Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над экологическим проектом
проект по биологии (8, 11 класс) на тему
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над экологическим проектом
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над экологическим проектом.
Экологические противоречия достигли в настоящее время глобального уровня. Будущее развитие общества будет во многом зависеть от уровня экологической культуры и экологической предусмотрительности человека Проблемы состояния окружающей среды и качества жизни могут быть решены только нашими совместными усилиями в этом направлении.
Одной из актуальнейших задач современного образования является формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности в условиях экологических проблемных ситуаций.
Участие школьников в экологической исследовательской деятельности способствует формированию таких социально значимых качеств личности, как экологическое сознание, ответственное отношение к природе и собственному здоровью.
Наибольший интерес у наших школьников вызывают проекты, направленные на изучение экологических проблем, связанных с местом проживания людей. Они считают, участие в экологическом проекте дает возможность самостоятельного получения новых знаний, которых "нет ни в одном учебнике", приобретения опыта, который может пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.
Именно эти учащиеся, если они свяжут свою трудовую деятельность с железнодорожным транспортом, будут участвовать в осуществлении мероприятий, предусмотренных Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
Тема проекта, над которым в 2012-2016 гг. работали наши учащиеся: «Экологические проблемы поселка Мга в условиях расширения железнодорожной станции».
Поселок Мга расположен в зоне активной работы железнодорожного транспорта. Он разделен железнодорожными путями на две части. Расширение станции Мга связано с выполнением проекта «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива». Суммарный грузооборот увеличился в несколько раз.
Этот исследовательский проект предполагал изучение влияния расширения железнодорожной станции и, как следствие, изменения интенсивности движения железнодорожных составов по территории поселка, на экологию поселка.
Данное исследование актуально для школьников: им в этом поселке жить и им работать на железной дороге. От того, какое они получат экологическое образование и воспитание, зависит жизнь людей в поселке.
Выполнение каждой проектной работы предполагает теоретическую часть, изучение вопроса с использованием специальной литературы, и практическую часть. Следует принять во внимание, что для нас возможно было проведение только таких практических работ, которые можно выполнить в условиях недостаточной материальной базы.
План работы на учебный год обсуждался всеми участниками проекта. Так как в группу входили учащиеся с 7 по 11 класс, то работа распределялась, исходя из возраста и заинтересованности ребят. За время работы над проектом некоторые учащиеся закончили школу и в группу им на смену пришли младшие школьники.
Работая с научной, специальной литературой, справочниками, периодической печатью, ресурсами интернета учащиеся приобрели необходимые теоретические знания и выполнили следующие задачи:
- изучить источники загрязнения атмосферы железнодорожным транспортом;
- изучить влияние зеленых растений на состояние окружающей человека среды, их роль в защите экологического благополучия поселка от негативного влияния железнодорожного транспорта;
- изучить значение лесов для человека, причины гибели лесов;
- изучить источники шумового загрязнения поселка, меры по уменьшению этого воздействия на экологическое состояние поселка.
Задачи исследовательской части проекта:
- Узнать о значении реконструкции станции и объемах проводимых работ, оценить изменение интенсивности движения.
- Выяснить, как изменится загрязненность придорожной территории с изменением интенсивности движения железнодорожного транспорта.
- Оценить состояние лесного массива вблизи поселка и выяснить, как будет проходить развитие экосистемы леса в условиях жесткого воздействия со стороны человека.
- Провести частичный мониторинг зеленых насаждений по улице Железнодорожная и выяснить, достаточно ли озеленения, чтобы защитить людей от пыли, шума и вредных веществ.
- Принять участие в озеленении поселка.
- Выяснить, как изменится уровень шума в результате расширения станции. Измерить уровень шумового загрязнения от движущегося железнодорожного транспорта до и после установки защитных экранов.
- Изучить общественное мнение по поводу экологического состояния поселка.
В процессе работы над проектом учащиеся самостоятельно работали с разными источниками информации. Ребята работали с научной, специальной литературой и справочниками в научно-технической библиотеке Октябрьской железной дороги, с периодической печатью, пользовались ресурсами интернета.
Подготовка вопросов к проведению социологического опроса жителей поселка, самостоятельная обработка данных формировали новые навыки, способствовали перенесению уже имеющихся у них знаний в новые условия. Самостоятельное проведение опроса вызвало необходимость тесного сотрудничества со старшими, с родителями, соседями, необходимость налаживать контакты с людьми. Кроме того, участники работы над проектом:
- Беседовали со специалистами ОАО «РЖД» о ходе реконструкции станции
- Брали интервью у главы администрации Мгинского городского поселения.
- Знакомились с работой экологов в центре охраны окружающей среды, в центральной производственной экологической лаборатории Центрального направления ОАО «РЖД».
- Изучали работу экологов передвижной экологической лаборатории. (Экскурсии в лаборатории позволили ознакомиться не только с современными технологиями мониторинга состояния окружающей среды, но и с реальными условиями труда в лаборатории).
- В путевой части узнали об обеспечении экологической безопасности путевого хозяйства.
- Знакомились с подготовкой специалистов – экологов в Петербургском государственном университете путей сообщения на кафедре «Техносферной и экологической безопасности»
- Проводили анализ запыленности растений на территории железнодорожной станции
- Провели частичный мониторинг зеленых насаждений по улице, прилегающий к железнодорожной станции
- Проследили за изменением состояния леса вблизи двух веток железной дороги
- Измерили уровень шумового загрязнения от движущегося железнодорожного транспорта до и после установки защитных экранов
- Участвовали в посадке деревьев в поселке.
Эта деятельность учащихся в работе над проектом создала условия для формирования научного мировоззрения, логического мышления и социально-активной жизненной позиции, для самообразования и профессиональной ориентации школьников и ,несомненно, способствовала росту познавательной активности, индивидуальных творческих качеств учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе
Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе (на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)...
Развитие исследовательских умений учащихся в процессе работы по созданию проектов и написании рефератов по географии.
Как сделать учебный процесс увлекательным и интересным, открыть значение получаемых в школе знаний, и их практическое применение в жизни?Одним из эффективных методов является метод создания прое...
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы
Работа посвящена актуальной проблеме организации исследовательской деятельности в процессе обучения школьников: выявлены педагогические и психологические условия, необходимые для проведения исследоват...
Статья: ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систе...
Статья. Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения биологии
Статья посвящена вопросу организации исследовательской деятельности школьников в процессе изучения биологии....
Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения Обществознания
Фундаментом программы «Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся » является реализация учебно-исследовательской деятельности обучающихся . Каждый учащийся вып...
Практика организации исследовательской деятельности учащихся в процессе реализации ФГОС ООО
Анализируется опыт работы коллектива школы по обучению учащихся исследовательской деятельности, в том числе для детей с академическими трудностями....