11 класс. Е. Замятин Урок по рассказу "Пещера"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Глазина Елена Александровна

11 класс. Литература. Урок по рассказу Е. Замятина "Пещера" с индивидуальными заданиями учащимся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Individualnye_zadaniya_k_uroku.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальные задания к уроку:

Е.  Замятин «Пещера». Учебник на стр. 351 – 353.

1. Время и пространство в рассказе. С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века. (1-й абзац)

Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?

  • Строгий ритм, создаваемый обилием пауз
  • Анафорическими конструкциями
  • Экспрессивная образность
  • Чудовищный гиперболический образ

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Е.  Замятин «Пещера». Учебник на стр. 356 – 357.

Сравнить построение фразы у Достоевского и у Замятина.

Е.  Замятин «Пещера».

3. Одно из опорных цветовых определений в рассказе – слово «синий».

Выделите контексты, в которых оно используется.

  • Как – на проблемно-тематическом уровне – связаны в рассказе «синяя льдина» (похожая на гроб), «синий флакончик» (с ядом) и светлые «синеглазые дни» октября, «синенькая комната»?
  • Какое цветовое определение является доминирующим в пещерном мире?
  • Как через цветовые определения развёртывается в рассказе тема смерти и бессмертия?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Е.  Замятин «Пещера».

Предметная детализация. Учебник, часть 1, стр. 358 – 359.

5. Е.  Замятин «Пещера».

КАКИЕ МИРЫ РАССКАЗА ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРЕДМЕТНЫМИ ДЕТАЛЯМИ? Заполнить таблицу, подобрав из текста примеры-детали

Петербург

Петроград

Приметы старого интеллигентского быта:

1.

2.

и т. д.

Перемешаны с деталями быта пещерного человека, т. е., увы, быта сегодняшнего:

1.

2.

и т. д.

6.  Е.  Замятин «Пещера».

Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу. Коротконогая, ржавая «буржуйка» с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество. Но проследите движение этой сквозной метафоры в рассказе.

7. Е.  Замятин «Пещера».

Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь. 

Портрет главного героя Мартина Мартиныча.

8. Е.  Замятин «Пещера».

Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь. Портрет Обёртышева.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Пещера» (1920), 221 Хрестоматия Агеносова, ч. 1.

     Одно из самых талантливых произведений. Мы познакомимся с замятинской стилистикой, его мироощуще7ием.

     Толчком к созданию жизненные впечатления. «Ночное дежурство зимой, на дворе 1919 год. Мой товарищ по дежурству – озябший, изголодавшийся профессор – жаловался на здоровье: «Хоть впору красть дрова! Да всё горе в том, что не могу: сдохну, а не краду». На другой день я сел писать рассказ «Пещера».

Именно с рассказа Замятина «Пещера» в русской литературе начинается мотив пещерности, изображение тёмных сил в жизни, которые высвободила революция. В этом смысле Б. Пильняк, И. Бабель, А. Весёлый явились продолжателями Замятина.

Время и пространство в рассказе. С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века.

  1. Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?
  • Строгий ритм, создаваемый обилием пауз («Ледники… мамонты… пустыни»)
  • Анафорическими конструкциями («и надо покрепче стиснуть зубы… ии надо щепать дерево… и надо всякую ночь переносить свой костёр»)
  • Экспрессивная образность (таинственный вой, дома-скалы, квартиры – пещеры)
  • Чудовищный гиперболический образ «мамонтейшего мамонта»
  1. Но уже следующий фрагмент заставляет понять, что каменному веку уподоблен день сегодняшний. 2-й абзац. Эта развёрнутая метафора появляется ещё раз в финале и, таким образом, обрамляет рассказ. Таким образом очерчивает пространство – пространство пещерной страны, затерянной среди скал. Нот она напоминает о себе на протяжении всего рассказа, поддерживаясь многочисленными деталями:

222/1: «Колыхались лохматые, тёмные своды пещеры…»;

224: «Двадцать девятое. С утра – низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несёт льдом». Называя своды пещеры «лохматыми», а небо «дырявым и ватным», писатель изображает не сам предмет, а передаёт ощущение мрака и холода, которое хочет вызвать в читателе.

  1. Интерьер комнаты как дан в рассказе?  Беспорядочно перечислены предметы. По этому перечню  невозможно представить внешний её облик. Отбор деталей подчинён здесь худ. замыслу. Такое смешение создаёт ощущение  кризисности, катастрофичности бытия, нового Всемирного Потопа («потопно перепутанные чистые и нечистые твари»). Этот интерьер и отражает конфликт рассказа – между прежним, духовным, и новым, пещерным. 2 антагонистические вселенные.
  2. Какие миры рассказа представлены предметными деталями?

