А. Блок. "Двенадцать". Комментированное чтение поэмы. Презентация
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Глазина Елена Александровна
11 класс. А Блок Опыт комментированного чтения поэмы А. Блока "Двенадцать" Через образы поэмы - к идейному содеражанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Blok_Prezentaciya_Moya_Dvenadcat.zip639.25 КБ

Подписи к слайдам:


Александр Блок«Двенадцать»

Комментированное чтение

Александр Блок (фотография)

Иллюстратор Юрий Анненков

А. Блок:

«Сегодня я – гений!»

«Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью»

Почему поэма названа «Двенадцать»?

Содержит 12 глав.

Героями поэмы являются 12 красноармейцев.

Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.

Время создания поэмы

В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января.

«Двенадцать» в оценке современников

В рядах врагов оказались И. Бунин,

А. Куприн, К. Бальмонт, Л. Андреев, И. Северянин.

«Блок продался большевикам!»

Сатира на революцию

«Величайшее достижение» поэзии Блока (газета «Правда»)

«Интеллигенция и революция»

Что для Блока революция?

Что значит «дело художника»?

Что «не дело художника»?

Что для Блока революция?

«…мы должны слушать и любить … Звуки, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что – это о том же, всё о том же».

Что значит «дело художника»?

«…видеть то что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух».

Что «не дело художника»?

«…смотреть за тем, как исполняется задуманное, печься о том, исполнится оно или нет».

1 глава

Контраст чёрного и белого цвета.

Чёрный вечер,

Белый снег… («Белый снег» - символ чистоты и надежды)

Но

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

Что символизирует «ледок»?

Образ ветра

Ветер, Ветер

На всё божьем свете!

«Ветер хлёсткий», он «гуляет», «свищет»,

«и зол и рад»,

«разыгралась чтой-то вьюга»,

«ох, пурга какая, спасе!»

«Вьюга долгим смехом

Заливается в снегах»

образы ветра, метели имеют символический смысл.

Образ ветра бы комментирует происходящее:

одних сбивает с ног,

другим кажется «весёлым»,

он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание»,

когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет».

Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.

«Что впереди? Проходи!Чёрное, чёрное небо».

Что за путь проходят 12?

Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. (Блок не возражал, когда художник Анненков на иллюстрации точно указал адрес, где проходил патруль: Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок.)

Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок

«рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание»

«рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание»

Персонажи 1-й главы.

образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб».

Хлёсткий эпитет и оксю́морон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?»

  

Один голос: «А это кто? – Длинные волосы

И говорит вполголоса:

-Предатели!

- Погибла Россия!» - речевая характеристика.

 

Какое отношение к ним?

Вития – оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке)

Поп – «брюхо»

Барыня – «в каракуле»

 

Старый мир

«Буржуй на перекрёстке» - готов к предательству, боязнь нового. Ненавистен.

Старый мир оказывается в водовороте стихии. Как к нему относится ветер? («крутит подолы», «прохожих косит»)

Эти скользящие на снегу тени пропадают во мраке чёрного вечера, чтобы появиться в финале поэмы как тревожный призрак прошлого.

«А вон и долгополый…»«старушка, как курица…»

Старый мир

Другой голос . Чей?

 

Слух поэта запечатлевает эти конкретные «голоса». («Голосами» в поэме представлена музыка революции)

Можно ли эту музыку назвать «великой, музыкой будущего, звуками которой наполнен воздух»?

Теоретическая концепция терпит крах, когда воплощается в произведении.

2 глава

Раздаются разные, порой исключающие друг друга реплики

Кто их произносит? Сам автор?

Или 12, которые скоро выйдут на авансцену?

А может быть те, кто враждебен революции?

Реплики 2-й главы

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищи, холодно!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в Святую Русь…

Эх, эх, без креста!

Лозунги

Вперёд, вперёд, вперёд,

Рабочий народ! (6)

  

Товарищ! Гляди

В оба! (10)

 Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг! (2)

 

- Правильно со стороны речи построены?

Во 2 главе на авансцену выходят 12.

Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы;

Как они появляются в поэме?

- на фоне многоголосия

- чёткий маршевый ритм

- реплики анархического толка:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

12 в начале поэмы даются в разных восприятиях.

«В зубах цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!»

«Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,

Мою, попробуй, поцелуй!»

«Ванюшка сам теперь богат…»

Новый мир, как и старый, Блок не идеализирует.

Стихия и Двенадцать

- Вместе с ними появляется новый цвет – отблеск огня:

«Винтовок чёрные ремни,

Кругом – огни, огни, огни…»

12 – выразители народной стихии, они несут в себе и все её крайности.

Сознают свой революционный долг

«Революцьонный держите шаг»

и готовы его исполнить:

«Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в Святую Русь…»

Стихия родственна двенадцати.

В отличие от врагов революции, ветра, стихии, грозящей перевернуть мир, 12 не противостоят им, они возникают из неё:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек...

«Гуляет ветер, порхает снег.Идут двенадцать человек...»

3 – 7 главы. Катька

В чём значение этих глав?

Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи?

В каком эмоциональном ключе даны эти главы?

«А Катька где? – Мертва, мертва!Простреленная голова!»

«Ох, товарищи, родные,Эту девку я любил…»

Чувства Петьки

«Помнишь, Катя, офицера –

Не ушёл он от ножа…»

Каковы его чувства?

Какая реплика принадлежит Петьке?

«А Катька где? – Мертва, мертва!

Простреленная голова!»

«Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…

Лежи ты, падаль, на снегу!»

«Он головку вскидавает, он опять повеселел!»

8 глава.

Соль иронии заключается в следующей сюжетной ситуации. Ведь «буржуя убьёт за зазнобушку» - умышленная сюжетная ирония, которая окарикатуривает слово героя.

Так какая же разница между старым и новым миром?

По определению Блока, старый мир – скука, новый – музыка.

Но главка заканчивается словом «скучно!»

Музыка вырастает в скуку.

«Ужь я ножичком полосну, полосну…» - диссонанс. И диссонанс потому, что скучно.

Почему убийство Катьки- единственное событие в поэме?

Чтобы «показать чёрную злобу и ненависть»,

что «им ничего не жаль»,

что «идут без креста и без имени святого»,

что «для них нет никаких преград»,

что революция сопряжена с кровью,

что её жертвами становятся безвинные люди.

10 – 12 главыМотивы чёрной злобы и страшного мира в изображении героев поэмы.

Мотивы буйной воли перерастают в чувство вселенской тоски, скуки, готовящейся вылиться в месть всему ненавистному миру.

12 красногвардейцев, единых теперь, продолжают шествие в революции.

«…Вдаль идут державным шагом…»

Но одновременно в их душах растут тревога и беспокойство.

Стихия оказывается с ними в весьма сложных отношениях.

Ветер перерастает во вьюгу («И вьюга пылит им в очи…»).

На пути красноармейцев оказываются «сугробы пуховые - / Не утянешь сапога…».

Им кажется, что за сугробами скрывается незримый враг . («Эй, товарищ, будет худо, / Выходи, стрелять начнём!») А в ответ на выстрелы красноармейцев.

Цветовая гамма

Какой цвет исчез в заключении?

Какой теперь господствующий?

«…Это ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…»

«Кто там машет красным флагом?»

«Впереди с кровавым флагом…»

Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»?

«Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.

Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их кронами господа показывали свою власть».

Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»?

У каждого крестьянина

Душа что туча чёрная –

Гневна, грозна, и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям…

А. Н. Некрасов

«…злоба, грустная злоба

Кипит в груди…» А. Блок

Почему с такой неприязнью Бунин отнёсся к «Двенадцати»?

он потом напишет, что Блок «впал в некий род помешательства на большевизме»?

Наверное, если бы Бунин увидел в поэме Блока изображение «окаянных дней», он не отнёсся бы к ней враждебно.

Тут всё сложнее у Блока и гораздо трагичнее.

Сатиры на революцию в поэме нет

Чёрная злоба для поэта – выражение святой злобы.

«Интеллигенция и революция»:

«… ведь за прошлое – отвечаем мы? Мы – звенья единой цепи. Или на нас лежат грехи отцов? – Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать «лучшие».

Отношение Блока к революции

Ровно через год, в январе 1919 г. записывает:

«У кого-то (у предков) был досуг, деньги и независимость, рождались гордые и независимые дети, дети воспитывались, их научили тому, как создавать бесценное из ничего… потом писать книги и… жить этими книгами в ту пору, когда не научившиеся их писать умирают с голоду».

Итак, Блок принимает революцию.

Блок принимает революцию

Старый мир – «шелудивый пёс» – ненавистен Блоку.

«Революция есть музыка, которую имеющий уши должен слышать» («Интеллигенция и революция»)

В революции заключено для Блока Возмездие старому миру.

