Урок литературы для 10 класса
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Урок литературы для 10 класса Т.Толстая. "Петерс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_10-om_klasse.t.tolstaya.peters..doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Ермакова С.В. ,учитель

                                                                      русского языка и литературы

                                                             

 

                                        

                                       Рассказ Т.Толстой «Петерс».

                                                                  X класс

Цели:

1) познакомить  учащихся с современной писательницей Т. Толстой и её произведением;

2) вовлечь старшеклассников в размышление о нелёгком выборе жизненного пути, о смысле жизни;

3) продолжить формирование умений работать с текстом, определять проблему и высказывать собственное  мнение по прочитанному.

Оформление: портрет Т.Толстой, выставка её книг

                                                                 Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

-Татьяна Толстая вошла в литературу в 80-ые годы и сразу же стала знаменита своими рассказами. Сегодня мы будем анализировать рассказ «Петерс».  По определению критики, Т.Толстая продолжает разрабатывать образ «маленького человека». Однако сама писательница считает, что её герой не  «маленький», а «нормальный», убогий, при этом со светом в душе, теплотой и добротой в сердце.  Он несчастлив, не удовлетворён своим существованием, потому создаёт для себя другой, идеальный мир. Поэтому в основе почти всех сюжетов - конфликт между реальным и воображаемым. Критик А.Генис в статье «Рисунок на полях. Татьяна Толстая» пишет: «Это завершённая история героя, в которой пунктиром запечатлена его внешняя биография, но ярко и подробно раскрыта внутренняя, духовная эволюция…». Давайте убедимся в этом на примере только одного  рассказа «Петерс». Но сначала слово о писателе.

II.Рассказ учащихся о Т.Толстой

( Татьяна Никитична Толстая родилась в 1951 году в Ленинграде в семье с богатыми литературными традициями. Дед по отцовской линии - А.Н.Толстой, бабушка -Н.В.Крандиевская-Толстая, поэтесса. Дед по материнской линии-М.Л.Лозинский, известный переводчик зарубежной литературы. Такая родословная не могла не сказаться на интересахТ.Толстой, её образовании,выборе профессии.

 Окончила отделение классической филологии ЛГУ. Работала в издательстве. Свой первый рассказ «На золотом крыльце сидели…» опубликовала в 1983 году в журнале «Аврора». Он сразу же был признан одним из лучших.

  К началу 90-ых годов Толстая почти оставила писательскую деятельность и переключилась на преподавательскую. Сейчас большую часть времени она проводит в США с чтением лекций по современной литературе и продолжает писать. Рассказ «Петерс» был написан в конце 90-ых годов.)

III.  Аналитическая беседа по содержанию рассказа «Петерс».

 1)О чём этот рассказ? 

(-О неудавшейся жизни главного героя.

- О том, что в жизни надо всего добиваться.

-О том, что жизнь- это борьба, в которой побеждают только сильные.)

 2)Расскажите историю жизни главного героя, опираясь на текст.

 (Уже с самого начала жизнь героя рассказа складывается неблагополучно: «Мамаша мальчика сбежала в тёплые края с негодяем, папаша проводил время с женщинами лёгкого поведения и сыном не интересовался». Только бабушка обещала Петерсу, что если будет вести себя хорошо, то, когда вырастет, будет жить замечательно. И Петерс верил в это. Но жестокая действительность, как показывает Толстая, разрушает эту веру. Мы видим героя на новогоднем празднике, ему ещё 6 лет. Но уже сейчас он чувствует себя одиноко: не может завязать дружбу, его не понимают и отталкивают. До 15 лет Петерс гулял с бабушкой за ручку. А после её смерти остаётся один на один со своей мечтой. Он мечтает об изумительной женщине, пробует ходить на танцы, но «женщины шарахались от него, да и мужчины думали бить, но, приглядевшись, раздумывали. Никто с ним « играть» не хотел. Толстая словом «играть» подчёркивает его детскость, неподготовленность к жизни.)

3)Какой  представлялась жизнь герою рассказа? 

(Петерсу жизнь представляется « волшебным театром в отражении кривых зеркал».  Он верит  в светлую и радостную жизнь, ухаживая за Фаиной, но потом, как страшный удар, звучат её слова: «Да это не мужчина, а дюдя…» Ему стало внутри так, что его будто задавило трамваем. Жизнь несколько раз унижала его (выбрала место для последнего унижения - туалет. Читают  этот эпизод.)