Петербург

Петроград

приметы старого интеллигентского быта: 

кабинет

рояль

письм. стол,

письма

книги,

кровать,

 ноты скрябинского сочинения

коробочка с чаем

перемешаны с деталями быта пещерного человека, т. е., увы, быта сегодняшнего:

 топор,

дрова,

лепёшки.

Пещера

Печка

Шкуры

Сушёная картофельная шелуха

Кожаный пояс

  1. Оборачиваемость пространства:

дома превращаются в скалы,

кабинет – в пещеру,

книги – «отлично горят, отлично».

     Квартира – пещера – противостояние не только пространств, но и разных культурных миров: пещерного человека и человека цивилизации. Трагизм столкновения в том, что оба мира сошлись в одном человеке – Мартине Мартиныче, для которого отказ от цивилизации подобен смерти и смертью неизбежно закончится.

6. Каковы атрибуты внешнего пространства Петербурга и Петрограда?  Как соотносятся внешнее и внутренне пространство в воспоминаниях героев и в их настоящем?

Петербург воспоминаний

Внешнее пространство Петрограда

«синеглазые дни»зелёное небо»»

«ледники, мамонты, пустыни»

«мудрая морда луны»

«скалы»

«соловиная трель звонка»

Чужие «пещеры»

«набережная»

«шарманщик» за открытым окном

Внешнее и внутреннее пространство объединено музыкой – «чудесный шарманщик» на улице

«соловьиная трель звонка в коридоре» и

«Скрябин опус 74» принадлежат в прошлом одному миру.

В настоящем внешнее пространство агрессивно, оно вытесняет сначала героев из кабинета, потом из столовой – и вынуждает «забиться в спальне».

Пространство прошлого дружелюбно и гостеприимно, и мир героев открыт, разомкнут вовне (не случайно в их воспоминаниях возникает открытое окно).

Мир пещеры герметичен – только в отгороженности от враждебного города можно попытаться найти спасение («дверь не забудьте прихлопнуть, не забудьте. Обе двери, обе, обе…»

  1. Какое из модальных слов (надо – можно) определяет характер пространства в настоящем и прошлом героев? По каким законам строится поведение героя в каждой пространственно-временной сфере рассказа?

Мир прошлого строится в другой модальности – «можно»

В настоящем господствует «надо»

«Можно поверить: ещё радость, ещё лето»

«И надо покрепче стиснуть зубы… и надо щепать дерево… и надо… переносить свой костёр…»

Прошлое – мир, где правит возможность выбора,

Настоящее – мир, которым правит диктат необходимости;

Герой в нём становится древним охотником, мыслящим по принципу: надо – значит можно.

Надо – дров, надо – выдержать осаду, надо – выжить.

Прошлое – мир, где правит возможность выбора,

Настоящее – мир, которым правит диктат необходимости;

Герой в нём становится древним охотником, мыслящим по принципу: надо – значит можно.

В конечном итоге «нужно - … чтобы умерло всё».

  1.      7. Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу.  Коротконогая, ржавая «буржуйка» с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество. Но проследим движение этой сквозной метафоры в рассказе:
  • «чугунный бог ещё гудел». После первого упоминания печка уже не называется печкой, а именуется лишь пещерным богом. Т. е. на 1-й план выходит не прямое, а лишь метафорическое значение
  • «пещерный бог затихал, съёживался, затих, чуть потрескивает». Предмет постепенно одушевляется, начинает жить самостоятельной жизнью;
  • «Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел» (печь протопили, принесли страшную жертву пещерному богу)
  • «пещерный бог змеино шипел» (Мартин Мартиныч опрокинул на печку чайник);
  • «Равнодушно задремывает пещерный бог» (герои подошли к последней черте). Дело в том, ЧТО ПЕЧКА ДЛЯ ГЕРОЕВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОГ, ЖЕСТОКИЙ И ВСЕМОГУЩИЙ, КОТОРЫЙ РАСПОРЯЖАЕТСЯ ЛЮДСКИМИ СУДЬБАМИ.

4. Конфликт, образный строй и система персонажей рассказа. Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо одна выразительная деталь.

