Интегрированный урок Портрет
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Антосюк Любовь Михайловна

Интегрированный урок литературы и ИЗО в  7 классе. Цель урока - рассмотреть  портрет как средство постижения внутреннего состояния человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Integrir_urok_Portret.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     МОУ «Лицей №1» п. Тюльган Оренбургской области

                         

             Портрет как средство постижения

              внутреннего состояния человека

            Интегрированный урок русского языка, литературы и

                        изобразительного искусства в 7 классе

           

                                                     Антосюк Любовь Михайловна,

                                                                   учитель литературы,

                                                    Ахмедьянов Дамир Сагитович,

                                                                      учитель рисования

МОУ «Лицей №1» п. Тюльган

Оренбургской области

Тюльган

  Портрет как средство постижения внутреннего состояния человека

                              Интегрированный урок русского языка, литературы и

                                          изобразительного искусства в 7 классе

Цели урока:

-учиться сопоставлять предметы и явления,

-учиться владеть словом и кистью,

-расширять кругозор, совершенствовать  речевые навыки,

-учиться понимать друг друга, другого человека,

-развивать воображение, творчество.

Цели относительно учащихся:

-закрепить понятие портрета,

-учиться «читать» портрет,

-учиться описывать внешность человека,

-учиться рисовать портрет.

Цели относительно учителя:

-расширить понятия «портрет», «психологический портрет»,

-учить понимать человека через портрет,

-учить описывать портрет.

Формы работы: беседа, групповая работа, элементы исследовательской работы

Методическое обеспечение: презентация учительская, выставка рисунков учеников, ученическая презентация, интерактивная доска, выход в интернет.

                                           Ход урока

Вступление. Беседа

Лит:

- Ребята, как вы сами к себе относитесь, себя любите?

-А что вам в себе не нравится?

-А если бы у вас вдруг волосы стали пышные, красивые, вы бы чувствовали се6я счастливее?

-Есть физическая красота, внешняя, и духовная красота, внутренняя. Как вы думаете, они зависят друг от друга?

-А что важнее?

-Как можно увидеть физическую красоту? (через портрет)

- А внутреннюю, духовную? (через поступки, дела, поведение человека)

И цель нашего урока – учиться через внешнее постигать внутреннее, через портрет почувствовать состояние человека. Поэтому у нас урок сегодня интегрированный.

 Мы будем использовать такие термины:  портрет, психологический портрет, анфас, профиль, холодные, теплые тона, духовная, нравственная красота, гармония. («Понятийный словарь» на стенде)

 ИЗО: ( Работаем по учительской презентации)

-На уроках рисования мы уже пользовались таким понятием – портрет. Что такое портрет в живописи? ( после ответов учащихся – СЛАЙД 2 )

-Давайте совершим экскурсию в музей  Виртуальная экскурсия в музеи через Интернет, http://www.art-portret.ru/1.html (.  СЛАЙД 3,4   Если невозможен интернет, то на слайдах заготовлен «Зал портретов»)

-Какие виды портретов есть в нашей галерее? СЛАЙДЫ 4, 5, 6 ( женские, мужские, детские, групповые)

-Что важно художнику показать в портрете? ( эпоху, культуру, одежду, внутреннее состояние человека)

(  СЛАЙД 7):   И.П.Аргунов «Девушка в кокошнике»,

 В.Васнецов «Аленушка», А. Пластов «Родник».

Лит: 

-Определите главную мысль художника в этих картинах. ( Учащимся предлагается дать словесное описание портретов)

  http://naholste.info/?t=6&s=6   «Девушка в кокошнике» : автор Аргунов И.П.   18 век.

Этот портрет – олицетворение русского национального типа женской красоты, в нём художник подчеркивает скромность, поэтичность, душевную открытость героини.

  http://nearyou.ru/vvasnetsov/talen81.html   «Аленушка»: автор В.Васнецов. 19 век

Аленушка сидит на берегу озера на сером камне и отрешённо смотрит в воду. Её большие глаза широко открыты. Густые волосы небрежно падают на плечи. Она в стареньком сарафанчике, в выцветшей кофточке. Ей грустно.  Никто не может помочь ей.

  http://www.museum.ru/alb/image.asp?45137   «Родник»: автор А.Пластов. 20 век  

 Шумит ветер в густом ивняке. Рвет косынку, распушил тяжелые косы, шуршит в складках светлого ситцевого платья девушки, пришедшей по воду. Свежесть. Чистота.

Солнечные зайчики, продравшись сквозь заросли ивняка, сверкнули в жёлобе, рассыпались битыми алмазами в ведре и озарили стройную фигуру девушки. Победоносная босоногая юность властно чарует нас в этом холсте.

