11 класс. Е. Замятин Урок по рассказу "Пещера"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
11 класс. Литература. Урок по рассказу Е. Замятина "Пещера" с индивидуальными заданиями учащимся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Individualnye_zadaniya_k_uroku.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальные задания к уроку:
Е. Замятин «Пещера». Учебник на стр. 351 – 353.
1. Время и пространство в рассказе. С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века. (1-й абзац)
Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?
- Строгий ритм, создаваемый обилием пауз
- Анафорическими конструкциями
- Экспрессивная образность
- Чудовищный гиперболический образ
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Е. Замятин «Пещера». Учебник на стр. 356 – 357.
Сравнить построение фразы у Достоевского и у Замятина.
Е. Замятин «Пещера».
3. Одно из опорных цветовых определений в рассказе – слово «синий».
Выделите контексты, в которых оно используется.
- Как – на проблемно-тематическом уровне – связаны в рассказе «синяя льдина» (похожая на гроб), «синий флакончик» (с ядом) и светлые «синеглазые дни» октября, «синенькая комната»?
- Какое цветовое определение является доминирующим в пещерном мире?
- Как через цветовые определения развёртывается в рассказе тема смерти и бессмертия?
----------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Е. Замятин «Пещера».
Предметная детализация. Учебник, часть 1, стр. 358 – 359.
5. Е. Замятин «Пещера».
КАКИЕ МИРЫ РАССКАЗА ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРЕДМЕТНЫМИ ДЕТАЛЯМИ? Заполнить таблицу, подобрав из текста примеры-детали
Петербург | Петроград |
Приметы старого интеллигентского быта: 1. 2. и т. д. | Перемешаны с деталями быта пещерного человека, т. е., увы, быта сегодняшнего: 1. 2. и т. д. |
6. Е. Замятин «Пещера».
Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу. Коротконогая, ржавая «буржуйка» с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество. Но проследите движение этой сквозной метафоры в рассказе.
7. Е. Замятин «Пещера».
Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь.
Портрет главного героя Мартина Мартиныча.
8. Е. Замятин «Пещера».
Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь. Портрет Обёртышева.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Пещера» (1920), 221 Хрестоматия Агеносова, ч. 1.
Одно из самых талантливых произведений. Мы познакомимся с замятинской стилистикой, его мироощуще7ием.
Толчком к созданию жизненные впечатления. «Ночное дежурство зимой, на дворе 1919 год. Мой товарищ по дежурству – озябший, изголодавшийся профессор – жаловался на здоровье: «Хоть впору красть дрова! Да всё горе в том, что не могу: сдохну, а не краду». На другой день я сел писать рассказ «Пещера».
Именно с рассказа Замятина «Пещера» в русской литературе начинается мотив пещерности, изображение тёмных сил в жизни, которые высвободила революция. В этом смысле Б. Пильняк, И. Бабель, А. Весёлый явились продолжателями Замятина.
Время и пространство в рассказе. С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века.
- Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?
- Строгий ритм, создаваемый обилием пауз («Ледники… мамонты… пустыни»)
- Анафорическими конструкциями («и надо покрепче стиснуть зубы… ии надо щепать дерево… и надо всякую ночь переносить свой костёр»)
- Экспрессивная образность (таинственный вой, дома-скалы, квартиры – пещеры)
- Чудовищный гиперболический образ «мамонтейшего мамонта»
- Но уже следующий фрагмент заставляет понять, что каменному веку уподоблен день сегодняшний. 2-й абзац. Эта развёрнутая метафора появляется ещё раз в финале и, таким образом, обрамляет рассказ. Таким образом очерчивает пространство – пространство пещерной страны, затерянной среди скал. Нот она напоминает о себе на протяжении всего рассказа, поддерживаясь многочисленными деталями:
222/1: «Колыхались лохматые, тёмные своды пещеры…»;
224: «Двадцать девятое. С утра – низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несёт льдом». Называя своды пещеры «лохматыми», а небо «дырявым и ватным», писатель изображает не сам предмет, а передаёт ощущение мрака и холода, которое хочет вызвать в читателе.
- Интерьер комнаты как дан в рассказе? Беспорядочно перечислены предметы. По этому перечню невозможно представить внешний её облик. Отбор деталей подчинён здесь худ. замыслу. Такое смешение создаёт ощущение кризисности, катастрофичности бытия, нового Всемирного Потопа («потопно перепутанные чистые и нечистые твари»). Этот интерьер и отражает конфликт рассказа – между прежним, духовным, и новым, пещерным. 2 антагонистические вселенные.
- Какие миры рассказа представлены предметными деталями?
