А. Блок. "Двенадцать". Комментированное чтение поэмы. Презентация
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Blok_Prezentaciya_Moya_Dvenadcat.zip | 639.25 КБ |
Подписи к слайдам:
Александр Блок«Двенадцать»
Комментированное чтение
Александр Блок (фотография)
Иллюстратор Юрий Анненков
А. Блок:
«Сегодня я – гений!»
«Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью»
Почему поэма названа «Двенадцать»?
Содержит 12 глав.
Героями поэмы являются 12 красноармейцев.
Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.
Время создания поэмы
В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января.
«Двенадцать» в оценке современников
В рядах врагов оказались И. Бунин,
А. Куприн, К. Бальмонт, Л. Андреев, И. Северянин.
«Блок продался большевикам!»
Сатира на революцию
«Величайшее достижение» поэзии Блока (газета «Правда»)
«Интеллигенция и революция»
Что для Блока революция?
Что значит «дело художника»?
Что «не дело художника»?
Что для Блока революция?
«…мы должны слушать и любить … Звуки, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что – это о том же, всё о том же».
Что значит «дело художника»?
«…видеть то что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух».
Что «не дело художника»?
«…смотреть за тем, как исполняется задуманное, печься о том, исполнится оно или нет».
1 глава
Контраст чёрного и белого цвета.
Чёрный вечер,
Белый снег… («Белый снег» - символ чистоты и надежды)
Но
Под снежком – ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!
Что символизирует «ледок»?
Образ ветра
Ветер, Ветер
На всё божьем свете!
«Ветер хлёсткий», он «гуляет», «свищет»,
«и зол и рад»,
«разыгралась чтой-то вьюга»,
«ох, пурга какая, спасе!»
«Вьюга долгим смехом
Заливается в снегах»
образы ветра, метели имеют символический смысл.
Образ ветра бы комментирует происходящее:
одних сбивает с ног,
другим кажется «весёлым»,
он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание»,
когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет».
Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.
«Что впереди? Проходи!Чёрное, чёрное небо».
Что за путь проходят 12?
Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. (Блок не возражал, когда художник Анненков на иллюстрации точно указал адрес, где проходил патруль: Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок.)
Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок
«рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание»
«рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание»
Персонажи 1-й главы.
образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб».
Хлёсткий эпитет и оксю́морон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?»
Один голос: «А это кто? – Длинные волосы
И говорит вполголоса:
-Предатели!
- Погибла Россия!» - речевая характеристика.
Какое отношение к ним?
Вития – оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке)
Поп – «брюхо»
Барыня – «в каракуле»
Старый мир
«Буржуй на перекрёстке» - готов к предательству, боязнь нового. Ненавистен.
Старый мир оказывается в водовороте стихии. Как к нему относится ветер? («крутит подолы», «прохожих косит»)
Эти скользящие на снегу тени пропадают во мраке чёрного вечера, чтобы появиться в финале поэмы как тревожный призрак прошлого.
«А вон и долгополый…»«старушка, как курица…»
Старый мир
Другой голос . Чей?
Слух поэта запечатлевает эти конкретные «голоса». («Голосами» в поэме представлена музыка революции)
Можно ли эту музыку назвать «великой, музыкой будущего, звуками которой наполнен воздух»?
Теоретическая концепция терпит крах, когда воплощается в произведении.
2 глава
Раздаются разные, порой исключающие друг друга реплики
Кто их произносит? Сам автор?
Или 12, которые скоро выйдут на авансцену?
А может быть те, кто враждебен революции?
Реплики 2-й главы
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!
Холодно, товарищи, холодно!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь…
Эх, эх, без креста!
Лозунги
Вперёд, вперёд, вперёд,
Рабочий народ! (6)
Товарищ! Гляди
В оба! (10)
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг! (2)
- Правильно со стороны речи построены?
Во 2 главе на авансцену выходят 12.
Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы;
Как они появляются в поэме?
- на фоне многоголосия
- чёткий маршевый ритм
- реплики анархического толка:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!
12 в начале поэмы даются в разных восприятиях.
«В зубах цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!»
«Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!»
«Ванюшка сам теперь богат…»
Новый мир, как и старый, Блок не идеализирует.
Стихия и Двенадцать
- Вместе с ними появляется новый цвет – отблеск огня:
«Винтовок чёрные ремни,
Кругом – огни, огни, огни…»
12 – выразители народной стихии, они несут в себе и все её крайности.
