Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Рабочая программа для учащихся 11 класса разработана на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit11.doc | 300 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
Рассмотрено: Рекомендовано: Утверждаю:
протокол № НМС МОУ «СОШ №35» приказ №____
от «__» ___2011г от «__»___2011г. от «__»____2011г.
Руководитель ШМО Заместитель директора по НМР Директор МОУ«СОШ №35»
_________________ __________________________ _________________________
Рабочая программа
«литература»
для учащихся 11 классов
Образовательная область: русский язык и литература
Разработала: Скворцова В.М.
учитель русского языка и литературы ,
1квалификационной категории.
2011 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для учащихся 11 класса разработана на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, /С.А.Леонов и друние.-М.:Дрофа,2008), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
- учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2008.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облако в штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
А.Н.Толстой.
Жизнь и творчество(обзор)
"Петр Первый".
Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
А.А.Фадеев.
Жизнь и творчество(обзор)
"Разгром".
Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество(обзор)
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одиче-ские рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием».
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор).
Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.
«Солнце мертвых».
Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
М.А.Алданов.
«Чертов мост».
Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В.В.Набоков.
«Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).
"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.
"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Русская литература 50- 90-х годов XX века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
И.А.Бродский.
Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
В.П.Астафьев.
"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.
"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Зарубежная XX века
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Дж.Лондон.
"Любовь к жизни".
Название произведения и его герой, который не сдается.
Б.Шоу.
"Пигмалион".
Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г.Аполлинер.
Лирика ("Мост Мирабо" и др.).
Экспериментальная направленность лирики.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата | Тексты | Контрольные, диагностика | Планируемый результат |
1 | Лекция. Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп. Направления философской мысли начала столетия. | Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебнике | |||
Русская литература рубежа 19-20 веков (37 часов) | |||||
2 | Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель». Чтение и анализ стихотворений. | Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель», «Одиночество» «Родина», «Слово» | Тест по творчеству писателя, контрольные вопросы | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, выразительно читать произведение | |
3 | Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Изображение мирового зла в рассказе.Символика бунинской прозы. | «Господин из Сан-Франциско» | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения | ||
4-5 | Тема любви в прозе Бунина Цикл «Тёмные аллеи». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. | «Тёмные аллеи» | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей | ||
6 | Куприн. Жизнь и творчество. Основные темы и проблемы. | Письменный ответ на вопрос | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | ||
7-8 | Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет». | «Гранатовый браслет» | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения | ||
9 | Горький. Жизнь и творчество. | Наизусть отрывок, тест по произведениям , домашнее сочинение | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | ||
10 | Ранние романтические рассказы писателя. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Романтический герой в ранних романтических рассказах Горького. | Старуха Изергиль» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения | ||
11 | Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Сценическая судьба пьесы. Особенности жанра и конфликта пьесы. Обитатели «дна» в пьесе «На дне». Смысл названия произведения. | «На дне» | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям | ||
12 | Роль Луки в пьесе. | «На дне» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения | ||
13 | Вопрос о правде в драме Горького «На дне». | «На дне» | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему | ||
14 | Русский символизм и его истоки. | Знать основные литературоведческие понятия | |||
15 | В.Брюсов. Жизнь и творчество. Брюсов как основоположник символизма в России. Проблематика и особенности стиля поэта. | «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» | Наизусть по выбору обучающегося | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | |
16 | К. Бальмонт. Основные темы и мотивы лирики. | «Безглагольность» «Я мечтою ловил ...» «Я в этот мир пришёл...» | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
17 | А. Белый. Тема Родины в творчестве поэта | «Раздумье», «Русь», «Родине» | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
18 | А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символисты. | Наизусть, контрольные вопросы, анализ стихотворения | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | ||
19 | Темы и образы ранней лирики. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». | «Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в тёмные храмы...») | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение, характеризовать героев произведения | ||
20 | Тема страшного мира в лирике Блока. Чтение и анализ стихотворений. Развитие понятия об образе – символе. | «Незнакомка» «Ночь, улица, фонарь…» «В ресторане» «Фабрика» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