ИЗО: (  СЛАЙД 7):  

-Ребята, посмотрите, как нарисовано лицо героев этих полотен? (анфас, профиль,

 три четверти)

 -Портрет человека можно изобразить по-разному: анфас, профиль, три четверти

          ( Учитель  рисует на интерактивной  доске, учащиеся рисуют в альбомах, обсуждаются удачные рисунки )

ИЗО:

- По портрету можно определить настроение человека. СЛАЙД 8, 9, 10

 - Давайте нарисуем  дружеский шарж, который бы передавал настроение человека.

          ( рисует на интерактивной доске  сердитого, плачущего, улыбающегося  человека, учащиеся учатся рисовать шаржи)

Лит:  СЛАЙД  11. (Изображено три портрета)

- Посмотрите на портрет. Определите настроение героя и опишите его портрет. ( Ученики описывают)

 ИЗО:  СЛАЙД 12

- Что помогает передать настроение человека на портрете? ( цвет )

 - С помощью цвета, колорита, оттенков передается внутреннее состояние человека.

( учитель поясняет понятия теплых и холодных тонов, показывает цветовую ромашку)   СЛАЙД 13. 

 -  Посмотрите на  эти  портреты (изображены контрастные по цвету портреты)

  -  Вопрос № 1.   Какими красками написаны портреты?

  -  Вопрос  № 2.  Какое настроение передал художник, использовав такой колорит?  

Лит: 

- Вопрос №3.  О чем могут думать герои картин? ( Ученики рассуждают)

-  В литературе мы с вами познакомились с таким понятием, как «психологический портрет». Раскройте значение этого понятия ( учащиеся  отвечают).

- Вот Дима к сегодняшнему уроку исследовал 1 главу повести М. Горького «Детство» и утверждает, что автор использовал психологический портрет для выразительности образов повести. Дадим ему слово.

  Ученик:  

(индивидуальное задание к уроку: ученик на примере 1 главы повести М. Горького «Детство» раскрывает понятие «психологического портрета»)

Лит: 

- Убедительна ли была работа Димы? ( Оценка ребят)

 - Дома вы выполняли творческое задание:  рисовали портреты своих знакомых, друзей, родственников.

Самостоятельное творческое задание: составьте небольшие тексты – описание внешности человека по вашим рисункам.

( Ученики группами по 2 человека составляют тексты)

ИЗО: 

 -  Давайте посмотрим результаты вашей работы,  послушаем ваши описания, соответствуют ли они портрету.

 (Учащиеся подходят к своим портретам, показывают классу и читают составленные тексты. Тексты в приложении. )

- Соответствуют ли тексты изображению портретов? (Оценивают)

Лит:

-  Будут ли они соответствовать понятию «психологический портрет»?

ИЗО: 

- А теперь посмотрим нашу портретную галерею (рассматриваем выставку, учитель рисования  и ребята оценивает работы учащихся класса, обращая особое внимание на те портреты, где отображено внутренне состояние человека)

Лит:

- В нашем понятийном словаре сегодня присутствует слово «гармония».  Как вы его понимаете?

 - Наш мир создан так, чтобы все в нем было гармоничным. Нет некрасивых людей. Есть люди духовно нищие и духовно богатые. Давайте будем стремиться быть в гармонии со всем окружающим, быть духовно богатыми, нравственно совершенными.

ИЗО: 

 - А для этого нужно учиться видеть друг друга, воспринимать и понимать. Этому мы и учимся с вами на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства и многих других.

Сейчас на доске я набросаю портрет одного из вас, того, кто был сегодня особенно неравнодушным и эмоционально реагировал на сегодняшний разговор. Угадайте, кто это. (Учитель работает на интерактивной доске )

Рефлексия.

- А сейчас я попрошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Допишите мысль по началу предложения:

«Сегодня на уроке я узнал…»

« Мне особенно понравилось…»

« Я хотел бы…»

 ( Учащимся раздаются листочки с началом предложения. Задание: продолжить предложение.)

- Спасибо за вашу работу.

Д/З  Нарисовать портрет понравившегося литературного героя, или

        описать внутреннее состояние литературного  героя ( из произведения «Песня про купца Калашникова» М.Лермонтова, выбрать эпизод).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...


 

Комментарии

Антосюк Любовь Михайловна

Интегрированный урок "Портрет"  (литература- ИЗО) проводится в 7 классе. Основная цель - рассмотреть  портрет как средство внутреннего психологического состояния человека.