Анализ художественного текста Тема 16
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стиль Лингвистика: система знаковых элементов, объединенных определенным функциональным значением, выделяет разговорный, публицистический, научный и др. Литературоведение: устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, характеризующие своеобразие творчества писателя, особенности литературного направления, специфику национальной литературы. «Стиль – это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некоторое содержание». А.Б.Есин, литературовед
Стиль отражает эпоху, национальные традиции, литературные направления: Писатели-классицисты - идеальные формы, соблюдение правил «трех единств» и т.д. Писатели-романтики – исключительный герой, человек мучительных страстей и решительных поступков, конфликт мечты и действительности, прием контраста Писатели-реалисты – жизненная правда, связность повествования, простота формы, отсутствие умолчаний, щепетильное отношение к читателю
Стилевые особенности прозы И.А.Гончарова Крупные жанровые формы Наличие этико-философской концепции (ценность семьи, радость труда, духовное сохранение себя, жизнь души человеческой) Объективность изображения Семейно-бытовой план: повседневная жизнь и повороты судьбы «Громадна и страшна простая жизнь в наготе ее правды…» Сопоставление героев (их немного) Женские образы – носители идеального начала Конкретные авторские оценки, но не категоричные Неторопливость повествования Психологизм, философичность и лиризм прозы Тщательный отбор символических деталей
Стилевые признаки: Лексическая окраска (разговорная или письменная речь) Синтаксический строй (короткий или длинный синтаксический период) Явственность или приглушенность авторского голоса Место диалога в произведении Темп изложения Особенности предметной изобразительности (портрет, пейзаж, интерьер…) Своеобразие композиции и сюжета Специфика пространства и времени Языковое своеобразие (мудрость и простота пушкинского слога, метафоричность бунинского языка)
Вопросы и задания Прочитайте фрагменты повести А.П.Платонова «Котлован» и найдите стилевые особенности прозы писателя До самого вечера молча ходил Вощев по городу, словно в ожидании, когда мир станет общеизвестен. Однако ему по-прежнему было неясно на свете, и он ощущал в темноте своего тела тихое место, где ничего не было, но ничто ничему не препятствовало начаться. Как заочно живущий, Вощев гулял мимо людей, чувствуя нарастающую силу горюющего ума и все более уединяясь в тесноте своей печали. Только теперь он увидел середину города и строящиеся устройства его. Вечернее электричество уже было зажжено на построечных лесах, но полевой свет тишины и вянущий запах сна приблизились сюда из общего пространства и стояли нетронутыми в воздухе. Отдельно от природы в светлом месте электричества с желанием трудились люди, возводя кирпичные огорожи, шагая с ношей груза в тесовом бреду лесов. Вощев долго наблюдал строительство неизвестной ему башни; он видел, что рабочие шевелились равномерно, без резкой силы, но что-то уже прибыло в постройке для ее завершения. — Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? — не решался верить Вощев. — Дом человек построит. а сам расстроится. Кто жить тогда будет? — сомневался Вощев на ходу. Он отошел из середины города на конец его. Пока он двигался туда, наступила безлюдная ночь; лишь вода и ветер населяли вдали этот мрак и природу, и одни птицы сумели воспеть грусть этого великого вещества, потому что они летали сверху и им было легче. Вощев забрел в пустырь и обнаружил теплую яму для ночлега; снизившись в эту земную впадину, он положил под голову мешок, куда собирал для памяти и отмщения всякую безвестность, опечалился и с тем уснул. Но какой-то человек вошел на пустырь с косой в руках и начал сечь травяные рощи, росшие здесь испокон века. К полуночи косарь дошел до Вощева и определил ему встать и уйти с площади.
Вощев захватил свой мешок и отправился в ночь. Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд, но в городе уже были потушены огни, и кто имел возможность, тот спал, наевшись ужином. Вощев спустился по крошкам земли в овраг и лег там животом вниз, чтобы уснуть и расстаться с собою. Но для сна нужен был покой ума, доверчивость его к жизни, прощение прожитого горя, а Вощев лежал в сухом напряжении сознательности и не знал полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется? Из неизвестного места подул ветер, чтобы люди не задохнулись, и слабым голосом сомнения дала знать о своей службе пригородная собака. — Скучно собаке, она живет благодаря одному рождению, как и я. Тело Вощева побледнело от усталости, он почувствовал холод на веках и закрыл ими теплые глаза. Пивник уже освежал свое заведение, уже волновались кругом ветры и травы от солнца, когда Вощев с сожалением открыл налившиеся влажной силой глаза. Ему снова предстояло жить и питаться, поэтому он пошел в завком — защищать свой ненужный труд.
Вощев пошел по рассказу косаря и вскоре заметил дощатый сарай на бывшем огороде. Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, и припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда. Ситец рубах с точностью передавал медленную освежающую работу сердца — оно билось вблизи, во тьме опустошенного тела каждого уснувшего. Вощев всмотрелся в лицо ближнего спящего — не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза, и охладевшие ноги беспомощно вытянулись в старых рабочих штанах. Кроме дыханья, в бараке не было звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, — каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось живым только сердце, берегущее человека. Вощев почувствовал холод усталости и лег для тепла среди двух тел спящих мастеровых. Он уснул, незнакомый этим людям, закрывшим свои глаза, и довольный, что около них ночует, и так спал, не чувствуя истины, до светлого утра. * * * Утром Вощеву ударил какой-то инстинкт в голову, он проснулся и слушал чужие слова, не открывая глаз.
Стилистические особенности прозы А.П.Платонова Создание «платоновской» модели мира Заглядывание внутрь ситуации Противоречивое толкование смысла одной и той же ситуации Навязчивая рационалистичность Установление причинной связи между несвязанными событиями Ироничность прозы Сочетание быта и фантастики Использование элементов сказки и притчи Грубость образов, в том числе описывающих душевную жизнь героя Усиление роли физиологических подробностей
Стилистические особенности прозы А.П.Платонова Создание образа героя, которым владеет болезненное чувство обиды человека, обманутого в своих надеждах, отстраненного от мира других людей Смысл человеческой деятельности героя в самой деятельности Особое внимание к звукам и запахам Усложненность языка, недосказанность Нарушение норм построения фразы, сочетаемости слов, афористичность Минимум или избыточность средств выразительности Соединение поэтической и обыденной речи Частое использование каламбура, пародии, обыгрывание значений слова Активное использование ключевых слов
Домашнее задание Проанализируйте рассказ А.П.Платонова «Волчек» и выполните задания: Каким предстает мир в сознании повествователя и какие присущи ему противоречия? В чем смысл жизни для героя и почему ему интересна собака? Какие философские проблемы ставятся в рассказе? В чем особенность первой фразы? Докажите, что речь представляет сплав разговорного и художественного стилей. В чем особенность пейзажных зарисовок? С помощью каких средств автор превращает действительность в мир, хранящий тайну? Как передается мир звуков и запахов и какую роль это играет для понимания смысла? В чем необычность выбора эпитетов? Найдите ключевые слова и объясните их особую позицию в тексте. Объясните смысл их противопоставления. Какую роль играет мотив сна? В чем смысл финала и как он соотнесен с содержанием?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного текста Тема 5
Структура текста...
Анализ художественного текста Тема 6
Интерпетация произведения...
Анализ художественного текста тема 7
Позиция автора в произведении...
Анализ художественного текста Тема 8
Сюжет произведения...
Анализ художественного текста Тема 9
Композиция художественного произведения...
Анализ художественного текста тема 10
конфликт в произведении...
Анализ художественного текста Тема 13
Роль пейзажа в произведении...