21 | Практикум. Тема Родины в лирике Блока. Чтение и анализ стихотворений. | «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге» «Скифы» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, писать сочинения на литературную тему, выразительно читать произведение | ||
22-23 | Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира. Идейное содержание произведения. | «Двенадцать» | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание;объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
24 | Акмеизм как национальная форма неоромантизма | Знать основные литературоведческие понятия | |||
25 | Н.Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика его лирики. | «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» «Капитаны» | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты акмеизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
26 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. | Знать основные литературоведческие понятия | |||
27 | Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина, Хлебникова. | Северянин: «Интродукция» «Эпилог» («Я, гений, Игорь Северянин») «Двусмысленная слава» Хлебников: «Заклятие смехом», «Ещё раз...» «Бобэоби...» | Знать основные факты о жизни и творчестве писателей, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты футуризма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
28 | В.Маяковский. Жизнь и творчество | Наизусть по выбору обучающегося, тест по творчеству, письменный ответ на вопрос | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | ||
29 | Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос стихов. Чтение и анализ стихотворений | «А вы могли бы?» «Скрипка и немножко нервно» «Послушайте» «Прозаседав шиеся» | Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
30 | Своеобразие любовной лирики Маяковского. Чтение и анализ произведений. | «Лиличка!» «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» «Письмо Татьяне Яковлевой» | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
31 | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Чтение и анализ стихотворений». | «Юбилейное» «Разговор с фининспектором о поэзии» «Сергею Есенину» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
32 | В.Маяковский-драматург. Сатирическое изображение современности. | «Баня» «Клоп» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты | ||
33 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Н.Клюева. Страницы жизни и творчества (обзор). | «Осинушка» «Я люблю цыганские кочевья...» «Из подвалов, из тёмных углов...» | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, составлять тезисы статьи в учебнике, выразительно читать произведение | ||
34 | С.Есенин. Жизнь и творчество. | Наизусть, контрольное домашнее сочинение | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | ||
35 | Тема России в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений. | «Гой ты, Русь…» «Письмо матери» «Я покинул родимый дом…» «Русь Советская», «Спит ковыль…» «Неуютная жидкая лунность...» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
36 | Любовная тема в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений. | «Не бродить, не мять…» «Собаке Качалова» «Шаганэ…» «Письмо женщине» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
37 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. Чтение и анализ стихотворений. | «Не жалею, не зову, не плачу…» «Мы теперь уходим понемногу…» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
38 | «Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины. | «Анна Снегина» | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей | ||
Русская литература 20-40 годов (34 часа) | |||||
39 | Общая характеристика русской литературы послереволюционных лет | Знать основные произведения и писателей того времени, разбираться в жанровом многообразии | |||
40 | А.Толстой. «Петр Первый» - первый советский исторический роман. | «Петр Первый» | Знать основные факты из жизни писателя, дать оценку произведению | ||
41 | А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя. Знакомство с романом «Разгром». | «Разгром» | Знать основные факты из жизни писателя | ||
42 | Тема гражданской войны в романе «Разгром». Роль интеллигенции в революции. | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия | |||
43-44 | М.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема Родины. Чтение и анализ стихотворений. Своеобразие поэтического стиля. | «Моим стихам, написанным так рано…» «Имя твоё…» «Кто создан из камня…» «Стихи Пушкину» «Тоска по Родине!» «Стихи о Москве» | Наизусть по выбору обучающегося | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | |
45 | О.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. Чтение и анализ стихотворений. | «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» «За гремучую доблесть грядущих веков…» «Я вернулся в мой город…» «Notre Dame» | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
46 | А.Ахматова. Жизнь и творчество. | «Я научилась просто, мудро жить...» | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | ||
47 | Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. Чтение и анализ стихотворений | «Песня последней встречи» «Сжала руки под тёмной вуалью» «Мне ни к чесу одические рати…» «Мне голос был…» «Родная земля» «Бывает так: какая-то истома...» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
48 | Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции. | «Реквием» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
49 | Б.Пастернак. Страницы жизни и творчества. | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | |||
50 | Философский характер лирики поэта. Основные темы и мотивы его поэзии. Чтение и анализ стихотворений. | «Февраль. Достать чернил и плакать…» «Определение поэзии» «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» «Гамлет» «Зимняя ночь» «Снег идёт» «Быть знаменитым некрасиво...» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты | ||
51 | Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении. | «Доктор Живаго» | Наизусть по выбору, анализ эпизода | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание ; дать оценку героям и событиям, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения | |
