Интегрированный урок Портрет
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Интегрированный урок литературы и ИЗО в 7 классе. Цель урока - рассмотреть портрет как средство постижения внутреннего состояния человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Integrir_urok_Portret.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей №1» п. Тюльган Оренбургской области
Портрет как средство постижения
внутреннего состояния человека
Интегрированный урок русского языка, литературы и
изобразительного искусства в 7 классе
Антосюк Любовь Михайловна,
учитель литературы,
Ахмедьянов Дамир Сагитович,
учитель рисования
МОУ «Лицей №1» п. Тюльган
Оренбургской области
Тюльган
Портрет как средство постижения внутреннего состояния человека
Интегрированный урок русского языка, литературы и
изобразительного искусства в 7 классе
Цели урока:
-учиться сопоставлять предметы и явления,
-учиться владеть словом и кистью,
-расширять кругозор, совершенствовать речевые навыки,
-учиться понимать друг друга, другого человека,
-развивать воображение, творчество.
Цели относительно учащихся:
-закрепить понятие портрета,
-учиться «читать» портрет,
-учиться описывать внешность человека,
-учиться рисовать портрет.
Цели относительно учителя:
-расширить понятия «портрет», «психологический портрет»,
-учить понимать человека через портрет,
-учить описывать портрет.
Формы работы: беседа, групповая работа, элементы исследовательской работы
Методическое обеспечение: презентация учительская, выставка рисунков учеников, ученическая презентация, интерактивная доска, выход в интернет.
Ход урока
Вступление. Беседа
Лит:
- Ребята, как вы сами к себе относитесь, себя любите?
-А что вам в себе не нравится?
-А если бы у вас вдруг волосы стали пышные, красивые, вы бы чувствовали се6я счастливее?
-Есть физическая красота, внешняя, и духовная красота, внутренняя. Как вы думаете, они зависят друг от друга?
-А что важнее?
-Как можно увидеть физическую красоту? (через портрет)
- А внутреннюю, духовную? (через поступки, дела, поведение человека)
И цель нашего урока – учиться через внешнее постигать внутреннее, через портрет почувствовать состояние человека. Поэтому у нас урок сегодня интегрированный.
Мы будем использовать такие термины: портрет, психологический портрет, анфас, профиль, холодные, теплые тона, духовная, нравственная красота, гармония. («Понятийный словарь» на стенде)
ИЗО: ( Работаем по учительской презентации)
-На уроках рисования мы уже пользовались таким понятием – портрет. Что такое портрет в живописи? ( после ответов учащихся – СЛАЙД 2 )
-Давайте совершим экскурсию в музей Виртуальная экскурсия в музеи через Интернет, http://www.art-portret.ru/1.html (. СЛАЙД 3,4 Если невозможен интернет, то на слайдах заготовлен «Зал портретов»)
-Какие виды портретов есть в нашей галерее? СЛАЙДЫ 4, 5, 6 ( женские, мужские, детские, групповые)
-Что важно художнику показать в портрете? ( эпоху, культуру, одежду, внутреннее состояние человека)
( СЛАЙД 7): И.П.Аргунов «Девушка в кокошнике»,
В.Васнецов «Аленушка», А. Пластов «Родник».
Лит:
-Определите главную мысль художника в этих картинах. ( Учащимся предлагается дать словесное описание портретов)
http://naholste.info/?t=6&s=6 «Девушка в кокошнике» : автор Аргунов И.П. 18 век.
Этот портрет – олицетворение русского национального типа женской красоты, в нём художник подчеркивает скромность, поэтичность, душевную открытость героини.
http://nearyou.ru/vvasnetsov/talen81.html «Аленушка»: автор В.Васнецов. 19 век
Аленушка сидит на берегу озера на сером камне и отрешённо смотрит в воду. Её большие глаза широко открыты. Густые волосы небрежно падают на плечи. Она в стареньком сарафанчике, в выцветшей кофточке. Ей грустно. Никто не может помочь ей.
http://www.museum.ru/alb/image.asp?45137 «Родник»: автор А.Пластов. 20 век
Шумит ветер в густом ивняке. Рвет косынку, распушил тяжелые косы, шуршит в складках светлого ситцевого платья девушки, пришедшей по воду. Свежесть. Чистота.
Солнечные зайчики, продравшись сквозь заросли ивняка, сверкнули в жёлобе, рассыпались битыми алмазами в ведре и озарили стройную фигуру девушки. Победоносная босоногая юность властно чарует нас в этом холсте.
