Урок-мастерская по пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка».
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пушкина Е.Г.
Урок-мастерская
Тема: Завершающий урок по пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка».
Эпиграф: «Полна чудес могучая природа..»
А.Н.Островский
Цель:
а) формировать у учащихся свободное мышление и многомерное восприятие действительности методом интегрированного подхода к обучению русскому языку и литературе;
б) прививать любовь к родному языку на примере произведения русского классика;
в) воспитывать у учащихся чувство гордости и бережного отношения к красотам русской природы.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя:
«Сегодня мы завершаем работу над пьесой-сказкой А.Н. Островского «Снегурочка», и начнём мы наш урок с разбора домашнего задания, а на дом вам было задано подготовить киносценарий к пьесе и по вашему сценарию передать содержание произведения…»
«Пожалуйста, кто хочет предоставить свой сценарий?»
а) Передача содержания пьесы-сказки по подготовленному киносценарию с защитой иллюстраций: (2-ое учащихся)
б) Представление инсценировки фрагмента пьесы «Разговор Матери-Весны с Дочерью-Снегурочкой»:
«А сейчас мы продолжим наш урок и просмотрим подготовленную инсценировку к пьесе-сказке. Это будет эпизод прощального разговора Матери-Весны с Дочерью-Снегурочкой:
«Весна…»
«Снегурочка…»
- Словарная работа с элементами мастерской.
«Спасибо, девочки! А теперь мы продолжим работу над произведением. Откройте тетради для творческих работ, запишите число и оставьте, пожалуйста, строчку для того, чтобы в конце урока мы смогли с вами сформулировать и записать тему нашего урока. А теперь в подготовленную таблицу попытайтесь записать слова-ассоциации, которые возникли у вас, в связи с представленными сейчас героями пьесы:
Весна | Снегурочка |
Свет | Холод |
Цвет | Снег |
Солнце | |
Тепло | Тоска |
Капель | Боль |
Трава | Горечь |
Цветы | Мольба |
Подснежники | Печаль |
Небо | Одиночество |
Деревья | |
Облака | |
Озеро | |
Чистый воздух | |
Радость |
а) запись в тетрадях и на доске слов-ассоциаций (озвучивание примеров)
б) «А сейчас, ребята, на другом листе запишите ваши ассоциации, относящиеся к цветовой гамме, характеризующие персонажей:
(дополнение таблицы цветными фломастерами)
Весна | Снегурочка |
Красный | Белый |
Зеленый | Синий |
Алый | Черный |
Желтый | Голубой |
Яркий голубой |
(Запись и озвучивание цветовых ассоциаций).
- Закрепление материала:
а) Рефлексия на проделанную словарную работу:
1. Вопрос учителя:
«Скажите, ребята, что у нас сейчас получилось? Какой вид работы мы выполнили?»
Ответ учащегося:
«Сравнительная характеристика литературных героев».
2. Вопрос учителя:
«На чём она основана? На каком методе?»
Ответ учащегося:
«На методе контраста».
3. Вопрос учителя:
«А каким образом мы составили сравнительную характеристику?»
Ответ учащегося:
б) Слово учителя:
«Мы использовали слова, входящие в словарный запас и являющиеся богатством русского языка, а именно – антонимы, т. е. слова, противоположные по значению».
в) Запись слов-антонимов (в тетрадях и на доске):
Весна | Снегурочка |
Жизнь | Смерть |
Любовь | Одиночество |
Счастье | Разочарование |
Солнце | Горе |
Радость | Холод |
Свет | Печаль |
Мрак |
б) Заключительное слово учителя:
1. «Много авторов обращалось к теме Снегурочки, это художники и композиторы:
а) Римский-Корсаков, который написал музыку к опере «Снегурочка».
б) Гречанинов А., который написал музыку-сопровождение к «Военной сказке» Островского.
в) Художники:
Н. Рерих и К. Коровин, подготовившие эскизы декораций к опере Римского-Корсакова.
г)А также поэты обращали внимание на трагический образ пьесы-сказки Островского.
- Слово учителя
Естественность волшебного языка сказки удивляла современников и потомков, «И сейчас мы услышим стихотворение, которое нам прочитает учащийся, пожалуйста:
Выразительное чтение (наизусть) стихотворения Б. Ахмадулиной: «Снегурочка».
- Итоги урока:
«Ребята, и в заключение урока я познакомлю вас с мнением критика М. Дунаева о пьесе-сказке «Снегурочка», а потом-задам вам вопросы:
а) чтение высказывания М. Дунаева;
б) вопросы учителя (рефлексия);
- «Почему пьеса Островского названа «Весенней»?
-Учащийся: « Потому что весна одерживает победу: все цветет, радуется жизни, вокруг все счастливы».
2) Вопросы из учебника стр. 285 (1,2,3)
«Изменилось ли ваше понимание сказки? Если да, то почему?»
-Учащийся: «Да, потому что, хотя финал сказки и трагичен(почивает главная героиня), но его можно назвать и счастливым, весенним».
3) «Ну, и как мы сформулируем и запишем тему нашего сегодняшнего урока?»
-Учащийся: «Можно использовать для темы слова одного из персонажей пьесы – царя Берендея: «На свете все живое должно любить!»
«Запишите тему сегодняшнего урока».
3. Слово учителя: «Наш урок окончен».
Спасибо, за работу на уроке, получим следующие оценки:……
- Д/З: написать сочинение, используя наработанный на уроке материал, озаглавить сочинение словами: «На свете все живое должно любить!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"
Цели урока: Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве...
«Технологическая карта урока-премьеры «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»
Смыслу жизни, конечно, школа не научит – этому нельзя научить! – он должен быть найден каждым человеком самостоятельно. А вот «расставить ориентиры» - преподать знания...
А.Н.Островский "Снегурочка".
Презентация. А.Н.Островский "Снегурочка"....
Проверочная работа по пьесе А.Н.Островского "Снегурочка"
Проверочная работа позволит проверить знания обучающихся, полученные в ходе изучения пьесы...
Урока поиска истины А.Н.Островский "Снегурочка"
Несказочные проблемы сказочного царства берендеев. Проблемные вопросы: Что человеку нужнее, важнее: свобода, независимость или сердечная привязанность? В чем благополучие человека, семьи, госуда...
Тест по пьесе Островского "Снегурочка" 6 класс
Тест по пьесе Островского "Снегурочка" 6 класс...
Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.
В данной презентации содержится материал, ориентированный на первичное знакомство обучающихся с пьесой Н.А.Островского "Снегурочка": история создания, жанровые особенности произведения, фоль...