52 | Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». | ||||
53 | Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа. | ||||
54 | М.Булгаков. Жизнь и творчество. | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | |||
55 | История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения. | «Мастер и Маргарита» | Тест по произведению, классное сочинение | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям | |
56-57 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита» | Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты | |||
58 | Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения | |||
59 | Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита». | ||||
60-61 | Контрольный урок развития речи по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». | Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему | |||
62 | А.Платонов. Жизнь и творчество. | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | |||
63 | Повесть Платонова «Котлован»: обзор содержания, сюжет, композиция, идейный смысл. | «Котлован» | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению | ||
64 | М.Шолохов. Жизнь и творчество. | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, | |||
65 | История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения. | «Тихий Дон» | Тест по произведению, контрольная работа | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения | |
66-67 | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». | ||||
68-69 | «Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова. | ||||
70 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | ||||
71 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | ||||
72 | Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон». | Уметь письменно излагать свои мысли | |||
Русская литература за рубежом 1917-1940 годы (1 час) | |||||
73 | Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции(обзор) | Знать основных писателей, поэтов того времени | |||
Великая Отечественная война в литературе (3 часа) | |||||
74 | Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др. | Наизусть по выбору обучающегося | Знать жанровое разнообразие , уметь анализировать произведение | ||
75-76 | Проект «Человек на войне и правда о нем». Защита проектов. | Развитие монологической речи, умение давать оценку произведению | |||
Русская литература 50-90 годов 20 века(17 часов) | |||||
77 | Русская литература 50-90 годов 20 века(обзор). Тематическое и жанровое разнообразие литературы. | Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике | |||
78 | А.Твардовский. Страницы жизни и творчества. | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | |||
79 | Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем России. Осмысление темы войны. Чтение и анализ стихотворений | «Вся суть в одном – единственном завете…» «Памяти матери» «Я знаю, никакой моей вины…» «Дробится рваный цоколь монумента...» «О сущем» | Наизусть по выбору обучающегося | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | |
80 | Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль» | «За далью-даль» | |||
81 | И.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон его лирики. Чтение и анализ стихотворений. | «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») «Воротишься на родину...» | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение | ||
82 | А.Солженицын. Жизнь и творчество. | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя | |||
83-84 | Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича». | «Один день Ивана Денисовича» | Письменный ответ на вопрос | Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей | |
85-86 | В.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов». | «Последний замер» «Шоковая терапия» | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, прочитать произведения, дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью | ||
87 | В.Астафьев Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор) | Знать особенности художественные особенности мировосприятия писателя | |||
88-89 | В.Распутин. Нравственная проблематика повестей писателя | «Прощание с Матёрой» «Живи и помни» «Пожар» «Последний срок» и т.д. | Анализ эпизода | Прочитать произведения, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей | |
90-91 | В.Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина. | «Верую!», «Алеша Бесконвойный» и другие | Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения | ||
92-93 | А.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы. | «Утиная охота» | Дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью | ||
Зарубежная литература 20 века | |||||
94 | Общий обзор европейской литературы 20 века | ||||
95 | Д.Лондон. Раздумья писателя о человеке и его жизненно пути. | «Любовь к жизни» | Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание | ||
96 | Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии | «Пигмалион» | Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание | ||
97 | Г.Аполлинер. Экспериментальная направленность лирики. | ||||
98-99 | Э.Хемингуэй. Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». | «Старик и море» | Знать основные факты о жизни и творчестве писателя, прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание | ||
100-102 | Резервные уроки |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:
- Тесты (типа ЕГЭ).
- Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.
- Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
- Изложения с творческим заданием.
Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».
Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.
Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.
Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.
Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература:
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006
- Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004
- И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008
- Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
- Электронное пособие «Серебряный век русской литературы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....