Статья "использование технологии педмастерской как способ повышения заинтересованности"
статья по литературе по теме
Статья
Тема:«Применение на уроках технологии педагогической мастерской как способ повышения эффективности обучения»
Автор: преподаватель литературы Бирюкова Наталья Николаевна
Категория: высшая
Образование: высшее Тверской Государственный университет
Учебное заведение: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №17» г.Бежецка, Тверской области.
Адрес учебного заведения: 171984 Тверская область, г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33
Email: kolja54-56@mail.ru
Статья
Тема:«Применение на уроках литературы технологии педагогической мастерской как способ повышения эффективности обучения»
Надо любить то, что делаешь, и тогда труд,
даже самый грубый, возвышается до творчества... (М.Горький)
Я работаю преподавателем литературы в профессиональном училище №17 города Бежецка Тверской области. Далеко не секрет , что в профессиональные училища идут учиться слабо подготовленные учащиеся, с минимумом норм и правил культуры поведения, из неблагополучных семей. Поэтому перед педагогами стоит рядпроблем: увеличение количества детей группы социального риска; преобладание объяснительно-иллюстративного способа преподавания, а не деятельностного характера учения; низкая заинтересованность учащихся; отсутствие мотивации, низкая познавательная активность; низкий уровень культуры обучающихся; нежелание многих учащихся учиться (негативное отношение к учебе было сформировано в стенах школы, т.к. он там был в рядах «неуспешных учеников»); адаптация современных педагогических технологий к образовательному процессу профессиональных училищ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statja_pedagogitscheskaja_masterskaja.zip | 12.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Тема: «Применение на уроках литературы технологии педагогической мастерской как способ повышения эффективности обучения»
Автор: преподаватель литературы Бирюкова Наталья Николаевна
Категория: высшая
Образование: высшее Тверской Государственный университет
Учебное заведение: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №17» г.Бежецка, Тверской области.
Адрес учебного заведения: 171984 Тверская область, г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33
Домашний адрес: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9
Телефон: +7 915-701-98-17
Статья
Тема: «Применение на уроках литературы технологии педагогической мастерской как способ повышения эффективности обучения»
Надо любить то, что делаешь, и тогда труд,
даже самый грубый, возвышается до творчества... (М.Горький)
Я работаю преподавателем литературы в профессиональном училище №17 города Бежецка Тверской области. Далеко не секрет , что в профессиональные училища идут учиться слабо подготовленные учащиеся, с минимумом норм и правил культуры поведения, из неблагополучных семей. Поэтому перед педагогами стоит ряд проблем: увеличение количества детей группы социального риска; преобладание объяснительно-иллюстративного способа преподавания, а не деятельностного характера учения; низкая заинтересованность учащихся; отсутствие мотивации, низкая познавательная активность; низкий уровень культуры обучающихся; нежелание многих учащихся учиться (негативное отношение к учебе было сформировано в стенах школы, т.к. он там был в рядах «неуспешных учеников»); адаптация современных педагогических технологий к образовательному процессу профессиональных училищ.
Меняется жизнь, меняются требования, предъявляемые жизненной ситуацией к выпускнику, поэтому система образования тоже должна претерпеть изменения, чтобы подготовить творчески мыслящего, эрудированного, умеющего высказать и подтвердить свое мнение человека. Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей.
10 лет назад, придя работать в стены профессионального училища из основной школы, было очень трудно, так как я столкнулась с перечисленными выше трудностями. Но уже тогда начала складываться система работы. Я считаю, как бы ни банально это было сказано, что профессия учителя – это творчество. Но в первую очередь сам педагог должен быть увлечен своей деятельностью. Когда учащийся чувствует заинтересованность взрослого, его воодушевление, (не руководство свыше , а работу на равных , т.е. сотворчество) – то это зажигает в душах обучающихся некий светоч, искорку, которая воодушевляет подростков, внушает им уверенность в своих силах и возможностях. Реализации сотворчества педагога и учащихся помогают новые педтехнологии, в частности технология педагогической мастерской, которая как раз и предполагает взаимное сотрудничество педагога-мастера и ученика-творца. Изучив теоретический материал по данной проблеме, я поставила цель – реализовать технологию педагогической мастерской в учебном и воспитательном процессе училища. И казалась бы непосильная, трудная задача была реализована, так как ученики услышали меня, поддержали, в их сердцах появилась заинтересованность, воодушевление. Почему , спросите вы? Да ответ совсем прост- данная форма организации работы не навязывает подростку мнение старших, умных людей, а свое видение проблемы учащиеся формируют самостоятельно. Учитель только направляет их мысли, способствует правильному восприятию мира. А еще ученики учатся общаться друг с другом , с педагогом и вообще с миром в целом.
Обратимся к научному понятию технологии педагогической мастерской. Свое название технология получила, что у нее есть МАСТЕР. Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и неумеющему. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участи все, включая самого мастера. В технологии мастерских главное- не сообщить и освоить новую информацию, а передать способы работы, будь то естественно- научное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследование исторических первоисточников, создание произведений прикладного искусства и др. Основа работы мастерской – это чередование в погружение в материал, индивидуальной работы с ним, рефлексии, сопоставление старых знаний со своими новыми открытиями и социализации. В мастерской учат главному – человек неповторим, он интересен именно свей непохожестью на других. Мастерская дает ученикам творческий опыт дерзновения, а не опыт послушания.
Приведу пример реализации технологии педмастерской на уроке литературы по теме «Петербург Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)
Первый эта работы «мастерской» - «индуктор»- мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное. На данном этапе часто предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации; можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то интересное у соседей. Составляя индуктор , надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей. Например, при изучении темы : «Петербург Достоевского» ( по роману «Преступление и наказание») целесообразно спросить: Что представляют учащиеся , произнося слово Петербург?
Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Главное – на этом этапе должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие первобытного хаоса. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. Это «реконструкция» - создание своего мира на основе разобранных идей. Например, изучая тему «Петербург Достоевского» , можно обратится к иллюстрациям Ильи Глазунова, использовать тексты о Петербурге – А.С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок) , Н.В. Гоголь «Невский проспект» (отрывок). В ходе работы из текста выписываются отдельные слова и словосочетания – не более. Но это ключи к новому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл. Каждый человек – индивидуальность, различная информация вызывает различный отклик, разное понимание.
Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному. (При изучении темы «Петербург Достоевского» ребята выделяют различные картины города: пышный , красивый город у Пушкина, величественный в нашем понимании, серый, страшный на картинах И.Глазунова, нищий – у Достоевского. Постепенно приходит озарение – Петербург-город контрастов)
Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Появляется информационный запрос.
На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуально проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает обогащение участников процесса новым материалом. В ходе работы предлагается выделить главное.( На данном этапе целесообразно поработать с художественным текстом произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», найти описание улиц, обстановки, бедных кварталов, жилищ героев, описание внешности и одежды персонажей и постепенно прийти к осознанию, что Петербург Достоевского – город зловещий, равнодушный, который давит, душит людей, доводит их до безумных идей)
После такой проработки – этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.( темы работ могут быть различны: «улицы и кварталы Петербурга Достоевского», «Каморка Раскольникова», «каким я представляю главного героя романа?», «Почему Петербург –город полусумасшедший?» и т.д.)
Последний этап – «рефлексия» - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.
Разработав и проведя сначала цикл уроков по разделу «Ф.М.Достоевский», я увидела , что ситуация стала меняться- подростки заговорили, стали обсуждать, дискутировать, высказывать свои мысли. Конечно, не все уроки я строю в форме педагогической мастерской, но ее элементы присутствуют очень часто в системе мой педагогической деятельности. Кроме этого другие технологии: продуктивное обучение, учебный диалог, игровые модели, интерактивное обучение разнообразят учебный и воспитательный процесс, создают заинтересованность и благоприятное овладение учебным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение заинтересованности студентов при изучении физики с применением ИКТ.
Выступление на педагогическом совете техникума о повышении интереса студентов в обучении...
Роль информатизации образования в повышении заинтересованности обучающихся в изучении физики
использование ИКТ при изучении физики...
повышение заинтересованности учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, путём формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни
повышение заинтересованности учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, путём формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни...
Способы повышения заинтересованности учащихся к изучению математики
laquo;Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»В. А. СухомлинскийКаждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но лени...
Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».
Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....
О повышении заинтересованности учащихся на уроках физики
В статье рассматриваются вопрос о повышении заинтересованности обучающихся в изучении физики в школе путем активного внедрения средст ИКТ.Перечислены возможные области применения средств И...
«Разработка конспекта мотивационной беседы, направленной на повышение заинтересованности родителей в результатах освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы»
В музыкальной школе большую роль играет самостоятельная домашняя работа. Которая представляет для ребенка определенную сложность. Здесь требуется мотивация со стороны родителей. Которая должна перейти...