Сознают свой революционный долг
«Революцьонный держите шаг»
и готовы его исполнить:
«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь…»
Стихия родственна двенадцати.
В отличие от врагов революции, ветра, стихии, грозящей перевернуть мир, 12 не противостоят им, они возникают из неё:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек...
«Гуляет ветер, порхает снег.Идут двенадцать человек...»
3 – 7 главы. Катька
В чём значение этих глав?
Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи?
В каком эмоциональном ключе даны эти главы?
«А Катька где? – Мертва, мертва!Простреленная голова!»
«Ох, товарищи, родные,Эту девку я любил…»
Чувства Петьки
«Помнишь, Катя, офицера –
Не ушёл он от ножа…»
Каковы его чувства?
Какая реплика принадлежит Петьке?
«А Катька где? – Мертва, мертва!
Простреленная голова!»
«Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!»
«Он головку вскидавает, он опять повеселел!»
8 глава.
Соль иронии заключается в следующей сюжетной ситуации. Ведь «буржуя убьёт за зазнобушку» - умышленная сюжетная ирония, которая окарикатуривает слово героя.
Так какая же разница между старым и новым миром?
По определению Блока, старый мир – скука, новый – музыка.
Но главка заканчивается словом «скучно!»
Музыка вырастает в скуку.
«Ужь я ножичком полосну, полосну…» - диссонанс. И диссонанс потому, что скучно.
Почему убийство Катьки- единственное событие в поэме?
Чтобы «показать чёрную злобу и ненависть»,
что «им ничего не жаль»,
что «идут без креста и без имени святого»,
что «для них нет никаких преград»,
что революция сопряжена с кровью,
что её жертвами становятся безвинные люди.
10 – 12 главыМотивы чёрной злобы и страшного мира в изображении героев поэмы.
Мотивы буйной воли перерастают в чувство вселенской тоски, скуки, готовящейся вылиться в месть всему ненавистному миру.
12 красногвардейцев, единых теперь, продолжают шествие в революции.
«…Вдаль идут державным шагом…»
Но одновременно в их душах растут тревога и беспокойство.
Стихия оказывается с ними в весьма сложных отношениях.
Ветер перерастает во вьюгу («И вьюга пылит им в очи…»).
На пути красноармейцев оказываются «сугробы пуховые - / Не утянешь сапога…».
Им кажется, что за сугробами скрывается незримый враг . («Эй, товарищ, будет худо, / Выходи, стрелять начнём!») А в ответ на выстрелы красноармейцев.
Цветовая гамма
Какой цвет исчез в заключении?
Какой теперь господствующий?
«…Это ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…»
«Кто там машет красным флагом?»
«Впереди с кровавым флагом…»
Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»?
«Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их кронами господа показывали свою власть».
Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»?
У каждого крестьянина
Душа что туча чёрная –
Гневна, грозна, и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям…
А. Н. Некрасов
«…злоба, грустная злоба
Кипит в груди…» А. Блок
Почему с такой неприязнью Бунин отнёсся к «Двенадцати»?
он потом напишет, что Блок «впал в некий род помешательства на большевизме»?
Наверное, если бы Бунин увидел в поэме Блока изображение «окаянных дней», он не отнёсся бы к ней враждебно.
Тут всё сложнее у Блока и гораздо трагичнее.
Сатиры на революцию в поэме нет
Чёрная злоба для поэта – выражение святой злобы.
«Интеллигенция и революция»:
«… ведь за прошлое – отвечаем мы? Мы – звенья единой цепи. Или на нас лежат грехи отцов? – Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать «лучшие».
Отношение Блока к революции
Ровно через год, в январе 1919 г. записывает:
«У кого-то (у предков) был досуг, деньги и независимость, рождались гордые и независимые дети, дети воспитывались, их научили тому, как создавать бесценное из ничего… потом писать книги и… жить этими книгами в ту пору, когда не научившиеся их писать умирают с голоду».
Итак, Блок принимает революцию.
Блок принимает революцию
Старый мир – «шелудивый пёс» – ненавистен Блоку.
«Революция есть музыка, которую имеющий уши должен слышать» («Интеллигенция и революция»)
В революции заключено для Блока Возмездие старому миру.