  • Портрет гл. героя. Мартина Мартиныча. «лицо  у него скомканное, глиняное» Метафорический эпитет «глиняное» даёт представление о бледном, неживом, неподвижном лице смертельно уставшего человека. Но проследим за метафорой по тексту рассказа
  • «Глиняный Мартин Мартиныч боком больно стукнулся о дрова – в глине глубокая вмятина».
  •  «Тупо ноющие вмятины на глине от каких-то слов и о углов шифоньера, стульев, письменного стола». Глина – материал мягкий, как и характер Мартина Мартиныча, в душе которого от каждого удара остаётся глубокий след. Смысл метафоры постоянно углубляется: от внешнего сходства – к сущности характера.
  • Эпизод, который является кульминацией рассказа. «И на черте, отмеченной чуть приметным пунктирным дыханием, схватились насмерть  Мартиа Мартиныча: тот, давний, со Скрябиным, какой знал: нельзя, - и новый, пещерный, какой знал: нужно. Пещерный, скрипя зубами, подмял, придушил – и Мартин Мартиныч, ломая ногти, открыл дверь, запустил руку в дрова… полено, четвёртое, пятое, под пальто, за пояс, в ведро – хлопнул дверью и вверх – огромными, звериными скачками». В этом эпизоде полная человеческая трагедия.
  • С кем же вступает в конфликт Мартин Мартиныч?  С самим собой. душа его будто раскалывается надвое
  • А теперь посмотрим, как ведёт себя замятинская метафора. Если раньше на глине оставались вмятины, то теперь она раскалывается («и расколотый надвое». В данном случае писатель видит трагизм в несовершенстве самой человеческой природы, сочетающей высокую духовность и первобытные инстинкты. Переломная эпоха лишь ставит человека перед выбором. Мартин Мартиныч делает свой выбор: в схватке на лестничной площадке побеждает пещерный человек. Герой остался жить, но погибают его духовные ценности.
  • После кульминационной сцены возникает новая метафора, связанная с главным героем. Мягкий, податливый и наконец раздавленный М. М. превращается из человека в механизм (В романе «Мы» будут действовать механические люди, марширующие под звуки Музыкального завода, люди, для которых музыка Скрябина (опус 74) – «забавнейшая иллюстрация» того, что получилось в ХХ веке в припадках «вдохновения».) Уже в этом рассказе Замятин намечает образ иного мира, идущего на смену каменному веку.
  1. Найдём те сквозные метафоры, которые связаны с другими героями рассказа.
  1. Обертышев. В портретной характеристике увидим «жёлтые каменные зубы, и между камней – мгновенный ящеричный хвостик – улыбка», увидим, как он «каменнозубо  улыбался». Камень не случайно становится лейтмотивом образа Обёртышева, человека холодного, неприступного. Его равнодушие агрессивно, поэтому – «жёлтые каменные зубы сквозь бурьян, жёлтые зубы – из глаз, весь Обёртышев обрастал зубами, всё длиннее зубы». И вот перед нами гротескный образ пещерного чудовища.

          Выразителен замятинский гротеск. Предельное преувеличение какой-либо одной детали создаёт характер, формирует читательское отношение к нему и замещает подробное описание.

  1. Художественный мир рассказ необыкновенно целен. Все замятинские метафоры – глина, камень, мамонт («мамонтоподобным» назван домовой председатель Селихов) – связаны с главной метафорой рассказа – метафорой каменного века. И в то же время каждая из них выявляет конкретную индивидуальность персонажа.

  1.      6. Особенности речевых характеристик в рассказе. В речи преобладает разговорный стиль. Она лишена закруглённости, в ней нет слож. предложений, нередки пропуски слов, недосказанные фразы. Но одновременно она и ярко индивидуализирована
  1. Для речи Обёртышева характерны бесконечные повторы, заискивающая интонация. Эта слащавая манера говорить вызывает читательское отвращение
  2. Речь Селехова отличается пристрастием к вводным словам («во-первых –во-вторых»); любимое словечко «потеха» он употребляет в связи с событиями отнюдь не всегда смешными..
  3. Но наиболее своеобразна речь Мартина Мартиныча. Неполнота, обрывистость, недосказанность – вот те её качества, которые сразу бросаются в глаза. И это психологически объяснимо, ибо Мартин Мартиныч на протяжении всего рассказа  пребывает в состоянии предельного неровного напряжения.
  4. Эти характеристики можно отнести и к авторской речи. С чем связана такая манера повествования?
  • «Понимаешь, Март, - если бы завтра затопить с самого утра, чтобы весь день было, как сейчас! А? Ну, сколько у нас? Ну с полсажени ещё есть в кабинете?

     До полярного кабинета Маша давным-давно не могла добраться и не знала, что там уже… Туже узел, ещё туже!»

     - Чего не договаривает автор, обрывая фразу многоточием? Почему не говорит, что же в действительности «там уже»? Но читатель вправе и сам додумать, сам понять, что в «полярном кабинете», увы, не осталось дров. Писатель Замятин живёт в ХХ веке; в отличие от писателей ХIХ века он не объясняет, а рассчитывает на чуткость самого читателя. А может быть, он боится произнести эту страшную правду, чтобы не убить  надежду а Маше?

    Авторская речь – голос человека, глубоко сопереживающего своим героям

  • Рассмотрим ещё один пример. Разговаривая с Селиховым о всевозможных мелочах,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по Редактировать Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по теме "Bildende Kunst"

Знакомство учащихся с творчеством выдающихся художников немецкоговорящих стран, в частности с творчеством Альбрехта Дюрера...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....