Петербург | Петроград |
приметы старого интеллигентского быта: кабинет рояль письм. стол, письма книги, кровать, ноты скрябинского сочинения коробочка с чаем | перемешаны с деталями быта пещерного человека, т. е., увы, быта сегодняшнего: топор, дрова, лепёшки. Пещера Печка Шкуры Сушёная картофельная шелуха Кожаный пояс |
- Оборачиваемость пространства:
дома превращаются в скалы,
кабинет – в пещеру,
книги – «отлично горят, отлично».
Квартира – пещера – противостояние не только пространств, но и разных культурных миров: пещерного человека и человека цивилизации. Трагизм столкновения в том, что оба мира сошлись в одном человеке – Мартине Мартиныче, для которого отказ от цивилизации подобен смерти и смертью неизбежно закончится.
6. Каковы атрибуты внешнего пространства Петербурга и Петрограда? Как соотносятся внешнее и внутренне пространство в воспоминаниях героев и в их настоящем?
Петербург воспоминаний | Внешнее пространство Петрограда |
«синеглазые дни»зелёное небо»» | «ледники, мамонты, пустыни» |
«мудрая морда луны» | «скалы» |
«соловиная трель звонка» | Чужие «пещеры» |
«набережная» | |
«шарманщик» за открытым окном | |
Внешнее и внутреннее пространство объединено музыкой – «чудесный шарманщик» на улице «соловьиная трель звонка в коридоре» и «Скрябин опус 74» принадлежат в прошлом одному миру. | В настоящем внешнее пространство агрессивно, оно вытесняет сначала героев из кабинета, потом из столовой – и вынуждает «забиться в спальне». |
Пространство прошлого дружелюбно и гостеприимно, и мир героев открыт, разомкнут вовне (не случайно в их воспоминаниях возникает открытое окно). | Мир пещеры герметичен – только в отгороженности от враждебного города можно попытаться найти спасение («дверь не забудьте прихлопнуть, не забудьте. Обе двери, обе, обе…» |
- Какое из модальных слов (надо – можно) определяет характер пространства в настоящем и прошлом героев? По каким законам строится поведение героя в каждой пространственно-временной сфере рассказа?
Мир прошлого строится в другой модальности – «можно» | В настоящем господствует «надо» | |
«Можно поверить: ещё радость, ещё лето» | «И надо покрепче стиснуть зубы… и надо щепать дерево… и надо… переносить свой костёр…» | |
Прошлое – мир, где правит возможность выбора, | Настоящее – мир, которым правит диктат необходимости; | |
Герой в нём становится древним охотником, мыслящим по принципу: надо – значит можно. | ||
Надо – дров, надо – выдержать осаду, надо – выжить. | ||
Прошлое – мир, где правит возможность выбора, | Настоящее – мир, которым правит диктат необходимости; | |
Герой в нём становится древним охотником, мыслящим по принципу: надо – значит можно. | ||
В конечном итоге «нужно - … чтобы умерло всё». |
- 7. Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу. Коротконогая, ржавая «буржуйка» с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество. Но проследим движение этой сквозной метафоры в рассказе:
- «чугунный бог ещё гудел». После первого упоминания печка уже не называется печкой, а именуется лишь пещерным богом. Т. е. на 1-й план выходит не прямое, а лишь метафорическое значение
- «пещерный бог затихал, съёживался, затих, чуть потрескивает». Предмет постепенно одушевляется, начинает жить самостоятельной жизнью;
- «Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел» (печь протопили, принесли страшную жертву пещерному богу)
- «пещерный бог змеино шипел» (Мартин Мартиныч опрокинул на печку чайник);
- «Равнодушно задремывает пещерный бог» (герои подошли к последней черте). Дело в том, ЧТО ПЕЧКА ДЛЯ ГЕРОЕВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОГ, ЖЕСТОКИЙ И ВСЕМОГУЩИЙ, КОТОРЫЙ РАСПОРЯЖАЕТСЯ ЛЮДСКИМИ СУДЬБАМИ.
4. Конфликт, образный строй и система персонажей рассказа. Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо одна выразительная деталь.
- Портрет гл. героя. Мартина Мартиныча. «лицо у него скомканное, глиняное» Метафорический эпитет «глиняное» даёт представление о бледном, неживом, неподвижном лице смертельно уставшего человека. Но проследим за метафорой по тексту рассказа
- «Глиняный Мартин Мартиныч боком больно стукнулся о дрова – в глине глубокая вмятина».
- «Тупо ноющие вмятины на глине от каких-то слов и о углов шифоньера, стульев, письменного стола». Глина – материал мягкий, как и характер Мартина Мартиныча, в душе которого от каждого удара остаётся глубокий след. Смысл метафоры постоянно углубляется: от внешнего сходства – к сущности характера.