4)Как переживает герой унижения?

 ( Он решает уйти из жизни без сожаления. Но жалко стало своего труда: надо было расклеить окно, из которого собрался выпасть, а в духовке не оказалось газа. Жизнь главного героя совсем померкла. Но автор даёт ещё шанс своему герою: « пришла весна, а с нею  обновление», и в душе Петерса вновь возрождается вера.)

5)Что приносит это душевное обновление?

 (Желание  познакомиться с Валентиной и рассказать ей, « что он задумал великое дело,  что жизнь прекрасна». Но приходит октябрь, а с ним новое разочарование. Даже не удалось встретиться  с Валентиной.  А ещё случайно  подслушивает рассказ о неудавшейся любви Ирочки и  других незнакомых девушек, жалеет их и понимает, что он не один такой. Петерс смиряется со своим положением. Жизнь  ему кажется как в  волшебном кино, где не у всех удачные роли.)

6) И что? Вновь разочарование? 

(-Нет, Петерс   произносит такие слова: «Я тоже хочу участвовать». И вновь Толстая повторяет: «А меня не берут. Никто со мной играть не хочет. А за что?». Этот повтор подчёркивает желание героя всё-таки найти своё место в жизни.

- « Победю.  Побежду. Побежу. Стисну зубы и пойду напролом», - произносит запальчиво Петерс. Он пытается заниматься немецким языком, и опять ничего не получается, и звучат уже другие сова: «К чёрту жизнь.  Спать,   спать, заснуть и не просыпаться».)

7) С какой целью вводится описание природы? Какие средства художественной выразительности  использует автор?  

 -(Олицетворение:  весна «приходила», «уходила», «расстилала голубые цветы», « махала  рукой», «звала сквозь сон»; лето «шуршало», «вольно шаталось», «садилось на скамейки», «болтало босыми ногами» и т.д.

- «Жизнь  вставала на цыпочки, удивлённо заглядывала в окно: почему Петерс спит, почему не выходит играть с ней в жестокие игры?»

-  Чтобы показать бесцельность жизни главного героя, его абсолютное бездействие.

- Не случайно все критики отмечают, что метафоричность - яркая черта стиля Толстой.)

8)Так вышел ли всё-таки Петерс  «играть» с жизнью?

 (- «Но Петерс спал и спал, и жил сквозь сон,»-пишет Т.Толстая. Женился на холодной женщине, которая водила его всюду за собой, как некогда бабушка. А потом ушла. «Тогда Петерс осторожно приоткрыл глаза и проснулся», но выйти в жизнь не смог.

- Критик А.Генис, рассуждая   о «маленьком человеке»- герое произведений Т.Толстой, пишет: « Он уходит в замкнутый мир, отгороженный от пошлой будничности прекрасными метафорическими деталями». Что случилось и с Петерсом. )

9) А как Т.Толстая относится к своему герою?

(- Она его жалеет, пытается заставить бороться за жизнь. Но всё тщетно.

-Автор хочет сказать, что если человек сам не может преодолеть себя, то вряд ли кто-либо сможет что-то изменить. Вспомните Обломова.)

10)Какова главная мысль рассказа? Какое чувство остаётся после прочтения рассказа? 

(-Жизнь прекрасна, и каждый человек должен стремиться  создать своё счастье.

- Надо научиться ценить каждое мгновение, чтобы не пропустить бегущую мимо жизнь, чтобы она не стала бессмысленной, чужой, как для главного героя Толстой. «Ничего не желая, ни о чём не жалея», он благодарно улыбнулся ей вслед»,- печально заключает автор.

- Закрыта последняя страница, и остаётся грустное чувство. Молодой человек так и не смог преодолеть себя. В этом его трагедия.)

11) К каким выводам пришли вы?

-Чтобы не пропустить жизнь, надо быть причастным ко всему, что происходит вокруг, брать на себя ответственность.

-Быть готовым подставить своё плечо там, где того потребует жизнь.

-Нельзя забывать о том, что человек является продолжателем своего рода, семьи.)

  III. Домашнее задание. Прочитать рассказ Ю.Буйды «Химич».  Написать эссе по пословице  «Жизнь прожить – не поле перейти».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...