«Организация исследовательской деятельности учащихся – как форма внеурочной работы, способствующая повышению качества образования»
материал по биологии
Внеурочная работа с учащимися стала неотъемлемой частью образовательного процесса в связи с введением нового стандарта образования. Она способствует развитию познавательной активности учащихся, вовлечению детей в исследовательскую работу и повышению качества образования в целом. В нашей гимназии действует экологический клуб "Косатка". Обучающиеся, занимающиеся в этом клубе исследуют локальные экологические проблемы нашего города и с успехом защищают свои проекты в конкурсах различного уровня. Исследовательское общество "ЮНЭР" создает для учащихся возможность разработать исследовательские проекты, которые являются необходимым условием для перехода из 10 класса в 11.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi_moskaleva.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Москалева Галина Борисовна,
учитель биологии (МАОУ «Гимназия» г. Полярный)
«Организация исследовательской деятельности учащихся – как форма внеурочной работы, способствующая повышению качества образования»
В стандарте нового образца значительное место в учебном процессе стало отводиться внеурочной работе, так как она позволяет:
- персонифицировать обучение;
- повышать активность обучаемых;
- помогать самореализации творческого "я" школьников;
- повышать мотивацию учащихся;
- создавать условия для самостоятельной работы;
- создавать комфортную среду обучения.
Внеурочная работа способствует развитию познавательных интересов не только по предметам, но и в других сферах деятельности учащихся. Она обладает значительными возможностями для развития социальных компетентностей, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии, служит средством предупреждения и преодоления асоциальной направленности деятельности учащихся. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки. Такая работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. А это благотворно сказывается на качестве его урока и знаниях учащихся.
Цели и задачи внеурочной работы с одаренными детьми:
- Формировать у учащихся качества, характерные для естественнонаучного мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе.
- Развивать у учащихся интерес к биологии и экологии.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Способствовать расширению биологического и экологического кругозора школьников.
- Сформировать у учащихся приемы и навыки поиска и анализа информации.
- Создавать атмосферу успеха и готовности участия в олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных играх.
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества обучения.
- Рост личностных достижений.
- Участие в олимпиадах по биологии и экологии.
- Активное участие в проведении предметных недель.
- Углубление знаний прикладного характера для создания компьютерных презентаций и использования их при выступлении, защите проектов.
Формы проведения занятий с одаренными детьми:
1. Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью устранения пробелов в знаниях, имеющими затруднения в изучении программного материала по биологии; подготовка докладов, рефератов, презентаций, изготовление моделей.
2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести работу экологического клуба для среднего звена «Косатка» и научно-исследовательского коллектива учеников 10-х классов «ЮНЭР».
3. Массовая работа –работа, проводимая с большим детским коллективом (классом или несколькими классами). К данному виду относятся вечера, научно-практические конференции, недели биологии, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.
На практике все эти три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.
Основными формами внеурочной деятельности в моей работе является индивидуальная и групповая работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению биологии и работа с классными коллективами по созданию глобальных научно- познавательных проектов.
Экологический клуб «Косатка», членами которого являются учащиеся 8-9 классов, действует в нашей школе уже более восьми лет. Учащися, посещающие занятия этого клуба хорошо разбираются в законах экологии, самостоятельно исследуют проблемы локального характера окружающей среды нашего города. Работы Гарлинского Глеба и Сидралевой Кристины стали лучшими в муниципальном конкурсе исследовательских проектов «Подрост. За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»
Работа научно-исследовательского общества «ЮНЭР» связана с разработкой исследовательских проектов, для их защиты при переходе из 10 класса в 11. Ребята сотрудничают с различными организациями города: историко-краеведческим музеем, лабораториями спортивно-оздоровительного комплекса «Каскад» и АО «Водоканал», а также детскими садами №13 «Ромашка» и №1 «Сказка», где проводят занятия с детьми подготовительной группы по распространению знаний о здоровом образе жизни и гигиенических мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
В этом году в рамках исследовательской деятельности учащимся 5-х классов были предложены проекты, связанные с систематизацией и расширением знаний по теме «Покрытосеменные растения», «Как зимуют животные», «Животный мир Баренцева моря», «Необычные растения мурманской области». Первым этапом работы был поиск и анализ научной литературы, выделение узкой тематики направления поиска, определение цели исследования. Второй этап включал работу с наиболее интересным теоретическим материалом, на третьем этапе учащиеся оформляют стенд, на котором представляют итог своей работы.
В ходе проведения занятий обучающиеся овладевают умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:
∙ работы с научной литературой;
∙ проведения экспериментов, обобщения;
∙ ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования биологических терминов, аргументации;
∙ поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Здоровое соперничество в соревнованиях, нежелание уступить друг другу способствуют тому, что они читают больше дополнительной литературы, активнее участвуют во внеклассной работе.
Заключение:
Результаты работы нашей гимназии показали, что внеурочная деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. Внеклассные занятия по биологии строятся так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Необходимо используется естественная любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к своему предмету. Внеклассные занятия играют большую роль в совершенствовании биологического образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объем и сложность изучаемого материала. Внеклассная работа помогает учащимся расширять знания об окружающем мире, приобретать коммуникативные навыки, организаторские умения, способствует формированию положительной мотивации к продолжению образования.
Литература
1.Демидова С.И. и др. «Самостоятельная деятельность учащихся» Просвещение 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с учащимися
Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки. Проектный метод позволяет: • научить уч...
Формы внеурочной работы с одаренными и талантливыми обучающимися
В данной статье описаны формы внеурочной работы с одаренными детьми...
Клуб интернациональной дружбы как форма внеурочной работы по изучению английского языка.
Курсовая работа по организации клубов интернациональной дружбы в современной школе. Представлена историческая справка по организации КИДов в СССР. Даны методические рекомендации по составлению програм...
Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе
Участие в фестивале «Талант-2009» г. НевинномысскПроектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе...
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)...
Проектная деятельность по выгонке луковичных растений, как форма внеурочной работы по биологии.
1. Проект «Фанфан-Тюльпан» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в рамках основной обр...
Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
Исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя...