Экологические проблемы в поэзии
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологические проблемы в поэзии | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экологические проблемы в поэзии.
Цели: 1) учить анализу поэтического произведения;
2) дать понятия некоторых тропов и фигур на примере поэтических
произведений;
3) экологическое воспитание на уроках литературы.
Ход урока.
1.Слово учителя.
В настоящее время очень много говорят о том, что человек несет вред природе, человек губит природу. Поэты, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, с помощью художественно-выразительных средств воссоздают то или иное явление.
Сегодня на уроке мы поговорим об экологических проблемах на примере некоторых стихотворений. Посмотрим, как поэты пытаются привлечь внимание человечества к этой теме. Мы проанализируем стихотворения с точки зрения содержания и попробуем найти те художественные средства, с которыми познакомились на предыдущем уроке.
2. Анализ стихотворений.
Послушайте стихотворение А.И. Тихомирова «На реке Чапаевке».( все анализируемые стихотворения есть у каждого ученика на парте)
Черными лентами окаймлены берега,
Запах тяжел, испаренья густеют без ветра,
В траурных пятнах притоплены рыбьи бока,
Ходит в пленке
Волна многоцветного спектра.
Нефтью пропитана, утка лежит под кустом
В слипшихся перьях, словно в промасленной робе…
- Какую картину создал автор в своем стихотворении? Представили ли вы эту картину? ( Первое слово черный задает тон всему стихотворению. «В черных лентах», «запах тяжел», «в траурных пятнах» (как будто трупные пятна имеет в виду автор) – все эти словосочетания рисуют страшную картину умирания всего живого. Кругом траур).
- А что такое «волна многоцветного спектра»? Представьте многоцветный спектр. Красиво? ( Да, красиво. Это нефть разлилась по реке Чапаевке. Но эта красота несет смерть всему живому).
- Какие художественно- изобразительные средства использует Тихомиров в своем стихотворении? (В последней строке автор использует сравнение: «в слипшихся перьях, словно в промасленной робе». Сразу представляется тяжелая, неприятная на ощупь роба и не отмываемое ничем масло. Так и слипшиеся перья уток, которым нельзя ничем уже помочь).
- Почему в конце стихотворения автор поставил многоточие? (Как будто от отчаяния автор не в силах продолжать описание).
Послушайте еще одно небольшое стихотворение А.Ахматовой «Прогулка». Оно состоит всего лишь из двух строк, но попробуйте понять, каким глубоким смыслом наполнено это стихотворение.
А Ахматова «Прогулка».
Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой…
- С какого художественного приема начинается стихотворение? (Автор использует прием антитезы).
- Объясните, для чего Ахматова использует антитезу, что хотела подчеркнуть? (Неприятный, резкий запах бензина, парами которого можно отравиться, и аромат сирени. Сирень – символ пробуждения всего живого, ведь она распускается, когда начинается лето и все начинает расти).
- Какое художественно-выразительное средство использовала А.Ахматова во второй строке стихотворения? (Оксюморон: «насторожившийся покой». Покой не может беспокойным, насторожившимся).
- А что значит многоточие в конце второй строки? (Автор как бы прислушивается к этому насторожившемуся покою, и насторожился сам. Он ждет, что может принести такой покой).
Как много в современном мире шума: громкая музыка, гудящие моторы машин, рев сирен и т.д. Анализируя следующее стихотворение, поговорим о шумовой экологии.
Л.Стефанова. «Тишина».
Бьют по нервам будильники, Тишина, тишиной, тишины…
Верещат телефоны, Тихо все в это тихое утро.
Громыхают лифты, Напряженье уходит
Трамваи скрежещут прямо по мне. Из сердца, из мышц, из виска.
Тормоза и моторы, Мир скрежещущий выключен,
Телевизоры и клаксоны, Как на столе репродуктор.
Транзисторы, В синем небе бесшумно плывут
Отбойные молотки, облака.
Вертолеты, соседи, вагоны
Нас пытают мучительной пыткой,
По какой не знаю вине.
- Заметили ли вы, что стихотворение четко делится на две смысловые части? Какие? (1 часть – шум, скрежет, грохот; 2 часть – тишина).
- С какой целью Стефанова Л. Использует ряд однородных членов предложения? (ряд однородных членов предложения и градация создают действительную картину современной жизни. Ощущение постоянного напряжения слуха. Это мучительная пытка. И человек как будто мечется в этом шуме, в этом жутком и неприятном скрежете, скрипе, грохоте).
- Найдите прием звукописи. Отличается ли звукопись 1 и 2 части? (Звукопись 1 части помогает усилить неприятные ощущения, повтор звуков р, б, ж, з создает шумовой эффект. А часто встречающие звуки 2-ой части – х, ш, щ, глухие согласные – успокаивают воспаленный слух, раздраженные, взбудораженные нервы).
- Проанализируйте содержание2-ой части. ( Вторая часть начинается со слова тишина.. Автор несколько раз использует это слово в разной форме, он будто любуется этим словом, которое даже своей звуковой оболочкой несет успокоение его слуху. «Тишина, тишине, тишины. Тихо все в это тихое утро».
3.Работа в группах.
-Проанализируйте стихотворение с точки зрения содержания и использования изобразительных средств.(задание разноуровневое)
1 группа - О.Э. Мандельштам Теннис.
Май. Грозовых туч клочки. Все моторы и гудки,-
Неживая зелень чахнет. И сирень бензином пахнет.
2 группа – А.К.Передреев. Я жил свободно и открыто…
Я жил свободно и открыто, От снега спрятавшись туда.
Я делал чистые дела. Садились голуби на фермы,
И производственная крыша Роняли перья и помет…
Над головой моей плыла. И падали, теряя формы,
Она была как купол цирка. Полет коверкая, в пролет…
Но не хватало высоты Как ветошь, тлело оперенье…
Парам расплавленного цинка, Но между цинковых чанов
Удушью серной кислоты. Я нес брезентовый передник
И жили голуби под крышей, Все шесть положенных часов.
4. Домашнее задание.
Попробуйте подобрать стихотворения, в которых затронуты экологические проблемы. Проанализируйте их.
(Это могут быть стихотворения В.Брюсова «Ответ», А.Блока «Возмездие» и «Петроградское небо мутилось дождем» и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""
Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....
Экологические проблемы в поэзии писателей Южного Урала. НРК.
В настоящее время часто говорят о том, что человек несет вред природе, человек губит природу. Мы слышим об этой проблеме из уст людей самых разных профессий. И в литературе эта проблема, проблем...
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Основы регулирования экологических проблем страны (на примере темы "Экологические проблемы Казахстана")
Для интегрированных уроков...
Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.
Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...
Экологические проблемы Крыма- наши общие проблемы.
Листая страницы устного журнала, попытаемся выяснить рейтинг самых актуальных экологических проблем, стоящих сегодня перед обществом: некачественная вода, загрязнение воздуха, деградация земельных рес...
Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема» (в рамках Всесоюзного экологического урока «Сделаем вместе»)
Занятие доказывает, что проблема отходов общемировая. В каждом регионе России также существует проблема их утилизации. В процессе практической деятельности учащиеся находят варианты утилизации и...