Творчество – окно в мир.
статья по литературе (11 класс) по теме
Интерпретация стихотворения Венены Петровской "Открою форточку - летите сны бумажные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Tvorchestvo.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество – окно в мир.
(Интерпретация стихотворения В.Петровской « Открою форточку – летите сны бумажные...»)
Лирическая героиня В. Петровской одинока (см. статью Н.В.Терехиной «Черты неосимволизма в творчестве В.Петровской»).
Первородное одиночество («Хвощей подобьем каменных веков в нас тишина прохладой прорастает...») плюс сознательно изображенное одиночество («останусь моно - не хмурьте бровь...») невыносимо, как бы ни утешала себя Л.Г. («Я отогреюсь комплексом вины и рассчитаюсь днем столпотворения»). Поэтому очень важным мотивом ее жизни является желание придти к людям, соединиться с ними.
Главный путь единения с обществом лежит через творчество Л.Г. важно, чтобы о ней знали, понимали все нюансы духовной жизни. Показательно в этом отношении стихотворении «Открою форточку – летите, сны бумажные».
Открою форточку – летите сны бумажные,
шепну вам адрес сонно.
Там имя нацарапано мое
на сотнях нерифмованных деревьев;
глаза температурящей весны –
пейзажные средь жЕлезобетОна –
не выплаканы в детских колыбелях.
Летите, сны, со скоростью апреля,
а капли белладонны на прием
вас превратят, когда двенадцать бьет,
в чужое имя ... и тогда не дрейфьте,
в чужие сны, которых кот набредил.
Летите не в свое тысячелетье.
Но это уже будет вторсырье.
«Сны бумажные» _- это стихи, произведения в которых частичка ее души и которые она посылает и в мир, и в пошлое, когда она еще не была поэтессой («там имя нацарапано мое на сотнях нерифмованных деревьев») Это прошлое дорого героине, оно всегда живо в ней, поэтому даже во сне она помнит о нем (« Шепну вам адрес сонно»). Адрес не надо вспоминать – он никогда не забывался и не забудется.
Настоящее время героини, ее нынешнее состояние – это состояние болезненного одиночества. Такие ассоциации вызывает лексический ряд: «открою форточку – летите, сны бумажные» (ассоциации с бумажными журавликами, которые выпускали в окно безнадежно больные дети Хиросимы); метафора «глаза температурящей весны... не выплаканы в детских колыбелях» (воспаленные глаза, слезящиеся глаза - и капель за окном, и слезы), «капли белладонны на прием» - и успокоительное, и смертельно опасный яд; кот наБРЕДил – все это определяет тему болезни, название которой одиночество.
Не случайно героиня сравнивает себя с Татьяной Лариной «глаза... пейзажные средь жЕлезобетОна». Сразу вспоминается:
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Героиня, как и Татьяна Ларина, полюбила один раз и навсегда, на всю жизнь. Она верна своей любви, живет этим чувством, но любовь безответна, потому что герой – житель надлунного мира. Так же, как и Татьяна, она одинока. Тема болезни сменяет тема смерти. Белладонна – яд, способный отправить человека в мир иной. «Двенадцать бьет» - граница времени, час перемен, когда карета превращается в тыкву, принцесса в Золушку, и время завершения одного периода существования, начало другого пути. В ином мире, «не в своем тысячелетье» у героини будет «чужое имя», ее стихи станут «чужими снами», и чужим людям будет непонятен их первоначальный смысл («но это уже будет вторсырье»).
Антитеза « пейзажные» средь «железобетона» обнаруживает конфликт между героиней и действительностью. «Глаза пейзажные» - нечто живое, прекрасное, совершенное, гармоничное – таков внутренний мир героини. «Железобетон» - черствость, жесткость, бездуховность, отсутствие жизни. Как выжили «глаза пейзажные» (глаза – зеркало души) среди железобетона? И в этом стихотворении, как и в других, продолжается неприятие героиней мира действительности.
Несмотря на печальный тон произведения, в стихотворении нет ощущения безысходности. Наверное, потому, что великая любовь, верность, творчество принадлежат вечности, это одни из главных ценностей, которые освещают путь людей на Земле. Неслучайны здесь « весна» и «апрель».
В стихотворении символичны даже немногочисленные бытовые детали – реалии окружающего мира. «Форточка» вместе с ассоциативным образом окна, в которое смотрит Татьяна Ларина и пишет «заветный вензель» - это окно в мир людей и в Космос, Вечность.
Великолепна звуковая организация стиха. Благодаря аллитерации – Сны, адреС, Сонно, Сотнях, веСны, СкороСть, Свое, вторСырье – мы как будто слышим свист то ли ветра, то ли времени. Ведь стихи В.Петровской о вечности творчества.
Н.В.Терёхина,
преподаватель Старицкого
педагогического училища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к уроку информатики в 5 классе "Окно в компьютерный мир"
Цель урока: формирование понятия компьютерного окна, его элементов как составляющей части графического интерфейса и умения выполнять основные действия с окном.В комплекте представлена презентация к ур...
Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)
Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...
Урок "Окно в компьютерный мир" для 5 класса к учебнику Н. В. Макаровой
Разработка открытого урока по информатике в 5 классе по УМК Н. В. Макаровой по теме "Окно в компьютерный мир". Полная разработка содержит презентацию (можно использовать для интерактивной доски), а та...
Презентация к уроку "Окно в компьютерный мир" для 5 класса к учебнику Н. В. Макаровой
Презентация к открытому уроку по информатике в 5 классе по УМК Н. В. Макаровой по теме "Окно в компьютерный мир". Полная разработка содержит разработку урока с подробным сценарием, а также нарезанные ...
Графический кроссворд по теме «Структура окна MS Excel»
Графический кроссворд по теме «Структура окна MS Excel». Раздаточный материал с ответами....
Электронная презентация "Окна в недра Земли"
Презентация предназначена для изучения темы "Вулканы" в 6 классе, в презентации предложены задания для выполнения, материал может быть использован для сопровождения самостоятельного изучения материала...
«ОКНА КАК ВЗГЛЯД НА МИР,ОКНА КАК ЧАСТИЦА ДУШИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (УРОК-ВЗГЛЯД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА)
Цель урока: воспитание любви к родной литературеЗадачи урока: обучение выразительному чтению поэтического текста и взгляду на него как на исповедь поэта, развитие способности видеть глубинное в обычны...