- Эпизод, который является кульминацией рассказа. «И на черте, отмеченной чуть приметным пунктирным дыханием, схватились насмерть Мартиа Мартиныча: тот, давний, со Скрябиным, какой знал: нельзя, - и новый, пещерный, какой знал: нужно. Пещерный, скрипя зубами, подмял, придушил – и Мартин Мартиныч, ломая ногти, открыл дверь, запустил руку в дрова… полено, четвёртое, пятое, под пальто, за пояс, в ведро – хлопнул дверью и вверх – огромными, звериными скачками». В этом эпизоде полная человеческая трагедия.
- С кем же вступает в конфликт Мартин Мартиныч? С самим собой. душа его будто раскалывается надвое
- А теперь посмотрим, как ведёт себя замятинская метафора. Если раньше на глине оставались вмятины, то теперь она раскалывается («и расколотый надвое». В данном случае писатель видит трагизм в несовершенстве самой человеческой природы, сочетающей высокую духовность и первобытные инстинкты. Переломная эпоха лишь ставит человека перед выбором. Мартин Мартиныч делает свой выбор: в схватке на лестничной площадке побеждает пещерный человек. Герой остался жить, но погибают его духовные ценности.
- После кульминационной сцены возникает новая метафора, связанная с главным героем. Мягкий, податливый и наконец раздавленный М. М. превращается из человека в механизм (В романе «Мы» будут действовать механические люди, марширующие под звуки Музыкального завода, люди, для которых музыка Скрябина (опус 74) – «забавнейшая иллюстрация» того, что получилось в ХХ веке в припадках «вдохновения».) Уже в этом рассказе Замятин намечает образ иного мира, идущего на смену каменному веку.
- Найдём те сквозные метафоры, которые связаны с другими героями рассказа.
- Обертышев. В портретной характеристике увидим «жёлтые каменные зубы, и между камней – мгновенный ящеричный хвостик – улыбка», увидим, как он «каменнозубо улыбался». Камень не случайно становится лейтмотивом образа Обёртышева, человека холодного, неприступного. Его равнодушие агрессивно, поэтому – «жёлтые каменные зубы сквозь бурьян, жёлтые зубы – из глаз, весь Обёртышев обрастал зубами, всё длиннее зубы». И вот перед нами гротескный образ пещерного чудовища.
Выразителен замятинский гротеск. Предельное преувеличение какой-либо одной детали создаёт характер, формирует читательское отношение к нему и замещает подробное описание.
- Художественный мир рассказ необыкновенно целен. Все замятинские метафоры – глина, камень, мамонт («мамонтоподобным» назван домовой председатель Селихов) – связаны с главной метафорой рассказа – метафорой каменного века. И в то же время каждая из них выявляет конкретную индивидуальность персонажа.
- 6. Особенности речевых характеристик в рассказе. В речи преобладает разговорный стиль. Она лишена закруглённости, в ней нет слож. предложений, нередки пропуски слов, недосказанные фразы. Но одновременно она и ярко индивидуализирована
- Для речи Обёртышева характерны бесконечные повторы, заискивающая интонация. Эта слащавая манера говорить вызывает читательское отвращение
- Речь Селехова отличается пристрастием к вводным словам («во-первых –во-вторых»); любимое словечко «потеха» он употребляет в связи с событиями отнюдь не всегда смешными..
- Но наиболее своеобразна речь Мартина Мартиныча. Неполнота, обрывистость, недосказанность – вот те её качества, которые сразу бросаются в глаза. И это психологически объяснимо, ибо Мартин Мартиныч на протяжении всего рассказа пребывает в состоянии предельного неровного напряжения.
- Эти характеристики можно отнести и к авторской речи. С чем связана такая манера повествования?
- «Понимаешь, Март, - если бы завтра затопить с самого утра, чтобы весь день было, как сейчас! А? Ну, сколько у нас? Ну с полсажени ещё есть в кабинете?
До полярного кабинета Маша давным-давно не могла добраться и не знала, что там уже… Туже узел, ещё туже!»
- Чего не договаривает автор, обрывая фразу многоточием? Почему не говорит, что же в действительности «там уже»? Но читатель вправе и сам додумать, сам понять, что в «полярном кабинете», увы, не осталось дров. Писатель Замятин живёт в ХХ веке; в отличие от писателей ХIХ века он не объясняет, а рассчитывает на чуткость самого читателя. А может быть, он боится произнести эту страшную правду, чтобы не убить надежду а Маше?
Авторская речь – голос человека, глубоко сопереживающего своим героям
- Рассмотрим ещё один пример. Разговаривая с Селиховым о всевозможных мелочах,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"
Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по Редактировать Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по теме "Bildende Kunst"
Знакомство учащихся с творчеством выдающихся художников немецкоговорящих стран, в частности с творчеством Альбрехта Дюрера...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...