ИЗО: ( СЛАЙД 7):
-Ребята, посмотрите, как нарисовано лицо героев этих полотен? (анфас, профиль,
три четверти)
-Портрет человека можно изобразить по-разному: анфас, профиль, три четверти
( Учитель рисует на интерактивной доске, учащиеся рисуют в альбомах, обсуждаются удачные рисунки )
ИЗО:
- По портрету можно определить настроение человека. СЛАЙД 8, 9, 10
- Давайте нарисуем дружеский шарж, который бы передавал настроение человека.
( рисует на интерактивной доске сердитого, плачущего, улыбающегося человека, учащиеся учатся рисовать шаржи)
Лит: СЛАЙД 11. (Изображено три портрета)
- Посмотрите на портрет. Определите настроение героя и опишите его портрет. ( Ученики описывают)
ИЗО: СЛАЙД 12
- Что помогает передать настроение человека на портрете? ( цвет )
- С помощью цвета, колорита, оттенков передается внутреннее состояние человека.
( учитель поясняет понятия теплых и холодных тонов, показывает цветовую ромашку) СЛАЙД 13.
- Посмотрите на эти портреты (изображены контрастные по цвету портреты)
- Вопрос № 1. Какими красками написаны портреты?
- Вопрос № 2. Какое настроение передал художник, использовав такой колорит?
Лит:
- Вопрос №3. О чем могут думать герои картин? ( Ученики рассуждают)
- В литературе мы с вами познакомились с таким понятием, как «психологический портрет». Раскройте значение этого понятия ( учащиеся отвечают).
- Вот Дима к сегодняшнему уроку исследовал 1 главу повести М. Горького «Детство» и утверждает, что автор использовал психологический портрет для выразительности образов повести. Дадим ему слово.
Ученик:
(индивидуальное задание к уроку: ученик на примере 1 главы повести М. Горького «Детство» раскрывает понятие «психологического портрета»)
Лит:
- Убедительна ли была работа Димы? ( Оценка ребят)
- Дома вы выполняли творческое задание: рисовали портреты своих знакомых, друзей, родственников.
Самостоятельное творческое задание: составьте небольшие тексты – описание внешности человека по вашим рисункам.
( Ученики группами по 2 человека составляют тексты)
ИЗО:
- Давайте посмотрим результаты вашей работы, послушаем ваши описания, соответствуют ли они портрету.
(Учащиеся подходят к своим портретам, показывают классу и читают составленные тексты. Тексты в приложении. )
- Соответствуют ли тексты изображению портретов? (Оценивают)
Лит:
- Будут ли они соответствовать понятию «психологический портрет»?
ИЗО:
- А теперь посмотрим нашу портретную галерею (рассматриваем выставку, учитель рисования и ребята оценивает работы учащихся класса, обращая особое внимание на те портреты, где отображено внутренне состояние человека)
Лит:
- В нашем понятийном словаре сегодня присутствует слово «гармония». Как вы его понимаете?
- Наш мир создан так, чтобы все в нем было гармоничным. Нет некрасивых людей. Есть люди духовно нищие и духовно богатые. Давайте будем стремиться быть в гармонии со всем окружающим, быть духовно богатыми, нравственно совершенными.
ИЗО:
- А для этого нужно учиться видеть друг друга, воспринимать и понимать. Этому мы и учимся с вами на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства и многих других.
Сейчас на доске я набросаю портрет одного из вас, того, кто был сегодня особенно неравнодушным и эмоционально реагировал на сегодняшний разговор. Угадайте, кто это. (Учитель работает на интерактивной доске )
Рефлексия.
- А сейчас я попрошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Допишите мысль по началу предложения:
«Сегодня на уроке я узнал…»
« Мне особенно понравилось…»
« Я хотел бы…»
( Учащимся раздаются листочки с началом предложения. Задание: продолжить предложение.)
- Спасибо за вашу работу.
Д/З Нарисовать портрет понравившегося литературного героя, или
описать внутреннее состояние литературного героя ( из произведения «Песня про купца Калашникова» М.Лермонтова, выбрать эпизод).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Комментарии
Интегрированный урок "Портрет"
Интегрированный урок "Портрет" (литература- ИЗО) проводится в 7 классе. Основная цель - рассмотреть портрет как средство внутреннего психологического состояния человека.