Жизнь вынуждала создавать картины и образы, не соответствовавшие их замыслам
«Написав «Двенадцать», он все эти 3 с половиной года старался уяснить себе, что же у него получилось… он пытливо вслушивался в то, что говорят о «Двенадцати» (К. Чуковский)
Двойственное отношение поэта к революции
В поэме переплетается:
«низкое» с «высоким»,
романтический идеал окружён мрачными реалиями быта.
Блок в поэме ведёт диалог с самим собой.
«Впереди - Исус Христос»?
Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы.
1. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле, подобно другим фигурам.
2. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.
Может быть, это не Христос, а Антихрист?
Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой» («Дневник» А. Блока. 20.02.1918 г.).
Кровавый флаг
С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что даёт основание считать его Антихристом.
«Снежной россыпью жемчужной,В белом венчике из роз –Впереди – Иисус Христос».
Очистить мир от векового зла.
3
И всё же самому Блоку, может быть, действительно, и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный И. Христос. И цель их видел поэт в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, может быть, вообще свободный от зла. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство.
Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии. Ибо был основан на насилии.
«белый венчик из роз» - ?
Но на голове «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считается цветом мира. М. Цветаева:
Белизна – угроза черноте.
Белый храм грозит гробам и грому.
Бледный праведник грозит Содому
Не мечом – а лилией в щите.
Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа:
он идёт «нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной».
Белизна пронизывает весь облик Христа.
Да Христос ли изображён?
Но флаг всё-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего:
Чёрный вечер.
Белый снег.
Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора, не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.
Может, лже-Христос? Озлобленные бандиты - апостолы Дьявола, не иначе.
«И за вьюгой невидим,И от пули невредим…»
Речь идёт именно о Христе.
Но истинно блоковская лирическая нежность, с которой написаны выбивающиеся из общего стиля поэмы последние строки, убеждает: речь идёт именно о Христе.
Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора, не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.
Имя Иисус
- Имя Иисус что означает?
- Он что делал?
- Противоречит ли всему этому явление Христа в конце поэмы Блока?
Из письма А. Блока Ю. Анненкову
«Если бы из верхнего левого угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него – Христом – это была бы исчерпывающая обложка».
Почему Христос должен появиться в момент убийства Катьки?
«Христос с красным флагом – это ведь – «и так и не так». (из письма Анненкову)
А шли красногвардейцы за Исусом или стреляли в него?
Блок так и не сумел до конца жизни ответить на эти вопросы.
Но в самом последнем стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента образу и к самой святой идее – идее свободы:
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Через 2 года после «12» и статьи «Интеллигенция и революция»
Блок пишет: «Недавно я говорил одному из вчерашних врагов, едва ли теперь простившему мою деятельность того времени, что я, хоть и не мог написать теперь того, что писал тогда, не отрекаюсь ни в чём от писаний того года».
«Пушкинскому дому»
А через три года в январе 1921:
Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.
Георгий Иванов пишет,
что умирающий Блок «непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены».
Но Георгий Иванов рассказывает о смерти Блока с чужих слов. Но то, что Блок пережил крушение мифа, очевидно.
Блок – пророк!
И всё же «Двенадцать» остаётся художественным и историческим свидетелем о необыкновенных надеждах и их гибели и вместе с тем – необычайных прозрений в суть происходящего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"
План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...
Отражение эпохи в форме и содержании поэмы А. Блока «Двенадцать».
Урок по литературе в 11 классе....
Урок литературы в 11-м классе "Поэма А. Блока "Двенадцать" — гимн революции?"
Блок – величайший русский поэт начала ХХ века. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, стали одной из главных тем его творчества. А. Блок в св...
Презентация к поэме А. Блока "Двенадцать"
Материал презентации раскрывает основную мысль поэмы, дополняет текст поэмы иллюстрациями Анненкова, черновиками автора....
Поэма А. Блока "Двенадцать". Презентация к урокам.
Презентация включает весь необходимый материал для изучения поэмы А. Блока. Из-за большого объёма разделена на 3 части....
Презентация к уроку литературы по изучению поэмы А.А.Блока "Двенадцать" в 11 классе
Поэма эта резко не походила ни на что, созданное поэтом прежде, и произвела на современников двойственное впечатление. Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались и «красные», и «белые», т.е. и те,...
Презентация к поэме А. А. Блока "Двенадцать"
Презентация к поэме А.А.Блока "Двенадцать"...
Комментарии
Очень нужный материал в
Спасибо огромное! Очень
Спасибо огромное! Очень хорошая работа!обязательно воспользуюсь с Вашего разрешения.