Жизнь вынуждала создавать картины и образы, не соответствовавшие их замыслам

«Написав «Двенадцать», он все эти 3 с половиной года старался уяснить себе, что же у него получилось… он пытливо вслушивался в то, что говорят о «Двенадцати» (К. Чуковский)

Двойственное отношение поэта к революции

В поэме переплетается:

«низкое» с «высоким»,

романтический идеал окружён мрачными реалиями быта.

Блок в поэме ведёт диалог с самим собой.

«Впереди - Исус Христос»?

Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы.

1. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле, подобно другим фигурам.

2. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

Может быть, это не Христос, а Антихрист?

Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой» («Дневник» А. Блока. 20.02.1918 г.).

Кровавый флаг

С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что даёт основание считать его Антихристом.

«Снежной россыпью жемчужной,В белом венчике из роз –Впереди – Иисус Христос».

Очистить мир от векового зла.

3

И всё же самому Блоку, может быть, действительно, и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный И. Христос. И цель их видел поэт в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, может быть, вообще свободный от зла. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство.

Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии. Ибо был основан на насилии.

«белый венчик из роз» - ?

Но на голове «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считается цветом мира. М. Цветаева:

Белизна – угроза черноте.

Белый храм грозит гробам и грому.

Бледный праведник грозит Содому

Не мечом – а лилией в щите.

Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа:

он идёт «нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной».

Белизна пронизывает весь облик Христа.

Да Христос ли изображён?

Но флаг всё-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего:

Чёрный вечер.

Белый снег.

Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора, не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.

Может, лже-Христос? Озлобленные бандиты - апостолы Дьявола, не иначе.

 

«И за вьюгой невидим,И от пули невредим…»

Речь идёт именно о Христе.

Но истинно блоковская лирическая нежность, с которой написаны выбивающиеся из общего стиля поэмы последние строки, убеждает: речь идёт именно о Христе.

Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора, не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.

 

Имя Иисус

- Имя Иисус что означает?

- Он что делал?

- Противоречит ли всему этому явление Христа в конце поэмы Блока?

Из письма А. Блока Ю. Анненкову

«Если бы из верхнего левого угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него – Христом – это была бы исчерпывающая обложка».

Почему Христос должен появиться в момент убийства Катьки?

«Христос с красным флагом – это ведь – «и так и не так». (из письма Анненкову)

А шли красногвардейцы за Исусом или стреляли в него?

Блок так и не сумел до конца жизни ответить на эти вопросы.

Но в самом последнем стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента образу и к самой святой идее – идее свободы:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Через 2 года после «12» и статьи «Интеллигенция и революция»

Блок пишет: «Недавно я говорил одному из вчерашних врагов, едва ли теперь простившему мою деятельность того времени, что я, хоть и не мог написать теперь того, что писал тогда, не отрекаюсь ни в чём от писаний того года».

«Пушкинскому дому»

А через три года в январе 1921:

Что за пламенные дали

Открывала нам река!

Но не эти дни мы звали,

А грядущие века.

Пропуская дней гнетущих

Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих

Сине-розовый туман.

Георгий Иванов пишет,

что умирающий Блок «непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены».

Но Георгий Иванов рассказывает о смерти Блока с чужих слов. Но то, что Блок пережил крушение мифа, очевидно.

Блок – пророк!

И всё же «Двенадцать» остаётся художественным и историческим свидетелем о необыкновенных надеждах и их гибели и вместе с тем – необычайных прозрений в суть происходящего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"

План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...

Урок литературы в 11-м классе "Поэма А. Блока "Двенадцать" — гимн революции?"

Блок – величайший русский поэт начала ХХ века. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, стали одной из главных тем его творчества. А. Блок в св...

Презентация к поэме А. Блока "Двенадцать"

Материал презентации раскрывает основную мысль поэмы, дополняет текст поэмы иллюстрациями Анненкова, черновиками автора....

Поэма А. Блока "Двенадцать". Презентация к урокам.

Презентация включает весь необходимый материал для изучения поэмы А. Блока. Из-за большого объёма разделена на 3 части....

Презентация к уроку литературы по изучению поэмы А.А.Блока "Двенадцать" в 11 классе

Поэма  эта резко не походила ни на что, созданное поэтом прежде, и произвела на современников двойственное впечатление. Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались и «красные», и «белые», т.е. и те,...

Презентация к поэме А. А. Блока "Двенадцать"

Презентация к поэме А.А.Блока "Двенадцать"...


 

Комментарии

Софронова Ольга Игоревна

Очень нужный материал в данной презентации. Спасибо, Елена Александровна!
Дроздова Ирина Валентиновна

Спасибо огромное! Очень хорошая работа!обязательно воспользуюсь с Вашего разрешения.