(- Она его жалеет, пытается заставить бороться за жизнь. Но всё тщетно.
-Автор хочет сказать, что если человек сам не может преодолеть себя, то вряд ли кто-либо сможет что-то изменить. Вспомните Обломова.)
10)Какова главная мысль рассказа? Какое чувство остаётся после прочтения рассказа?
(-Жизнь прекрасна, и каждый человек должен стремиться создать своё счастье.
- Надо научиться ценить каждое мгновение, чтобы не пропустить бегущую мимо жизнь, чтобы она не стала бессмысленной, чужой, как для главного героя Толстой. «Ничего не желая, ни о чём не жалея», он благодарно улыбнулся ей вслед»,- печально заключает автор.
- Закрыта последняя страница, и остаётся грустное чувство. Молодой человек так и не смог преодолеть себя. В этом его трагедия.)
11) К каким выводам пришли вы?
-Чтобы не пропустить жизнь, надо быть причастным ко всему, что происходит вокруг, брать на себя ответственность.
-Быть готовым подставить своё плечо там, где того потребует жизнь.
-Нельзя забывать о том, что человек является продолжателем своего рода, семьи.)
III. Домашнее задание. Прочитать рассказ Ю.Буйды «Химич». Написать эссе по пословице «Жизнь прожить – не поле перейти».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...